База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияСлужения 1902
Дела o04.316
    Розанов Николай Ильич 
    Фамилия Розанов 
    Год рождения 1876 
    День рождения 6 
    Месяц рождения 5 
    Место рождения Самарская губ., Бугульминский у. (Татарстан, Лениногорский р.), с.Старый Кувак 
    священник 
    Родился в семье псаломщика Покровской церкви с.Старый Кувак Бугульминского уезда
    Ильи Розанова и его супруги Анны Павловны (ок.1856–21.03.1918)
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Образование
        Самарская Духовная Семинария
        Год окончания 1899 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 6 
      Рукоположение
        иерей 
        1899 
        Месяц 9 
        Кто рукоположил епископ Самарский и Ставропольский Гурий (Буртасовский) 
      Служение
        Самарская губ., Бугурусланский у. (Оренбургская о., Бугурусланский р.), с.Петровка, Казанско-Богородицкая церковь 
        иерей 
        Год начала 1899 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1901 
        Месяц окончания 8 
        Самарская губ., Бугурусланский у. (Оренбургская о., Бугурусланский р.), с.Павлушкино 
        иерей 
        Должность преподаватель и законоучитель местных школ грамоты, церковно-приходских и местных школ 
        Год начала 1901 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1902 
        Месяц окончания 7 
        Самарская губ., Бузулукский у., Твердиловская вол. (Оренбургская о., Бузулукский р.), с.Троицкое (Жданово) 
        священник 
        Должность настоятель, преподаватель и законоучитель местных школ грамоты, церковно-приходских и местных школ 
        Год начала 1902 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1918 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 10 
        С июля 1902г. о.Николай служил в с.Троицком (Жданово) Бузулукского уезда.
        В селе на главной площади стояли две церкви — свт.Николая Чудотворца (отапливаемая)
        и Троицкая, о.Николай был настоятелем обеих церквей. К приходу были приписаны
        жители соседних деревень, в т. ч. с.Мало-Троицкое.
        На некотором отдалении от с.Троицкого было поместье крупного земского деятеля
        Е.А.Жданова.
        О.Николай был женат. Жена — Мария Николаевна (род.20.07.1882г.), из соседнего
        села Державино. Дети: Ольга (род.30.07.1901г.), Александра (род.14.07.1905г.),
        Нина (род.22.04.1908г.).
        Просфорней на приходе была мать о.Николая — Анна Павловна (ок.1856г.р.); при ней
        проживала дочь Вера (1889г.р.) — сестра о.Николая.
        (Умерла Анна Павловна 21 марта 1918г., сын отпел и похоронил свою маму 23 марта).
        О.Николай являлся преподавателем и законоучителем местной школы грамоты,
        церковно-приходской школы, а также школы в с.Карловка.
        Состоял членом православного миссионерского общества.
        О.Николай особо почитал прославленного в 1903г. св.Серафима Саровского,
        в 1904г. был отпущен на две недели для посещения Саровской обители.
        Священник имел положительную характеристику со стороны церковного начальства.
        С зимы-весны 1917–1918гг. во время гражданской войны состоялись крупные столкновения
        просоветских революционных сил, которые формировались в Бузулуке, с оренбургскими
        казаками. Бузулук стал организационным и вооруженным центром борьбы с оренбургским
        казачеством во главе с атаманом А.И.Дутовым.
        Прочной поддержки Советов в Бузулукском уезде к тому времени не было.
        В конце июня 1918г. белочехи и уральские казаки захватили Бузулук. Однако
        вскоре казачьи части оставили город: уральские казаки старались не покидать
        пределов Уральского казачьего войска надолго.
        В 1918г. начались расправы над священниками.
        О.Николай был монархистом и выступал (но не открыто) за восстановление прежних
        порядков, а в первую очередь выполнял свои пастырские обязанности.
        Настоятель храмов в с.Троицком Николай Ильич Розанов стал первой жертвой расправ.
        Расправе предшествовало похищение священника и допросы с применением пыток
        активистами Советской власти.
        Современница помещика Е.А.Жданова, учительница Е.А. Жемчужникова считала, что
        именно в Троицком, а точнее в господском имении был "спущен курок" Гражданской
        войны на территории Бузулукского уезда.
        По этой версии, сельские мужики к началу полевых работ пришли к помещику
        Е.А.Жданову решать "земельный вопрос" с учетом изменения политической обстановки.
        По преданию, Е.А.Жданов подстроил так, что во время разговора с крестьянами
        в селе подожгли несколько гумен. В ходе самого разговора сын владельца Георгий Жданов
        застрелил одного из крестьян. Мужики сначала отхлынули в село и принялись
        тушить пожар. Дворянская семья, наскоро захватив с собой некоторые вещи,
        покинула усадьбу. Вскоре мужики вернулись и сожгли самый красивый и, пожалуй,
        единственный дворец в уезде. По примеру Троицкого вскоре полыхнуло в других
        дворянских селах и купеческих хозяйствах.
        Действительно, крестьянские выступления в Троицком были, но в тоже время
        выявлен факт различных провокаций со стороны некоторых сельских активистов.
        Из предания, переданного в Комиссию по канонизации святых
        Бузулукской епархии Людмилой Вершининой, которая была потомком его прихожан:
            
