Ќовомученики и »споведники –усской ѕравославной ÷еркви XX века
(с) ѕ—“√”, ѕ—“Ѕ» (с) Ѕратство во »м€ ¬семилостивого —паса
Home page
[back][up level][first][prev][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ‘»ќ Ѕорис (’олчев Ѕорис ¬асильевич)
    ( * ) Ѕорис (’олчев Ѕорис ¬асильевич) 
    √од рождени€ 1895 
    ƒень рождени€ 7 
    ћес€ц рождени€ 6 
    ћесто рождени€ ќрел 
    архимандрит 
    ‘отографии[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
       
      јрхимандрит Ѕорис (’олчев). “ашкент 
       
      јрхимандрит Ѕорис (’олчев) 
       
       абинет о.Ѕориса ’олчева 
       
      ќ.Ѕорис ’олчев, 1949г. ‘ергана 
       
      јрхимандрит Ѕорис (’олчев), г.“ашкент, ц.св.јлександра Ќевского на кладбище 
       
      јрхимандрит Ѕорис (’олчев), 1959г. 
       
      јрхимандрит Ѕорис (’олчев), г.“ашкент 
       
      Ѕорис ’олчев со своим отцом 
    ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[до 1922г.] [1922-1927гг.] [1927-1928гг.] [1928-1935гг.] [конец 1930-х - 1940-е гг.] [1948-1955гг.] [1955-1971гг.]
      ќбразование
        ќрловска€ ѕерва€ гимнази€ 
        √од окончани€ 1913 
        –одом из купеческой семьи, он был старшим ребенком среди п€терых детей.
        ќт деда-иконописца он унаследовал сильную волю, твердый характер и целомудрие,
        никогда не раздражалс€, был спокойным, серьезным, очень самосто€тельным. ¬о всем
        его облике была особа€ убедительность, вызывающа€ доверие у людей. ¬о врем€ учебы
        в 1-й ќрловской гимназии удивл€л всех своими познани€ми и способност€ми. ѕро€вл€л
        интерес к религиозной философии, психологии, истории и другим гуманитарным наукам.
        ¬ гимназические годы заболел ревматизмом и, как следствие, пороком сердца.
        √имназию окончил в 1913г. с золотой медалью и поощрительной стипендией дл€ продолжени€
        образовани€.
        ћосковский университет, историко-филологический факультет 
        √од окончани€ 1920 
        ¬ эти годы он уже живет напр€женной внутренней жизнью, прилага€ усили€
        к нравственному совершенствованию себ€ в духе ≈вангельских заповедей. ѕозже он говорил
        "Ќадо трудитьс€, чтобы привлечь к себе благодать Ѕожию, если не будет борьбы, труда,
        то и благодати не к чему будет прикоснутьс€."
        ¬ 1916г. впервые побывал в ќптиной ѕустыне
        и побывав у обоих старцев, которые были там в то врем€, јнатоли€ и Ќектари€,
        почувствовал, что его старец — о.Ќектарий. ѕоследние годы о.Ѕорис не раз говорил,
        "¬се, что мне сказал о.Ќектарий уже исполнилось, осталось одно, после чего €
        скоро умру." ”чась на историко-филологическом факультете ћосковского университета,
        Ѕорис специализировалс€ по психологии, был одним из лучших учеников. ћосковский
        период жизни Ѕориса тесно св€зан с церковью —в€тител€ Ќикола€ в  ленниках, на ћаросейке,
        насто€телем которого был о.јлексей ћечев, у которого он и исповедовалс€. — сыном
        о.јлексе€ — о.—ергием ћечевым, Ѕориса св€зывала глубока€ духовна€ дружба, продолжав-
        ша€с€ долгие годы. ¬рем€ от времени Ѕорис ездил в ќптину, общалс€ со —тарцем и
        ничего не делал без его благословени€. «акончив университет в 1920г., Ѕорис вернулс€
        в ќрел
      —лужение
        ќрел, ѕедагогический институт 
        ƒолжность преподаватель 
        √од начала 1920 
        √од окончани€ 1922 
        „итал лекции по психологии и логике по приглашению ректора института, известного
        ученого-востоковеда Ќ.». онрад
        ќрел, ¬оскресенска€ церковь 
        ƒолжность секретарь церковно-приходского совета 
        √од начала 1920 
        √од окончани€ 1922 
      јресты
        ќрел 
        √од ареста 1922 
        јрестован весной, при изъ€тии церковных ценностей.
      ћеста заключени€
        ќрел, тюрьма 
        √од начала 1922 
        √од окончани€ 1922 
        «аключен в ќрловскую тюрьму, где провел почти два мес€ца. ¬ыпущен за
        отсутствием улик
      —лужение
        ћосква, I-й ¬спомогательный психологический институт 
        ƒолжность научный сотрудник 
        √од начала 1922 
        √од окончани€ 1924 
        ѕереехал в ћоскву и стал работать по приглашению профессора „елпанова в только что
        основанном им институте дл€ умственно отсталых детей. ¬ этом же институте работал
        как врач-психоневролог —ергей јлександрович Ќикитин (будущий епископ —тефан); он
        сблизилс€ с Ѕорисом и стал ходить в тот же храм на ћаросейке
        ћосква, педологическа€ станци€ Ќаркомпроса 
        ƒолжность научный сотрудник 
        √од начала 1924 
        ќн был одним из первых молодых ученых, занимавшихс€ проблемами экспериментальной
        психологии и готовилс€ к защите диссертации. ƒень был уже назначен. Ѕорис приехал
        к —тарцу за благословением. Ќо о.Ќектарий сказал:"ј теперь оставь все это и посв€-
        щайс€ в диаконы в церковь Ќиколы в  ленниках". Ќаучный мир был ошеломлен. ќ.—ергий
        ћечев, которому Ѕорис передал слова —тарца, выразил сомнение в том, что можно просить
        о посв€щении неженатого человека и сказал, что к —тарцу надо ехать еще раз.  огда
        Ѕорис приехал, —тарец ответил: "—кажи им: епископ не может быть женат". –одители
        Ѕориса с одобрением встретили весть о будущем св€щенстве и благословили сына иконой
        —пасител€
      –укоположение
        диакон 
        1927 
        ƒень 21 
        ћес€ц 4 
        ћесто ћосковска€ о., с. отельники, церковь —в€тител€ Ќикола€ 
         то рукоположил архиепископ »ннокентий Ѕийский 
      —лужение
        ћосква, церковь свт.Ќикола€ „удотворца в  ленниках 
        диакон 
        √од начала 1927 
        ƒень начала 21 
        ћес€ц начала 4 
        √од окончани€ 1928 
        ƒень окончани€ 21 
        ћес€ц окончани€ 7 
      –укоположение
        иерей 
        1928 
        ƒень 21 
        ћес€ц 7 
         то рукоположил епископ —ерпуховский јрсений (∆адановский) 
        ќ.Ѕорис в годы св€щенства жил в ћоскве, сначала в районе с.¬сехсв€тского, а затем на ѕлющихе
      —лужение
        ћосква, церковь свт.Ќикола€ в  ленниках 
        св€щенник 
        √од начала 1928 
        ƒень начала 21 
        ћес€ц начала 7 
      ћеста проживани€
        ћосква,  расноармейский пер., 13–1 
        √од окончани€ 1931 
        ƒень окончани€ 16 
        ћес€ц окончани€ 2 
      јресты
        ћосква 
        √од ареста 1931 
        ƒень ареста 16 
        ћес€ц ареста 2 
      ќсуждени€
         оллеги€ ќ√ѕ” ———– 
        30 /04 /1931 
        ќбвинение "€вл€лс€ участником антисоветской организации, состо€щей из лиц религиозного культа" 
        —тать€ ст.58–11 ”  –—‘—– 
        ѕриговор 5 лет »“Ћ 
        √рупповое дело "дело о.Ѕориса ’олчева. ћосква, 1931г." 
      ћеста заключени€
        ћосква, Ѕутырска€ тюрьма 
        √од начала 1931 
        ћес€ц начала 2 
        √од окончани€ 1931 
        —одержалс€ во врем€ предварительного заключени€
        ”ральска€ о., г. расновишерск, затем  емеровска€ о., г.ёрга 
        √од начала 1931 
        √од окончани€ 1935 
        —начала работал на стройке в г. расновишерске, позднее был переведен в лагерь в
        —ибири, где работал в свиноводческом хоз€йстве. —сылка была очень т€жела, особенно
        страшен был этап. Ќекоторые падали на дороге и их оставл€ли умирать. ¬ деревне
        недалеко от лагер€ поселилась одна из духовных дочерей о.Ѕориса, врач ћари€ ѕетровна
        Ћаврова, преданно за ним ухаживавша€, несмотр€ на преклонный возраст (ей было более
        60 лет). ¬последствии она сопровождала его до самой своей смерти. ¬ сибирской ссылке
        о.Ѕорис встретил знакомого по ќптиной ѕустыни — иеродиакона –афаила.  ак ветери-
        нарный фельдшер он имел привилегию, жил не в общем бараке, а в отдельном свином
        стойле; эту же привилегию он выхлопотал дл€ о.Ѕориса, и там они вдвоем встречали
        ѕасху. —рок был сокращен на год
      ћеста проживани€
        ќрел 
        √од окончани€ 1938 
        »з лагер€ о.Ѕорис вышел очень слабым, с возобновившимс€ процессом в легких.
        ∆ил в ќрле с матерью и сестрой, туда же перебралась и ћари€ ѕетровна
        ярославска€ о., г.–ыбинск 
        √од начала 1938 
        ¬ 1938г. по распор€жению Ќ ¬ƒ переехал в –ыбинск, где прожил 10 лет.
        ≈динственной его помощницей была ћари€ ѕетровна. Ёто были годы почти затвора.
        ќ.Ѕорис исповедовал живущих в ссылке духовных детей о.—ерги€ ћечева. Ћитургию
        служил один.
        Ќекоторое врем€ в г.–ыбинске и в деревне на берегу ¬олги в 20 км от города жил
        о.—ергий. ќни переписывались, в 1941г. было последнее их свидание. ¬ лесу, сид€
        на поваленном дереве, они долго беседовали. ќтец —ергий сказал тогда, что скоро
        умрет; его предсказание сбылось в конце года, но о.Ѕорис о смерти своего друга
        узнал только в 1950г., когда уже служил в ‘ергане; он один отпевал его в  рестовой
        церкви архиерейского дома в “ашкенте
      —лужение
        ”збекистан, г.‘ергана, храм св.преподобного —ерги€ –адонежского 
        иерей, протоиерей (с 19.05.1953) 
        ƒолжность благочинный ‘ерганского округа (с 15.10.1948), насто€тель (с 16.03.1950) 
        √од начала 1948 
        ƒень начала 15 
        ћес€ц начала 9 
        √од окончани€ 1953 
        ƒень окончани€ 15 
        ћес€ц окончани€ 6 
        ¬ 1948г. о.Ѕорису стало возможно служить открыто, он приехал в —реднюю јзию к ¬ладыке
        √урию (≈горову) “ашкентскому, который хотел его направить в јшхабад, но случилось
        јшхабадское землетр€сение и о.Ѕорис был назначен в ‘ергану. Ёто произошло на праздник
        –ождества Ѕогородицы, который был особенным днем дл€ о.Ѕориса, т.к. многие важные
        событи€ в жизни совпадали с ним.
        ’рам был переделан из немецкой кирхи, был из€щным и красивым. Ќарод скоро почувствовал
        о.Ѕориса, в храме стало больше мол€щихс€. ћногих принимал у себ€ в доме. Ѕывали
        у него и баптисты, с главным руководителем которых о.Ѕорис долго беседовал наедине.
          хлыстам, приходившим в храм относилс€ строго, не допускал под благословение.
        Ѕыло много крестин младенцев, иногда человек до сорока; о.Ѕорис очень уставал
        физически. “€жело было дл€ о.Ѕориса и его положение благочинного. ¬о врем€ его служени€
        был полностью обновлен иконостас. »коны дл€ него писала ћари€ Ќиколаевна —околова
        (монахин€ »улиани€) с учениками; после окончани€ иконостас выгл€дел также, как в “роицком
        соборе “роице-—ергиевой Ћавры.
        ќ.Ѕорис жил в крайне стесненных жилищных услови€х: маленька€ комнатка, в которой
        не топилась печь.  роме того, к нему приехали из Ћенинграда сестра и две
        старенькие, измученные блокадой женщины-врачи. ¬се они жили в одной комнате.
        ќднажды о.Ѕорису приснилс€ старичок и сказал: "Ѕлагословите, о.Ѕорис, €
        переложу ¬ам печь, чтобы ¬ы не мерзли", и назавтра пришел этот самый старичок
        и переложил печь
        “ашкент, ”спенский кафедральный собор 
        протоиерей 
        ƒолжность председатель “ашкенского епархиального совета (с 31.12.1954), насто€тель (с 30.08.1955) 
        √од начала 1953 
        ƒень начала 15 
        ћес€ц начала 6 
        √од окончани€ 1955 
        ƒень окончани€ 8 
        ћес€ц окончани€ 10 
        јрхиепископ ≈рмоген, назначенный на “ашкентскую кафедру после ¬ладыки √ури€, давно
        знал о.Ѕориса и сразу же перевел его в “ашкент.
        ¬ самом начале служени€ ему было поручено крестить взрослых. ѕередварительно батюшка
        беседовал с ними и исповедовал, счита€ это совершенно необходимым при крещении
        взрослых. Ѕеседовал он с крещаемыми и восприемниками наедине. Ѕывали и такие случаи,
        что приходили из любопытства, а после беседы сознательно крестились. ” него было
        глубокое понимание людей, чуткость, он умел подойти именно так, как того требовал
        душа человека. «а каждой Ћитургией батюшка говорил хот€ бы краткое слово. ѕо воскресень€м,
        после вечерней службы, проводил беседы на тему о ћолитве √осподней, каждый раз
        разбира€ всего одно прошение, но раскрывал его очень глубоко, привод€ слова св€тых
        отцов, рассказыва€ о мельчайших подробност€х жити€ св€тых.
        ќн говорил негромко, неторопливо, и проповедь о.Ѕориса находила отклик в сердцах людей.
        Ќо не всем пришлась по душе попул€рность о.Ѕориса, строгое
        его отношение к богослужени€м: на батюшку посыпались доносы. ≈му запретили принимать
        людей наедине в крещальне и дома. »з воспоминаний духовной дочери о.Ѕориса [«в2]:
        "» конечно, о.Ѕорис был под надзором. » ему запрещали общение с молодежью. Ќаши
        общени€ были чреваты. я все это испытывала на себе, лавиру€ среди комсомольцев,
        и у входа в храм и в храме, но как-то без страха, не осознава€ опасности. ј
        тех кто попадал, проходил через испытани€. Ѕерег √осподь молитвами о.Ѕориса,
        мен€ легкомысленную, берег и от вступлени€ в комсомол, дважды увод€ мен€ из
        двора райкома по странным причинам. » €, грешна€, удостоилась ощущать на себе
        действие благодати Ѕожией, исходившей через о.Ѕориса. ћолилс€ о.Ѕорис за мен€
        и моих чад! —колько было скорбей, невзгод, болезней, но все чудесно проходило
        и было всегда посещением Ѕожиим!" ќ.Ѕорис не признавал общей исповеди. ќн считал,
        что надо исповедовать грех перед св€щенником, а не только перед Ѕогом, т.к. сущность
        исповеди есть самопосрамление; исповедь есть страдание кающегос€ и сострадание
        к нему св€щенника. ќбщую исповедь, говорил о.Ѕорис, мог делать о.»оанн  ронштадтский,
        который непосредственно видел душу человека и не допускал к —в€той „аше непока€вшихс€.
        Ќо мы так делать не можем: при общей исповеди грех остаетс€ на человеке.
        ¬ 1954г. о.Ѕорис был назначен председателем “ашкентского ≈пархиального —овета
      –укоположение
        иеромонах 
        Ѕорис 
        1955 
        ƒень 7 
        ћес€ц 10 
        ћесто “ашкент 
         то рукоположил архиепископ “ашкентский ≈рмоген (√олубев) 
        ѕод праздник ѕреподобного —ерги€, во врем€ всенощного бдени€ совершилс€ постриг
        о.Ѕориса. ƒл€ участи€ в нем были вызваны монашествующие со всей епархии, наход€щиес€
        на приходах. ¬ладыка ≈рмоген, пострига€ Ѕориса, не изменил его имени, а в приветст-
        венном слове сказал: "я не изменил имени при постриге о.Ѕориса, ибо он всю жизнь
        был монах, нес монашеский подвиг"
        архимандрит 
        1955 
        ƒень 26 
        ћес€ц 11 
        ћесто “ашкент 
         то рукоположил архиепископ “ашкентский ≈рмоген (√олубев) (?) 
        ¬ладыка ≈рмоген выставил кандидатуру о.Ѕориса на епископство и повез его в ћоскву,
        будучи уверенным в успехе и захватив облачение дл€ хиротонии, но гражданские власти
        не пропустили. ѕеред возвращением в “ашкент о.Ѕорис посетил Ћавру ѕреподобного —ерги€,
        где произошел знаменательный эпизод. ѕри входе о.Ѕориса в храм ѕреподобного ћихе€,
        где служилс€ молебен, служащий иеромонах сделал знак певчим, чтобы они замолчали.
        ¬ глубокой тишине о.Ѕорис приложилс€ к надгробию ѕреподобного ћихе€, сделал перед
        ним поклон, потом поклонилс€ в сторону иеромонаха. √лас народа — глас Ѕожий: певчие
        со всем народом гр€нули "»с полла эти, дэспота", как если бы к мощам прикладывалс€
        архиерей. ѕозже он сказал одному духовному сыну, что при тогдашнем церковном положении
        он не мог быть епископом, поэтому молилс€, чтобы √осподь отвел это — и молитва его
        была услышана
      —лужение
        “ашкент, ”спенский кафедральный собор 
        архимандрит 
        ƒолжность благочинный, председатель “ашкенского епархиального совета, насто€тель 
        √од начала 1955 
        ƒень начала 26 
        ћес€ц начала 11 
        √од окончани€ 1957 
        ƒень окончани€ 24 
        ћес€ц окончани€ 8 
        ¬ эти годы о.Ѕорис почти ослеп — полна€ катаракта обоих глаз. 4.01.1956 он был
        освобожден от об€занностей благочинного, в 1957г. — от об€занностей насто€тел€
        кафедрального собора с оставлением его в числе причта и назначением духовником
        епархии. ƒуховником епархии о.Ѕорис оставалс€ до самой кончины. ќн многих
        окормл€л как старец. ќдин из св€щенников писал, что в лице о.Ѕориса —реднеазиатска€
        епархи€ получила продолжение ќптинского старчества. ƒругой св€щенник писал, что
        дл€ многих он был учителем молитвы, учителем внутреннего делани€ и вообще христианской
        де€тельной жизни. »звестно много случаев прозорливости, хот€ о.Ѕорис старалс€ скры-
        вать это.
        Ѕатюшка говорил, что путь христианина похож на путь —пасител€, поэтому у каждого
        человека, идущего ко спасению, должна быть сво€ маленька€ √олгофа. „тобы со
        спокойствием и верою прин€ть ее, необходимо, чтобы у каждого христианина был и
        свой ‘авор, свой личный опыт знани€ Ѕога, Ѕогообщени€. "ќбщение со старцем
        Ќектарием было моим ‘авором", — говорил о.Ѕорис. √оворил он также, что у него в
        жизни было два учител€: книга св€тител€ »гнати€ Ѕр€нчанинова и наставлени€ старца
        Ќектари€, которые учили его практической жизни по заповед€м Ѕожиим
      Ќаграды
        право ношени€ второго креста с украшени€ми 
        √од награждени€ 1958 
         ем награжден —в€тейший ѕатриарх јлексий 
        –анее указом —в€тейшего о.Ѕорису было дано право совершать Ћитургию при
        открытых ÷арских вратах
     ончина
      1971 
      ƒень 11 
      ћес€ц 11 
      ћесто “ашкент 
      ћесто захоронени€ “ашкент, русское православное кладбище 
      ¬ последние годы жизни о.Ѕорис сильно ослабел; кроме почти полной слепоты, у него
      по€вились частые боли в сердце, больном смолоду, бессонница, посто€нна€ боль в ногах,.
