Осипов Адриан Васильевич ФамилияОсипов Год рождения1901 День рождения12 Месяц рождения7 Место рожденияУфимская губ., Белебеевский у. (Башкирия, Шаранский р.), д.Базгиево священник
Родился в чувашской крестьянской семье Василия и Наталии Васильевны Осиповых.
Окончил сельскую школу. До революции крестьянствовал.
С 1919г. по 1923г. служил рядовым в Красной Армии, в Туркестанском 12 стрелковом
полку. После демобилизации остался на воинском учете в запасе как связист ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1923-1927гг.]
[1927-1930гг.]
[1930-1937гг.]
Башкирская АССР, Белебеевский кантон (Башкирия, Шаранский р.), д.Базгиево Год начала1923 Год окончания1927
Вернулся в родное село. Женился. Жена Раиса Романовна.
(род. в 1903г. в с.Базгиево). В семье впоследствии родились дети: Валентина
(род.06.08.1925г.), Николай (1927г.р.), Виктор (1931(1932?)г.р.), Галина
(род. в 1936г., умерла во младенчестве)
Башкирская АССР, Белебеевский кантон (Башкирия, Шаранский р.), д.Базгиево, Никольская церковь иерей Год начала1927 Год окончания1929
Приход Никольской церкви был тверд в православии. В 1926г. приход указан
в составе 6-го благочиннического округа Уфимской Православной епархии [Зв1 (Православный календарь на 1926 год/Изд. православной Уфимской Архиерейской кафедры. Уфа, 1926. С.3637.)]
Туймагинский народный суд ././1929 Обвинение"хулиганство" Статьяст.74 УК РСФСР Приговор1 год тюремного заключения
Обвинение могло быть связано с защитой храма от закрытия [Зв1] т.к. к началу
1930-х гг. среди действующих храмов церковь в с.Базгиево уже не значилась
Башкирия, Кармаскалинский р., д.Сихонкино, Никольская церковь священник Год начала1930 Год окончания1937
В 1930 (1931?)г. перемещен на священническое место к Никольской церкви
с.Сихонкино Кармаскалинского р-на Башкирии.
Приход Никольской церкви относился к 1-му благочинническому округу Уфимской
православной епархии [Зв1 (ЦГИА РБ. Ф.Р-394. Оп.2. Д.2886. Дело Уфимского Епархиального Совета тихоновского течения. Список церквей и служителей религиозного культа Сергиевской ориентации на 19 февраля 1934г. Л.7.)].
Еще в конце 1920-х гг. были запрещены традиционные в тех местах крестные ходы
на 9-ю пятницу по Пасхе к месту явления чудотворной Табынской иконы Божией Матери.
Принятие новой Конституции в декабре 1936г. позволило ослабить некоторые
запреты, и на следующий 1937 год верующие направились на Табынский ключ
не тайком, а организованными группами от разных приходов во главе со своими
священниками.
В 1937г. Пасха приходилась на 2 мая, а 9-я пятница по Пасхе на 2 июля.
Около 9 часов вечера 28 июня 1937г. по уфимской трактовой дороге к с.Сихонкино
приблизился крестный ход с пением молитвы "Христос Воскресе из мертвых"
и направился в церковь. Пришло до 500600 верующих из Уфы и из разных районов,
которые остановились на молитву и отдых в сихонкинской церкви. Для них было
припасено две кадушки воды для питья. Всю ночь до зари в храме шла служба.
Напротив храма находилась школа, где завершали работу учительские курсы.
Преподаватели и курсисты стали свидетелями богослужения с участием сотен
верующих. 29 июня они, по горячим следам, написали несколько заявлений
Уполномоченному Кармаскалинского РО НКВД о "разжигании священником вражды
к советской власти": "Настоящим заявляем, что мы в ночь на 29 июня присутствовали при исполнении молебна в Сихонкинской церкви по случаю прихода богомольцев, направляющихся в Табынск. При исполнении молебна в церкви присутствовало около 400 человек богомольцев...".