        "Священником в Троицком был Розанов Николай. Был строгий, требователен
             не только к прихожанам, но и к самому себе и своим детям. Он пользовался
             уважением у населения, но были у него и недруги...
             Дело было так: наш священник Розанов собрался по делам в с.Державино,
             запряг легкие санки и поехал лесом (так ближе) через Александровку. Тимофеев Д.,
             Платонов, Бесшапов С. выследили его, дождались, когда о.Николай стал
             возвращаться вечером лесом через с.Александровку, встретили, под уздцы
             остановили коня. Начали бить священника. О.Николай понял, что пощады
             не будет, бросил уже окровавленную перчатку в сани, а конь, вырвавшись,
             помчался в село.
             Батюшку убийцы потащили ближе к заимке лесника и зверски убили.
             Тело забили в яму, завалили деревьями и снегом.
             Домашние, увидев окровавленную перчатку, заподозрили недоброе, поехали
             на поиски, но уже темнело. На другой день вызвали отряд казаков.
             Начались поиски священника, но все было безуспешно. Тогда казаки собрали
             крестьян и объявили, что "если завтра к вечеру не найдем тело священника, то
             из каждого 10-го дома будем расстреливать мужчин". Убийцы заволновались.
             Тогда Тимофеев Д. рассказал своему ближнему родственнику, где находится
             тело о.Николая Розанова и посоветовал идти на поиски всем селом, взять
             собаку и сделать вид, что собака нашла тело священника в яме. Все так и
             сделали.
             Отца Николая Розанова похоронили на кладбище около церкви".

        Из рукописи Е.А.Жемчужниковой с нападками на священника и с оправданием убийц
        [Зв1 (Бузулукский филиал ГА Оренбургской обл. Ф.361. Оп.1. Д.20. ЛЛ.16об.-23об.
        (Е.А.Жемчуникова. "Очерк. Люди, время" (общие сведения о Бузулуке и его уезде
        за 1918г.)")]:
            "Жил-был в селе Жданово священник Николай Ильич Розанов, человек самоуверенный,
             особого склада, по убеждениям монархист, считал, что дворянство — соль земли,
             опора государя. Поддерживал дворян... Человек хозяйственный, сеял хлеб,
             держал скот, отправлял его в отгул к помещикам...
             В 1918г. возвратились с фронта солдаты с новыми мыслями, с новыми понятиями.
             Считали вполне законным, что землю, раньше принадлежавшую помещику Жданову,
             мужики поделили, хлеб на ней сеют.
             Батюшка считал это противозаконным, кое-где высказывался по этому поводу:
                 "Без Бога не проживете, церкви и попы нужны, без царя тоже не проживете —
                  господа нужны. А земля-то чья? — Господская!
                  Большевики — откуда пришли, туда и уйдут. Это люди временные, за грехи
                  наши посланные".

