[back][up level][first][previous]
    Рукоположение
      священник 
      1915 
      День 1 
      Месяц 3 
      Место домовая церковь при архиерейском подворье на Седанке вблизи Владивостока 
      Кто рукоположил архиепископ Владивостокский Евсевий (Никольский) 
      Через три года диакон Павел сдал на "хорошо" пять экзаменов в Духовной
      Консистории, чтобы получить право быть возведенным в сан священника.
      После этого 1 марта 1915г. диакон Павел Лазарев был возведен в сан священника
      за литургией в домовой Евсевиевской церкви при архиерейском подворье
      на Седанке вблизи Владивостока
    Служение
      Приморская о. (Приморский край, Уссурийский городской округ), с.Раковка, Свято-Троицкая церковь 
      священник 
      Должность настоятель 
      Год начала 1915 
      День начала 1 
      Месяц начала 3 
      Год окончания 1917 
      В 1916г. в с.Раковка произошел еще один знаменательный случай, укрепивший будущего
      мученика и всю его семью в духовном стоянии с верой в Господа: внезапно
      матушка Клавдия Николаевна была частично парализована.
      Лечение, в том числе хорошими докторами из Владивостока и Японии, не помогало.
      Диакон Павел молитвенно обратился за помощью к св.Иоанну Кронштадтскому и
      получил во сне откровение:
          
      "Отслужи молебен Матери Божией, она идет к вам и употреби миро".
      Через несколько дней после такого сна в сельскую церковь Раковки из епархии
      пришло письмо с извещением, что чудотворную икону Богородицы вынесли крестным
      ходом из Шмаковского монастыря. Шел май месяц. Через месяц, ко времени прибытия
      святыни на въезде в Раковку поставили огромный дубовый крест, высадили вокруг
      него кусты. В назначенный день вся деревня с хором и хоругвиями встречала
      прибытие иконы Божией Матери. Отслужили молебен, после которого о.Павел взял
      масло из светильника, горевшего перед образом и, вернувшись домой, покрыл им
      больные места своей супруги. Через три дня матушка Клавдия Николаевна встала
      и самостоятельно пошла в церковь на литургию. Этот день чудесного исцеления
      навсегда вошел в семейный календарь как праздник.
        Продолжалась первая мировая война. За ней наступили смутные и грозные события
      1917г., а за ними последовали годы гражданского противостояния по всей России.
      В 1918г. красная власть в Приморье временно потерпела поражение.
      Старые порядки водворились в городах при поддержке казаков Калмыкова,
      чехословацкого корпуса и вступивших в край иностранных войск.
      Но красные отряды скрылись в тайге.
      Священники, служившие в сельских храмах, находившихся вдали от городов и линии
      железной дороги, в это время первыми приняли на себя вызов безбожной власти.
      Известно, что некоторые партизанские отряды вновь созданной Дальневосточной
      республики принялись воплощать в жизнь определенные антицерковные меры,
      принятые СНК РСФСР в 1918г.: угрожать расправами священникам, запрещать
      в школах учить детей Закону Божию и т.п.
      Приморская о. (Приморский край, Кировский р.), с.Антоновка, Покровская церковь 
      священник 
      Должность настоятель 
      Год начала 1918 
      Год окончания 1919 
      В 1918г. о.Павел по собственному желанию перешел на место штатного священника, настоятеля
      Покровской церкви с.Антоновка в 50 км от Спасска, в лесной местности.
      Старший сын о.Павла Евгений стал пономарем храма.
      Из воспоминаний семьи Лазаревых:
         "Часто о.Павел размышлял:
             "Какая пустая, бесплодная жизнь наша была в городе. Я только сейчас
              живу полной жизнью, здесь каждый цветок, каждая травка напоминает мне
              о Боге. Природа так убедительно говорит о величии Творца.
              Я ясно вижу, что задача людей не переделывать государственный строй,
              а работать над человеческой личностью, и самому быть лучше и за Истину
              Святую, даже идти на страдания; и только выстраданные убеждения могут
              иметь неотразимую силу примера".

      О.Павел часто высказывался среди домочадцев:
             "Христианам нужно быть апостолами просвещения — вот наше назначение.
              Итак, будем следовать по пути Святых Апостолов Господа Христа, которые
              не делали заговоров злодеяния и не основывали ни тайных, ни явных
              политических обществ, а распространяли Учение своего Божественного
              Учителя и не отрекались от него даже пред языческими царями, но,
              не страшась мучений, шли на смерть — за Истину.
              Своим страданием и чистой совестью они утвердили на земле Алтарь
              для прославления Творца".

