Служение
Киев, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра
архимандрит
Должность наместник Лавры с 7 декабря 1942г.
Год начала 1941
Первыми пришли в монастырь монахи Анемподист (Васильев) и Дисидерий (Тимошенко),
которых братия назвала "наши первозванные". Среди тех, кто вернулся в 1941г. в
монастырь, был архимандрит Валерий (Устименко).
В конце 1941-начале 1942гг. территория Киево-Печерской Лавры неоднократно была
заснята на кино- и фотопленку и широко разрекламирована в Европе. Но в том же
1941г. идеолог национал-германской религии будущего Альфред Розенберг, вслед за
Мартином Борманом, заявил, что "национал-социализм и христианство непримиримы",
"христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов, часовен". Анализируя
фашистскую идеологию, о.Сергий Булгаков в конце 1941г. напишет, что гитлеризм
"неизбежно является антихристианским послехристианским воинствующим язычеством".
Тема "Креста и свастики" нашла свое отражение и в Пасхальном послании 1942г.
митрополита Сергия (Страгородского).
Готовясь к зиме 19421943гг., на строениях территории Лавры разбирали крыши, перекрытия. Дерево из
перекрытия. Дерево из стропил, балок и дверей шло на отопление и изготовление саней.
Изымались мраморные плиты, метлахская плитка, полы, арматура, электропроводка.
От большей части зданий в 1943г. остались только стены. С Великой лаврской
колокольни сняли вывезли колокола (часть из них разрезали автогеном), оставив на колокольне
только 4 колокола. Снятие колоколов произвоилось и в других населенных пунктах
оккупированных областей Украины и России. Разрушение строений Лавры осуществлялось
не ради хозяйственных и военных целей, но, прежде всего, согласно доктрине
фашистского руководства Германии, согласно которой 1943г. долюен был стать годом
создания "немецкой национальной религии". Массовый вывоз церковных исторических
и художественных ценностей, разрушение строений Киево-Печерской Лавры были направлены
на уничтожение культуры славянских народов, прежде всего ее стержневой основы
Православия и Киево-Печерского монастыря, как одной из главных святынь.
По свидетельствам современников, о.Валерий очень тяжело переживал взрыв 3 ноября
1941г. фашистами Успенского собора.
В 1942г. оккупационные власти дважды закрывали монастырь. Первый раз в праздник
Успения Пресвятой Богородицы. 2829 августа 1942г. они опечатали церкви Ближних
и Дальних пещер и передали их по акту украинской полиции.
После получения в ноябре 1942г. официального разрешения берлинских властей на
открытие монастыря, братия избрала наместником старейшего насельника Лавры,
о.Валерия Устименко. 7 декабря 1942г. епископ Пантелеимон (Рудык) утвердил его в
этой должности с правом ношения жезла.
В 1943г. монастырь и общественность отстояли Ближние и Дальние пещеры от распространения
конторы по разборке разрушенных построек, которая к весне 1943г. привела в аварийное
состояние все здания на верхней территории Лавры.
Монастырь был вновь закрыт 27 сентября 1943г., а открыт 6 ноября 1943г., уже
после освобождения Киева.
Ущерб, нанесенный оккупантами, был обобщен в "Акте от 30 ноября 1943г. о разрушениях,
причиненных Киево-Печерской Лавре" и передан документом NСССР-247 Международному
Военному Трибуналу (Нюрнбергский процесс).
О.Валерий стремился сохранить прежние порядки и обычаи монастыря. В 1944г. лаврское
братство состояло из 49 человек. В конце 1944г. в Киево-Печерский монастырь
переведены монахи из закрытого Свято-Троицкого Ионинского монастыря. На протяжении
19441949гг. в состав монастыря были включены монашествующие из нескольких закрытых
киевских монастырей. В эти годы продолжали возвращаться в монастырь и лаврские монахи.
В 1944г. Лавра передала в фонд Красной Армии 30 тысяч рублей. Начались первые
послевоенные ремонты отдельных строений. В 1949г. Свято-Успенская Киево-Печерская
Лавра была единственным действующим мужским монастырем на территории Киева и области.
О.Валерий возглавлял монастырь до 7 февраля 1947г. По состоянию здоровья ушел на
покой. 1 мая 1953г. в схимническом корпусе (N46) Лавры архимандрит Валерий
скончался