        В один из дней к священнику о.Николаю Розанову в дом приехало трое казаков,
        которые оставались там с ночевкой. Скорее всего, это были не оренбургские, а
        уральские казаки. Спустя время в с.Державино и в с.Троицкое приехало сразу
        полсотни казаков. Ночевали они в Троицком в разных домах и требовали от сельчан
        фуража.
        Появление казаков вдали, примерно в 100 километрах, от своих станиц,
        вызывало настороженность со стороны советских властей и их представителей.
        О казачьих поездках и посещении казаками священника Николая Розанова советские
        активисты из Троицкого сообщили в Бузулук, возможно, в расчете на арест настоятеля.
        Ареста не последовало. Наверное, оттого, что обвинения были не очень убедительными.
        Но местные власти устроили за священником наблюдение, советские активисты
        решили о.Николая допросить, но сделать это тайно.
        Из рукописи Е.А.Жемчужниковой:
             "Трое активистов, узнав от кухарки, что в воскресенье (дата не установлена)
              после обедни священник поедет в с.Державино, решили его перехватить.
              Встречу у лесника приготовили в омшанике, чтобы никто не мешал,
              лесник должен был караулить, он был родной брат Дмитрию Полиектову,
              одному из тройки.
              Двое верхами вооруженные, остановили Николая Ильича у поворота в бор:

                "— Батюшка, поверните налево!"
              Василий Михайлович Александров соскочил с лошади, отдал поводья товарищу,
              а сам к батюшке в тарантас, взял у него вожжи, направил лошадь на поворот,
              на дорогу в бор.

                 — Зачем? Что это значит?

                 — Ничего особенного, в потайном месте хотим по душам поговорить с Вами.

                 — Поедемте домой, там и поговорим.

                 — Нельзя, Николай Ильич, нельзя, разговор секретный без свидетелей.
              Хотел Николай Ильич спрыгнуть с тарантаса, но Василий Михайлович его
              предупредил:

                 — Сидите спокойно, мы Вам зла не желаем, поговорим и отпустим,
                   проводим до дома.
              Приехали к леснику, пригласили в омшаник. Там столик поставлен, скамейки,
              стулья. На столе приготовлена лампа — все честь честью".

        Допрос начал В.М. Александров. После общих вопросов о политической ситуации
        священника спросили, зачем ездят казаки, на, что о.Николай будто бы ответил:

             "— Ездят из-за вас, дураков. Некоторые из вас, которые подурее, пойдут
                за большевиков. Есть такие, знаю таких, всех вас знаю, знаю Вас, Василий
                Михайлович, знаю Вас, Дубовицкий, знаю братьев Полиектовых, болею за вас.
                Сошли вы с правильного пути, хочется просветить вас, я — ваш пастырь,
                вы мои овцы, не так ли?
                Кто пойдет за большевиков, тех будут бить, случится война. Кто будет
                воевать? — Казаки, вот им и надо знать, где они будут воевать, как им
                действовать, чтобы скорее большевиков победить без лишней крови, без
                лишних жертв.

              — Спасибо Вам, Батюшка, направляете нас, разуму-уму учите, спасибо!
                Скажите, победят большевиков, а потом что будет?

              — Будет то, что должно быть — царя посадят. Выберут нового, если старый
                не понравится.

              — А без царя не можно?

              — Нет, никак невозможно, никакой образ правления России не подходит,
                не по плечам — только царское! Это не бесхлебная Германия, это
                не Франция с виноградным вином, это не Италия, впроголодь питающаяся
                макаронами. Это Россия с хлебом и царем! ...

              — Батюшка Вы за кого: за мужиков, с которыми рядом живете, или за господ,
                за казаков?

              — Я на стороне Закона Божия, кто за Божий Закон, на той стороне и я".

