Рукоположение
      протоиерей 
      Место Смоленская губ. 
      Был возведен в сан протоиерея в конце 1888г. или в начале 1889г.
    Служение
      Смоленская губ. (ныне Калужская о.), г.Юхнов, Казанский собор 
      протоиерей 
      Должность  настоятель, благочинный городских церквей, законоучитель, миссионер 
      Год начала 1889 
      Год окончания 1918 
      В Юхнове протоиерей Павел исполнял многие церковные послушания:
      градского благочинного, председателя уездного отделения Смоленского
      Епархиального училищного совета, уездного отделения Братства
      преподобного Авраамия Смоленского, был миссионером и законоучителем.
      В своем служении он стремился к тому, чтобы церковно-просветительная
      деятельность в уезде охватывала как можно более широкие слои общества.
      Организовывая в 1901г. в Юхнове чтения по палестиноведению, он писал в отчете
      Императорскому Палестинскому обществу:
           "Чтения о Святой Земле рассчитаны преимущественно на публику образованную,
            слог их непонятен для простого народа. Описания достопримечательных мест
            Святой Земли чисто географического характера положительно утомляют
            слушателя, который скоро начинает скучать на чтениях.
            Картины, показываемые при посредстве волшебного фонаря,
            возвращают интерес слушателей к чтениям, почему я и нашел более
            целесообразным перевести чтения о Святой Земле из церкви в квартиру
            народных чтений, и большее число слушателей в последней показало, что
            расчет мой был верен: число слушателей с 10–15 человек возросло до 98".
      По инициативе Братства преподобного Авраамия Смоленского, председателем
      Юхновского отделения которого он был, в уезде были устроены внебогослужебные
      собеседования, направленные против заражения народа сектантскими заблуждениями
      и иноверием.
      В 1911г. о.Павел вел беседы в деревне Савонино, препятствуя деятельности
      раскольников-беспоповцев, много подобных бесед под его руководством проводили
      по всему уезду другие священники.
      Заботясь о нуждах малообеспеченного сельского духовенства, протоиерей Павел
      в 1902г. выступил одним из учредителей погребальной кассы духовенства
      Юхновского уезда, задачей которой было оказание помощи при погребении умерших
      священников, диаконов и псаломщиков. Создание кассы позволило при помощи
      небольших взносов, собираемых со всех уездных священно- и церковнослужителей,
      выплачивать суммы, необходимые для погребения преставившихся членов клира,
      в том числе заштатных и тех, у которых после смерти оставались очень бедные
      семьи или вообще не оставалось семей.
      Протоиерей Павел был также председателем уездных отделений Смоленского Епархиального
      училищного совета и Братства прп.Авраамия Смоленского, членом Юхновского
      уездного комитета народной трезвости, а также наблюдателем библиотеки при этом
      комитете.
      Являлся товарищем Председателя уездного попечительства о детских приютах Ведомства
      Императрицы Марии.
      В качестве члена от Духовного ведомства назначался на различные должности в
      Уездный училищный совет, Уездное тюремное отделение, был депутатом от духовенства
      в Городском присутствии по взимании налога с недвижимого имущества и т.д.
      В 1902г. о.Павел выступил одним из учредителей погребальной кассы духовенства
      Юхновского уезда. Создание кассы позволило при помощи небольших взносов,
      собираемых со всех уездных священно- и церковно-служителей, выплачивать
      необходимые суммы, необходимые для погребения преставившихся членов клира,
      в том числе заштатных и тех, у которых после смерти оставались очень бедные
      семьи или вообще не оставалось семьи.
      Пастырские и церковно-административные труды протоиерея Павла Заболотского
      были отмечены многими церковными и правительственными наградами,
      в том числе орденами святой Анны II степени и святого Владимира IV степени.
      О его деятельности часто писали "Смоленские Епархиальные ведомости", где
      печатались и многие его проповеди. В них часто говорилось о трудностях
      духовного служения в условиях нараставшего отчуждения определенной части
      общества от Церкви и одновременно содержалась убежденность в том, что искренне
      и самоотверженно служащий пастырь способен многих обратить к Церкви, что
      многое для исправления общества можно сделать усердным преподаванием
      Закона Божия детям, что трудности будут преодолеваться, если
      духовенство будет пребывать в единстве и воспитывать в себе терпение.
      В прощальном слове к почившему своему сослужителю, священнику Иакову Богрецову:
             "Ты оставляешь здесь... дорогой залог, чтобы благодарная память о тебе
              жила здесь долгие годы, — разумеем твою законоучительскую деятельность...
              Как сотоварищ тебе по священству и по законоучительским обязанностям,
              с каким бы удовольствием я повел бы в твою школу всякого предубежденного
              против духовенства, против его уменья с пользой трудиться для народного
              образования, против его способности любить труд помимо корыстных побуждений.
