[back][up level][first][previous]
    Рукоположение
      епископ 
      1917 
      День 26 
      Месяц 2 
      Место Пермь, Спасо-Преображенский собор 
      Кто рукоположил епископ Пермский Андроник (Никольский), епископ Глазовский Павел (Поспелов), епископ Барнаульский Гавриил (Воеводин), епископ Петропавловский Мефодий (Красноперов), епископ Челябинский Серафим (Александров) 
      Определением Синода от 21 января 1917г. (Указом от 27 января) ректор Духовной
      Семинарии архимандрит Феофан (Ильменский) был определен епископом Соликамским
      "с тем, чтобы наречение и хиротония его во епископа были произведены в г.Перми"
      [Зв1 (Церковные ведомости. 1917. N 6. С.33.)].
      25 февраля 1917г. в Крестовой церкви Архиерейского дома состоялся чин наречения
      архимандрита Феофана во "епископа богоспасаемого града Соликамска".
      На следующий день, 26 февраля 1917г., в Спасо-Преображенском кафедральном соборе
      г.Перми была совершена его епископская хиротония при первенствующем епископе
      Пермском Андронике (Никольском) и при участии епископов Глазовского Павла (Поспелова),
      Барнаульского Гавриила (Воеводина) и др. [Зв1 (Пермские ЕВ. 1917. N 7–8. С.147–150.)]
      Епископ Феофан (Ильменский) был последним епископом, хиротония которого состоялась
      при Государе Николае II
    Служение
      Пермская епархия 
      епископ 
      Должность епископ Соликамский, викарий Пермской епархии, в.у. Пермской епархией (03.07.1917-нач. авг.1917, 09.08.1917–13.12.1917, 26.01.1918–24.04.1918, с 22.06.1918г.) ) 
      Год начала 1917 
      День начала 26 
      Месяц начала 2 
      Год окончания 1918 
      День окончания 17 
      Месяц окончания 10 
      Епископ Феофан прибыл в Соликамск 12 марта 1917г. на пароходе.
      Его канцелярия и резиденция разместилась в Свято-Троицком Соликамском мужском монастыре,
      где он находился на правах настоятеля.
      Обитель, являвшаяся резиденцией епископа Соликамского Феофана, была расположена
      в самом городе Соликамске, на правом берегу р.Усолки, в 12 верстах от пристани
      на Каме. Монастырских храмов было два: Троицкий собор с приделом Благовещения
      Пресвятой Богородицы и надвратная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радость"
      с верхним приделом во имя Вознесения Христа.
      Кафедральным храмом стал Троицкий собор на главной площади г.Соликамска.
      В подчинении викария были уезды епархии: Соликамский и Чердынский.
      В течение последующих пяти месяцев викарный епископ Феофан занимался объездом
      подведомственных ему приходов и совершением богослужений.
      В пределах Соликамского уезда он располагал бесплатной казенной тройкой лошадей.
      Приходы Чердынского уезда он вынужден был обходить пешком, т.к. Чердынская управа
      отказала епископу в предоставлении конного выезда.
      Для организации управления обширной церковной территории при викарии был создан
      пресвитерский совет из шести протоиереев.
      8 мая 1917г. состоялся съезд духовенства и мирян Соликамского городского
      благочиннического округа, который направил телеграмму Петроградскому Совету
      рабочих и солдатских депутатов с призывом:
          "Принять меры для поддержания авторитета власти немедленной посылкой
           на фронт делегатов для водворения надлежащей дисциплины в армии,
           для спасения родины".
      В телеграмме Председателю Совета министров князю Г.Е.Львову съезд выразил
      "готовность всеми силами содействовать всем мерам, направленным ко спасению
      отечества"
      [Зв1 (Бабкин М.А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917г. С.343.)].
      С целью проведения намеченных Святейшим Синодом преобразований в жизни приходов
      намечалось провести съезд представителей духовенства и мирян по Соликамскому
      и Чердынскому уездам.
      С лета 1917г. Соликамский викарий активно помогал правящему архиерею епископу
      Пермскому Андронику в управлении епархией.
      7–8 июня 1917г. преосвященные епископы вместе совершили освящение в Белогорском
      Свято-Николаевском монастыре крупнейшего на Урале соборного Крестовоздвиженского
      храма, возведенного в память чудесного спасения от грозившей в Японии опасности
      Императору Николаю II. Сооружение этого храма продолжалось 15 лет.
      На церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек, в т.ч. около
      2.5 тысяч представителей духовенства.
      10 июня 1917г. епископ Андроник был избран членом Предсоборного Совета и
      27 июня 1917г. отбыл в Петроград.
      В связи с этим 3 июля 1917г. во временное управление Пермской епархией вступил
      викарий Соликамский Феофан [Зв1 (ПермЕВ. 1917. N 20–21. С.79.)].
      Осуществляя патриотическое общественное служение Церкви, епископ Феофан
      участвовал в проводах добровольческих дружин в действующую армию.
      Так, 8 июля 1917г. с паперти Пермского Спасо-Преображенского кафедрального
      собора он напутствовал женскую боевую дружину "Батальон смерти", численностью
      114 человек, отправлявшуюся на фронт.
      В начале августа 1917г. правящий архиерей епископ Андроник на короткое время
      возвращался в Пермь, но 9 августа 1917г. он вновь покинул кафедру, т.к. выехал
      в Москву на Поместный Собор. С этой же даты викарий Соликамский Феофан вновь
      вступил во временное управление Пермской епархией [Зв1 (ПермЕВ. 1917. N 24–25. С.95.)].
      13 декабря 1917г. епископ Андроник прибыл с первой сессии собора, и епископ
      Феофан вернулся в Соликамск.
      В сентябре-октябре епископ Феофан предпринял шаги по укреплению братии
      Белогорской обители и совершил несколько хиротоний белогорских иноков:
      иеродиаконы Афанасий (Одегов), Владимир (Жижин) и Иоанн (Новоселов)
      были им рукоположены в сан иеромонаха, а монахи Виссарион (Окулов) и
      Матфей (Банников) — в сан иеродиакона.
      4 февраля 1918г. епископ Феофан возглавил в Перми небывалый по многолюдству
      крестный ход, устроенный в связи с гонениями на Церковь.
      В третий раз викарий Соликамский временно управлял Пермской епархией в период
      отсутствия епископа Андроника в связи с его участием в работе второй сессии
      Собора (с отъезда епископа Андроника 26 января 1918г. в Москву до его возвращения
      в Пермь 24 апреля 1918г.).
      Епископ Феофан прибыл в Пермь и вступил в управление епархией в ночь
      на 1/14 февраля 1918г. [Зв1 (ПермЕВ. 1918. N 4–5. С.14.)].
      За несколько дней до того, 28 января 1918г. в Перми был опубликован декрет СНК
      "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви", который вызвал
      всеобщее возмущение как юридическое основание для наступления на Церковь.
      Епископ Феофан твердо выступил в защиту веры.
      "Пермские Епархиальные ведомости" в те дни писали:
          "4/17 февраля в городе состоялся небывалый по многолюдству и одушевленности
           крестный ход, по поводу воздвигнутого гонения на Церковь.
           Были произнесены речи. Пелись пасхальные песнопения.
           Во главе — епископ Феофан. Порядок полный"
             [Зв1 (Пермские ЕВ. 1918. N 4–5. С.54.)].
      С хоругвями и иконами по оживленным центральным улицам прошло около трех тысяч
      человек. По свидетельству очевидцев, из толпы раздавались голоса:
          "Большевики хотят разрушить православную Церковь, отнять у нас духовное
           утешение, изгнать священников, запечатать храмы. Они безбожники!"
      Свою твердую нравственную позицию епископ Феофан проявил и в марте 1918г.
      в связи с событиями в Соликамске. В те дни по всему городу неизвестные
      расклеили воззвания, призывающие к активному выступлению против большевиков.
      Поскольку текст воззвания был отпечатан на оборотной стороне церковных документов,
      то подозрение в подстрекательстве пало на духовенство.
      4/17 марта 1918г. пастырское собрание городского духовенства во главе
      с благочинным градо-Соликамского округа постановило довести до сведения
      Соликамского Исполкома:
          "Духовенство находится вне политики и не участвует в каких бы то ни было
           акциях против власти, и посему с гневом отвергает провокаторское
           выступление со стороны темных личностей. Просит Совет принять уверение
           в лояльности отношений духовенства ко всем гражданам без различия
           партийности и служебного положения".
      Однако находившийся в Перми епископ Феофан призвал духовенство Соликамска
      честно стоять на высоте своего пастырского служения, не унижая его покорностью
      преступлениям власть предержащих:
          "Отцы и братие! С великой грустью прочитал я сей журнал пастырского
           собрания духовенства церквей г.Соликамска.
           Пастыри Церкви, служители "идеалам христианства" выражают "лояльность"
           всем гражданам без различия... в том числе и проявившимся среди нас,
           к глубокому сожалению, людям, отторгшимся от единства веры с нами,
           насильникам и грабителям, наполнившим город наш грабежами и убийствами...
           Куда пошли 500 тысяч, взятых у граждан г.Соликамска? Где хлеб, обещанный
           им?..
