Осипов Адриан Васильевич 
    Фамилия Осипов 
    Год рождения 1901 
    День рождения 12 
    Месяц рождения 7 
    Место рождения Уфимская губ., Белебеевский у. (Башкирия, Шаранский р.), д.Базгиево 
    священник 
    Родился в чувашской крестьянской семье Василия и Наталии Васильевны Осиповых.
    Окончил сельскую школу. До революции крестьянствовал.
    С 1919г. по 1923г. служил рядовым в Красной Армии, в Туркестанском 12 стрелковом
    полку. После демобилизации остался на воинском учете в запасе как связист
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1923-1927гг.] [1927-1930гг.] [1930-1937гг.]
      Места проживания
        Башкирская АССР, Белебеевский кантон (Башкирия, Шаранский р.), д.Базгиево 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1927 
        Вернулся в родное село. Женился. Жена — Раиса Романовна.
        (род. в 1903г. в с.Базгиево). В семье впоследствии родились дети: Валентина
        (род.06.08.1925г.), Николай (1927г.р.), Виктор (1931(1932?)г.р.), Галина
        (род. в 1936г., умерла во младенчестве)
      Рукоположение
        иерей 
        1927 
      Служение
        Башкирская АССР, Белебеевский кантон (Башкирия, Шаранский р.), д.Базгиево, Никольская церковь 
        иерей 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1929 
        Приход Никольской церкви был тверд в православии. В 1926г. приход указан
        в составе 6-го благочиннического округа Уфимской Православной епархии
           
        [Зв1 (Православный календарь на 1926 год/Изд. православной Уфимской Архиерейской
           кафедры. Уфа, 1926. С.36–37.)]
      Аресты
        Башкирская АССР, Белебеевский кантон (Башкирия, Шаранский р.), д.Базгиево 
        Год ареста 1929 
        В 1929г., в период коллективизации, был арестован
      Осуждения
        Туймагинский народный суд 
        ././1929 
        Обвинение "хулиганство" 
        Статья ст.74 УК РСФСР 
        Приговор 1 год тюремного заключения 
        Обвинение могло быть связано с защитой храма от закрытия [Зв1] т.к. к началу
        1930-х гг. среди действующих храмов церковь в с.Базгиево уже не значилась
      Места заключения
        Башкирская АССР, тюрьма 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        В 1930г. отбыл срок заключения
      Служение
        Башкирия, Кармаскалинский р., д.Сихонкино, Никольская церковь 
        священник 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1937 
        В 1930 (1931?)г. перемещен на священническое место к Никольской церкви
        с.Сихонкино Кармаскалинского р-на Башкирии.
        Приход Никольской церкви относился к 1-му благочинническому округу Уфимской
        православной епархии
           [Зв1 (ЦГИА РБ. Ф.Р-394. Оп.2. Д.2886. Дело Уфимского Епархиального Совета
           тихоновского течения. Список церквей и служителей религиозного культа
           Сергиевской ориентации на 19 февраля 1934г. Л.7.)].
        Еще в конце 1920-х гг. были запрещены традиционные в тех местах крестные ходы
        на 9-ю пятницу по Пасхе к месту явления чудотворной Табынской иконы Божией Матери.
        Принятие новой Конституции в декабре 1936г. позволило ослабить некоторые
        запреты, и на следующий 1937 год верующие направились на Табынский ключ
        не тайком, а организованными группами от разных приходов во главе со своими
        священниками.
        В 1937г. Пасха приходилась на 2 мая, а 9-я пятница по Пасхе — на 2 июля.
        Около 9 часов вечера 28 июня 1937г. по уфимской трактовой дороге к с.Сихонкино
        приблизился крестный ход с пением молитвы "Христос Воскресе из мертвых"
        и направился в церковь. Пришло до 500–600 верующих из Уфы и из разных районов,
        которые остановились на молитву и отдых в сихонкинской церкви. Для них было
        припасено две кадушки воды для питья. Всю ночь до зари в храме шла служба.
        Напротив храма находилась школа, где завершали работу учительские курсы.
        Преподаватели и курсисты стали свидетелями богослужения с участием сотен
        верующих. 29 июня они, по горячим следам, написали несколько заявлений
        Уполномоченному Кармаскалинского РО НКВД о "разжигании священником вражды
        к советской власти":
           "Настоящим заявляем, что мы в ночь на 29 июня присутствовали при исполнении
            молебна в Сихонкинской церкви по случаю прихода богомольцев, направляющихся
            в Табынск. При исполнении молебна в церкви присутствовало около
            400 человек богомольцев...".