      О.Павел предчувствовал, что его ждет страдальчество и исповедание веры.
      Своей жене он часто советовал:
             "Молись за меня Господу, чтобы я не устрашился страданий и мук,
              а бодро стоял за Веру в Господа Христа до смерти...".

      В январе 1919г. батюшка рассказал супруге о необычном сне, в котором ему
      явился Владивостокский епископ, предупредивший о том, что через шесть месяцев
      о.Павла убьют.
      Старший сын о.Павла — Евгений, впоследствии вспоминал, что одной из любимых
      книг папы в это время стал роман Сенкевича "Камо грядеши", посвященный
      гонениям на первых христиан.
      О.Павел стал для сельских прихожан и духовным отцом, и авторитетным советчиком.
      В условиях анархии власти и разброда в умах прихожане находили в о.Павле надежду
      и опору.
      О.Павел продолжал ревностно служить, просвещать и обучать деревенских детей
      основам религиозной жизни, Закону Божиему.
      По житейским нуждам он участвовал в деятельности кооператива в нескольких
      селениях: Афанасьевка, Глуховка, Антоновка и Никитовка.
      Организовывал прихожан на сбор продовольственной помощи для обедневших жителей
      и лично развозил ее по домам нуждающихся. При этом и сам батюшка содержал свое
      домашнее хозяйство. Эти меры помогали сельчанам выживать в условиях постоянных
      поборов на нужды противоборствующих сторон: то казаков атамана Калмыкова,
      то интервентов-японцев, то красных партизан, то просто бандитских групп,
      О.Павел не боялся защищать свою паству от беззаконий как одних, так и других.
      В 1919г. в д.Никитовка (ок.10 км. от Антоновки) объявились красные партизанские
      отряды Гурко, Морозова, Алешечкина, Топоркова, Песецкого под общим командованием
      А.П.Баранова.
      Крестьян запугали жестокими расправами над теми, кто отказывался давать
      продовольствие на содержание отрядов.
      О.Павел по сути оказался одним из тех, кто мешал вооруженным группировкам,
      захватившим власть, окончательно подчинить своему влиянию население.
      В первый воскресный день после праздника Вознесения о.Павел служил литургию
      в своем храме. Церковный староста, пономари, в том числе старший сын батюшки

      — Евгений, как обычно, находились рядом с настоятелем в алтаре.
      Неожиданно в храм с шумом и наглостью вошли несколько вооруженных людей —
      красных партизан. Они принялись хулить Спасителя и надругаться над святынями.
      О.Павел спокойно вышел из алтаря и безбоязненно продолжил каждение.
      Народ, испугавшись было вооруженных людей, но видя стойкость священника,
      почувствовал уверенность, и партизаны при людях не решились арестовать батюшку
    Аресты
      Приморская о. (Приморский край, Кировский р.), с.Антоновка 
      Год ареста 1919 
      День ареста 7 
      Месяц ареста 6 
      Через несколько дней, в канун праздника Святой Троицы 25 мая/7 июня 1919г.
      о.Павел, отслужив Всенощную, вернулся домой. Ночью в дом настоятеля нагрянули красноармейцы.
      О.Павел точно знал, что за ним придут ночью. Его предупредил об этом за несколько
      часов один из антоновских крестьян. Но как пастырь, он отказался от предложения
      тайно скрыться, срочно уйти к родственникам в Спасск...
      Когда в его дом вошло девять вооруженных людей, объявив, что он арестован,
      батюшка был уже одет, даже не спросил: "За что?"
      Все происходило на глазах семьи. Он встал перед образами Спасителя и Божией
      Матери, помолился, надел наперсный Крест, простился и благословил детей.
      Клавдии Николаевне сказал:
          "Не горюй! Молись Царице Небесной. Она не оставит вас"
    Места заключения
      Приморская о. (Приморский край, Спасский р.), с.Никитовка 
      Год начала 1919 
      День начала 8 
      Месяц начала 6 
      Год окончания 1919 
      День окончания 8 
      Месяц окончания 6 
      О.Павла красные партизаны не решились убивать в Антоновке, а повезли
      в соседнюю Никитовку, где в помещении начальной школы был устроен допрос.
      По рассказу невольных свидетелей — школьного сторожа Татьяны и ее мужа:
          "Командир отряда Писецкий лично беседовал со священником. Он сразу заявил
           о.Павлу:
              "Бога нет, а священники — царские прислужники, выдумали Его, чтоб
               держать народ в страхе и подчинении".
           Отцу Павлу было предложено условие освобождения из-под стражи: в церкви
           объявить народу, что "он всех обманывал", а потом снять прилюдно крест
           и священную рясу.
           Но о.Павел на это предложение твердо заявил, что не откажется от Бога и
           за веру Христову готов принять смерть"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