              Пусть бы он посмотрел на тебя, самоотверженного труженика, пусть бы он
              убедился, насколько верна его мера для сельского священника,
              составленная им вдали от жизни, на основании газетных описаний, вообще
              мало согласных с истиной. Этот посетитель твоей школы вышел бы из нее
              с лучшими понятиями о сельских законоучителях и помог бы снять с
              духовенства огульный упрек за плохое учительство".
      На погребении другого священника о.Павел говорил:
             "Наше служение стоит не в благоприятных условиях для того,
              чтобы вокруг нас было больше довольных, нежели недовольных.
              Часто малейшая оплошность со стороны пастыря надолго создает
              разобщение между ним и приходом, но твоя мудрость и внимание к себе
              сохранили тебя от таких печальных случайностей в пастырской жизни".
             "Особенно в настоящее тяжкое время для Церкви Православной и ее
              служителей дорого и ценно общение в духовенстве. Отрадно, что наши
              собратья, поносимые, укоряемые и преследуемые от внешних,
              не расчленяются, а ютятся около своих лучших деятелей, доказывая тем,
              что наш братский союз не поколеблют враги веры и Церкви".
      О.Павел обращался к преподавателям Смоленского епархиального училища:
             "Мы... будем в высокой степени утешены, если доброе воспитание здесь,
              сохранит в наших детях в неприкосновенной целости любезное свойство
              духовной среды — сживаться и мириться со всякими обстоятельствами.
              Не страшна тогда жизнь, так часто выдвигающая на чреду то горе,
              то радость, то материальное довольство, то безысходную нужду".
      События 1917–1918гг. резко изменили жизнь духовенства, которому пришлось
      столкнуться с прямо враждебным отношением к себе новой власти.
      После принятия Поместным Собором 27 января 1918г. воззвания по поводу декрета
      об отделении Церкви от государства с призывом к православным людям встать
      на защиту Церкви Смоленский церковно-епархиальный совет принял специальное
      постановление, в котором призвал настоятелей всех храмов епархии немедленно
      провести приходские собрания для ознакомления прихожан с текстом этого декрета,
      постановлением Собора по поводу него и разъяснениями, сделанными самим
      Церковно-епархиальным советом.
      Собраниям предлагалось выносить письменные протесты и организовывать возможную
      защиту храмов и церковного имущества. Постановлялось также читать за Литургиями,
      после сугубой ектении, молитву о спасении Церкви, а в ближайший по получении
      постановления воскресный или праздничный день прочитать в храмах
      воззвание Собора.
      27 мая 1918г. протоиерей Павел созвал приходское собрание юхновской соборной
      церкви, на котором был прочитан и обсужден декрет об отделении Церкви от
      государства. Затем было оглашено воззвание Поместного Собора 1917–1918гг. и
      обращение Смоленского Церковно-Епархиального совета. Собрание вынесло письменное
      постановление (и первой под ним стояла подпись протоиерея Павла Заболотского):
           "Мы решительно протестуем против декрета Совета Народных Комиссаров и
            настоятельно требуем отмены его...
            Хотя намерения составителей декрета и не новы, но когда они коснулись
            дорогой святыни русского народа — веры православной, то болезненно
            отозвались в наших сердцах. Великая ценность веры и Церкви с особою
            силою заговорила за свою неприкосновенность и неуменьшаемость...
            Все мы вспоминаем св.князя Владимира,... высоко чтятся нашим народом
            святые Божии,...
            вспоминаются передаваемые из рода в род заветы предков — хранить веру и
            быть преданными сынами Церкви... Вспоминаются пережитые Русью бури...
            Сколько было тягчайших событий в ее истории! Казалось, среди них гибла
            Россия. Но вот, вставал подавленный дух ее народа, одушевленный твердою
            надеждою на помощь Божию.
            Эта помощь подавалась, и Россия спасалась...
            Неужели эти уроки и величавые примеры жизни должны утратить свое
            историческое значение, и мы в смущении принуждены будем покорно склонить
            голову пред нарождающимся духом безверия?" .
      Приходское собрание вынесло постановление:
        "1. Церковь не должна отделяться от государства, а должна быть в неразрывном
            союзе с ним, как живут душа и тело, друг друга оживляя и подкрепляя.
            Отделение государством Церкви было бы неблагодарностью со стороны первого
            и забвением заслуг Церкви, спасавшей Родину во дни особых испытаний и
            бедствий...
         4. Действия государственных и иных общественных установлений могут
            безвозбранно начинаться религиозными молитвословиями и церемониями
            по желанию участвующих в них лиц и никакому запрещению со стороны
            гражданской власти не должны подлежать.
         5. Исполнение религиозных процессий должно быть свободным, как например
            совершение крестных ходов, сопровождение умерших и проч.
         6. Исполнение долга Исповеди и Святого Причащения, празднование дней
            праздничных ограничению не должно подлежать...