        Разговор, очевидно, завершился глубокой ночью.
        Заговорщики могли отпустить священника домой, могли отвезти в Бузулук и сдать
        властям, однако все решилось иначе. Батюшку заперли в омшанике и по очереди
        караулили.
        Уже на следующее утро жители Троицкого начали поиски настоятеля храма.
        Встревоженная матушка обратилась к старосте за помощью и вскоре сельчане
        прочесали лесную дорогу, овраги и ложбины. Поиски в тот день были безрезультатны.
        Отец Николай понимал, что его будут искать, он был еще жив, а заговорщики тем
        временем выносили приговор.
        Нельзя исключать, что священника избили или пытали.
           "Вечером, на следующий день, в омшанике состоялся последний разговор:
            Когда батюшка замолчал, один из тройки активистов, В.М.Александров,
            повторил вопрос:
              "Мы против царя, против казаков, против помещиков. Вы значит против
                  мужиков?"
            А сам в упор смотрел ему в глаза... Батюшка молчал.
            Д.Полиектов подтвердил:
              "Молчание — знак согласия. Больше ни слова. Молчали и молчите.
               Скиньте полукафтан, останьтесь в одном белье. Идите!..".
            Вывели и за омшаником застрелили. Когда кровь застыла, одели, шляпу на
            голову натянули, отвезли и ночью положили в долок, называемый Сурчиным.
            Утром жители Троицкого вновь поехали искать батюшку, быстро обнаружили
            свежий труп, недоумевали, как могло случиться, — вчера проезжали не один
            раз мимо Сурчиного долка, ничего не заметили, а сегодня сразу нашли."

        Официальных следственных или судебных мероприятий по обвинению о.Николая
        не проводилось.
        Впоследствии убийцы пытались объяснить свое преступление тем,
        что священник, якобы, вступил в сговор с врагами Советской власти.
        Последующие события не подтверждали такого сговора.
        Участники убийства, чтобы оправдаться в чужих глазах, распространяли также
        ложные слухи о каких-то якобы найденных убийцами у о.Николая "списках активистов",
        которые о.Николай будто бы вез благочинному в Державино, но и это было неправдой.
        Казаки, по словам Е.А.Жемчужниковой, потом приезжали в с.Троицкое и "никого не
        казнили, суд и расправу не чинили"
    Кончина
      1918 
      День 1 
      Месяц 10 
      убит местными советскими "активистами" 
      Место Самарская губ., Бузулукский у., с.Троицкое, Бузулукский бор на дороге между селами Александровка и Державино 
      Место захоронения Самарская губ., Бузулукский у., с.Троицкое, Троицкая церковь, в церковной ограде 
      Так 1 октября 1918г. мученически закончилась жизнь священника Николая Розанова.
      Перед смертью он испытал жестокие моральные страдания, а, возможно, избиения.
      Отпевал батюшку священник села Карамзина (совр. с.Преображенка Бузулукского р-на
      Василий Темников.
      Погребение состоялось 14 октября 1918г. в церковной ограде храма в Троицком.
      Место погребения утеряно
    Публикации ->
      1.Колычев Сергей Викторович. Жизнеописание священника Николая Ильича Розанова с.Троицкого Бузулукского уезда Самарской губернии. По благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия. На правах рукописи. 2019
      2.Колычев Сергей Викторович. Последний священник села Троицкого. Жизнеописание священника Николая Ильича Розанова с.Троицкого Бузулукского уезда// Вестник Бузулукской епархии. Изд. Бузулукской епархии. 2018. N 2(6). С.38–45.
    Заявители ->
      1. Колычев Сергей Викторович, кандидат исторических наук
      Использованы материалы:
         ЦГАСО Ф.32. Оп.14. Д.410. ЛЛ.34об.-35. (Клировые ведомости за 1904г.);
         ЦГАСО Ф.32. Оп.14. Д.455. ЛЛ.62об.,63. (Клировые ведомости за 1904г.);
         Метрическая книга с.Троицкого за 1918г. (запись о смерти супруги);
         Бузулукский филиал ГА Оренбургской обл. Ф.361. Оп.1. Д.20. ЛЛ.16об.-23об. (Е.А.Жемчуникова. "Очерк. Люди, время" (общие сведения о Бузулуке и его уезде за 1918 год);
         Метрическая книга с.Троицкого за 1918г. ЛЛ.15об.,16. (запись о смерти о.Николая);
         Отчет А.В.Умарова о проведении полевых археологических работ в Бузулукском р-не Оренбургской обл. по Открытому листу N 308.
         Фотографию священника и его супруги передала бузулукчанке Людмиле Вершининой жительница с.Троицкого Михеева З.Г.;
         Предание о гибели о.Николая записала Асабина Лидия Ивановна с рассказов своей матери Митроновой А.Ф., запись передана С.В.Колычеву Людмилой Вершининой;
      2. Банникова Елена Владимировна, исследователь

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