Ќовомученики и »споведники –усской ѕравославной ÷еркви XX века
(с) ѕ—“√”, ѕ—“Ѕ» (с) Ѕратство во »м€ ¬семилостивого —паса
Home page
[back][up level][first][prev][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ‘»ќ Ѕорис (’олчев Ѕорис ¬асильевич)
    ( * ) Ѕорис (’олчев Ѕорис ¬асильевич) 
    √од рождени€ 1895 
    ƒень рождени€ 7 
    ћес€ц рождени€ 6 
    ћесто рождени€ ќрел 
    архимандрит 
    ‘отографии[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[до 1922г.] [1922-1927гг.] [1927-1928гг.] [1928-1935гг.] [конец 1930-х - 1940-е гг.] [1948-1955гг.] [1955-1971гг.]
      ќбразование
        ќрловска€ ѕерва€ гимнази€ 
        √од окончани€ 1913 
        –одом из купеческой семьи, он был старшим ребенком среди п€терых детей.
        ќт деда-иконописца он унаследовал сильную волю, твердый характер и целомудрие,
        никогда не раздражалс€, был спокойным, серьезным, очень самосто€тельным. ¬о всем
        его облике была особа€ убедительность, вызывающа€ доверие у людей. ¬о врем€ учебы
        в 1-й ќрловской гимназии удивл€л всех своими познани€ми и способност€ми. ѕро€вл€л
        интерес к религиозной философии, психологии, истории и другим гуманитарным наукам.
        ¬ гимназические годы заболел ревматизмом и, как следствие, пороком сердца.
        √имназию окончил в 1913г. с золотой медалью и поощрительной стипендией дл€ продолжени€
        образовани€.
        ћосковский университет, историко-филологический факультет 
        √од окончани€ 1920 
        ¬ эти годы он уже живет напр€женной внутренней жизнью, прилага€ усили€
        к нравственному совершенствованию себ€ в духе ≈вангельских заповедей. ѕозже он говорил
        "Ќадо трудитьс€, чтобы привлечь к себе благодать Ѕожию, если не будет борьбы, труда,
        то и благодати не к чему будет прикоснутьс€."
        ¬ 1916г. впервые побывал в ќптиной ѕустыне
        и побывав у обоих старцев, которые были там в то врем€, јнатоли€ и Ќектари€,
        почувствовал, что его старец — о.Ќектарий. ѕоследние годы о.Ѕорис не раз говорил,
        "¬се, что мне сказал о.Ќектарий уже исполнилось, осталось одно, после чего €
        скоро умру." ”чась на историко-филологическом факультете ћосковского университета,
        Ѕорис специализировалс€ по психологии, был одним из лучших учеников. ћосковский
        период жизни Ѕориса тесно св€зан с церковью —в€тител€ Ќикола€ в  ленниках, на ћаросейке,
        насто€телем которого был о.јлексей ћечев, у которого он и исповедовалс€. — сыном
        о.јлексе€ — о.—ергием ћечевым, Ѕориса св€зывала глубока€ духовна€ дружба, продолжав-
        ша€с€ долгие годы. ¬рем€ от времени Ѕорис ездил в ќптину, общалс€ со —тарцем и
        ничего не делал без его благословени€. «акончив университет в 1920г., Ѕорис вернулс€
        в ќрел
      —лужение
        ќрел, ѕедагогический институт 
        ƒолжность преподаватель 
        √од начала 1920 
        √од окончани€ 1922 
        „итал лекции по психологии и логике по приглашению ректора института, известного
        ученого-востоковеда Ќ.». онрад
        ќрел, ¬оскресенска€ церковь 
        ƒолжность секретарь церковно-приходского совета 
        √од начала 1920 
        √од окончани€ 1922 
      јресты
        ќрел 
        √од ареста 1922 
        јрестован весной, при изъ€тии церковных ценностей.
