( * ) Богословский Михаил Константинович 
    Фамилия Богословский 
    Год рождения 1883 
    День рождения 5 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Тамбовская губ., Липецкий у., с.Сошки 
    протоиерей 
    Специальность кандидат богословия 
    Родился в семье армейского писаря. По стопам отца не пошел, какое-то
    личное потрясение развернуло его душу к Церкви и он избрал духовный путь.
    По сведениям [4], родился в семье псаломщика
    Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1921г.] [1921-1924гг.] [по 1940г.]
      Образование
        Таврическая Духовная Семинария
        По окончании Семинарии поступил в Академию
        Санкт-Петербургская Духовная Академия
        Год окончания 1909 
        кандидат богословия 
        В учебе Михаил Константинович был прилежный и старательный, отличался успехами,
        собранностью и сосредоточенностью. Уже во время учебы стал проявляться его
        аскетизм и сдержанность во всем. По воспоминаниям соучеников, молитвенный
        настрой был характерной его чертой. Еще студентом он отличался смирением,
        сдержанностью, особым молитвенным настроем, мудрой трезвенностью в суждениях,
        углубленным интересом к богословским наукам
      Служение
        Таврическая губ., г.Симферополь, Таврическая Духовная Семинария 
        Должность преподаватель 
        Год начала 1909 
        Год окончания 1921 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 7 
        После окончания Академии был послан преподавать в Таврическую Духовную Семинарию
        и преподавал вплоть до ее закрытия 4 июля 1921г.
      Рукоположение
        иерей 
        1921 
        Кто рукоположил архиепископ Никодим (Кротков) 
        Михаил Константинович принял решение стать священником в то время, когда новая
        власть начала закрывать церкви и объявлять ее служителей вне закона
      Служение
        Таврическая губ., г.Бердянск, Вознесенский собор 
        священник 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1924 
        Пребывая в особенном молитвенном настроении, литургисал с особенным подъемом,
        вдохновенно. Совершая богослужение, священник преображался, всем своим
        существом возносясь ко Господу, увлекая всех присутствующих своим вдохновенным
        молением. По свидетельству очевидцев, с о.Михаилом было легко молиться, все
        постороннее отступало и священник, предстательствующий за своих возлюбленных
        чад, соединялся с ними в молитве пред Горнем престолом. Прихожане любили
        своего пастыря и он отвечал им любовью на любовь, отеческим вниманием и
        заботой, молитвой и добрыми делами объединял свою паству. Проповеди говорил
        просто, доступно каждому даже простому и малообразованному человеку. Но в то
        же время в его словах была скрыта несомненная духовная мудрость, способная
        удовлетворить и напитать собою образованных и взыскательных прихожан. Как
        правило, о.Михаил говорил о тех опасностях, которые проистекали от
        раскольников и обновленцев. За духовным советом люди ходили только к
        о.Михаилу. Его мнение ценилось очень высоко, и к нему прислушивались все
        небезразличные к духовной жизни как священники, так и миряне. Внутренне
        собранный, аскетичный, строгий к себе и милостивый ко всем
        приходящим, он внушал доверие и любовь.
        В начале 1920-х годов о.Михаил нередко принимал участие в популярных в то время
        диспутах на религиозные темы, которые, благодаря его философской и богословской
        эрудиции, а также проповедническому дару, неоднократно заканчивались посрамлением
        малограмотных агитаторов. Это помогало простым людям правильно разобраться в
        сложной церковной ситуации тех лет. За свою проповедническую деятельность
        о.Михаил был впервые арестован в 1924г.
      Аресты
        Запорожская о., г.Бердянск 
        Год ареста 1924 
        О.Михаил был арестован за антиобновленческие проповеди, которые говорил с
        большим подъемом, мешая властям реализовывать свои антицерковные планы. Но
        гонители под давлением православных, не найдя достаточных обвинений отпустили
        пастыря
      Служение
        Запорожская о., г.Бердянск, Покровская церковь 
        протоиерей 
        Год окончания 1937 
        К 1937г. все храмы в Бердянске, кроме Покровского, в котором собирались все
        оставшиеся в городе священники и верующие, были закрыты. Для безбожной
        власти этот храм представлялся оплотом религиозности. Власти поэтому решили
        закрыть и этот храм. Видя опасноcть, православные священники вместе с
        благочинным о.Виктором Кирановым и о.Михаилом решили действовать и сделать все
        возможное, чтобы предотвратить закрытие храма. В течении недели о.Михаил и
        другие священники ходили по домам верующих и готовили их к приходскому
        собранию, намеченному на второй день Рождества 1937г. Все делалось тайно с
        великой предосторожностью. 8 января 1937г. после Божественной Литургии
        открылось приходское собрание, на котором оказалось, по свидетельству очевидцев,
        до четырех тысяч человек — неслыханно много для испуганных людей маленького
        города в 1937г. Представители горисполкома, присутствовавшие на собрании, были
        немало удивлены и смущены, что после стольких лет гонений и запретов настолько
        жива вера в людях и более того, есть решимость бороться за свои храмы.
