Служение
Семипалатинск, Никольский собор
протоиерей
Должность настоятель
Год начала 1923
День начала 23
Месяц начала 3
Руководство Губоно не могло смириться с тем, что председатель подотдела
Географического Общества священник, и на протяжении многих лет власти делали все
возможное, чтобы освободить его от этой должности. В 1925г. руководство
Губоно, вновь опираясь на постановление о "лишенцах", предложило уйти о.Борису
в отставку с поста председателя и члена совета и остаться простым
действительным членом РГО. И о.Борис согласился на это. При уходе о.Борис
подарил Отделу из своей личной библиотеки около 160 книг, материал по
фольклору и 20 исторических документов. 20 мая 1925г. о.Борису "как
служителю культа" запретили преподавание в учебных заведениях, но в это время
Президиум Центрального Географического Общества оценил его деятельность по
другому: за труды по краеведению Семипалатинской области ему была присуждена
золотая медаль. Но в Семипалатинске продолжались гонения на выдающегося
краеведа, и наконец 28 мая 1929г. о.Борис получил уведомление: "...Вы как
служитель культа, считаетесь выбывшим из членов Отдела". Отец Борис не пожелал
снять с себя священный сан и отречься от Христа ради того, чтобы спокойно
заняться наукой. Он был человеком бескомпромиссным, и когда перед ним встал
выбор Крест Христов или научная карьера, он выбрал Крест. Сохранились
воспоминания, что о.Борис был добр и бескорыстен по отношению к людям,
всячески старался облегчить жизнь обездоленным и униженным, нередко отдавая им
последнее. Своей старшей дочери он писал: "У меня нет и не было ни капиталов,
ни домов, ни имущества я был интеллигентный нищий, но у меня сохранилось
доброе имя. Им я дорожу, его никому не отдам... Людям я не делал зла, потому
что их люблю. Человек для меня святыня". В 1929г. начинается новая
антирелигиозная кампания. В городе закрываются и уничтожаются храмы. О.Борис
начинает вести борьбу за сохранение семипалатинских храмов, защищая их, Он
проводит работу среди прихожан, объясняя, каким образом и в какие инстанции
надо писать ходатайства о возвращении храмов. Однако его борьба не
увенчалась успехом.
К 1936г. в Семипалатинске были закрыты все храмы, кроме Воскресенского собора,
в котором с осени 1936г. начал служить назначенный в сентябре того же года
архиепископ Александр (Щукин)
Семипалатинск, Воскресенский собор
протоиерей
Год окончания 1937
День окончания 28
Месяц окончания 8
Аресты
Семипалатинск
Год ареста 1937
День ареста 28
Месяц ареста 8
В августе 1937г. года был арестован архиепископ Александр (Щукин). О.Борис был
арестован 28 августа вместе со служившими в соборе священниками
Осуждения
тройка УНКВД по Восточно-Казахстанской обл.
19/11/1937
Обвинение "член контрреволюционной шпионской организации церковников"
Статья ст.5810 УК РСФСР
Приговор высшая мера наказания расстрел
Групповое дело "Дело протоиерея Бориса Герасимова. Семипалатинск, 1937г."
Началось следствие, которое велось "в направлении выявления контрреволюционной
деятельности о.Бориса Герасимова по созданию шпионской организации
церковников и вовлечению новых членов на территории области". Все арестованные
обвинялись "в проведении на протяжении ряда лет активной контрреволюционной
деятельности путем агитации среди населения, распространении разных
клеветнических слухов о мероприятиях советского правительства и партии,
собирали сведения шпионского характера о настроении среди населения".
Указанной деятельностью якобы руководил так называемый "Московский комитет",
основной задачей, которого являлось создание шпионской организации
священнослужителей по всему Советскому Союзу для борьбы с советской властью".
О.Борис обвинялся в том, что "как руководитель местного звена, по заданию
"Московского Комитета", в 19341936гг. занимался созданием шпионского гнезда и
разведывательной деятельностью в пользу одного из иностранных государств"
Все арестованные по делу были допрошены только один раз 1 ноября 1937г.
Как видно из протокола допроса о.Бориса, он признает себя виновным в
организации в г.Семипалатинске к/р шпионской организации церковников. На
вопрос кто вовлек его в эту организацию отвечает: "Некий представитель из
Москвы. В церковную организацию я завербован в 1934г. Ко мне явился человек,
который специально приехал из Москвы и сказал, что в Москве специально для
руководства к/р деятельности создан комитет, который возглавляет архиепископ
Варфоломей [Ремов, который был давно расстрелян] из Петровского монастыря.
Задача организации создание массовой организации церковников по Советскому
Союзу для борьбы с советской властью. Других членов организации я не знаю".
В окончательном обвинительном заключении говорилось, что "к/р организация
церковников создана в 1934г. по указанию Московского комитета, руководит ею
настоятель Воскресенской церкви протоиерей Борис Герасимов. Он привлек попов
Воскресенской церкви Гладких, Панина, Чичканова, Черепанова, Климова. Он
создавал также группировки в других районах области: Предгорненский район. Все
участники организации проводили к/р деятельность путем агитации среди
населения, распространяли разные клеветнические слухи о мероприятиях
советского правительства и партии, собирали сведения шпионского характера.
Виновными себя признали Герасимов, Гладких и частично Панин".
Остальные виновными себя не признали.
Приведение в исполнение приговора о.Борису, как "руководителю организации"
(остальные проходившие по делу были расстреляны 22 ноября 1937г.), отложили,
так как разыскивался "московский след". Хотя о.Борис в своей жизни никогда не
выезжал дальше Омска и Новосибирска, он был лично знаком со многим выдающимися
учеными: В.А.Обручевым, А.Е.Ферсманом, В.И.Вернадским и другими, которые
приезжали в Семипалатинск. С некоторыми о.Борис вел научную и дружескую
переписку. На следствии его же пытались изобличить в том, что связь со
светилами науки имела своей целью контрреволюционную деятельность. В частности
в протоколе допроса фигурирует личность, прибывшая якобы от "Московского
Комитета церковников" и заявившая: "Я привез вам привет от вашего знакомого
академика Обручева Владимира Афанасьевича". На что о.Борис ответил: "Зная
Обручева, я не могу допустить мысли о каком-то отношении его
контрреволюционной работе"