[back][up level][first][previous][next][last]
    Сергий (Кудрявцев Иван Платонович) 
    Фамилия Кудрявцев 
    Год рождения 1892 
    Место рождения Саратовская губ., Петровский у. (Пензенская о., Даниловский р.), с.Чунаки 
    епископ 
    Возможно, в 1950-е годы принял схиму с именем Михаил.
    Иван родился в крестьянской семье Кубриных. Девичья фамилия его матери — Кудрявцева.
    Впоследствии Иван принял фамилию матери Кудрявцев (видимо, для того,
    чтобы избежать быстрого своего ареста: фамилия Кубрин была в розыске у работников
    НКВД, и обладателей такой фамилией арестовывали для установления личности.
    В некоторых его документах фигурирует двойная фамилия — Кудрявцев-Кубрин.
    В разные годы скрывался от преследований НКВД и под другими фамилиями:
    Фомин, Сергеев и др.
    У Ивана был брат — Константин Платонович Кубрин.
    Иван окончил 4 класса церковно-приходской школы
    Родство Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1914г.] [до 1914г.] [1914-1918гг.] [1918-1922гг.] [1922-1929гг.] [1929-1930гг.] [1930-1955гг.]
      Образование
        Пензенская духовная школа
        Год окончания 1906 
        В 1906г. окончил один класс духовной школы в Пензе и после этого стал послушником
        монастыря.
        По рекомендации протоиерея Пензенской епархии Беляева, поступил послушником
        к иеромонаху (позже епископу) Пензенского монастыря Григорию Соколову
      Служение
        Пенза, Пензенский Воскресенский мужской монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1906 
        Год окончания 1909 
        Находился при Пензенском монастыре до 1909г., после этого выехал на родину
      Места проживания
        Саратовская губ., Петровский у. (Пензенская о., Даниловский р.), с.Чунаки 
        Год начала 1909 
        Занимался сельским хозяйством.
        В 1911г. женился на односельчанке, у них родился сын
      Места проживания
        Саратовская губ., Петровский у. (Пензенская о., Даниловский р.), с.Чунаки 
        Год окончания 1914 
        В 1914г. ушел в Пензенский Воскресенский монастырь
      Служение
        Пенза, Пензенский Воскресенский монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1918 
      Образование
        Краткосрочные богословские курсы при Пензенском Воскресенском монастыре
        Год поступления 1918 
        Год окончания 1919 
        В начале 1918г. поступил на краткосрочные богословские курсы при Пензенском
        Воскресенском монастыре, которые окончил в 1919г.
      Рукоположение
        монах 
        Сергий 
        Пострижен в мантию с именем Сергий. Точная дата пострижения неизвестна.
        Постриг был совершен с согласия супруги (брак был расторгнут в 1919г.)
        иеромонах 
        1919 
        Место Пенза, Пензенский Воскресенский монастырь 
        Кто рукоположил епископ Григорий (Соколов) 
      Служение
        Пензенская губ., Инсарский у. (Мордовия, Рузаевский р.), с.Шишкеево, Троицкая церковь 
        иеромонах 
        Год начала 1919 
        После рукоположения служил на приходе около 4-х месяцев в с.Шишкеево
        (Мордовия, под Саранском), в Троицкой церкви.
        Впоследствии на одном из допросов о.Сергий утверждал, что "был только назначен
        туда, но "должность была занята", и он вернулся на родину
      Места проживания
        Саратовская губ., Петровский у. (Пензенская о., Даниловский р.), с.Чунаки 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1922 
      Рукоположение
        архимандрит 
        1922 
        Кто рукоположил епископ Борис (Лентовский) 
        В 1922г. незадолго до своей смерти епископ Борис (Лентовский) благословил его
        саном архимандрита.
        Настоятелем монастыря о.Сергий не стал
        епископ 
        1922 
        Кто рукоположил епископ Пензенский Борис (Лентовский) 
        В 1922(1923?)г. тайно хиротонисан во епископа как епископа Краснохолмского,
        викария Тверской епархии
      Служение
        Тверская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Краснохолмский, викарий Тверской епархии 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1927 
        После архиерейского рукоположения служил приходским священником на территории
        нынешней Пензенской области
        Саратовская губ., Петровский у. (Пензенская о., Лопатинский р.), с.Никольское 
        епископ 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1924 
        В 1923–1924гг. служил на приходе в с.Никольское-Тугузка
        Саратовская губ., Петровский у. (Пензенская о., Лопатинский р.), с.Козловка (Вершаут, Рождественское), храм Рождества Христова 
        епископ 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1924 
        Недолго (под фамилией Кубрин) служил в с.Козловка (позднее приезжал туда для
        проведения уже нелегальных богослужений)
        Саратовская губ., Инсарский у. (Пензенская о., Инсарский р.), с.Засечная Слобода, Михаило-Архангельская церковь 
        епископ 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1927 
        Последнее место открытого служения: священник-миссионер в Михаило-Архангельской церкви
        села Засечная Слобода (Мордовия).
        Отделился от заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)
        после издания им "Декларации" в 1927г. Примкнул к "иосифлянам".
        Состоял в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому).
        В 1927г. выехал на родину
      Места проживания
        Пензенская о., Даниловский р., с.Чунаки 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1929 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 11 
        Жил у брата
      Аресты
        Пензенская о., Даниловский р., с.Чунаки 
        Год ареста 1929 
        День ареста 16 
        Месяц ареста 11 
        Обвинение при аресте "враждебная антисоветская агитация против колхозов" 
        16 ноября 1929г. был арестован, обвинялся во "враждебной агитации против
        колхозов"
      Места заключения
        Саратовская о., г.Петровск, пересыльный пункт 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1929 
        Месяц окончания 11 
        При этапировании бежал с пересыльного пункта в Петровске (Саратовская область)
      Места проживания
        Саратовская о., г.Петровск 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1929 
        Месяц окончания 12 
        В Петровске укрылся у своей знакомой, проживавшей в том же городе.
        Уже на следующий день приехала его сестра Евфимия с продуктовой передачей и
        привезла удостоверение старого знакомого — Федора Козина.
        В конце 1929г. с этим удостоверением владыка тайно выехал во Фрунзе к крестной
        матери — Варваре Степановне Малышкиной
        Киргизия, г.Фрунзе 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1930 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 3 
        Епископ Сергий был смелый и очень деятельный архипастырь.
        Скрываясь по документам на имя Федора Козина, он проделал путь в несколько
        десятков километров, ездил в гости к Никите Бойкову
      Аресты
        Киргизия, г.Фрунзе 
        Год ареста 1930 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 3 
        Обвинение при аресте "антисоветская деятельность" 
        В Киргизии арестован 17 марта 1930г. и вывезен для следствия в г.Аткарск
        Саратовской обл.
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю 
        09/08/1930 
        Обвинение "распространение религиозных обрядов" 
        Приговор 10 лет концлагерей 
        В Аткарске Владыке было предъявлено обвинение в "распространении религиозных
        культов и обрядов".

        9 августа 1930г. тройкой при ПП ОГПУ по Нижневолжскому краю был осужден на
        10 лет концлагерей
      Места заключения
        Саратовская о., г.Аткарск, тюрьма 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 8 
        В Аткарске его навестили духовные чада, которые передали продукты.
        Как позднее показал один из них, Алексей Буянов:
            
        "Свиданку нам не разрешили, но он, Кудрявцев, с верхнего этажа тюрьмы нас
             видел, и мы его тоже".

        После приговора был отправлен в концлагерь под г.Саратовом
        Саратовская о., Петровский р., концлагерь 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 10 
        В этом лагере работал сын духовной дочери епископа. Он посодействовал, чтобы
        в заранее назначенный день епископа направили на работу вне зоны, хотя
        заключенным с таким большим сроком наказания это было запрещено.
        В условленном месте его уже ждали духовные чада, и он бежал из лагеря
      Места проживания
        Саратовская о. Петровский у. (Мордовия) 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1932 
        В конце октября 1930г. владыка со спутниками благополучно добрались
        до села Засечная Слобода.
        С тех пор гонимый архипастырь скрывался и в других селах Мордовии
        (Ново-Пшенево, Адашево, Дракино, Куликовка) вместе со своим духовным сыном
        Алексеем Буяновым, которого постриг в монашество 13 декабря 1930г.
        с именем Анатолий
        Саратовская о. (Мордовия, Кадошкинский р.), пос.Винокуровский 
        Год начала 1932 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1935 
        Месяц окончания 5 
        Продолжал духовно окормлять тайных христиан.
        В поселке Винокуровский (Мордовия) около трех лет (до 1935 г.) проходили
        тайные богослужения, которые он часто возглавлял.
        Уже тогда он готовил места для обустройства тайного монастыря
        Саратовская о. (Чувашия), Вурнарский р., с.Синьял-Ауши 
        Год начала 1935 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1936 
        Месяц окончания 1 
        Благословил нескольких мужчин из паствы для работы в двух селениях Вурнарского
        района Чувашии: Юбалы и Синьял-Яуши, и в мае 1935г. его выбор остановился
        на последней деревне.
        Сюда стали съезжаться духовные чада, здесь он провел несколько тайных
        богослужений.
        В то же время его духовный сын Алексей Савелькин был направлен в ближнее
        Подмосковье — на станцию Малаховка, а Егор Сурков — в г.Вичугу (Ивановская обл.).
        24 июля 1935г. в Мордовии были арестованы его единомышленники Роман Трубочкин
        (скончался во время следствия), Федор Козин, Анна Рябова и осуждены 4 декабря
        1936г. по ст.58–10 ч.II. В приговоре был упомянут и епископ Сергий:
            "В селе Засечной Слободы Инсарского р-на МАССР, еще до 1930г. возникла
             к/р группа, организованная бывшим попом КУДРЯВЦЕВЫМ, ныне скрывающимся"

        Владыка опасался, что на этом следствии может быть упомянуто селение Синьял-Яуши,
        поэтому он перенес строительство тайной обители в рабочий поселок Шумерля
        Саратовская о. (Чувашия), пос.Шумерля, Володарского, 13 
        Год начала 1936 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1945 
        Уже в январе-феврале 1936г. в Шумерлю переехали все тайные христиане из Вурнарского р-на.
        Они устроились на работу в леспромхоз.
        В это время епископ Сергий вместе со своим помощником, монахом Анатолием (Буяновым),
        скрывался у своих духовных чад на станции Котлубань в Сталинградской области.
        Только после получения письма из Чувашии, как было условлено заранее, что "все
        устроились на работу и проживают в квартале N 72 в бараках", они выехали
        в Шумерлю.
        Здесь епископ недолго трудился в леспромхозе, т.к. срок действия паспорта на
        имя Федора Козина истекал в начале марта 1936г. и нужно было получить справку
        с места работы. Скоро справку выписали и оформили новый паспорт.
        Небольшой рубленый дом (времянка), по адресу: ул.Володарского, 13, был готов
        к осени 1936г. и впоследствии на допросе монах Анатолий (Буяноа) показывал:
            "Лесоматериал купили в деревне Мыслец за 500 рублей с доставкой на место.
             Плотниками мы были сами".

        С этого времени, чтобы скрыть от властей тайную жизнь тайной смешанной обители
        стали прибегать к двум способам конспирации: проживание под видом родственных
        взаимоотношений к официальному домовладельцу, а также по поддельным документам.
        Доставали настоящий паспорт, в котором переклеивалась фотография и дорисовывалась
        печать. Как позднее пояснил на судебном заседании Анатолий (Буянов):
            "Проживание по чужим документам я не считаю обманом. Я обманом считаю,
             если я залезу в карман кого-нибудь. Поэтому проживание по чужим документам
             вполне совместимо с христианскими заповедями".

        Со времен Шумерли владыка вел подробный дневник, где все насельники тайной
        обители упоминались согласно их документам.
        Владыка прописался по паспорту на имя своего духовного сына Федора Козина.
        Что же касается финансовой жизни обители, впоследствии на допросе он показал:
            "Всеми денежными средствами распоряжался я: выдавал на продукты, которые
             нужно было покупать, а также на приобретение для членов общины различных
             вещей: обуви и одежды".

        До ареста заместителя настоятеля Анатолия (Буянова) всю кассу владыка Сергий
        передавал ему.
        Впоследствии монах Анатолий (Буянов) на допросе показал:
            "Ни один насельник монастыря по своей воле ничего не делал, не общались
             с посторонними людьми, хозяйственные работы производились общими силами...
             Вступление в колхоз и профсоюз нами рассматривалось как отступление от Бога
             и считалось за грех... Ходить в кино и театры мы своим участникам запрещали,
             т.к. такие учреждения мы считали безбожными, ведущими народ к антихристу".

        Член тайной общины Алексей Савелькин впоследствии на допросе пояснил:
            "Детей (у кого они были до вступления в монастырь) разрешалось учить
             в школах лишь до 3-х — 4-х классов, т. к. дальнейшее образование ведет
             к безбожию".

        Настоятель обители епископ Сергий на следствии не отрицал, что неоднократно
        напоминал пастве:
            "Управляют страной коммунисты-безбожники, поэтому воспитывал участников
             группы: не читать советских газет и журналов, чтобы не отрываться от
             религии".

        Монах Анатолий (Буянов) отметил на допросе:
            "Все участники нашей нелегальной антисоветской общины-монастыря являлись
             последователями Патриарха Тихона и митрополита Петра Крутицкого,
             которые были главными руководителями и наставниками Истинной Единой
             Апостольской Соборной Церкви.
             Как и все тихоновцы, участники нашей общины-монастыря являются противниками
             духовенства "сергиевского направления", т. к. митрополит Сергий (Страгородский)
             и все духовенство под его началом работает в контакте с советской властью".

        Впоследствии на допросе епископ Сергий уточнил, что вместе с монахом Анатолием
        (Буяновым) "создали нелегальную группу сторонников Единоверческой Церкви".
        Это подтверждается воспоминаниями одной из насельниц Шумерлинского монастыря,
        которая рассказывала:
            "Сейчас я не могу вспомнить подробно, но епископ Сергий объяснял, что
             креститься двумя перстами — более древняя традиция. Но это было принято
             только для живущих в обители. Что касается благодетелей, которые приезжали
             к нам, то они крестились тремя перстами...".

        Численность тайной обители постепенно росла.
        На том же участке с времянкой выстроили пятистенный дом.
        Хозяйственные труды были неразрывны с церковными.
        Ежедневно совершался весь богослужебный круг, причем утреню начинали обычно
        около 3-х часов ночи. Божественную Литургию святитель служил только во времянке.
        Здесь престол стоял вплотную к стене, завесы не было, по недостатку места.
        Причащались насельники монастыря (за исключением тяжелобольных), как правило,
        каждым постом, причем в Великий пост — дважды: на 1-й и Страстной седмицах.
        Епископ Сергий соборовал только престарелых и сильно больных.
        Совершались монашеские постриги, причем для женской половины обители
        существовал возрастной порог: только после достижения 40 лет.
        Кроме глухого забора, который окружал весь участок, а ворота всегда были
        закрыты, во время богослужения во двор всегда направлялся караульщик, чтобы
        не допустить прихода в дом незваных гостей. Также при входе было смонтировано
        два тайных механизма для оповещения.
        Кроме этого, живущие в обители неоднократно предупреждались, чтобы ни при
        каких обстоятельствах никто из них не разглашал ничего о тайной деятельности
        обители, а в разговорах с представителями советской власти, как сформулировал
        на следствии Анатолий (Алексей Буянов):
            "Быть осторожным, выдержанным и не навести на наш двор подозрения".
        В 1938г. в Шумерли был построен еще один монастырский дом по адресу:
        Красноармейская, 33. Он был оформлен на вернувшуюся из заключения Анну Рябову.
        Епископ Сергий искал новые места для обустройства нелегальной обители:
        сначала он планировал перевести монастырь в Вичугу, затем в Подмосковье.
        До 1941г. он регулярно приезжал на ст.Малаховка. В это время сюда обязательно
        вызывали руководителей всех нелегальных общин из Баку, Чкалова, Вичуги.
        На беседах, владыка всегда предупреждал христиан как вести себя,
        как писать письма, чтобы органы советской власти не раскрыли тайную церковь.
        Поэтому, как показала позднее на следствии Анна Торопова, она лично
        "в письмах, никогда не называла имени, а всем писала иносказательно".
        Начавшаяся в 1941г. война, изменила его намерения переместить монастырь
        в Малаховку.
        Численность насельников монастыря резко возросла. Приезжали, в основном,
        из Москвы, Вичуги, Баку. Прибывшие размещались в домах обители и у племянницы
        епископа Екатерины Рогожкиной, где также был установлен монастырский порядок.
        При содействии секретаря Шумерлинского исполкома уполномоченными уличного
        комитета были назначены Алексей Буянов, Анна Рябова и Екатерина Рогожкина.
        Это давало возможность скрывать часть приезжающих из других городов без прописки.
        Незначительная часть (пять-шесть человек) устраивались на
        предприятия, что давало возможность прописывать неработающих под видом близких
        и дальних родственников.
        В целях сокрытия переписки и получения переводов из других городов одну из
        активных участниц общины устроили на работу письмоносцем Шумерлинского райотдела
        связи и одну — телефонисткой.
        Число насельников тайной обители в годы войны составляло от 40 до 60 человек,
        но состав часто менялся: одни приезжали, другие уезжали.
        Во время войны вместе с родителями приехали и их дети, которые также посещали
        тайные богослужения.
        Приезд большого числа верующих, которые не получали продовольственных карточек,
        поставил перед настоятелем вопрос: "Как выжить?". Владыка на следствии показал:
            "Для поддержания в материальном отношении подпольной деятельности организации,
             по моему указанию с 1941 по 1944 год включительно, насельники обители
             ходили пешком в Вичугу за мануфактурой, нитками, другими товарами
             доставляли их в Шумерлю и в окрестных селах продавали".

        Проживавшая в этом городе паства святителя помогала закупать товар.
        В самой Шумерли хорошим подспорьем было подсобное хозяйство, в которое к 1944г.
        входило: два огорода; два земельных участка, держали скотину и птицу.
        Весь собранный урожай поступал на склад общины. Продовольствие отпускалось
        только с разрешения епископа Сергия и монаха Анатолия.
        К началу 1945г. епископом намечалась постройка в Шумерли еще и женского
        монастыря. С этой целью был оформлен и отведен земельный участок под жилую
        застройку, подготовлены два больших сруба.
        В марте 1945г. Анатолий (Буянов) вернулся из Горького, где продавал монастырское
        мясо. Его задержали по подозрению в спекуляции, потом отпустили, но сообщили
        в Шумерлю.
        При беседе с начальником районного отдела НКВД монах Анатолий понял, что
        нелегальной деятельностью монастыря уже занимается НКГБ Чувашии.
        Разговор состоялся вечером, а утром он и владыка ушли сначала на один
        из огородов, где ранее был построен домик, а на следующий день — за несколько
        километров в деревню Медяны (Горьковская обл.), к одному из своих духовных детей.
        Здесь они прожили 7–8 дней.
        За это время во всех домах Шумерлинской обители прошли обыски, часть
        насельников была объявлена во Всесоюзный розыск.
        Несмотря на это, они сумели доставить в деревню, где скрывались настоятель и
        его первый помощник, наиболее ценные вещи и часть продуктов. Все это было
        сложено в сани и больше недели они и несколько сопровождающих добирались
        до Горького
        Горьковская (Нижегородская) о., г.Балахна 
        Год начала 1945 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1945 
        В Горьком епископ Сергий нашел свою старую знакомую (со времен службы в с.Засечная
        Слобода) Агафию Душутину и попросил ее купить и оформить на себя дом
        в г.Балахна для тайной обители, что она и сделала
        Горьковская о., г.Балахна, ул.Сербова, 1 
        Год начала 1945 
        Год окончания 1945 
        Месяц окончания 8 
        Довольно скоро из Мордовии были доставлены несколько паспортов, а также чистые
        бланки со штампом одного из сельсоветов и всевозможные справки, принадлежащие
        владельцам паспортов. Причем все христиане, имеющие прописку, жили под
        видом родственных отношений, а кто не имел прописки — как временно
        приезжие родственники. Так, монах Анатолий (Буянов) был прописан по документу
        на имя Захара Радаева, а Анна Рябова — под именем Улиты Савельчевой.
        Владыка Сергий имел паспорт на имя Никиты Шейнова, но проживал без прописки.
        Понимая, что один дом не вместит всех насельников тайной обители, епископ все же
        не стал покупать второй дом в Балахне, чтобы не быть легко заподозренными
        органами власти.
        Поэтому в августе 1945г. был куплен второй дом в городе Семенове, оформленный
        на Анастасию Казейкину
        Горьковская (Нижегородская) о., г.Семенов, ул.Красное Знамя, 66 
        Год начала 1945 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1945 
        Анатолий (Буянов) прописался у хозяйки как ее брат, епископ Сергий — по паспорту
        Терентия Канаева.
        В Балахне и Семенове несколько человек (с пропиской) устроились на работу.
        Остальные изыскивали средства для содержания монастыря.
        Богослужения в этот период проходили в Семенове.
        Здесь епископ Сергий напомнил пастве:
          "Мы, христиане, в данный момент, гонимы властью антихриста. В дальнейшем
           эта безбожная советская власть все время существовать не может...".

        Духовная дочь епископа позднее подтвердила, что он уже тогда прозорливо говорил:
          "Сталина не будет, советской власти не будет, границы страны откроются",
        а также напоминал:
          "Кто будет теперь ждать хорошей духовной жизни — тому анафема".
        Из "Акта" в следственном деле с кратким описанием храма, оборудованного
        в пристройке дома в Семенове:
          "Церковь представляет собой комнату размером 6x4 метра с одним окном и
           одной дверью. В углу комнаты развешаны иконы, кресты, стоит угловая горка,
           на которой разложены церковные книги и принадлежности для церковных служб.
           Кроме того, в комнате стоят два высоких квадратных стола, покрытых белыми
           скатертями и служивших во время церковных служб престолом и жертвенником.
           В помещении церкви имеется запах ладана. Перед иконами висят лампады с маслом".

        Молиться в Горьковской обл. гонимым христианам пришлось недолго.
        Местонахождение домов было выдано властям. Духовная дочь святителя позднее
        вспоминала:
          "Пришли двое. Нас в доме, в Балахне, было трое: я, тетя Аня и Варя Подгорнова.
           Потом один ушел. Ведь мы были не нужны — искали епископа Сергия и о.Анатолия.
           Сначала тихонько вышла из дома Варя, за ней тетя Аня. Оставшийся чекист
           попросил постелить ему и лег отдыхать. Здесь и я тихонько вышла.
           И так Господь устроил, что Варя с тетей Аней по пути на вокзал встретили
           владыку Сергия и отца Анатолия, которые шли навстречу. И уже вчетвером
           уехали.... А я, по благословению епископа, сначала зашла на почту
           и отправила телеграмму в Вичугу (там наши были): "Дом сгорел"".
           Хотя телеграмму перехватили, но они уже выехали из города".

        Владыка Сергий понимал, что необходимо немедленно уезжать, но для этого нужны
        деньги. 22 тысячи рублей были спрятаны в дровах возле второго дома — в Семенове.
        О том, что и там прошли аресты, устроена засада, он не знал.
        15 января 1946г. вместе с оставшимися христианами он выехал в Семенов.
        В дом обители отправился один, второй член общины — и пропали.
        О.Анатолий решил идти сам, сотрудники НКГБ его задержали.
        Из воспоминаний духовной дочери:
          "А мы с владыкой сразу зашли к его знакомым старообрядцам, здесь же, в Семенове.
           Он у них бороду себе подрезал, очень немного оставил и только после этого
           уехали. Остановились у наших земляков. Владыка подумал, что чекисты уже
           ушли и поздно вечером, в этот же день послал меня снова в Семенов за деньгами.
           Когда подошли, она постучала — и меня арестовали. Вошла в дом, а там все
           наши на полу лежат — ночь ведь была. О.Анатолий успел спросить по-мордовски:
              "Одна?" — "Одна". Стали меня спрашивать: "Где епископ Сергий?". Я молчу.
           Тогда старший из них приказал мне снять верхнюю одежду и в кофточке, юбочке
           и легком платочке в подпол посадил. Утром выпустил наверх...
           Все это они со мной делали, чтобы узнать, где епископ Сергий скрывается.
           Ведь я по его поручению приехала в Семенов и я знала, где его найти.
           Но не сказала".

        Промыслом Божиим на горьковском вокзале святитель встретил двух своих пострижеников,
        вернувшихся из Вичуги, и они вместе выехали в город Хвалынск (Саратовская обл.)
        к знакомой.
        В 1946г. в Чувашии в Чебоксарах прошли два судебных процесса над духовными
        чадами епископа и его родными.
        18 февраля 1946г. был вынесен приговор 17 обвиняемым (арестованы в Шумерли),
        из них:
        9 человек осуждены на срок от 8 до 4 лет лагерей:
        А.П.Савелькин, Л.Н.Бородавкина, А.С.Торопова, П.П.Первова, А.Н.Рябова,
        Е.А.Смирнова, П.К.Лобанова, А.С.Малышкина, А.В.Маркина.
        Остальные освобождены из-под стражи по указу об амнистии от 7 июля 1945г.:
        В.К.Ивушкин, У.Ф.Ивушкина, брат епископа Сергия Константин Платонович Кубрин,
        Е.И.Рогожкина, М.А.Сафонова, Е.М.Сурков, А.М.Шкунова, В.А.Щеглов.
        28 июня 1946г. осуждены (арестованы в Семенове) на срок от 10 до 4 лет ИТЛ:
        А.В.Буянов, П.С.Лапаева, А.И.Рябова, Е.И.Мирошкина, В.А.Подгорнова, А.И.Душутина,
        Е.И.Первова
        Саратовская о., г.Хвалынск 
        Год начала 1946 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1946 
        В Хвалынске епископ Сергий пробыл недолго, через 4 месяца переехал в г.Кременчуг
        Полтавская о., г.Кременчуг, ул.Чкалова, 31 
        Год начала 1946 
        Год окончания 1948 
        Месяц окончания 12 
        Весной 1946г. в г.Кременчуге был куплен дом по адресу: улица Чкалова, 31.
        Здесь епископ прописался по паспорту на имя Ивана Сергеева.
        Сюда съезжались и другие оставшиеся насельники тайной обители.
        Вместо арестованного о.Анатолия (Буянова) первым помощником и заместителем
        епископа стал монах Антоний (Первов).
        Здесь епископ, вместе с христианами "из числа последователей Единой Единоверческой
        Церкви", совершал тайные богослужения, рукоположил в сан иеродиакона монаха
        Антония (Первова), а его брата Ивана постриг в монашество с именем Феодор
        Харьковская о., Харьковский р., г.Люботин 
        Год начала 1948 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1949 
        Месяц окончания 6 
        В декабре 1948г. оставшиеся насельники переехали из Кременчуга в г.Люботин
        Харьковской обл. к одной из духовных дочерей епископа.
        Проживали там без прописки недолго, когда узнали, что ими заинтересовались
        органы милиции
        Брянская о., г.Новозыбков, Садовая, 71 
        Год начала 1949 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1950 
        Новый дом для обители был куплен в Брянской области, в городе Новозыбкове,
        В июне 1949г. сюда приехали христиане из Люботина.
        В октябре 1949г. был куплен второй дом в Клинцах.
        Епископ Сергий пользовался двумя паспортами: Василия Федорова и Ивана Сергеева.
        Пока шли ремонтные работы в Клинцах, епископ Сергий совершил в Новозыбкове
        первую иерейскую хиротонию: в 1950г. рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона
        Антония (Первова).
        В этом же 1950г. часть насельников монастыря, во главе с епископом, переехала
        в г.Клинцы
        Брянская о., г.Клинцы, ул.Декабристов, 48 
        Год начала 1950 
        Год окончания 1952 
        На новом месте также "стремились ограничить круг своих знакомых по городу и
        не допустить посещения дома без предупреждения посторонними лицами".

        Богослужения проходили в специальной комнате, причем окна в ней тщательно
        закрывали. Здесь располагался храм в честь Архистратига Божиего Михаила.
        По воспоминаниям, завесы не было, престол стоял посредине алтаря.
        Епископ постоянно совершал богослужения, в том числе и Божественную Литургию,
        крестил, венчал, постригал в монашество.
        В конце 1950г. владыка Сергий возвел монахиню Марию (Родину) в игумении,
        а в феврале 1952г. совершил две хиротонии: рукоположил монаха Феодора (Первова)
        в сан иеродиакона, а Никиту Бойкова, которого знал с 1930 г., — во пресвитера.
        Сохранилась ставленническая грамота об этом.
        6 августа 1952г. в том же храме был возведен владыкой в сан архимандрита
        иеромонах Антоний (Первов).
        Письма и телеграммы епископа Сергия из Клинцов, как и везде, носили зашифрованный
        характер, указывалась просьба "дедушки"". Их отправителем значилась одна из
        насельниц обители, которая приносила почту на станцию и опускала ее
        непосредственно в почтовый вагон.
        Посылки, денежные переводы, письма, в адрес живущих в доме, также получала она
        и передавала владыке.
        Епископ не оставляя молитву за своих духовных чад, томящихся в лагерях и ссылках,
        всячески старался материально облегчить их участь: отправкой посылок,
        свиданиями с единоверцами, организацией побегов из мест поселений.
        Все, совершившие побег из ссылки, получали паспорта на новое имя.
        Одна из монахинь тайной обители позднее вспоминала:
           "Куда владыка благословит, даже если это казалось невозможным, мы шли
            без всякого страха, все получалось так, как он скажет. Сказал бы:
           "В огонь" — и в огонь бы пошли, так ему верили".
        По некоторым сведениям, в 1950-е гг. епископ Сергий принял схиму с именем Михаил.
        По данным [5] схиму не принимал
      Аресты
        Брянская о., г.Клинцы 
        Год ареста 1952 
        День ареста 19 
        Месяц ареста 12 
        Обвинение при аресте "настоятель подпольного монастыря" 
        19 декабря 1952г. прошли аресты большей части насельников тайной обители
        в Клинцах и Новозыбкове.
        Владыка был арестован как "Сергеев Иван Сергеевич". Во время следствия
        было обнаружено, что это был епископ Сергий (Кудрявцев Иван Платонович).
        При обыске в Клинцах были изъяты:
           "Книги религиозного содержания — 94 экземпляра, а также церковные вещи,
            среди которых: две Плащаницы, две чаши, дискос, звездица, копие, лжица,
            ковш богослужебный, кадило, крест наперсный, два антиминса, хоругвь,
            облачения — неполных девять комплектов".

        Из анкеты арестованного И.П.Кудрявцева, заполненной 23.12.1952г.:
           "Профессия и специальность — служитель священного культа.
            Последнее место работы и род занятий до ареста — подпольный монастырь,
            настоятель".

        Составлен словесный портрет:
           "Рост средний (165–170см). Фигура средняя. Плечи опущенные. Шея короткая.
            Цвет волос: седые. Цвет глаз: серые. Лицо овальное. Лоб низкий.
            Брови дугообразные. Нос малый, тонкий. Рот малый. Губы тонкие.
            Подбородок скошенный. Уши большие"
      Осуждения
        УМГБ Брянской обл. 
        13/04/1953 
        Обвинение "настоятель подпольного монастыря, руководитель антисоветской организации "ИПЦ" так называемого тихоновского течения 
        Статья ст.58–10 ч.2, 58–11 УК РСФСР 
        Приговор 25 лет ИТЛ с конфискацией имущества 
        УМГБ Брянской обл. Д.4528.
        21 марта 1953г. было подготовлено обвинительное заключение:
         "Следствием по делу установлено, что в 1936 году в городе Шумерля
          Чувашской АССР нелегалом-епископом КУДРЯВЦЕВЫМ была создана глубоко
          законспирированная и широко разветвленная антисоветская организация
          последователей "Истинно православной церкви" так называемого тихоновского
          течения, получившего название по имени монархиста-черносотенца Тихона,
          который после Октябрьской социалистической революции не признал Советской
          власти и проводил против нее активную враждебную деятельность.
          Являясь руководителем этой антисоветской организации, КУДРЯВЦЕВ организовал
          подпольный монастырь, в котором проживали до 40–45 участников организации,
          имели три дома, 4 коровы, до 20 штук овец, лошадь, большую пасеку,
          сенокосные угодия и несколько гектаров пахотной земли, полученной
          через Шумерлинское лесничество.
          Участники организации пользовались общим котловым довольствием,
          организованным за счет имевшегося хозяйства, сборов средств
          от единомышленников и доходов в результате спекуляции,
          которые поступали в общую кассу руководителя организации КУДРЯВЦЕВА.
          Все они систематически принимали участие в нелегальных антисоветских
          сборищах, проводили враждебные Советской власти высказывания.
          В период Отечественной войны СССР с Германией участники организации желали
          поражения СССР в войне с Германией и установления власти, признающей религию,
          в связи с этим путем подкупов и дачи взяток отдельным работникам лечебных
          учреждений добивались освобождения мужчин-участников организации от призыва
          в ряды Советской армии.
          Как руководитель организации, КУДРЯВЦЕВ занимался вовлечением новых лиц
          в Баку, Московской области, Вичуге, Ивановской области, Пензе и других
          городах СССР, поддерживал с ними личную, письменную связь, получал от них
          большие суммы денег, как лично доставлявшиеся ему единоверцами переводами,
          так и в посылках конспиративным путем, — на содержание подпольной
          деятельности организации.
          В 1945 — 1946г годах во время ареста части участников нелегальной
          антисоветской организации КУДРЯВЦЕВ вместе с оставшимися на свободе скрылся
          и до 1952 года продолжал проводить вражескую деятельность в городах:
          Балахне, Семенове Горьковской области, Хвалынске Саратовской области,
          Кременчуге Полтавской области, Люботине Харьковской области,
          а с 1949 года центром антисоветской организации "ИПЦ" являлись нелегальные
          монастыри в городах: Новозыбкове и Клинцах Брянской области..."

        С 9-го по 13 апреля 1953г. в Брянске прошло судебное заседание, на котором
        были осуждены по статьям 58–10 часть II и 58–11 УК РСФСР 18 человек:
        13 обвиняемых (И.П.Кудрявцев, Иг.К.Первов, И.К.Первов, И.С.Сандин, А.П.Барышева,
        О.Ф.Ивушкина, К.М.Кильдишева, Е.Ф.Козина, П.П.Первова, Е.И.Первова,
        В.А.Подгорнова, М.Г.Россошанская, М.А.Сафонова) — на 25 лет ИТЛ,
        остальные (А.И.Родина, Е.И.Мирошкина, Е.М.Шаркова, А.П.Анохина, А.И.Хрусталева)