        В тот же день заявление в РО НКВД подали директор сихонкинской средней школы
        С. и учитель той же школы М.:
           "28 июня учителями, собравшимися на учительские курсы при Сихонкинской
            средней школе, в школьном саду проводился вечер самодеятельности.
            Мы около 12 часов ночи встали около изгороди сада против церкви и издали
            слушали струнный оркестр, который играл в саду...
            В церковной ограде отдыхало много богомольцев, отправлявшихся в Табынск
            на богомолье; в церкви, по-видимому, шла служба, так как временами оттуда
            слышалось громкое пение. Из ограды вышел один мужчина и подошел к нам —
            он принял нас за колхозников. Этот мужчина оказался церковным служителем.
            Он назвал себя священником села Петропавловка Топорнинского района
            [это был иерей Петр Павлович Петров, 1887г.р.]. Сначала он выразил свое
            удивление по поводу происшедшей в Сихонкино перемены в части культуры:
            он послушал песни на русском языке курсантов, послушал струнный оркестр.
            Потом этот мужчина начал нам говорить:
                "Да, все это хорошо, только одно плохо, молодежь в школе (он учителей
                 принял за учеников школы) портят, дают им дурное воспитание, но это
                 временное попущение Божие; все скоро пройдет... Вот возьмем результаты
                 переписи населения: в нашем Топорнинском районе больше половины
                 населения верующие, а в моем Петропавловске неверующих оказалось
                 только два человека. Как жить, — написано в наших книгах. Им надо
                 верить, они имеют историческое прошлое, наши книги написаны самими
                 апостолами. Есть вот книги Ленина, он писал мало, он больше сидел
                 в тюрьме, жизни он не знал. Мне сейчас 50 лет, я учился в духовной
                 семинарии, знаю, куда жизнь идет, поэтому своего убеждения не меняю.
                 Вот возьмем диспут в г.Уфе об истинах веры, был там Введенский,
                 ведь наши коммунистов зашили...".
            На наш вопрос, зачем он идет в Табынск, он сказал:
                "Как же, там являются чудеса".
            Затем, узнав, что мы не колхозники, называвший себя Петропавловским
            священником скоро ушел от нас.
            Чтобы узнать, куда он пошел и что будет говорить, мы пошли за ним и встали
            у ворот ограды против церковных дверей, которые были открыты настежь.
            Поп Сихонкинской церкви Осипов Адриан в середине церкви служил.
            Вокруг него стояла группа певчих из женщин. на церковном полу всюду лежали
            богомольцы, некоторые стояли и молились.
            После службы Осипов обратился к богомольцам с краткой речью:
                "Братие и сестры, старые и молодые, помогите, спасите мучеников.
                 Надо бороться за свое правое дело, действуйте и просите Бога,
                 чтобы Он помог нам поскорее уничтожить врагов. Время близко, все
                 в нашу пользу. Действуйте!".
            После этих слов он начал говорить тихо, нам не слышно было.
            После небольшой паузы опять началась служба. Поп Осипов что-то подолгу
            читал, в чтении поминал всех врагов веры, неверующих и верующих. Одним
            обещал награду, для других просил от Бога вразумление, а врагам сулил
            какое-то посрамление. Читаемое Осиповым, видимо, было разжигательным,
            так как после каких-то выкриков Осипова певчие с азартом несколько раз
            провели молитву "Спаси Господи...", которая в царское время называлась
            "молитвою за царя".
            Поведение и выступление попов мы считаем разжигательным и явно
            контрреволюционным"
      Аресты
        Башкирия, Кармаскалинский р., д.Сихонкино 
        Год ареста 1937 
        День ареста 22 
        Месяц ареста 7 
        20 июля 1937г. была составлена справка на арест о.Адриана:
            "Осипов Адриан 28 июня с.г. во время прохождения богомольцев на Табынский
             ключ устроил многолюдное богослужение, во время которого выступил
             с проповедью и призывал уничтожать врагов религии".

        22 июля 1937г. о.Адриан был арестован Кармаскалинским РО НКВД и отправлен в
        Уфимскую тюрьму.
        Его жена и дети к тому времени проживали в с.Базгиево (возможно, в связи
        с рождением младшей дочери Галины)
      Осуждения
        тройка НКВД БАССР 
        11/10/1937 
        Обвинение "антисоветская деятельность, организация собраний, контрреволюционные проповеди" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет ИТЛ 
        Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-12251.
        О.Адриан обвинялся "в антисоветской деятельности, организации приходских
        собраний, произнесении контрреволюционных проповедей".