      ћеста заключени€
        ќрел, тюрьма 
        √од начала 1922 
        √од окончани€ 1922 
        «аключен в ќрловскую тюрьму, где провел почти два мес€ца. ¬ыпущен за
        отсутствием улик
      —лужение
        ћосква, I-й ¬спомогательный психологический институт 
        ƒолжность научный сотрудник 
        √од начала 1922 
        √од окончани€ 1924 
        ѕереехал в ћоскву и стал работать по приглашению профессора „елпанова в только что
        основанном им институте дл€ умственно отсталых детей. ¬ этом же институте работал
        как врач-психоневролог —ергей јлександрович Ќикитин (будущий епископ —тефан); он
        сблизилс€ с Ѕорисом и стал ходить в тот же храм на ћаросейке
        ћосква, педологическа€ станци€ Ќаркомпроса 
        ƒолжность научный сотрудник 
        √од начала 1924 
        ќн был одним из первых молодых ученых, занимавшихс€ проблемами экспериментальной
        психологии и готовилс€ к защите диссертации. ƒень был уже назначен. Ѕорис приехал
        к —тарцу за благословением. Ќо о.Ќектарий сказал:"ј теперь оставь все это и посв€-
        щайс€ в диаконы в церковь Ќиколы в  ленниках". Ќаучный мир был ошеломлен. ќ.—ергий
        ћечев, которому Ѕорис передал слова —тарца, выразил сомнение в том, что можно просить
        о посв€щении неженатого человека и сказал, что к —тарцу надо ехать еще раз.  огда
        Ѕорис приехал, —тарец ответил: "—кажи им: епископ не может быть женат". –одители
        Ѕориса с одобрением встретили весть о будущем св€щенстве и благословили сына иконой
        —пасител€
      –укоположение
        диакон 
        1927 
        ƒень 21 
        ћес€ц 4 
        ћесто ћосковска€ о., с. отельники, церковь —в€тител€ Ќикола€ 
         то рукоположил архиепископ »ннокентий Ѕийский 
      —лужение
        ћосква, церковь свт.Ќикола€ „удотворца в  ленниках 
        диакон 
        √од начала 1927 
        ƒень начала 21 
        ћес€ц начала 4 
        √од окончани€ 1928 
        ƒень окончани€ 21 
        ћес€ц окончани€ 7 
      –укоположение
        иерей 
        1928 
        ƒень 21 
        ћес€ц 7 
         то рукоположил епископ —ерпуховский јрсений (∆адановский) 
        ќ.Ѕорис в годы св€щенства жил в ћоскве, сначала в районе с.¬сехсв€тского, а затем на ѕлющихе
      —лужение
        ћосква, церковь свт.Ќикола€ в  ленниках 
        св€щенник 
        √од начала 1928 
        ƒень начала 21 
        ћес€ц начала 7 
      ћеста проживани€
        ћосква,  расноармейский пер., 13–1 
        √од окончани€ 1931 
        ƒень окончани€ 16 
        ћес€ц окончани€ 2 
      јресты
        ћосква 
        √од ареста 1931 
        ƒень ареста 16 
        ћес€ц ареста 2 
      ќсуждени€
         оллеги€ ќ√ѕ” ———– 
        30/04/1931 
        ќбвинение "€вл€лс€ участником антисоветской организации, состо€щей из лиц религиозного культа" 
        —тать€ ст.58–11 ”  –—‘—– 
        ѕриговор 5 лет »“Ћ 
        √рупповое дело "дело о.Ѕориса ’олчева. ћосква, 1931г." 