        О.Михаил Богословский и другие священники были искренне рады, что смогли
        отстоять храм и, объединив, воодушевить столько людей на доброе дело. Но
        радость их была преждевременной...
      Аресты
        Запорожская о., г.Бердянск 
        Год ареста 1937 
        Обвинение при аресте "антисоветская агитация" 
        Начался крестный путь священника. Вначале о.Михаила обвинили в том, что он как
        пособник империализма кому-то поручил отравить колодцы в городе в день выборов
        "и выдавал им яд". Другой священник, оказавшийся на допросах вместе с о.Михаилом
        вспоминал о перенесенных экзекуциях: "Сперва отборная, пересыпанная матерщиной ругня,
        затем толчки, удары до грыжи, а затем бессонная стойка днем и ночью в течении
        нескольких суток..." О.Михаилу, желая поглумиться над ним, выбрили на голове крест.
        Во время допросов о.Михаил сосредоточенно молился, осеняя себя крестным знамением.
        О.Михаил, как только пришел в себя после побоев, написал
        жалобу на следствие, но все аргументы в свою защиту священник надеялся сказать
        на суде. Но суд так и не состоялся. В течении полутора лет дело священника
        пересылалось из одной инстанции в другую.
        Виновным себя не признал
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Днепропетровской обл. 
        29/10/1939 
        Обвинение "антисоветская контрреволюционная деятельность и антисоветская и антиколхозная агитация" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет ИТЛ 
        Групповое дело "дело протоиерея Виктора Киранова и др., г.Бердянск, 1937–1939г." 
      Места заключения
        Днепропетровская о., г.Запорожье, спецотделение НКВД 
        Год начала 1937 
        Год окончания 1939 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 11 
        О мере пресечения о.Михаилу было сообщено приватно. Кротко, с подлинным христианским
        смирением воспринял он наказание за не содеянное преступление
        Красноярский край, г.Канск, Краслаг НКВД 
        Год окончания 1940 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 3 
        О его удивительном смиренном поведении в лагере до нас дошло воспоминание
        очевидицы Т.А.Казычкиной, бывшей прихожанки храма, попавшей с о.Михаилом в
        один лагерь. Она рассказала: "Некий блатной садист, издевался над о.Михаилом,
        вырывал по волоску брови, бороду, ресницы... Когда надзиратель, повидавший
        много в своей жизни, увидел о.Михаила после этой экзекуции, ужаснулся,
        потребовал назвать имя садиста. Но о.Михаил отказался указать на своего
        мучителя. Все это приобрело драматический характер. Смирение и кротость
        о.Михаила настолько поразили блатного садиста, что он тайно пришел к нему и
        коленопреклоненно со слезами просил прощения"
    Кончина
      1940 
      День 28 
      Месяц 3 
      умучен 
      Место Красноярский край, г.Канск, Краслаг НКВД 
      Священник о.Михаил Богословский скончался на руках о.Виктора Киранова,
      очевидца лагерных молитв, страданий и подвигов Христова избранника. Претерпев
      все до конца — гонения, узы, уничижения и прочие многоразличные скорби с
      подлинно христианским смирением о.Михаил скончался в 8 часов 30 минут 28
      марта 1940г. в Краслаге НКВД недалеко от Канска. Святость его жизни была
      такова, что современники, не сомневаясь, почитали о.Михаила за праведника.
      Благочинный г.Бердянска о.Виктор Киранов оказался в одном бараке с протоиереем
      Михаилом и писал домой близким: "Я жив и здоров по великой милости Божией и
      заступничеству угодников Его, в том числе, считаю преподобным о.Михаила.
      Жизнь последнего была такова, что если вера наша не суетна, а она без
      сомнения истинна, то он по аналогии со всеми святыми предстоит у Престола
      Всевышнего во всей славе своего славного жития"
    Канонизация
      Священномученик протоиерей Михаил Богословский 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Крымская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 15.03 
          Новый стиль 28.03 
          день мученической кончины (1940г.) 
    Публикации ->
      1.Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      2.Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.2. С.175.
      3.Доненко Н., прот. Новомученики города Бердянска. М., 2001. С.93–104,108–109,112,127,134,136,141,146–148.
      4.Житие священномученика протоиерея Михаила Богословского. Машинопись.
    Заявители ->
      1. протоиерей Николай Доненко

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