База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияПроживания 1928 Дела o21.32 => o21.32 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3 Осуждения 1 ОписГрупДела
ОписанияГрупДел
d01.41
    "Дело протоиерея Андроника Гирского и др., Курганская о., г.Шадринск, 1928г." 
    Архив ГА РФ. Оп.1. Д.П-77989. 
    КолЧеловек 6 
    ПриблКолЧеловек 6 протоиереев 
    ОсновныеОбвиняемые
      протоиерей Буткин Александр Григорьевич
      протоиерей Гирский Андроник Федорович
      протоиерей Милицин Виталий Степанович
      протоиерей Писарев Павел Александрович
      протоиерей Суставов Иван Павлович
      протоиерей Фаворитов Павел Михайлович
    ПериодCледствия
      Регион Курганская о., г.Шадринск 
      ПериодСледст февраль 1928г. — 10 августа 1928г. 
      МестоЗаклСлед Курганская о., г.Шадринск, Исправтруддом; Москва, Бутырская тюрьма 
      ОсновноеОбвин "систематическая а/с агитация, распространение провокационных слухов к/р характера о неизбежности войны, о гибели Соввласти, об интервенции из-за границы" 
      ГодОкончСледст 1928 
    ОбщееОписаниеДела 
    Из обвинительного заключения, составленного
    Шадринским ОГПУ 10 апреля 1928г.:
         
    "В феврале 1928г. Окротдел ОГПУ получил проверенные сведения, что
          священники-староцерковники г.Шадринска Николаевской церкви Фаворитов, Писарев,
          Милицин и Буткин в августе-сентябре 1927г. устроили в своей церкви грандиозное
          моление духовенства и верующих всего округа в честь несуществующих мощей
          "св.Симеона Верхотурского (палец животного или человека — комиссия не определила..),
          которые к тому же находились в другой церкви, принадлежащей другому
          (Григорьевскому) церковному течению. Помимо заработков эти попы использовали
          массовые стечения народа, главным образом для ведения а/с агитации и
          распространения ее среди населения через монашек-странниц: о неизбежности
          войны, интервенции из-за границы, о конце засилия большевиков и гонений над
          верой и т.д.
          20 февраля эти священники... были арестованы, по их обвинению было начато
          следствие, в процессе которого было выявлено, что наличием массы верующих
          в Шадринске воспользовались еще два священника города Гирский и Суставов,
          которые также сами и через монашек распространяли указанную выше а/с агитацию
          Последние священники тоже были арестованы 13 марта 1928г. и привлечены к делу.
          Следствие по обвинению всех шести человек установило:
          В августе-сентябре 1927г. попы Николаевской церкви Писарев, Фаворитов,
          Милицин и Буткин, решив подзаработать, устроили неофициальное совещание
          церковно-приходского совета, на котором провели постановление о совершении
          торжественных молений в честь мощей "св.Симеона Верхотурского" и о приглашении
          на эти моления духовенства округа с "паствою".
          Сделали это несмотря на то, что мощи (которых фактически не оказалось —
          осталась какая-то косточка человека или животного — комиссия не определила)
          находились не в Николаевской церкви, а в соборе, и день 25 сентября (традиционный
          праздник в честь св.Симеона Верхотурского ) является коронным праздником собора,
          где в этот день шла обычная служба.
          На приглашение отозвалось больше тысячи молящихся и несколько десятков
          попов, некоторые из которых привели свои "паствы" паломническим порядком.
          25 сентября на окраинах города стояли специальные "герольды", посланные попами,
          которые направляли "народ" в Николаевскую церковь.
          На недоуменные вопросы о том, как же молятся в Николаевской церкви, когда мощи —
          в соборе, попы и их агенты отвечали, что "это не важно, т.к. благодать
          мощей перешла в Николаевскую церковь".
          В собор, куда некоторые молящиеся приходили по старой привычке, эти же
          поповские агенты говорили то же самое, призывая народ в Николаевскую церковь.
          Скопление тысячной толпы в таком маленьком городке, как Шадринск, само
          по себе дало повод ко всяким толкам, преимущественно о надвигающейся войне.