           Нет! Не так должны были вы ответить Комитету и населению на провокаторские
           обвинения 4 марта, расклеенные на улицах Соликамска. С негодованием
           отвергнув обвинение в том, что будто бы вы призывали к вооруженному
           восстанию против бандитов и избиению их, вы в то же время должны были,
           как пастыри, как соль земли, как свет мира, высказать свой нравственный
           суд насильникам и грабителям, выразить им свое негодование и порицание...
           Обращаюсь с сим призывом к иерейской совести всякого из вас.
           Не посрамите моей совести пред Вами, скорбящей "о вашем искушении
           от врага"".
      Епископ Феофан благословил благочинного вновь собрать пастырей и вынести новое
      суждение, что и было исполнено соликамским духовенством.
      По возвращении архиепископа Андроника со второй сессии Поместного Собора
      викарий Соликамский Феофан выбыл на свою кафедру, где власти начали конфискацию
      имущества Свято-Троицкого монастыря. Владыка выступил против захвата церковной
      собственности и призвал жителей Соликамска дать твердый отпор антихристианскому
      походу на Святую Церковь.
      Он послал резкий отказ на просьбу к монастырю волостного земельного отдела
      прислать планы сенокосных лугов для последующего их изъятия, заявив при этом:
          "Предстанет Страшному Суду Всемогущего Бога всякий, кто осмелится для чего-либо
           захватывать принадлежащие Церкви земельные угодья и какое-либо достояние
           Церкви Божией".
      В ночь на 17 июня 1918г. был заключен под стражу архиепископ Андроник.
      Будучи предупрежден о предстоящем аресте, он оставил письменное распоряжение
      викарию Соликамскому Феофану "вступить в управление епархией в случае его —
      архиепископа Андроника — насильственной смерти". В случае же кончины епископа
      Феофана предписывалось передать управление Вятскому епископу Никандру (Феноменову).
      Архиепископ Андроник был арестован и увезен в неизвестном направлении.
      В епархии о его судьбе долгое время не было известно.
      Согласно приказу архиепископа Андроника, отданному им заранее на случай ареста,
      были закрыты все церкви в Перми и Мотовилихе, прекращены богослужения и
      совершение таинств, кроме крещения младенцев и отпевания усопших.
      Стихийно собравшиеся на улицах жители требовали освобождения архиепископа
      Андроника и проклинали большевиков.
      Организованные же властями митинги рабочих обвиняли во всем духовенство и
      угрожали ему расправами.
      После зверского убийства большевиками Владыки Андроника в июне 1918г. епископ
      Феофан 22 июня 1918г. прибыл из Соликамска в Пермь и принял на себя управление епархией.
      Напуганные массовыми волнениями населения из-за убийства Владыки Андроника,
      большевики этому не препятствовали.
      Стремясь предотвратить открытое столкновение, 26 июня 1918г. епископ Феофан
      отменил "забастовку духовенства".
      Он продолжал управлять Пермской епархией, по-прежнему следуя высоким
      духовно-нравственным принципам. В этот период в России уже начиналась
      гражданская война, усиливалось противостояние власти и ее противников,
      из северных уездов стали поступать известия об арестах и казнях священников.
      Жертвами красного террора в 1918г. стали 19 священнослужителей Соликамского
      викариатства.
      1 августа 1918г., в канун Ильина дня епископ Феофан произнес слово
      по поводу ареста в с.Усолье Соликамского уезда священника Михаила Накарякова,
      а через несколько дней после убийства пастыря отслужил по нему панихиду,
      поминая погибшего как священномученика, и благословил его сына-диакона принять
      иерейский сан, — "идти за отцом".
      Получивший широкую огласку поступок епископа Феофана стал одним из поводов
      для будущей расправы с ним.
      Другим поводом стало назначение в сентябре 1918г. на место псаломщика одного
      из храмов епархии скрывавшегося от большевиков бывшего председателя Соликамской
      Земской управы Дмитрия Николаевича Антипина, ради спасения его жизни.
      Однако последнего опознали и задержали, отобрав при аресте документы, выданные
      епископом Феофаном
    Аресты
      Пермь 
      Год ареста 1918 
      День ареста 17 
      Месяц ареста 10 
      Вскоре были арестованы помощники епископа Феофана — протоиерей Шестаков и
      секретарь Желателев. Опасаясь применения к ним репрессий, 17 октября 1918г.
      епископ Феофан по собственному почину лично отправился для объяснения
      в Пермскую ЧК, где был арестован и заключен под стражу в Пермский арестный дом
    Места заключения
      Пермь, арестный дом 
      Год начала 1918 
      День начала 17 
      Месяц начала 10 
      Год окончания 1918 
      День окончания 24 
      Месяц окончания 12 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