        — на 10 лет ИТЛ.
        По воспоминаниям духовной дочери епископа:
          "Все следствие провела в одиночке. Со своими встретилась на суде.
           Епископа Сергия посадили от нас отдельно. Когда осудили, то разрешили
           последнее свидание перед этапом в коридоре тюрьмы. Помню, владыка нам сказал:
             "В церковные праздники не работайте, в остальные дни — работайте.
              Кушайте, что дадут. Увидите мясо — выбросите, остальное ешьте"".
        От написания кассационной жалобы епископ Сергий отказался.
        Все христиане были этапированы в особые лагеря
      Места заключения
        Мордовия, Дубравлаг 
        Год начала 1953 
        День начала 29 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1954 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 4 
        29 июля 1953г. владыка прибыл в Дубравлаг
        Мордовия, пос.Сосновка, Дубравлаг, 7 лагерное отделение 
        Год начала 1954 
        День начала 17 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1954 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 11 
        Известно, что с 17 апреля по 19 ноября 1954г. епископ содержался
        в 7-м лагерном отделении (поселок Сосновка). В это время от его имени
        (почерк не его) были написаны несколько обращений о пересмотре дела:
        заявление в Президиум Верховного Совета СССР (17 апреля), две жалобы —
        Генеральному Прокурору СССР (10 ноября) и Первому секретарю ЦК КПСС
        (19 ноября) Н.С.Хрущеву.
        В жалобах был указан церковный сан монаха Сергия (Кудрявцева) — епископ.
        В обращении заключенного И.П.Кудрявцева к Н.С.Хрущеву отмечено, что
        следственные документы он
           "вынужден был подписать в силу жестокого избиения и тяжелых моральных
            воздействий со стороны следователя майора N.
            На судебном разбирательстве дела я и свидетели (подследственные) отказались,
            в силу вышеприведенного, от своих подписей на документах предварительного
            следствия, но этого заявления суд во внимание не принял и понудил нас дать
            свои подписи на протоколах судебного заседания"
        Мордовия, пос.Потьма, Дубравлаг 
        Год начала 1954 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1955 
        День окончания 16 
        Месяц окончания 4 
        Позднее епископа этапировали в другое лаготделение, где он содержался
        со своими духовными чадами: монахом Прохором (Сандиным) и архимандритом
        Антонием (Первовым).
        Последний позднее вспоминал, что они спрашивали владыку о Голынском-Михайловском,
        что это за человек, но архипастырь ответил, что не знает его.
        Согласно этим воспоминаниям, не соответствует действительности сообщение
        о принятии епископом Сергием великой схимы с именем Михаил [5, доклад И.Ильичнева].
        Из воспоминаний внучки его духовной дочери, которая в те годы жила в Куйбышевской обл.:
            "Наш дом стал пересыльным пунктом. К нам приходили посылки для братьев и
             сестер, которые сидели в тюрьмах, больше всего владыке Сергию.
             Мы их дальше отправляли и свои собирали. Нам писали и мы отвечали.
             Мне было лет 14, училась хорошо. Писала письма под диктовку
             (очень кратко), адреса на посылках, заполняла квитанции. В письмах
             к владыке бабушка писала как племянница. Так приблизительно:
                 "Дядя, мы все живы-здоровы, все хорошо. Что Вам нужно?".
             Он отвечал нам:
                 "Племянница, как здоровье?" и что прислать.
             Потом только узнали, что были с ним заключенные, которым никто, ничего
             не присылал. Он и о них заботился"
    Кончина
      1955 
      День 16 
      Месяц 4 
      скончался в ИТЛ 
      Место Мордовия, пос.Потьма, Дубравлаг, лагерная больница 
      Место захоронения Мордовия, пос.Потьма, Дубравлаг 
      Весной 1955г. владыка находился в больнице при лагерном отделении (с жалобами
      на сердце) вместе с о.Антонием (Первовым).
      В Великую Субботу, 3/16 апреля 1955г. он зашел к епископу в палату.
      Епископ оживленно вел разговор, на здоровье не жаловался. Вместе обсуждали,
      где и как будут встречать Светлое Христово Воскресение.
      Вошел надзиратель. Увидев больного из другой палаты, сразу же выпроводил его.
      О.Антоний только прилег на кровать, как услышал голос надзирателя:

            — Кудрявцев готов! Кудрявцев готов!
      Выбежав в коридор, о.Антоний переспросил:

            — Как готов?

            — Умер,

      — пояснил надзиратель.
      Тут же духовный сын поспешил в палату епископа и увидел, что тот уже не дышит.
      В это он никак не мог поверить.
      По воспоминаниям Игнатия Первова:
          "Похоронили епископа Сергия с честью: администрация лагеря разрешила
           совершить погребение в гробу, в руки убиенного вложили крест, и ему
           одному, вместо таблички с номером на могиле, был установлен дубовый
           восьмиконечный крест без единого гвоздя".

      После кончины епископа его помощник о.Антоний (Игнатий Первов) оставался
      на лечении. По его воспоминаниям [5],
          "Внезапная смерть наставника не давала ему покоя. Получив в очередной
           раз таблетки, он услышал внутренний голос: "Не глотай!" и незаметно
           выплюнул их. Но за то время, когда эти "таблетки" были во рту, на
           языке образовались незаживающие язвы. В последующие дни Игнатий Первов
           ухитрялся выбрасывать их. И он никак не мог поверить, что врачи,
           которые должны лечить — могут убить. Спустя некоторое время он
           обратился к одному из них (тоже заключенному, которому доверял):
             "Что у меня тут?" и показал свой язык.
           Врач сразу все понял, но не стал объяснять, только похлопал его по плечу
           и сказал:
              "Молодец отец Антоний, заживет".
      Воспоминания архимандрита Антония позволяют назвать истинную причину смерти
      епископа Сергия (Кудрявцева) — убийство.
      Чтобы скрыть это преступление, поступил приказ сверху — отравить архипастыря,
      а заодно и его помощника и выдать это за последствие болезни.
      Но отец архимандрит выжил, и на это закрыли глаза, — ведь основная задача выполнена.
      Стараниями бакинской паствы святителя был нанят московский адвокат, который
      в январе 1955г. направил жалобу о пересмотре группового дела.
      26 августа 1955г. (после кончины владыки) Cудебная Коллегия по уголовным делам
      Верховного Суда РСФСР постановила:
          И.П.Кудрявцеву и Иг.К.Первову срок наказания снизить до 10 лет,
          остальные осужденные подлежат освобождению.
      В сентябре — ноябре 1955г. все тайные христиане вышли на свободу.
      Перед смертью, по данным митрополита Мануила (Лемешевского), епископ Сергий
      примирился с Московской Патриархией
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Швыряева Наталия
    Документы ->
      1. ЦИА ОНИРПЦ ПСТБИ. Фонд епископа Афанасия (Сахарова). Оп.IV(2).
      2. Списки репрессированных мирян и духовенства Русской Православной Церкви по Саратовской епархии

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