В тот же день заявление в РО НКВД подали директор сихонкинской средней школы
С. и учитель той же школы М.: "28 июня учителями, собравшимися на учительские курсы при Сихонкинской средней школе, в школьном саду проводился вечер самодеятельности. Мы около 12 часов ночи встали около изгороди сада против церкви и издали слушали струнный оркестр, который играл в саду... В церковной ограде отдыхало много богомольцев, отправлявшихся в Табынск на богомолье; в церкви, по-видимому, шла служба, так как временами оттуда слышалось громкое пение. Из ограды вышел один мужчина и подошел к нам он принял нас за колхозников. Этот мужчина оказался церковным служителем. Он назвал себя священником села Петропавловка Топорнинского района [это был иерей Петр Павлович Петров, 1887г.р.]. Сначала он выразил свое удивление по поводу происшедшей в Сихонкино перемены в части культуры: он послушал песни на русском языке курсантов, послушал струнный оркестр. Потом этот мужчина начал нам говорить: "Да, все это хорошо, только одно плохо, молодежь в школе (он учителей принял за учеников школы) портят, дают им дурное воспитание, но это временное попущение Божие; все скоро пройдет... Вот возьмем результаты переписи населения: в нашем Топорнинском районе больше половины населения верующие, а в моем Петропавловске неверующих оказалось только два человека. Как жить, написано в наших книгах. Им надо верить, они имеют историческое прошлое, наши книги написаны самими апостолами. Есть вот книги Ленина, он писал мало, он больше сидел в тюрьме, жизни он не знал. Мне сейчас 50 лет, я учился в духовной семинарии, знаю, куда жизнь идет, поэтому своего убеждения не меняю. Вот возьмем диспут в г.Уфе об истинах веры, был там Введенский, ведь наши коммунистов зашили...". На наш вопрос, зачем он идет в Табынск, он сказал: "Как же, там являются чудеса". Затем, узнав, что мы не колхозники, называвший себя Петропавловским священником скоро ушел от нас. Чтобы узнать, куда он пошел и что будет говорить, мы пошли за ним и встали у ворот ограды против церковных дверей, которые были открыты настежь. Поп Сихонкинской церкви Осипов Адриан в середине церкви служил. Вокруг него стояла группа певчих из женщин. на церковном полу всюду лежали богомольцы, некоторые стояли и молились. После службы Осипов обратился к богомольцам с краткой речью: "Братие и сестры, старые и молодые, помогите, спасите мучеников. Надо бороться за свое правое дело, действуйте и просите Бога, чтобы Он помог нам поскорее уничтожить врагов. Время близко, все в нашу пользу. Действуйте!". После этих слов он начал говорить тихо, нам не слышно было. После небольшой паузы опять началась служба. Поп Осипов что-то подолгу читал, в чтении поминал всех врагов веры, неверующих и верующих. Одним обещал награду, для других просил от Бога вразумление, а врагам сулил какое-то посрамление. Читаемое Осиповым, видимо, было разжигательным, так как после каких-то выкриков Осипова певчие с азартом несколько раз провели молитву "Спаси Господи...", которая в царское время называлась "молитвою за царя". Поведение и выступление попов мы считаем разжигательным и явно контрреволюционным"
Башкирия, Кармаскалинский р., д.Сихонкино Год ареста1937 День ареста22 Месяц ареста7
20 июля 1937г. была составлена справка на арест о.Адриана: "Осипов Адриан 28 июня с.г. во время прохождения богомольцев на Табынский ключ устроил многолюдное богослужение, во время которого выступил с проповедью и призывал уничтожать врагов религии".
22 июля 1937г. о.Адриан был арестован Кармаскалинским РО НКВД и отправлен в
Уфимскую тюрьму.
Его жена и дети к тому времени проживали в с.Базгиево (возможно, в связи
с рождением младшей дочери Галины)
тройка НКВД БАССР 11/10/1937 Обвинение"антисоветская деятельность, организация собраний, контрреволюционные проповеди" Статьяст.5810 УК РСФСР Приговор10 лет ИТЛ
Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-12251.
