[back][up level][first][previous][next][last]
    Серафим (Шахмуть Семен Романович) 
    Год рождения 1901 
    Место рождения Минская о., Ляховичский р., с.Подлесье 
    архимандрит 
    По источнику [5] мирское имя — Роман.
    Семен Романович Шахмуть родился в семье крестьян-бедняков. Кроме него, в семье
    было еще два брата и семеро сестер. В 1915г. умер отец. Все заботы о детях
    легли на плечи матери. Семья испытывала крайнюю материальную нужду. Люди в
    селе рассказывали, что мальчика с детства влекло к Церкви. И сам он в своих
    воспоминаниях подтверждал это
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1939г.] [1939-1945гг.]
      Образование
        Ляховичское двухклассное народное училище 
        Не смотря на крайнюю нужду мальчик все же смог окончить народное училище.
        До 1922г. он помогал семье по хозяйству, но в 1922г. он оставил родной дом
        и 25 июня 1922г., чувствуя в себе монашеское призвание, отправился
        в Жировицкий монастырь
      Рукоположение
        монах 
        Серафим 
        1923 
        День 1 
        Месяц 4 
        Место Гродненская о., мест.Жировицы, Жировицкий Успенский монастырь 
        иеродиакон 
        1926 
        Место Гродненская о., мест.Жировицы, Жировицкий Успенский монастырь 
        Кто рукоположил архиепископ Пантелеимон (Рожновский) 
        иеромонах 
        Серафим 
        Место Польша, Гродненская о., Слонимский р., мест.Жировицы, Свято-Успенский Жировицкий монастырь 
        Кто рукоположил архиепископ Пантелеимон (Рожновский) 
        После рукоположения в сан диакона вскоре был рукоположен в сан иеромонаха
      Служение
        Польша, Гродненская о., Слонимский р., мест.Жировицы, Свято-Успенский Жировицкий монастырь 
        монах, иеромонах 
        Год начала 1922 
        День начала 25 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1939 
        Месяц окончания 8 
        В Жировицком монастыре о.Серафим близко сходится с опальным архиепископом
        Пантелеимоном (Рожновским), под влиянием которого постепенно формируется как
        монах высокой духовной жизни, ревностный в молитвах и послушании. Отличался он
        и как проповедник, чем обратил на себя всеобщее внимание. Около 1937г. его
        послали служить в Беловежскую Пущу, откуда он возвратился с крестным ходом. В
        1938г. о.Серафим участвует в многолюдных крестных ходах с Жировицкой
        Чудотворной иконой для сбора средств на ремонт монастыря. Икона в специально
        оборудованном возу впервые в истории была вынесена из монастыря и начала
        обходить города и веси Гродненской епархии. Богослужения совершались не только
        в храмах, но и в частных домах. Вместе с о.Серафимом деятельное участие в этих
        крестных ходах принял его близкий друг священник Григорий Кударенко,
        впоследствии архимандрит Игнатий. Богу было угодно свести этих двух людей
        вместе, на четыре года войны объединить их усилия в деле миссионерского
        служения Православной Церкви в пределах Восточной Белоруссии
      Рукоположение
        игумен 
        1939 
        Место Польша, Гродненская о., Слонимский р., мест.Жировицы, Свято-Успенский Жировицкий монастырь 
        Кто рукоположил архиепископ Пантелеимон (Рожновский) 
        В сан игумена был возведен в конце 1939г., в сан архимандрита был возведен
        до августа 1941г.
