Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Места проживания Тверская губ., г.Вышний Волочок Год начала1923
В 19221927гг. он написал свое основное сочинение "Письма к друзьям",
посвященные актуальным вопросам церковной жизни.
В нем он резко критиковал обновленческое движение, рассуждал о причинах гонений
на Церковь в России, рассматривался вопрос о конечных судьбах Церкви и мира,
значительное внимание уделялось эсхатологическим рассуждениям, анализировал
различия между православием, католицизмом и протестантизмом, отдавая
безусловное предпочтение первому.
Принадлежал к традиции мистического богословия.
(В 19701980-е годы отдельные "Письма к друзьям", ранее распрострнявшиеся
в самиздате, были опубликованы в зарубежном "Вестнике РХД" и в нелегально
издававшемся альманахе "Надежда" (1984)) Москва, дом Ковригиной Год окончания1929 День окончания23 Месяц окончания3
До ареста в 1929г. Новоселов жил в Москве и под Москвой на нелегальном
положении у разных друзей, не сняв бороды, хотя она и выдавала его.
Часто он находил приют у одной самоотверженной женщины, Клавдии Владимировны
Назаровой. Иногда жил в квартире В.Д.Пришвиной (Валерии Лиорко) и ее матери.
Летом 1925г. жил под Москвой на ст.Пески на высоком берегу Москвы-реки в
заброшенном доме своих друзей.
Летом 1927г. жил у друзей на ст.Лобня под Москвой. Тем летом у него были
сердечные приступы.
Иногда он уезжал в другие города, где у него были единомышленники.
Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [5]:
"Сейчас такое время, сказал мне однажды Михаил Александрович, когда
праведность человека перед Богом определяется не столько его личным
поведением, грехами или добродетелью, сколько его твердостью в вере в
верности церковному сознанию, решимостью стоять в этой верности до смерти
и мученичества".
М.А.Новоселов не признавал "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского).
Однако он был против возможного раскола Церкви по этому вопросу.
Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [5](1929г.):
"Вокруг шли аресты священников и мирян, не признававших митрополита Сергия.
Михаил Александрович приходил к нам усталый, грустный. Люди, дававшие ему
кров, начинали его побаиваться... Вокруг исчезали все лучшие... Я спросила
Михаила Александровича: "Как нам быть, если не останется священников
старого посвящения?" "Не надо создавать новый раскол, ответил Михаил
Александрович. У нас единая Церковь, внутри которой ведется борьба. Если
никого не останется идите с ними, только не забывайте крови мучеников и
пронесите свидетельство до будущего Церковного Собора, который нас рассудит,
если только не кончится история и не рассудит уже Сам Господь".
После Декларации 1927г. он стал видным деятелем "иосифлянского" движения.
Вместе с протоиереем Федором Андреевым он составил обращение к Заместителю
Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением
изменить церковно-политический курс