          Попы же использовали это скопление публики и сами, и через монашек-странниц
          (которых достаточно пришло на моление) распространяли контрреворлюционные
          панические слухи. Проделано это было довольно ловко:
          После службы 25 сентября, как показывают служащие при церкви монашки,
          священники Писарев, Буткин, Фаворитов, Милицин и после Суставов — вместе и
          по очереди в Николаевской церкви и Гирский — во Владимирской церкви внушали
          (бесследно сейчас скрывшимся страннцам-монашкам — первые пять священников —
          Апполинарии и Марфе, а Гирский — Анастасии, Доминике и Татьяне):
             "Вот видите, вера не угасает. Смотрите, сколько сегодня было молящихся —
              больше тысячи. Скоро, скоро конец нашему унижению, насилиям над верой.
              Вот всегда надо собираться так, чтобы нас было больше — как сегодня.
              Должна быть война. Придут из-за границы наши спасители, свергнут душителей
              светлого разума и религии. Мы должны к этому подготовиться. Идите и по
              деревням. Где будете проходить — скажите об этом, чтобы народ знал".
          Делая эти внушения, "батюшки" советовали монашкам быть осторожнее, долго
          в деревнях не задерживаться, монашкам, слушавшим это, советовали молчать.
          Результат таких внушений не замедлил сказаться: по многим селам и деревням
          распространились и поползли слухи о неизбежной войне, о конце Соввласти, об
          интервенции из-за границы и т.д....
          Монашки действовали ловко: когда на них было заведено дело, их в округе
          уже не было — они, эти странницы, перекочевали. Работу они проводили по
          точным директивам попов: в крупное село округа Долматово, где имелся ранее
          монастырь, в конце сентября — в начале октября 1927г. после прошедших в
          Шадринске указанных выше молений в честь Симеона Верхотурского пришли
          две монашки Анастасия и Доминика, о которых говорилось выше. Они собрали
          группу верующих и агитировали:
             "В Шадринске молящихся было больше тысячи, вера не угасает, скоро конец
              нашему унижению, больше не будут коммунисты насильничать над верой.
              Нужно объединиться и ждать помощи из-за границы от находящихся там
              спасителей христианства".
          Монашки проповедовали это два дня и скрылись. После этого среди крестьян
          было паническое настроение и все время циркулировали слухи о близкой войне
          и падении борльшевиков.
          На вопрос, заданный священником Путиным монашкам Анастасии и Доминике
          после их "проповеди", откуда они узнали о сказанном ими, одна из них ответила
          тихо: "Шадринские батюшки сказали нам об этом на молебствии и после молебствия".
          Изложенное с полной очевидностью, несмотря на то, что обвиняемые виновными
          себя не признали, базируясь на "невмешательство в политику", устанавливает
          виновность всех их в предъявленном обвинении: Писарева, Буткина, Фаворитова
          и Милицина по ст.58–10 и ст.123 УК, а Суставова и Гирского — по ст.58–10 УК.
          Поэтому ПОЛАГАЮ: настоящее дело для привлечения к ответственности обвиняемых
          ... направить с санкции Окрпрокурора через СО ПП ОГПУ по Уралу, в Особое Совещание
          при Коллегии ОГПУ...".

    После этого дело было передано ОСО при Коллегии ОГПУ, которое
    10 августа 1928г. вынесло приговор всем шести обвиняемым по ст.58–10 УК РСФСР:
    3 года концлагерей с последующей ссылкой в Северный край сроком на 3 года.
    Обвиняемые виновными себя не признали.
    Они были направлены через Бутырскую тюрьму в Соловецкий концлагерь.
    По окончании срока наказания в концлагере в феврале-марте 1931г. согласно
    ршениям ОСО от 28.02.1931г., 30.04.1931г. и 03.11.1931г. они были
    сосланы через ПП ОГПУ в Северный край.
    Проходившие по делу были реабилитированы постановлением Курганского облсуда
    от 25 марта 1991г.
    СписокПострадавших ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