         8. Совершение Таинств Крещения и Брака должно быть свободным, хотя бы
            регистрация их велась гражданскою властью, но с устранением всяких
            неудобств и замедлений в получении записей и разрешений и с допущением
            получать записи рождения и браков после крещения и брака, а первая запись
            должна вестись причтом, совершившим Таинства Крещения и Брака и
            погребение умершего.
         9. Преподавание Закона Божия должно быть обязательным во всех учебных
            заведениях; на вознаграждение законоучителей должны изыскиваться средства
            путем обложения населения, к которому причисляется учебное заведение.
        10. Церковные и религиозные общества и учреждения пользуются субсидиями
            на свое содержание от общественных установлений.
        11. Приходские обложения на церковные и религиозные общества допускаются
            с понудительным требованием уплаты от неисправных плательщиков.
        12. Церковные и религиозные общества должны иметь право владеть собственностью
            и вообще — права юридического лица.
        13. Все имущества церковных и религиозных обществ переходят не в народное
            достояние, а в ведение прихода, причем вещи и предметы, освященные
            употреблением при богослужении и особенно при совершении Таинств
            не должны обращаться в домашнее употребление".
      В самом скором времени после этого собрания началось преследование протоиерея
      Павла со стороны органов местной власти
    Награды
      орден Св.Анны II степени 
      орден св.Владимира IV степени 
    Осуждения
      Смоленский губернский Ревтрибунал 
      . /06 /1918 
      Обвинение "неподчинение Советской власти, насмешка над Советской властью" 
      Смоленский губернский Ревтрибунал. Ф.Р-47. Оп.1. Д.160.
      [Дело по обвинению протоиерея Заболотского в неподчинении Советской власти, 19187г.].
      В отношении протоиерея Павла были почти одновременно возбуждены дела уездными
      следственной и чрезвычайной комиссиями, но вскоре материалы следственной
      комиссии были переданы в Юхновскую уездную ЧК, которая уже одна занималась
      расследованием.
      17 июня 1918г. протоиерей Павел был допрошен органами ЧК. Он обвинялся
      в "насмешке над Советской властью". Поводом к обвинению стала приобщенная к делу
      небольшая торопливо написанная о.Павлом записка к кому-то: "Кто будет давать
      разрешение на открытие 20 июня благочиннического собрания — комиссия по борьбе
      с контрреволюцией или комиссариат по управлению уездом?", в которой о.Павел по
      ошибке вместо: "комиссия по борьбе с контрреволюцией" написал: "комиссия по борьбе
      с революцией".
      Другим поводом к обвинению послужила бумага, направленная им в какую-то организацию,
      где он неточно написал титул ЧК, допустив в написании ее длинного полного
      наименования "ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем"
      сокращение: "и проч."
      16 июля 1918г. ЧК вынесла постановление, которое нашло достаточно оснований,
      для обвинения протоиерея Павла в "неподчинении Советской власти и насмешке над
      нею" и дело передавалось в Смоленский губернский Ревтрибунал
      "на предмет наложения наказания".
      О.Павел обвинялся уже не только в "насмешке над советской властью", но и в
      следующем:
           "На устраиваемых им духовных собраниях читал гражданам постановление
            Церковно-епархиального совета, имея при этом успех в своих речах".
           "Не исполнил распоряжения уездного военного комиссара т.Ермакова, который,
            ввиду создавшегося в то время обостренного положения в одной из волостей
            уезда и тем более для охраны спустившегося в с.Желанье аэроплана, искал
            лошадей для немедленной посылки Красной Армии".
      По этому поводу протоиерей Павел сказал следователю:
           "Во-первых, мне не известно было о таком праве военного комиссара — взять
            у него лошадь, а во-вторых, я считаю, что при таком изъятии непременно
            должна присутствовать милиция".
      Виновным о.Павел себя не признал.
      Этим же постановлением вместе с протоиереем Павлом предавалась суду
      революционного трибунала и его дочь Анна Згурская.
      ЧК также направила отношение в Смоленский церковно-Епархиальный совет
      "на предмет немедленного отстранения от должности настоятеля Заболотского
      как преданного суду Ревтрибунала".
      Архиепископ Феодосий и Церковно-епархиальный совет в исполнении этого решения
      Чрезвычайной комиссии отказали.
      Епархиальный совет, согласно резолюции архиепископа Смоленского и
      Дорогобужского Феодосия (Феодосиевского) принял решение сообщить об этом деле
      Священному Синоду, просить одного из присяжных поверенных (Воронца И.А.) взять
      на себя защиту протоиерея Павла в трибунале, а ЧК сообщить, что
      "суждение о его виновности с церковной точки зрения и об устранении его от службы
      может последовать только после рассмотрения дела Ревтрибуналом".
      Производство дела в Смоленском губернском Ревтрибунале должно было начаться
      28 сентября 1918г.
      Но такой медленный ход дела не устраивал Юхновскую ЧК.
      В начале сентября 1918г. центральная власть объявила об ужесточении политики
      "красного террора"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