Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Свенцицкий Валентин Павлович Дела oep.37 => oep.37 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Служение
      Москва, храм свщмч.Панкратия на Сретенке 
      иерей 
      Год начала 1924 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1926 
      Вернувшись из ссылки о.Валентин стал служить в храме священномученика Панкратия
      в переулке на Сретенке и вести регулярные беседы с прихожанами по вопросам веры,
      церковной жизни и Священного Писания. Его духовные дети записывали эти беседы
      и распространяли их среди верующих.
        
      В 1925г. о.Валентин был в числе множества духовенства на похоронах Святейшего
      Патриарха Тихона, которого очень любил и уважал.
        Наряду с постоянным местом служения, о.Валентин часто выступал с проповедями,
      сослужа в различных храмах Москвы и Подмосковья. В своем храме он дополнительно
      проводил целые циклы бесед на различные богословские темы — о преп.Серафиме Саровском
      и творениях Иоанна Лествичника.
        В Великий Пост 1926г. о.Валентин прочитал в храме св.Панкратия свой труд — "Шесть
      чтений о Таинстве покаяния в его истории", направленный против начинавшей тогда
      широко распространяться общей исповеди.
        Летом 1926г. о.Валентин со своими прихожанами — духовными чадами (60 чел.) —
      совершил паломничество на шести подводах в Саровский монастырь, где получил
      предсказание блаженной Марии Ивановны о переходе в другой храм. Так и произошло.
      Он был назначен настоятелем храма "Никола Большой Крест"
      Москва, храм "Никола Большой Крест" на Ильинке 
      протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1926 
      Год окончания 1928 
      В Никольском храме о.Валентин создал крепкую общину, проводил особые богослужения,
      которые продолжались всю ночь (говорят, это было неповторимо), искоренял звон и счет
      денег во время богослужения, за всенощной бесплатно разносили свечи, и часть
      службы все стояли со свечами. В своих сочинениях и проповедях о.Валентин
      открывал путь духовного совершенствования в условиях современной жизни, который
      называл "монастырем в миру". Это не означало, что люди, вставшие на такой путь,
      делаются тайными монахами и принимают негласно какие-то обеты. Речь шла о том, чтобы
      внутренне воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле
      лежащем, не допускать, чтобы его суета, его зло захлестнули душу.
        Декларация митрополита Сергия (Страгородского) от 16/29 июля 1927г. вызвала
      у о.Валентина резкий протест. В январе 1928г. по благословению епископа Димитрия
      (Любимова) он разорвал каноническое и молитвенное общение с митрополитом Сергием
      и вышел из его юрисдикции вместе со своей паствой. В Никольском храме не поминали
      ни власть, ни митрополита Сергия. О.Валентин запрещал своим духовным чадам посещать
      другие храмы.
        На Пасху 1928г. о.Валентин был арестован за неприятие Декларации митрополита Сергия
    Аресты
      Москва 
      Год ареста 1928 
      Месяц ареста 4 
    Осуждения
      ././1928 
      Приговор ссылка в Сибирь 
    Места заключения
      Красноярский край, Тракт-Ужет (в 80 км. от станции Тайшет) 
      Год начала 1928 
      Год окончания 1931 
      День окончания 20 
      Месяц окончания 10 
      В ссылке о.Валентин написал свое замечательное последнее произведение "Диалоги".
      В книге, построенной как беседа духовника и вопрошающего интеллигента, о.Валентин
      дал цельное изложение христианского мировоззрения; используя метод Сократа, вскрыл
      противоречия принципов материализма и показал необходимость веры в познании истины.
        В 1930г. он заболел тяжелой каменно-почечной болезнью. Его пытались лечить, но безуспешно.
      Он болел больше года, страдания его были невыносимыми, они пересиливали даже его
      громадную волю, но перед самым концом стал тих и ясен, ни ропота, ни обиды,
      полное смирение.
        Незадолго до кончины о.Валентин написал митрополиту Сергию покаянное письмо,
      проникнутое глубоким смирением:
            "Ваше Высокопреосвященство, Всемилостивейший Архипастырь и Отец. Я умираю.
           Уже давно меня тревожит совесть, что я тяжко согрешил перед Святой Православной
           Церковью, и перед лицом смерти мне это стало несомненно.
             Я умоляю Вас простить мой грех и воссоединить меня со Святой Православной
           Церковью. Я приношу покаяние, что возымел гордость, вопреки святым канонам,
           не признавать Вас законным первым епископом, поставив личный разум и личное
           чувство выше соборного разума Церкви, я дерзнул не подчиниться святым канонам.
           Моя вина особенно страшна тем, что я вовлек в это заблуждение многие человеческие
           души. Мне ничего не нужно: ни свободы, ни изменения внешних условий, ибо сейчас
           я жду своей кончины, но ради Христа приимите мое покаяние и дайте умереть в
           единении со Святой Православной Церковью.
                                             11 сентября 1931г. Валентин Свенцицкий".
        Одновременно он написал письмо родным и духовным чадам:
            "Свой разум и свои чувства я поставил выше Соборного разума Церкви.
           Мудрость человеческая заслонила вечное и премудрое. Соборы провидели всю
           историю, знали, какие ужасы будут творить сидящие на Патриарших престолах,
           сколько будет борьбы, жестокости, неправды, недопустимых компромиссов,
           граничащих с преступлением, и знали, какой это будет соблазн для человеческих
           душ, подобных тому, в который вовлек я вас, и все будет разорвано в клочья,
           они премудро оградили человеческие души от этих соблазнов строжайшими канонами,
           что не признавать можно только тогда, когда извращается догмат веры...
           Как случилось, что у меня открылась вполне истина — рассказать почти
           невозможно, но знайте, что это имеет прямое отношение к моему концу и,
           может быть, Господь меня сохранил перед смертью и дал возможность принести
           покаяние"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