[back][up level][first][previous][next][last]
    Рукоположение
      архиепископ 
      1915 
      День 6 
      Месяц 5 
    Служение
      Таврическая епархия 
      архиепископ 
      Должность архиепископ Таврический и Симферопольский 
      Год начала 1915 
      День начала 6 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1917 
      Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
      архиепископ 
      Должность председатель отдела об устроении Православной Церкви в Закавказье 
      Год начала 1917 
      День начала 15 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1918 
      На Соборе 1917–1918гг. архиепископ сыграл видную роль, выступая против домыслов той
      околоцерковной интеллигенции и чиновников, которые пытались воспрепятствовать
      спасительному для русского Православия восстановлению Патриаршества.
      Имя самого архиепископа Димитрия (Абашидзе) фигурировало в первом, так называемом,
      "большом списке" кандидатов на Патриарший престол. Владыка Димитрий входил в состав
      избранной 31 октября 1917г. Всероссийским Поместным Собором депутации для переговоров
      с московским штабом военно-революционного комитета в целях предотвращения артобстрела
      Кремля и гибели православных святынь.
      В охваченной революционным безумием Москве именно Владыка Димитрий взял на себя
      переговоры с большевиками и с изумительным бесстрашием сумел добиться от них
      прекращения обстрела Кремля, что позволило продолжить работу Собора.
      В связи с объявленной грузинами автокефалии своей Церкви архиепископ
      Димитрий (Абашидзе) был избран в заместители члена Священного Синода.
      В конце 1918г. вернулся в свою Таврическую епархию
      Таврическая епархия 
      архиепископ 
      Должность архиепископ Таврический и Симферопольский 
      Год начала 1918 
      Год окончания 1921 
      День окончания 14 
      Месяц окончания 9 
      В Крыму уже бушевала гражданская война. Крым переходил из рук в руки.
      В воспоминаниях митрополита Вениамина (Федченкова) упомянуто о том,
      что Высокопреосвященный Димитрий помогал офицерам царской армии
      укрыться от "революционной" расправы.
      В 1919г. протоиерей П.И.Сербинов рассказывал о мужественном поведении Владыки
      Димитрия в захваченном большевиками Крыму:
         
      "В ночь с субботы на воскресенье отыскивали и расстреливали офицеров.
        Вместе с тем революционерами был пущен слух: на соборе пулемет, и что
        будут следовать аресты духовенства. В воскресенье в соборе вследствие страха
        было мало народа. Но архиепископ Димитрий пришел в собор и отслужил Литургию.
        После Литургии он обратился к народу с речью:
        "Говорят, что на колокольне пулемет: кто желает, посмотрите, правда ли это?"
        Некоторые из находившихся в храме отправились туда и сообщили, что никакого
        пулемета там нет. Тем не менее началась бомбардировка собора (обстрел из пушек)
        и была повреждена колокольня.
        Все духовные лица спрятались, ключ от собора остался у архиепископа Димитрия.
        Архиепископ смело отправился в революционный штаб и потребовал расследования.
        Там наглость дошла до того, что председатель сказал:
        "Я сам видел пулемет". Архиепископу удалось, однако, настоять на том, чтобы
        назначена была комиссия. Во вторник архиепископ сам служил Литургию по чину
        священнического служения, я и некоторые члены причта пели и читали.
        У архиепископа Димитрия не раз производили обыск, все взламывали и вспарывали.
        В архиерейскую церковь (собор) вошли с папиросами и в шапках, штыком проломили
        жертвенник и престол".
       Гражданская война сделала невозможным единое управление Русской Церковью.
      Когда в Крым вошли войска барона Врангеля, в мае 1919г. на Юго-Восточном
      русском церковном Соборе в Ставрополе владыка Димитрий был избран председателем
      Временного Высшего Церковного Управления Юго-Востока России, которое окормляло
      паству на территориях, еще контролировавшихся Белым движением.
      Архиепископ Димитрий пытался выступить миротворцем между противоборствующими
      станами.
      Летом 1920г. по его почину в Крыму были объявлены "дни покаяния", к участию в
      которых он надеялся привлечь и красноармейцев.
      Его подпись стоит первой под Посланием ВЦУ на Юго-Востоке России православному
      русскому народу, в котором сказано:
         "Многими тяжкими грехами осквернился народ наш в недобрые годины мятежного
        лихолетия и смуты: бунт и измена, пролитие крови и братоубийство, безбожие и
        осатанение, богохульство и кощунство, разбой и лихоимство, зависть и хищение,
        блуд и растление, празднолюбие и празднословие. Осмердела земля наша, зачумлен
        воздух, омрачается свет солнечный гноем ран души нашей. Не по слабости только,
        но и по гибельному обольщению согрешил пред Богом народ наш, ибо открыл уши
        свои ложным и тлетворным учениям сынов тьмы, отвернулся от Бога и поклонился
        идолам. Обольстители научили его поклоняться себе самому в своих страстях и
        похотях, они внушили ему, что нет правды выше воли народной, и повели его от
        преступления к преступлению, от падения к падению. свои измельченные прихоти
        народ наш научился считать за истину, свои корыстные вожделения признавать за
        высшую награду жизни и уподобился Навуходоносору, поклонившемуся себе самому,
        как божеству, но пораженному безумием за безумие. И орудием гнева явились те
        самые лжеучителя, которые лестию обманули его, чтобы потом поработить...
        Народ обманут учением безбожным, что одним хлебом живет человек, что одной
        себялюбивой корыстью может направляться жизнь его. И стал он перекраивать жизнь
        свою по сатанинскому учению: завидовать, расхищать чужое, переравнивать,
        переделять. Развилась жажда легкого обогащения, но ослабели навыки добросовестного
        труда по заповеди Господней. И оскудела земля наша, облеклась в рубище.
        Завистники достигли равенства лишь во всеобщей нищете. Отъял Господь благословение
        Свое от дел нечестивцев...
        Люди русские, православные! Явите силу покаяния, возвеличьте Святую Русь делом,
        словом и мыслью, отвергните соблазны антихристовы, и возвеличит Господь
        избранников Своих, исцелит их и умирит".

