База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Томск Год начала1934 Месяц начала4 Год окончания1934
По окончании ссылки Владыка побывал в Москве, где останавливался у брата.
Некоторое время он жил в Томске у своей матери, но климат ему не подошел,
и Владыка выбрал местом поселения г.Камышин, где находился в ссылке
священник Иоанн Скадовский, его ближайший сподвижник и друг Волгоградская о., г.Камышин Год начала1934 День начала16 Месяц начала9 Год окончания1934 Месяц окончания10
В Камышине Владыка поселился у Дарьи Алексеевны Фунтиковой, где жили о.Иоанн
Скадовский с матушкой Екатериной Владимировной и высланный с Украины епископ
Иоасаф (Попов). По всем церковным вопросам они были единомысленны и единодушны.
Жили ссыльные на пожертвования из Херсонской епархии, связь с которой не
прерывалась. Письма регулярно передавались через монаха Афанасия (Стореуса).
В Камышине Владыка и о.Иоанн организовали домашнюю церковь
Волгоградская о., г.Камышин Год ареста1934 День ареста2 Месяц ареста10
Через две недели архиепископ был арестован по подозрению в монархической и
антисоветской деятельности.
Арест владыки Прокопия был в какой-то мере случаен.
НКВД собирался арестовать жившего в ссылке епископа Иоасафа (Попова) и
близких ему людей, в это время приехал архиепископ Прокопий арестовали и его.
Он был арестован 2 октября 1934г. по подозрению в монархической и антисоветской
деятельности вместе с епископом Иоасафом (Поповым), священником
Иоанном Скадовским и священником Евстафием Норицем. Они были арестованы
по доносу арестованного вместе с ними священника Георгия Чудновского, ранее
запрещенного епископом Сталинградским Петром (Соколовым) за неблаговидное поведение
Особое Совещание при НКВД СССР 17/03/1935 Обвинение"принадлежность к "ИПЦ" ("Истинно-Православной Церкви"), контрреволюционная пропаганда, нелегальные богослужения на дому, связь с Херсонской епархией" Приговор5 лет ссылки в Каракалпакию
Архив УФСБ России по Волгоградской обл. Д.22319-ПФ.
Из протокола допроса 4 октября 1934г.:
" У кого вы были здесь, в Камышине, кроме Скадовского?
Из переписки со Скадовским я знал, что в Камышине живет архиерей Иоасаф, и когда приехал в Камышин, познакомился с ним, был у него на квартире, и он у меня. Когда я был у Иоасафа, то там, кроме меня и Иоасафа, никого не было. Раньше я Иоасафа не знал и о нем не слышал.
Вы с ним одной ориентации?
Здесь я выяснил, что мы с ним одной ориентации Патриарха Тихона".
В Рождественский сочельник, 6 января 1935г., состоялся последний допрос:
" Изложите ваши политические взгляды,
Я считаю себя человеком аполитичным, однако я являюсь убежденным последователем Православной Церкви и, как представитель последней, естественно, не могу относиться безразлично к тому, какая власть существует в стране, преследующая Церковь или, наоборот, покровительствующая Церкви. Совершенно естественно, что к политическому режиму, который покровительствует деятельности Церкви, у меня больше симпатий, чем к политическому режиму, который преследует Церковь или ограничивает свободу ее деятельности. В этом отношении я разделяю симпатии Скадовского к идее монархической власти, возглавляемой монархом помазанником Божиим... Должен оговориться, что сказанное мною не означает, что я являюсь сторонником насильственного свержения советской власти и восстановления монархии. Добиваться свержения советской власти и вести в этом направлении какую-либо политическую работу я не считаю для себя возможным, как для представителя Церкви. К тому же я считаю, что идея неограниченной монархии в настоящее время отжила свое время, и наиболее желательным в существующих условиях для меня представляется строй, обеспечивающий полное отделение Церкви от государства и гарантирующий Церкви полную свободу и невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви.
Что вы можете сказать по существу предъявляемого вам обвинения?
С момента моего освобождения из ссылки в апреле 1934 года я никаких деяний против власти и никакой агитации не проводил. Виновным себя ни в чем не считаю".
Через несколько дней, 11 января, следствие было закончено.
Из обвинения архиепископа Прокопия: "Будучи контрреволюционно настроенным и имея монархические убеждения, примыкал к организованной Поповым контрреволюционной группировке церковников в городе Камышине, куда был специально вызван членом группировки Скадовским".
Виновным архиепископ себя не признал.
17 марта 1935г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило архиепископа
Прокопия и священника Иоанна Скадовского к пяти годам ссылки в Каракалпакию
в город Турткуль
Узбекская ССР, г.Турткуль, ул.Чимбайская, 40 Год начала1935 День начала7 Месяц начала5 Год окончания1937
В Тутркуль архиепископ Прокопий и о.Иоанн прибыли 7 мая 1935г., поселились
они в одном доме.
Вскоре к ним приехала жена о.Иоанна, Екатерина Владимировна, отдавшая всю
свою жизнь помощи ссыльному духовенству.
Два года прожили здесь архиепископ и священник.
Они устроили в доме небольшую церковь и часто служили, не отказывая и тем
из живших в поселке, кто желал исповедаться или причаститься.
Те, кто внушал доверие и был внутренне расположен к православию, находил
в лице исповедников деятельное участие и духовную поддержку.
И народ потянулся в убогую келью подвижников за мудрым советом и духовным
утешением.
Жили ссыльные на пожертвования из Херсонской епархии