      ћеста заключени€
        ћосква, Ѕутырска€ тюрьма 
        √од начала 1931 
        ћес€ц начала 2 
        √од окончани€ 1931 
        —одержалс€ во врем€ предварительного заключени€
        ”ральска€ о., г. расновишерск, затем  емеровска€ о., г.ёрга 
        √од начала 1931 
        √од окончани€ 1935 
        —начала работал на стройке в г. расновишерске, позднее был переведен в лагерь в
        —ибири, где работал в свиноводческом хоз€йстве. —сылка была очень т€жела, особенно
        страшен был этап. Ќекоторые падали на дороге и их оставл€ли умирать. ¬ деревне
        недалеко от лагер€ поселилась одна из духовных дочерей о.Ѕориса, врач ћари€ ѕетровна
        Ћаврова, преданно за ним ухаживавша€, несмотр€ на преклонный возраст (ей было более
        60 лет). ¬последствии она сопровождала его до самой своей смерти. ¬ сибирской ссылке
        о.Ѕорис встретил знакомого по ќптиной ѕустыни — иеродиакона –афаила.  ак ветери-
        нарный фельдшер он имел привилегию, жил не в общем бараке, а в отдельном свином
        стойле; эту же привилегию он выхлопотал дл€ о.Ѕориса, и там они вдвоем встречали
        ѕасху. —рок был сокращен на год
      ћеста проживани€
        ќрел 
        √од окончани€ 1938 
        »з лагер€ о.Ѕорис вышел очень слабым, с возобновившимс€ процессом в легких.
        ∆ил в ќрле с матерью и сестрой, туда же перебралась и ћари€ ѕетровна
        ярославска€ о., г.–ыбинск 
        √од начала 1938 
        ¬ 1938г. по распор€жению Ќ ¬ƒ переехал в –ыбинск, где прожил 10 лет.
        ≈динственной его помощницей была ћари€ ѕетровна. Ёто были годы почти затвора.
        ќ.Ѕорис исповедовал живущих в ссылке духовных детей о.—ерги€ ћечева. Ћитургию
        служил один.
        Ќекоторое врем€ в г.–ыбинске и в деревне на берегу ¬олги в 20 км от города жил
        о.—ергий. ќни переписывались, в 1941г. было последнее их свидание. ¬ лесу, сид€
        на поваленном дереве, они долго беседовали. ќтец —ергий сказал тогда, что скоро
        умрет; его предсказание сбылось в конце года, но о.Ѕорис о смерти своего друга
        узнал только в 1950г., когда уже служил в ‘ергане; он один отпевал его в  рестовой
        церкви архиерейского дома в “ашкенте
      —лужение
        ”збекистан, г.‘ергана, храм св.преподобного —ерги€ –адонежского 
        иерей, протоиерей (с 19.05.1953) 
        ƒолжность благочинный ‘ерганского округа (с 15.10.1948), насто€тель (с 16.03.1950) 
        √од начала 1948 
        ƒень начала 15 
        ћес€ц начала 9 
        √од окончани€ 1953 
        ƒень окончани€ 15 
        ћес€ц окончани€ 6 
        ¬ 1948г. о.Ѕорису стало возможно служить открыто, он приехал в —реднюю јзию к ¬ладыке
        √урию (≈горову) “ашкентскому, который хотел его направить в јшхабад, но случилось
        јшхабадское землетр€сение и о.Ѕорис был назначен в ‘ергану. Ёто произошло на праздник
        –ождества Ѕогородицы, который был особенным днем дл€ о.Ѕориса, т.к. многие важные
        событи€ в жизни совпадали с ним.
        ’рам был переделан из немецкой кирхи, был из€щным и красивым. Ќарод скоро почувствовал
        о.Ѕориса, в храме стало больше мол€щихс€. ћногих принимал у себ€ в доме. Ѕывали
        у него и баптисты, с главным руководителем которых о.Ѕорис долго беседовал наедине.
          хлыстам, приходившим в храм относилс€ строго, не допускал под благословение.
        Ѕыло много крестин младенцев, иногда человек до сорока; о.Ѕорис очень уставал
        физически. “€жело было дл€ о.Ѕориса и его положение благочинного. ¬о врем€ его служени€
        был полностью обновлен иконостас. »коны дл€ него писала ћари€ Ќиколаевна —околова
        (монахин€ »улиани€) с учениками; после окончани€ иконостас выгл€дел также, как в “роицком
        соборе “роице-—ергиевой Ћавры.
        ќ.Ѕорис жил в крайне стесненных жилищных услови€х: маленька€ комнатка, в которой
        не топилась печь.  роме того, к нему приехали из Ћенинграда сестра и две
        старенькие, измученные блокадой женщины-врачи. ¬се они жили в одной комнате.
        ќднажды о.Ѕорису приснилс€ старичок и сказал: "Ѕлагословите, о.Ѕорис, €
        переложу ¬ам печь, чтобы ¬ы не мерзли", и назавтра пришел этот самый старичок
        и переложил печь
        “ашкент, ”спенский кафедральный собор 
        протоиерей 
        ƒолжность председатель “ашкенского епархиального совета (с 31.12.1954), насто€тель (с 30.08.1955) 
        √од начала 1953 
        ƒень начала 15 
        ћес€ц начала 6 
        √од окончани€ 1955 
        ƒень окончани€ 8 
        ћес€ц окончани€ 10 
        јрхиепископ ≈рмоген, назначенный на “ашкентскую кафедру после ¬ладыки √ури€, давно
        знал о.Ѕориса и сразу же перевел его в “ашкент.
        ¬ самом начале служени€ ему было поручено крестить взрослых. ѕередварительно батюшка
        беседовал с ними и исповедовал, счита€ это совершенно необходимым при крещении
        взрослых. Ѕеседовал он с крещаемыми и восприемниками наедине. Ѕывали и такие случаи,
        что приходили из любопытства, а после беседы сознательно крестились. ” него было
        глубокое понимание людей, чуткость, он умел подойти именно так, как того требовал
        душа человека. «а каждой Ћитургией батюшка говорил хот€ бы краткое слово. ѕо воскресень€м,
        после вечерней службы, проводил беседы на тему о ћолитве √осподней, каждый раз
        разбира€ всего одно прошение, но раскрывал его очень глубоко, привод€ слова св€тых
        отцов, рассказыва€ о мельчайших подробност€х жити€ св€тых.
        ќн говорил негромко, неторопливо, и проповедь о.Ѕориса находила отклик в сердцах людей.
        Ќо не всем пришлась по душе попул€рность о.Ѕориса, строгое
        его отношение к богослужени€м: на батюшку посыпались доносы. ≈му запретили принимать
        людей наедине в крещальне и дома. »з воспоминаний духовной дочери о.Ѕориса [«в2]:
        "» конечно, о.Ѕорис был под надзором. » ему запрещали общение с молодежью. Ќаши
        общени€ были чреваты. я все это испытывала на себе, лавиру€ среди комсомольцев,
        и у входа в храм и в храме, но как-то без страха, не осознава€ опасности. ј
        тех кто попадал, проходил через испытани€. Ѕерег √осподь молитвами о.Ѕориса,
        мен€ легкомысленную, берег и от вступлени€ в комсомол, дважды увод€ мен€ из
        двора райкома по странным причинам. » €, грешна€, удостоилась ощущать на себе
        действие благодати Ѕожией, исходившей через о.Ѕориса. ћолилс€ о.Ѕорис за мен€
        и моих чад! —колько было скорбей, невзгод, болезней, но все чудесно проходило
        и было всегда посещением Ѕожиим!" ќ.Ѕорис не признавал общей исповеди. ќн считал,
        что надо исповедовать грех перед св€щенником, а не только перед Ѕогом, т.к. сущность
        исповеди есть самопосрамление; исповедь есть страдание кающегос€ и сострадание
        к нему св€щенника. ќбщую исповедь, говорил о.Ѕорис, мог делать о.»оанн  ронштадтский,
        который непосредственно видел душу человека и не допускал к —в€той „аше непока€вшихс€.
        Ќо мы так делать не можем: при общей исповеди грех остаетс€ на человеке.
        ¬ 1954г. о.Ѕорис был назначен председателем “ашкентского ≈пархиального —овета
      –укоположение
        иеромонах 
        Ѕорис 
        1955 
        ƒень 7 
        ћес€ц 10 
        ћесто “ашкент 
         то рукоположил архиепископ “ашкентский ≈рмоген (√олубев) 
        ѕод праздник ѕреподобного —ерги€, во врем€ всенощного бдени€ совершилс€ постриг
        о.Ѕориса. ƒл€ участи€ в нем были вызваны монашествующие со всей епархии, наход€щиес€
        на приходах. ¬ладыка ≈рмоген, пострига€ Ѕориса, не изменил его имени, а в приветст-
        венном слове сказал: "я не изменил имени при постриге о.Ѕориса, ибо он всю жизнь
        был монах, нес монашеский подвиг"
        архимандрит 
        1955 
        ƒень 26 
        ћес€ц 11 
        ћесто “ашкент 
         то рукоположил архиепископ “ашкентский ≈рмоген (√олубев) (?) 
        ¬ладыка ≈рмоген выставил кандидатуру о.Ѕориса на епископство и повез его в ћоскву,
        будучи уверенным в успехе и захватив облачение дл€ хиротонии, но гражданские власти
        не пропустили. ѕеред возвращением в “ашкент о.Ѕорис посетил Ћавру ѕреподобного —ерги€,
        где произошел знаменательный эпизод. ѕри входе о.Ѕориса в храм ѕреподобного ћихе€,
        где служилс€ молебен, служащий иеромонах сделал знак певчим, чтобы они замолчали.
        ¬ глубокой тишине о.Ѕорис приложилс€ к надгробию ѕреподобного ћихе€, сделал перед
        ним поклон, потом поклонилс€ в сторону иеромонаха. √лас народа — глас Ѕожий: певчие
        со всем народом гр€нули "»с полла эти, дэспота", как если бы к мощам прикладывалс€
        архиерей. ѕозже он сказал одному духовному сыну, что при тогдашнем церковном положении
        он не мог быть епископом, поэтому молилс€, чтобы √осподь отвел это — и молитва его
        была услышана
      —лужение
        “ашкент, ”спенский кафедральный собор 
        архимандрит 
        ƒолжность благочинный, председатель “ашкенского епархиального совета, насто€тель 
        √од начала 1955 
        ƒень начала 26 
        ћес€ц начала 11 
        √од окончани€ 1957 
        ƒень окончани€ 24 
        ћес€ц окончани€ 8 
        ¬ эти годы о.Ѕорис почти ослеп — полна€ катаракта обоих глаз. 4.01.1956 он был
        освобожден от об€занностей благочинного, в 1957г. — от об€занностей насто€тел€
        кафедрального собора с оставлением его в числе причта и назначением духовником
        епархии. ƒуховником епархии о.Ѕорис оставалс€ до самой кончины. ќн многих
        окормл€л как старец. ќдин из св€щенников писал, что в лице о.Ѕориса —реднеазиатска€
        епархи€ получила продолжение ќптинского старчества. ƒругой св€щенник писал, что
        дл€ многих он был учителем молитвы, учителем внутреннего делани€ и вообще христианской
        де€тельной жизни. »звестно много случаев прозорливости, хот€ о.Ѕорис старалс€ скры-
        вать это.
        Ѕатюшка говорил, что путь христианина похож на путь —пасител€, поэтому у каждого
        человека, идущего ко спасению, должна быть сво€ маленька€ √олгофа. „тобы со
        спокойствием и верою прин€ть ее, необходимо, чтобы у каждого христианина был и
        свой ‘авор, свой личный опыт знани€ Ѕога, Ѕогообщени€. "ќбщение со старцем
        Ќектарием было моим ‘авором", — говорил о.Ѕорис. √оворил он также, что у него в
        жизни было два учител€: книга св€тител€ »гнати€ Ѕр€нчанинова и наставлени€ старца
        Ќектари€, которые учили его практической жизни по заповед€м Ѕожиим
      Ќаграды
        право ношени€ второго креста с украшени€ми 
        √од награждени€ 1958 
         ем награжден —в€тейший ѕатриарх јлексий 
        –анее указом —в€тейшего о.Ѕорису было дано право совершать Ћитургию при
        открытых ÷арских вратах
     ончина
      1971 
      ƒень 11 
      ћес€ц 11 
      ћесто “ашкент 
      ћесто захоронени€ “ашкент, русское православное кладбище 
      ¬ последние годы жизни о.Ѕорис сильно ослабел; кроме почти полной слепоты, у него
      по€вились частые боли в сердце, больном смолоду, бессонница, посто€нна€ боль в ногах,.
      10 но€бр€ 1971г. он чувствовал себ€ плохо, но, как обычно, был за утренней и
      вечерней службой, после которой участвовал в торжественном молебне с акафистом
      св. великомученику и целителю ѕантелеимону. »споведывать он не мог и впервые перенес
      исповедь на утро. ƒома он собрал всех и попросил прочесть указанное им место из
      творений св€тител€ »гнати€ Ѕр€нчанинова, после чего стал говорить, что человек
      воспринимает мир через п€ть чувств. Ќекоторые наделены шестым чувством — интуицией,
      но есть еще обладающие седьмым. ќни воспринимают самые тонкие и сокровенные чувства
      и мысли людей. Ётим свойством обладали и обладают старцы, вид€щие душу человеческую.
      Ёто были последние слова Ѕатюшки. Ѕлагословив всех он ушел к себе.
      ”тром 11 но€бр€ ему стало плохо с сердцем, и он попросил приехавшую
      из ћосквы духовную дочь ≈лену —ергеевну ¬олнухину вызвать "скорую". Ёто было выполнено,
      ≈лена —ергеевна сидела у его постели. ѕульс постепенно слабел и наконец совсем исчез.
      ƒуша его отошла ко √осподу.
      ¬есть о кончине о.Ѕориса вскоре облетела весь “ашкент и многие верующие со скорбью
      и слезами направились в ”спенский кафедральный собор проститьс€ с почившим
      пастырем. ¬се знали его как бессеребренника, отдающего люд€м все без остатка,
      жившего, как сказал епископ ѕлатон, "большой духовной мерой".
      ƒаже на дешевенький пам€тничек у него не оказалось средств.
      13 но€бр€ епископ ѕлатон “ашкентский и —редне-јзиатский совершил заупокойную
      литургию и отпевание по монашескому чину. ѕохоронили о.Ѕориса недалеко от
      јлександро-Ќевского храма и часовни в честь иконы Ѕожией ћатери "¬сех скорб€щих
      радость".
      ѕо сведени€м [«в3] в насто€щее врем€ на могиле стоит большой точеный крест с –асп€тием,
      у могилы мраморный оклад и мраморный пол, близ могилы сто€т две скамьи. ћогила
      всегда ухожена и редко когда на ней не гор€т свечи. ѕам€ть о.Ѕориса особо чтитс€,
      как в ћоскве, так и в “ашкенте. 11 но€бр€ на могиле его многолюдно, в храмах
      всей большой епархии — ”збекистана, “аджикистана, “уркмении и  иргизии служатс€
      панихиды
    –еабилитаци€
      ƒата 04/11/1958 
       ем реабилитирован —удколлеги€ по уголовным делам ¬ерховного —уда –—‘—– 
      ѕо году репрессий 1931 
    ѕубликации
      1 јрхимандрит Ѕорис (’олчев). ќгласительные беседы с крещаемыми; Ѕеседы о молитве √осподней. —ѕб., 1995. 
      2 ≈пископ —тефан Ќикитин// ћосковский журнал. 1996. N 2. 
      —.41–49. 
      3 ≈мель€нов Ќ.≈. «а ’риста пострадавшие// “ать€нин день. 1998. ‘евраль. N 19. 
      —.12. 
    «а€вители
      1 ћедведева Ќадежда  ирилловна 
      2 ’уссу ¬ера 
      духовна€ дочь 
      3 ѕроскурн€кова “амара —еменовна 
    ƒокументы
      1 јрхив “ашкентского ≈пархиального ”правлени€. ѕослужной список архимандрита Ѕориса (’олчева) 
      2 ÷ј ‘—Ѕ –‘. ƒ.–-41650. 

(*Ѕиографический справочник "«а ’риста пострадавшие", ѕ—“√”, ћ. 1997г., 698с.

(c) ѕ—“√”. ‘акультет »ѕћ