Служение
Калужская губ., Боровский у. г.Наро-Фоминск, Петропавловская церковь
Должность и.д. псаломщика
В Наро-Фоминске Иван Алексеевич устроился работать на фабрику.
Исполнял обязанности псаломщика в Петро-Павловской церкви г.Наро-Фоминска.
Когда администрации фабрики стало известно, что Иван Алексеевич исполняет
обязанности псаломщика в церкви, его тут же уволили с работы.
Ему пришлось вернуться в деревню
Места проживания
Московская о., Наро-Фоминский р., с.Алексеевка
Год окончания 1938
День окончания 28
Месяц окончания 6
У Ивана Алексеевича и его жены Василисы Васильевны было три сына и дочь
Анна (1907г.р.). Семье в материальном отношении жилось трудно.
В начале лета 1938г. председатель сельсовета составил справку для НКВД на арест
Ивана Алексеевича, поставив ему в вину, что дочь его была в монастыре и сам он
был устранен от работы в колхозе "как религиозный элемент".
Все жители деревни были прихожанами Введенской церкви в соседнем селе Котово.
К концу 1930-х гг. священники, служившие во Введенской церкви, были арестованы,
и богослужения там прекратились.
Иван Алексеевич стал добиваться назначения в храм священника и возобновления
богослужений. Составив соответствующее письмо, он ходил по домам крестьян,
собирая подписи за открытие храма. В нем он писал, что жители деревни желают
иметь своего священника, чтобы он мог исполнять требы, чтобы могли совершаться
богослужения, и что жители просят, чтобы власти передали ключи от церкви группе
верующих и избранному от них уполномоченному Ивану Алексеевичу Чернову.
В день выборов в Верховный Совет в декабре 1937г. Иван Алексеевич, придя
на избирательный участок, вместе с бюллетенем опустил в урну письмо на имя
кандидата в депутаты от их района:
"Добрый день тебе, многоуважаемый наш помощник и посредник народа
Михаил Петрович... Мы, граждане Советской Республики, считаем себя свободными
гражданами. По сталинской конституции, можем свободно свои нужды выявлять.
Мы от лица верующих в Бога и Святую Церковь просим посодействовать за нас,
старичков и старушек, дайте нам молиться Богу за весь мир и за вас,
чтобы нам под вашим руководством проводить тихую, мирную жизнь и ходить
в церковь молиться Богу, где мы ощущаем отраду души.
Мы радуемся за конституцию, которая в статье 124-й говорит о свободе
отправления религиозных обрядов. Вот что нам дороже всего на свете!
Молодым нужно повеселиться, песни попеть. А нам, старичкам и старушкам,
в Божий храм сходить, приобщиться, отпеть усопшего.
Вот нам это дороже всего земного богатства. Это на земле все временно,
а за гробом вечно.
Дорогие наши собратья и друзья, почтите нашу старость. Нам нужно
псалмопение, молитва, пост, кротость, повиновение властям.
Всякая власть от Бога. Глас народа глас Божий.
Дорогой друг! Народа будь защитником, партийным и беспартийным, верующим
в Бога и неверующим. Будь ко всем равным".
Письмо это вскоре же попало в НКВД, которое через некоторое время установило,
что его написал Иван Александрович Чернов.
Сотрудники НКВД приступили к допросам некоторых жителей деревни Алексеевка.
Те показали, что Иван Алексеевич в марте 1938г. ходил по деревням, собирал подписи
за открытие церкви в селе Котово и проводил религиозную пропаганду, говоря
"о необходимости веры в Бога и улучшения жизни через милость Божию, когда откроем
церковь и будем молиться".
"Свидетели" также показали, что Иван Александрович говорил колхозникам:
"Вот видите, колхозники, сегодня год неурожая, в поле все пропало, и нам надо
бы помолиться Богу, а то вот ничего не родится. Мы и будем работать даром,
с голоду умрем. Вот до чего мы дожили при Советской власти: ни у кого ничего
не стало; раньше мы были сами себе хозяева, а теперь, что ни задумай сделать,
все у кого-то спросись и доложись...
Вот какое пришло проклятое время, от своей церкви последней куда идти
молиться Богу? Вот что наделала эта проклятая Советская власть
мучают всех антихристовы коммунисты, пишут и туманят головы своей
конституцией, которая никому прав не дала. Позакрывали все церкви,
а в этом была только одна отрада для народа.
Но все-таки придет и этому конец, и сгонят проклятых коммунистов.
И тогда только заживем хорошо"
Аресты
Московская о., Наро-Фоминский р., с.Алексеевка
Год ареста 1938
День ареста 28
Месяц ареста 6
21 июня 1938г. сотрудники НКВД выписали справку на арест псаломщика Ивана
Алексеевича, в которой в вину ему было поставлено, что он собирает подписи
под ходатайством за открытие церкви.
28 июня 1938г. он был арестован и заключен в Наро-Фоминскую, а потом в Бутырскую
тюрьму в Москве
Осуждения
Особое Совещание при НКВД СССР
19/09/1939
Обвинение "антисоветская агитация, собирал подписи за открытие церкви"
Статья ст.5810 УК РСФСР
Приговор 5 лет ИТЛ
ГА РФ. Ф.1035. Оп.1. Д.П-48297.
Из протокола допроса:
" Скажите, Вы писали в день выборов в Верховный Совет 12 декабря 1937г.
письмо на имя депутата Верховного Совета тов.Петрова? Если писали, то куда
Вы его дели? спросил следователь, прекрасно зная, что письмо находится
у него в следственном деле.
Да, в день выборов в Верховный Совет я писал письмо. Содержание письма
религиозного характера. Письмо... я опустил при голосовании в урну в конверте
вместе с бюллетенем.
Кем Вы служили в Петровской церкви?
Я в Петровской церкви официально не служил, а временами исполнял должность
псаломщика".
Иван Алексеевич виновным "в контрреволюционной деятельности" себя не признал.
На очной ставке со лжесвидетелями он отвечал:
"Антисоветской агитацией я среди колхозников не занимался и не занимаюсь".
13 августа 1938г. следствие было закончено.
19 сентября 1938г. Особое Совещание при НКВД приговорило Ивана Алексеевича Чернова
к пяти годам ИТЛ
Места заключения
Московская о., г.Наро-Фоминск, тюрьма
Год начала 1938
День начала 28
Месяц начала 6
Год окончания 1938
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1938
Год окончания 1938
Карелия, Пудожский р., Белбалтлаг НКВД, ОЛП-14 (Семеновка)
Год начала 1938
День начала 8
Месяц начала 11
Год окончания 1939
День окончания 10
Месяц окончания 4
В Белбалтлаг прибыл этапом 8 ноября 1938г.