      Это послание разбрасывали с аэропланов над позициями красных.
      Но увы! Грех Русской земли был так велик, что соблазненный народ оставался глух
      не только к призывам южнорусских архипастырей, но и к голосу святого
      Патриарха Тихона, неустанно взывавшего о прекращении братоубийственной бойни.
      После поражения Врангеля большинство находившегося в Крыму духовенства вместе с
      его войсками ушло в эмиграцию.
      Однако Владыка Димитрий, несмотря на уговоры своих собратьев, наотрез отказался
      покинуть отечество. Митрополит Антоний (Храповицкий) назвал такое его решение
      "самоубийством". Казалось очевидным, что Владыке Димитрию — пламенному обличителю
      революции, архипастырю Белого стана — не приходится ждать пощады от большевиков.
      И он готовился принять венец мученичества за Христа Господа.
      По сведениям [9] Владыка продолжал жить в архиерейском доме в Симферополе, служил
      в кафедральном соборе. Каждый день приносил вести об арестах и расстрелах, но
      владыка Димитрий не пытался скрываться
      Таврическая губ., Феодосийский у., Топловский Параскевиевский монастырь 
      архиепископ 
      Год начала 1921 
      День начала 21 
      Месяц начала 8 
      В связи с плохим состоянием здоровья в 1921г. архиепископ Димитрий решил "раз и
      навсегда оставить епархиальное управление". 17 мая 1921г. он обратился в
      Киево-Печерскую Лавру с просьбой о принятии его в братство монастыря. Определением
      Духовного собора Лавры от 25 июня ст.ст. (8 июля) он мог быть принят на покой,
      "но только на собственное содержание, ввиду крайне затруднительного материального
      положения". В июле 1921г. владыка получил официальное уведомление от Духовного Собора.
      21 августа 1921г. он поселился в Топловском Параскевиевском монастыре около
      Феодосии. 28 августа 1922г. в Симферополе на подворье Космо-Дамиановского монастыря
      он принял участие в постриге протоиерея А.Зверева, а затем в хиротонии его во
      епископа Мелитопольского.
      Властями это было квалифицировано как "нелегальное собрание", участники которого
      в ноябре 1922г. были осуждены Симферопольским судом. В частности, владыка Димитрий
      был осужден на год принудительных работ, но амнистирован
    Аресты
      Таврическая губ., г.Симферополь 
      Год ареста 1923 
      День ареста 11 
      Месяц ареста 4 
      Во второй раз он был арестован органами ГПУ-НКВД в Топловском монастыре 11 апреля
      1923г. в связи с сопротивлением верующих Симферополя при передаче собора и домовой
      церкви в архиерейском доме обновленцам. Содержался под стражей в Феодосии.
      17 апреля 1923г. владыка был перевезен в симферопольскую тюрьму, где, в связи с
      резким ухудшением здоровья, до 20 мая содержался в тюремной больнице. Выслан в
      Киев 21 мая 1923г.[9]
    Осуждения
      ././1923 
      Обвинение "контрреволюционная деятельность, участие в вооруженной борьбе против республики" 
      Приговор тюремное заключение 
      По данным [7] приговор — высшая мера наказания — был направлен на утверждение
      Сталину, который заменил расстрел на тюремное заключение
    Места заключения
      Симферополь, тюрьма 
      Год начала 1923 
      День начала 17 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1923 
      День окончания 21 
      Месяц окончания 5 
      По данным [7] провел в тюрьме около 2-х лет, там потерял зрение,
      и ослепшего архиерея выпустили на свободу.
       По данным [5] — архиепископ Димитрий (Абашидзе) и архимандрит Дамаскин (Цедрик)
      были арестованы вскоре после установления Советской власти в Крыму, сидели несколько
      месяцев в тюрьме и после суда были освобождены с высылкой за пределы Крыма

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