        Вину не признал.
        На вопрос следствия о событиях 28 июня ответил:
            "Я действительно 28-го июня с/г устроил в церкви богослужение по заказу
             [иерея] Топольникова Андрея о матери. И к этому моменту пришли богомольцы,
             отправляющиеся на Табынский ключ. Их было приблизительно 500–600.
             Я богослужение проводил с 7 часов вечера до утра, т.е. до восхода солнца
             другого дня. Но я в это время никакой антисоветской агитации не вел...
             Я объяснял присутствующим Законы Божии по Евангелию... Разъяснял Евангельское
             учение с переводом со славянского языка на русский".

        На вопрос о том, к какой ориентации принадлежит, ответил:
            "Я принадлежу к сергиевской ориентации. Нашу общину возглавляет в городе
             Уфе епископ Козлов Григорий, в Москве — митрополит Сергий Московский и
             Коломенский, фамилию не знаю, а в дер.Сихонкино возглавлял я".

        Рассказывая о жизни прихода, назвал в составе приходского актива церковного
        старосту Иванова Михаила Семеновича, единоличника из с.Сихонкино;
        председателя церковного совета Гарачева Семена Васильевича, единоличника
        из д.Верхне-Угличино; члена церковного совета Михайлова Павла Михайловича,
        единоличника из дер.Журавлевки Булгаковского сельсовета Уфимского р-на;
        уборщицей церкви служила "монашка" Алексеева Фиона, 60-ти лет, из дер.Романовки
        Верхне-Тимкинского с/c. [Никто из названных церковников репрессирован не был].
            "Я всех точно по фамилиям и именам не знаю. У меня активных прихожан
             числится около 3-х тысяч человек, так как наша община является
             междурайонной (р-ны Бузовьязовский, Уфимский и Кармаскалинский)".

        11 октября 1937г. о.Адриан был осужден тройкой НКВД БАССР к заключению в ИТЛ
        сроком на 10 лет
      Места заключения
        Уфа, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 22 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1937 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 10 
        Содержался под стражей в Уфимской тюрьме.
        30 октября 1937г. был этапирован в Локчимский ИТЛ
        Коми АССР, Локчимлаг 
        Год начала 1937 
        Главной задачей лагеря было освоение новых крупных лесных массивов вычегодского
        бассейна по берегам реки Локчим, лесозаготовительные и лесосплавные работы.
        Лагпункты Локчимлага были размещены на территориях Усть-Куломского, Сторожевского,
        Корткеросского и Сыктывдинского районов по реке Вычегда и ее притокам
    Кончина
      Неточная дата не ранее ноября 1937г. 
      погиб в ИТЛ 
      Место Коми АССР, Локчимлаг 
      О.Адриан погиб в лагере.
      Об этом и о судьбе семьи священника после его ареста сообщила дочь, Валентина
      Андреевна Осипова (в замужестве Мельникова), которая 14 мая 2002г. обратилась
      в УФСБ России по Республике Башкортостан с ходатайством о реабилитации отца:
           "В 1937г. Осипова А.В. арестовали. Бывший священник Кармаскалинского
            района Иваненков [фамилия может быть не точна] сообщил семье, что отец
            не вернется. Бесследно пропал.
            Жена Раиса Романовна с тремя малыми детьми от преследований уехала в
            Черниковку (Уфа), работала уборщицей, прачкой на фанерном комбинате,
            чтобы прокормить семью".

      На момент обращения в 2002г. дочь не знала, что отец уже был реабилитирован
      по Указу 1989г. О реабилитации о.Адриана 3 мая 1989г. ей было сообщено в
      ответном письме из УФСБ России по Республике Башкортостан от 30 мая 2002г.;
      также были возвращены личные документы о.Адриана (паспорт, свидетельство
      о рождении, Указ Уфимского епархиального совета, справка)
    Реабилитация
      Дата 03/05/1989 
      По году репрессий 1937 
    Публикации ->
      1.Книга памяти жертв политических репрессий Республики Башкортостан. Т.4. Уфа, 2003. С.127.
    Заявители ->
      1. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы материалы:
          Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. Д.ВФ-12251.;
          Материалы Информационного центра МВД России по Республике Башкортостан.;
          Материалы Валентины Адриановны Осиповой (в замужестве Мельниковой), дочери о.Адриана

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL