Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Новоселов Михаил Александрович Дела oal.13 => oal.13 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
7
Места проживания
    Места проживания
    Тверская губ., г.Вышний Волочок 
    Год начала 1923 
    В 1922–1927гг. он написал свое основное сочинение — "Письма к друзьям",
    посвященные актуальным вопросам церковной жизни.
    В нем он резко критиковал обновленческое движение, рассуждал о причинах гонений
    на Церковь в России, рассматривался вопрос о конечных судьбах Церкви и мира,
    значительное внимание уделялось эсхатологическим рассуждениям, анализировал
    различия между православием, католицизмом и протестантизмом, отдавая
    безусловное предпочтение первому.
    Принадлежал к традиции мистического богословия.
    (В 1970–1980-е годы отдельные "Письма к друзьям", ранее распрострнявшиеся
    в самиздате, были опубликованы в зарубежном "Вестнике РХД" и в нелегально
    издававшемся альманахе "Надежда" (1984))
    Москва, дом Ковригиной 
    Год окончания 1929 
    День окончания 23 
    Месяц окончания 3 
    До ареста в 1929г. Новоселов жил в Москве и под Москвой на нелегальном
    положении у разных друзей, не сняв бороды, хотя она и выдавала его.
    Часто он находил приют у одной самоотверженной женщины, Клавдии Владимировны
    Назаровой. Иногда жил в квартире В.Д.Пришвиной (Валерии Лиорко) и ее матери.
    Летом 1925г. жил под Москвой на ст.Пески на высоком берегу Москвы-реки в
    заброшенном доме своих друзей.
    Летом 1927г. жил у друзей на ст.Лобня под Москвой. Тем летом у него были
    сердечные приступы.
    Иногда он уезжал в другие города, где у него были единомышленники.
    Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [5]:
    "Сейчас такое время, — сказал мне однажды Михаил Александрович, — когда
    праведность человека перед Богом определяется не столько его личным
    поведением, грехами или добродетелью, сколько его твердостью в вере — в
    верности церковному сознанию, решимостью стоять в этой верности до смерти
    и мученичества".

    М.А.Новоселов не признавал "Декларацию" митрополита Сергия (Страгородского).
    Однако он был против возможного раскола Церкви по этому вопросу.
    Из воспоминаний В.Д.Пришвиной [5](1929г.):
    "Вокруг шли аресты священников и мирян, не признававших митрополита Сергия.
    Михаил Александрович приходил к нам усталый, грустный. Люди, дававшие ему
    кров, начинали его побаиваться... Вокруг исчезали все лучшие... Я спросила
    Михаила Александровича: "Как нам быть, если не останется священников
    старого посвящения?" — "Не надо создавать новый раскол, — ответил Михаил
    Александрович. — У нас единая Церковь, внутри которой ведется борьба. Если
    никого не останется — идите с ними, только не забывайте крови мучеников и
    пронесите свидетельство до будущего Церковного Собора, который нас рассудит,
    если только не кончится история и не рассудит уже Сам Господь".

    После Декларации 1927г. он стал видным деятелем "иосифлянского" движения.
    Вместе с протоиереем Федором Андреевым он составил обращение к Заместителю
    Патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) с предложением
    изменить церковно-политический курс

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