О.Адриан обвинялся "в антисоветской деятельности, организации приходских
собраний, произнесении контрреволюционных проповедей".
Вину не признал.
На вопрос следствия о событиях 28 июня ответил: "Я действительно 28-го июня с/г устроил в церкви богослужение по заказу [иерея] Топольникова Андрея о матери. И к этому моменту пришли богомольцы, отправляющиеся на Табынский ключ. Их было приблизительно 500600. Я богослужение проводил с 7 часов вечера до утра, т.е. до восхода солнца другого дня. Но я в это время никакой антисоветской агитации не вел... Я объяснял присутствующим Законы Божии по Евангелию... Разъяснял Евангельское учение с переводом со славянского языка на русский".
На вопрос о том, к какой ориентации принадлежит, ответил: "Я принадлежу к сергиевской ориентации. Нашу общину возглавляет в городе Уфе епископ Козлов Григорий, в Москве митрополит Сергий Московский и Коломенский, фамилию не знаю, а в дер.Сихонкино возглавлял я".
Рассказывая о жизни прихода, назвал в составе приходского актива церковного
старосту Иванова Михаила Семеновича, единоличника из с.Сихонкино;
председателя церковного совета Гарачева Семена Васильевича, единоличника
из д.Верхне-Угличино; члена церковного совета Михайлова Павла Михайловича,
единоличника из дер.Журавлевки Булгаковского сельсовета Уфимского р-на;
уборщицей церкви служила "монашка" Алексеева Фиона, 60-ти лет, из дер.Романовки
Верхне-Тимкинского с/c. [Никто из названных церковников репрессирован не был]. "Я всех точно по фамилиям и именам не знаю. У меня активных прихожан числится около 3-х тысяч человек, так как наша община является междурайонной (р-ны Бузовьязовский, Уфимский и Кармаскалинский)".
11 октября 1937г. о.Адриан был осужден тройкой НКВД БАССР к заключению в ИТЛ
сроком на 10 лет
Уфа, тюрьма Год начала1937 День начала22 Месяц начала7 Год окончания1937 День окончания30 Месяц окончания10
Содержался под стражей в Уфимской тюрьме.
30 октября 1937г. был этапирован в Локчимский ИТЛ Коми АССР, Локчимлаг Год начала1937
Главной задачей лагеря было освоение новых крупных лесных массивов вычегодского
бассейна по берегам реки Локчим, лесозаготовительные и лесосплавные работы.
Лагпункты Локчимлага были размещены на территориях Усть-Куломского, Сторожевского,
Корткеросского и Сыктывдинского районов по реке Вычегда и ее притокам
Кончина
Неточная датане ранее ноября 1937г. погиб в ИТЛ МестоКоми АССР, Локчимлаг
О.Адриан погиб в лагере.
Об этом и о судьбе семьи священника после его ареста сообщила дочь, Валентина
Андреевна Осипова (в замужестве Мельникова), которая 14 мая 2002г. обратилась
в УФСБ России по Республике Башкортостан с ходатайством о реабилитации отца: "В 1937г. Осипова А.В. арестовали. Бывший священник Кармаскалинского района Иваненков [фамилия может быть не точна] сообщил семье, что отец не вернется. Бесследно пропал. Жена Раиса Романовна с тремя малыми детьми от преследований уехала в Черниковку (Уфа), работала уборщицей, прачкой на фанерном комбинате, чтобы прокормить семью".
На момент обращения в 2002г. дочь не знала, что отец уже был реабилитирован
по Указу 1989г. О реабилитации о.Адриана 3 мая 1989г. ей было сообщено в
ответном письме из УФСБ России по Республике Башкортостан от 30 мая 2002г.;
также были возвращены личные документы о.Адриана (паспорт, свидетельство
о рождении, Указ Уфимского епархиального совета, справка)
Использованы материалы: Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-12251.; Материалы Информационного центра МВД России по Республике Башкортостан.; Материалы Валентины Адриановны Осиповой (в замужестве Мельниковой), дочери о.Адриана