      Служение
        Польша, Гродненская о., Слонимский р., мест.Жировицы, Свято-Успенский Жировицкий монастырь 
        игумен, архимандрит 
        Год начала 1939 
        День начала 25 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1941 
        Месяц окончания 8 
        Владыка Пантелеимон любил и доверял своему духовному воспитаннику, архиепископ
        не раз давал ему ответственные поручения. В августе 1943г. архимандриту
        Серафиму и о.Григорию Кударенко была поручена высокая и ответственная миссия
        на оккупированной территории Белоруссии организовать приходскую жизнь, где она
        была разрушена в довоенный период. Покинув Жировицкий монастырь они выехали в
        сторону Минска. Стремясь охватить как можно больше населенных пунктов,
        миссионеры направились в дорогу не поездом, а на лошадях. Путь их был долог и
        очень труден. По дороге в Минск они посетили ряд селений нескольких районов
        Минской области, где в недавнем прошлом действовали церкви. Везде они собирали
        от верующих прошения на имя митрополита Пантелеимона с просьбой об открытии
        приходских церквей, везде совершали богослужения, осматривали сохранившиеся
        церкви, избирали строительные комитеты для их ремонта, крестили детей,
        отпевали умерших, неустанно проповедовали. После прибытия в Минск о.Серафим и
        о.Григорий служили в Преображенской церкви
        Минск, Спасо-Преображенская церковь былого женского монастыря 
        архимандрит 
        Год начала 1941 
        Год окончания 1942 
        Месяц окончания 1 
        После непродолжительного служения в Минске архимандрит Серафим и священник
        Григорий Кударенко, получив пропуск, отправились дальше в Восточную Белоруссию
        в сторону Витебска, с целью миссионерской проповеди. В Витебске о.Серафимом
        была написана краткая корреспонденция, напечатанная в газете "Новый Путь", в
        которой рассказывалось об открытии церквей, описывалось с какой радостью
        приветствуют это верующие, в том числе молодежь и даже дети. Эти высказывания
        о.Серафима в дальнейшем были занесены в протокол следствия. После Витебска
        миссионеры посетили ряд городов и сел Восточной Белоруссии
        Гомель, Петропавловский кафедральный собор 
        архимандрит 
        Год начала 1942 
        Год окончания 1943 
        Месяц окончания 9 
        Архимандрит Серафим и священник Григорий Кударенко некоторое время служили в
        Гомеле, сделав его центром своей проповеди, одновременно часто посещая
        окружные приходские храмы. Затем они выехали в Бобруйск, и потом возвратились
        в Минск, завершив таким образом свою поездку. Во время своей поездки в годы
        войны ими было открыто 74 храма. Везде, где побывал о.Серафим, он собирал
        материалы о тех преследованиях, которым подвергалась Православная Церковь в
        Белоруссии в довоенные годы. В этих материалах говорилось, что ко времени
        посещения им Восточной Белоруссии на всей территории "...не было ни одного
        епископа, при чем нигде не было (за исключением Орши) ни одного открытого для
        богослужения храма; что духовенство в большинстве своем и повсеместно было
        сослано, заточено в тюрьмы, а многие даже расстреляны; что церкви были
        превращены в клубы, театры, амбары... и многие из них разрушены; что почти все
        церковное имущество было разгромлено и уничтожено безбожниками". Далее
        говорилось, "что народ радуется открытию церквей, и в Витебске при открытии
        Свято-Покровской церкви народ до того был тронут, что весь зарыдал, и
        священники не могли служить, и был временный перерыв... и в Гомеле тоже при
        отъезде зарыдал весь народ..." Слова эти взяты из протокола допроса. Посетив в
        годы военного лихолетья Восточную Белоруссию, архимандрит Серафим являлся
        первым летописцем тех страданий, которые претерпели служители Церкви
        Православной в период большевистского террора. По горячим следам, основываясь
        на живых воспоминаниях очевидцев, он собирал материалы о гонениях, пережитых
        Церковью при власти коммунистов. По настоянию немцев, эти материалы были
        переданы о.Серафимом некоему Кольбауху из отдела пропаганды и их дальнейшая
        судьба неизвестна. Недалеко от Гомеля, в Ченках миссионеры открыли женский
        монастырь, собрав 30 сестер. Правда, монастырь просуществовал недолго, его
        закрыли в 1943г. В сентябре 1939г. миссионеры выехали в Бобруйск и через
        некоторое время возвратились в Минск, закончив свое путешествие. Во время
        путешествия проповедникам не раз приходилось бывать в затруднительных
        ситуациях. В поездке о.Серафим смертельно заболел, у него открылся абсцесс.
        О.Серафим настолько страдал, что мог взбираться на кровать только при помощи табуретки.
        Однажды, когда он был в спальне, начался налет советской авиации. Вдруг
        о.Серафим услышал голос, повелевший ему покинуть спальню. Тот же голос повелел
        позвать и о.Григория. Повинуясь, архимандрит Серафим с трудом добрался до
        кухни. Когда и о.Григорий пришел на кухню, в дом, где они находились, попала
        бомба. Один из осколков, не задев важные органы, вскрыл абсцесс. Через пробитое
        отверстие вытек весь гной, вскоре это место зажило, и о.Серафим стал совершенно
        здоров. Таким образом, по Промыслу Божиему, фактически произошла операция без
        вмешательства хирурга-человека.
        Возвратившись в Минск, о.Серафим и о.Григорий стали служить в открытой ими
        Свято-Духовой церкви (ныне кафедральный собор)
        Минск, церковь Святого Духа (ныне кафедральный собор) 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1943 
        Год окончания 1944 
        Месяц окончания 6 
        В Минске о.Серафим принял на себя добровольное попечение над больницами
        города, инвалидными домами и детскими приютами. Его можно было часто видеть
        посещающим людей, обездоленных войной. Он исполнял свой пастырский долг
        неукоснительно строго. В июне 1944г. о.Серафим и о.Григорий выехали в Гродно
        Гродно, церковь монастыря Рождества Пресвятой Богородицы 
        архимандрит 
        Год начала 1944 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1944 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 9 
        В Гродно они ходили по лазаретам: проповедовали, причащали раненных.