      10 но€бр€ 1971г. он чувствовал себ€ плохо, но, как обычно, был за утренней и
      вечерней службой, после которой участвовал в торжественном молебне с акафистом
      св. великомученику и целителю ѕантелеимону. »споведывать он не мог и впервые перенес
      исповедь на утро. ƒома он собрал всех и попросил прочесть указанное им место из
      творений св€тител€ »гнати€ Ѕр€нчанинова, после чего стал говорить, что человек
      воспринимает мир через п€ть чувств. Ќекоторые наделены шестым чувством — интуицией,
      но есть еще обладающие седьмым. ќни воспринимают самые тонкие и сокровенные чувства
      и мысли людей. Ётим свойством обладали и обладают старцы, вид€щие душу человеческую.
      Ёто были последние слова Ѕатюшки. Ѕлагословив всех он ушел к себе.
      ”тром 11 но€бр€ ему стало плохо с сердцем, и он попросил приехавшую
      из ћосквы духовную дочь ≈лену —ергеевну ¬олнухину вызвать "скорую". Ёто было выполнено,
      ≈лена —ергеевна сидела у его постели. ѕульс постепенно слабел и наконец совсем исчез.
      ƒуша его отошла ко √осподу.
      ¬есть о кончине о.Ѕориса вскоре облетела весь “ашкент и многие верующие со скорбью
      и слезами направились в ”спенский кафедральный собор проститьс€ с почившим
      пастырем. ¬се знали его как бессеребренника, отдающего люд€м все без остатка,
      жившего, как сказал епископ ѕлатон, "большой духовной мерой".
      ƒаже на дешевенький пам€тничек у него не оказалось средств.
      13 но€бр€ епископ ѕлатон “ашкентский и —редне-јзиатский совершил заупокойную
      литургию и отпевание по монашескому чину. ѕохоронили о.Ѕориса недалеко от
      јлександро-Ќевского храма и часовни в честь иконы Ѕожией ћатери "¬сех скорб€щих
      радость".
      ѕо сведени€м [«в3] в насто€щее врем€ на могиле стоит большой точеный крест с –асп€тием,
      у могилы мраморный оклад и мраморный пол, близ могилы сто€т две скамьи. ћогила
      всегда ухожена и редко когда на ней не гор€т свечи. ѕам€ть о.Ѕориса особо чтитс€,
      как в ћоскве, так и в “ашкенте. 11 но€бр€ на могиле его многолюдно, в храмах
      всей большой епархии — ”збекистана, “аджикистана, “уркмении и  иргизии служатс€
      панихиды
    –еабилитаци€
      ƒата 04/11/1958 
       ем реабилитирован —удколлеги€ по уголовным делам ¬ерховного —уда –—‘—– 
      ѕо году репрессий 1931 
    ѕубликации
      1 јрхимандрит Ѕорис (’олчев). ќгласительные беседы с крещаемыми; Ѕеседы о молитве √осподней. —ѕб., 1995. 
      2 ≈пископ —тефан Ќикитин// ћосковский журнал. 1996. N 2. 
      —.41–49. 
      3 ≈мель€нов Ќ.≈. «а ’риста пострадавшие// “ать€нин день. 1998. ‘евраль. N 19. 
      —.12. 
    «а€вители
      1 ћедведева Ќадежда  ирилловна 
      2 ’уссу ¬ера 
      духовна€ дочь 
      3 ѕроскурн€кова “амара —еменовна 
    ƒокументы
      1 јрхив “ашкентского ≈пархиального ”правлени€. ѕослужной список архимандрита Ѕориса (’олчева) 
      2 ÷ј ‘—Ѕ –‘. ƒ.–-41650. 

(*Ѕиографический справочник "«а ’риста пострадавшие", ѕ—“√”, ћ. 1997г., 698с.

(c) ѕ—“√”. ‘акультет »ѕћ