        Там обоих миссионеров арестовали
      Аресты
        Гродно 
        Год ареста 1944 
        День ареста 6 
        Месяц ареста 9 
        Обвинение при аресте "пособничество немецким оккупантам" 
        Сначала 5 дней миссионеров допрашивали в Гродно, а потом перевезли в Минскую
        тюрьму. Официально архимандриту Серафиму и священнику Григорию Кударенко
        предъявили обвинение в сотрудничестве с СД и прочих, совершенно надуманных
        преступлениях. В самом деле они были арестованы за свою подвижническую
        миссионерскую деятельность в годы оккупации, что, конечно же, не могло
        понравиться коммунистам. Не случайно, во время так называемого "следствия"
        именно этому аспекту их деятельности уделялось особо пристальное внимание.
        На допросах осужденные держались с мужеством истинных пастырей Церкви. Не
        скрывая от "следователя" своих взглядов, о.Серафим на вопрос о том, что он
        говорил во время проповедей, когда ездил по Белоруссии, прямо сказал, что
        часто обращался к народу примерно со следующими словами: "Россия была
        верующая. Верили наши предки, деды, прадеды, отцы, и теперь мы вновь заживем
        счастливо через веру. Нехорошо, что безбожники закрывали наши святыни, что
        ваши отцы и матери умирали без напутствия Святых Тайн и хоронились без
        священника, а дети росли не крещеные и не венчались..." Такие проповеди, по
        свидетельству о.Серафима, произносились им и о.Григорием часто и повсеместно.
        Одному Господу известно, что пришлось пережить на допросах арестованным.
        Неудивительно, что согласно медицинской справке, имеющейся в следственном
        деле, которая подписана врачом внутренней тюрьмы и датирована 31 декабря
        1944г., архимандрит Серафим в свои неполных 43 года страдал неврозом сердца.
        Их продержали под "следствием" ровно 10 месяцев, так ничего и не добившись
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        07/07/1945 
        Приговор 5 лет заключения в концлагерь 
      Места заключения
        Горьковская о., ИТЛ 
        Год начала 1945 
        В 1945г. о.Серафима и о.Григория отправили в лагеря, находившиеся в
        Горьковской области. Там их поместили в разных лагерях. Но им удавалось
        поддерживать связь друг с другом до смерти о.Серафима
    Кончина
      1946 
      умер в тюрьме НКВД СССР 
      Приблизительно через год после вынесения приговора архимандрит Серафим
      скончался при весьма темных обстоятельствах в тюрьме НКВД СССР, — по
      официальной версии от сердечной недостаточности, в самом деле, — от страшных
      мучений, пережитых им в застенках НКВД. Пасху 1946г. исповедник встретил в
      концлагере. В этот день он радостно приветствовал своих собратьев по
      заключению "Христос воскресе!.." Это вызвало ярость лагерного начальства, и в
      наказание его поместили в карцер, где он находился по пояс в воде. Исповедник
      уже не надеялся выйти оттуда живым, но его силы были укреплены явлением Божией
      Матери с великомученицами Варварой и Анастасией Узорешительницей. Пречистая
      Дева протянула ему букет цветов. "Матерь Божия, этот букет завянет здесь".
      Тогда она кротко благословила взять цветы вмч.Варваре
    Канонизация
      1
        Преподобномученик архимандрит Серафим (Шахмуть) 
        Дата 28/10/1999 
        Кем канонизирован Святой Синод Белорусской Православной Церкви 
        Местночтимый святой Белорусской Православной Церкви
      2
        Преподобномученик архимандрит Серафим (Шахмуть) 
        Дата 20/08/2000 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Кто представил Белорусский Экзархат 
        Дни памяти
          1
            Собор новомучеников и исповедников Российских 
            Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
          2
            Старый стиль 24.08 
            Новый стиль 06.09 
            день ареста 
    Публикации
      1 Кривонос Феодор, свящ. Синодик за веру и Церковь Христову пострадавших в Минской епархии (1918–1951гг.). Киевец, 1996. 
      С.23. 
      2 Кривонос Феодор, свящ, Миссионеры военных лет// Царковные слова. Белоруссия, 1996. 3 красавiка. N 5(50). 
      С.8–9. 
      3 http://mospat.ru/archive/nr910294.htm (Архив официального сайта Московского Патриархата. Канонизация Белорусских новомучеников). 
      4 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      5 Жировицкая обитель. Богословско-литературно художественный листок. 2000. N 5 (18). Свято-Успенский Жировицкий монастырь, 2000. 
      С.24–28. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