[back][up level][first][previous][next][last]
    Несмеянов Дмитрий Архипович 
    Фамилия Несмеянов 
    Год рождения 1880 
    День рождения 18 
    Месяц рождения 10 
    Место рождения Самарская губ., Бузулукский у. (Самарская о., Борский р.), с.Заплавное 
    миссионер 
    Специальность кандидат богословия 
    Родился в православной крестьянской семье Архипа Ивановича и Пелагии
    Игнатьевны Несмеяновых.
    У Дмитрия были братья: Родион (ок.1874г.р.) и Михаил (ок.1885г.р.)
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1923г.] [1923-1927гг.] [1928-1931гг.]
      Образование
        Томское духовное училище
        Томская Духовная Семинария
        Год окончания 1902 
        В 1902г. окончил Томскую Духовную Семинарию по I разряду
        Казанская Духовная Академия
        Год окончания 1906 
        кандидат богословия 
        При поступлении сдал экзамены в числе первых десяти человек, получивших
        наивысшие баллы.
        Обучался на казенном счету.
        В донесении врача академической больницы Д.Виноградова Несмеянов был отмечен
        как "страдающий сердцебиением от органического порока сердца".
        В 1906г. окончил КАЗДА со степенью кандидата богословия с правом преподавания
        в духовной семинарии.
        Кандидатское сочинение его было по Священному Писанию Нового Завета:
        "Сын Человеческий по изображению Евангельских речей Господа Иисуса
        Христа", написанное под руководством известного богослова М.И.Богословского
        и проф.П.В.Юнгерова
      Служение
        Самара, домовая церковь Самарского среднего сельскохозяйственного училища 
        Должность законоучитель, преподаватель истории 
        Год начала 1906 
        День начала 18 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1907 
        Месяц окончания 9 
        По прошению 18 октября 1906 г., по окончании академии, Дмитрий Несмеянов
        был определен законоучителем и преподавателем истории в Самарском сельскохозяйственном
        училище
        Омск 
        Должность епархиальный миссионер 
        Год начала 1907 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1911 
        В 1907–1911гг. по прошению был переведен в Омскую епархию на должность
        епархиального миссионера по борьбе с сектантством.
        Кроме того, епископом Омским Гавриилом Дмитрий Несмеянов был назначен членом
        Епархиального училищного совета.
        Преосвященный епископ Омский и Семипалатинский Гавриил (Голосов) отмечал:
           
        "С самого начала прохождения службы Несмеянов ревностно принялся за изучение
            сектантства, частые беседы его с сектантскими начетчиками укрепляли
            сознание православных в истинности православия".

        Из доклада игумена Иосифа (Еременко) на конференции "Из истории противосектантской
        деятельности Русской Православной Церкви" в Павлодарском государственном
        университете 27–29 сентября 2005г.:
           "В первой половине февраля 1910г. Павлодарский уезд посетил епархиальный
            миссионер Д.А.Несмеянов. Миссионер объехал почти все поселки уезда, где
            компактно проживали сектанты,.. где провел около 20 бесед с сектантами и
            православными. Две беседы были проведены в г.Павлодаре: 7 февраля —
            "Об иконопочитании" и 8 февраля — "О водном крещении". Обе беседы проходили
            в Народном Доме, и на каждой присутствовали не менее тысячи человек...
            На этих беседах, кроме православных, были молокане, баптисты и немцы-лютеране.
            Во время архипастырских посещений приходов Павлодарского уезда
            епископом Омским и Семипалатинским Гавриилом... его сопровождал епархиальный
            миссионер Д.А. Несмеянов, который...в каждом посещаемом приходе проводил
            противосектантские беседы...
            Так, 19 августа 1910г. епископ Гавриил прибыл в г.Павлодар для закладки
            каменного трехпрестольного храма на месте сгоревшей в 1901г. Флоро-Лаврской
            казачьей церкви. В поездке епископа Гавриила сопровождал епархиальный
            миссионер Д.А. Несмеянов. Во второй половине дня 22 августа епископ
            Гавриил присутствовал в Народном Доме на беседе миссионера Д.А.Несмеянова
            с молоканским начетчиком Ф.Е.Сычевым...
            Поселок Ивановский Павлодарского уезда со всех сторон был окружен сектантами...
            В 1911г. ... Д.А.Несмеянов беседовал в Верном с молоканами о водном Крещении.
            В Ивановке миссионер в присутствии православных, баптистов и молокан
            провел с местным баптистским начетчиком А.Жабиным беседу, посвященную
            почитанию православными святых икон".

        25–27 марта 1908г. в с.Макушино Д.А.Несмеянов провел беседы с сектантами на темы: учение
        о спасении, об иконах, о крещении младенцев, доказав всю несостоятельность
        учения баптистов.
        По неизвестным причинам священный сан Дмитрий Архипович не принял.
        Сохранился его рапорт епископу Омскому Гавриилу, где он просил отложить
        рукоположение на будущее время ввиду серьезной болезни его жены
        Оренбург, Вознесенская церковь 
        Должность псаломщик, противосектантский миссионер, член Епархиального училищного совета (с 3.05.1912г.) 
        Год начала 1911 
        Летом 1911г. Дмитрий Архипович по собственному прошению был переведен на должность
        епархиального противосектантского миссионера Оренбургской епархии.
        С женой Марией Ивановной и трехлетней дочерью Галиной он поселился в Оренбурге.
        В храме Вознесения Господня он исполнял обязанности псаломщика и, как
        обладающий музыкальными дарованиями, пел на клиросе.
        3 мая 1912г. Дмитрий Архипович был назначен членом Епархиального училищного
        совета.
        Впоследствии он был назначен также членом Оренбургской Епархиальной экзаменационной
        комиссии [6 (ОЕВ. 1915. N 8. С.73.)], [6 (ОЕВ. 1915. N 21–22. С.311.)].
        [7 (ОЦОВ. 1918. 28 янв. С.3.)].
        Поприщем, принесшим Д.А.Несмеянову известность и авторитет богослова
        в Оренбуржье, была должность епархиального миссионера по борьбе с сектантством,
        его успешная деятельность в обличении старообрядческого раскола.
        В 1910г. Д.А.Несмеянов был секретарем и докладчиком на миссионерских съездах
        в Иркутске и Казани, за что был награжден Библией от Священного Синода
        [ГАОО. Ф.173. Оп.4. Д.6339. Л.11 об.].
        Д.А.Несмеянов регулярно проводил беседы о вреде сектантов и раскольников
        [6 (ОЕВ. 1912. N 17. С.191)], организовывал и вел миссионерские курсы
        [6 (ОЕВ. 1914. N 42–43. С.30)], писал полемические статьи, выступал с докладами
        перед священноначалием о мерах борьбы с сектами [6 (ОЕВ. 1912. N 44. С.459–464.)].
          "...В июне 1914г. миссионерскими противосектантскими курсами руководил
           епархиальный миссионер Д.А.Несмеянов. На курсах было до 60 человек, в числе
           их были окружные миссионеры, священники, учителя и простые миряне.
           Во время утренних заседаний г.Несмеянов раскрывал положительное учение
           святой Церкви систематически по каждому предмету, разбирал отрицательное
           учение сектантов, знакомил с новейшими способами борьбы, словом, со всеми
           миссионерскими приемами.
           Миссионер Несмеянов, достойнейший руководитель курсов, за свое образцовое
           ведение дела был награжден поднесением ему образа, адреса, золотых часов,
           что является явным свидетельством того, насколько горячо отнеслись
           собравшиеся на курсы к благому делу миссии" [6 (ОЕВ. 1914. N 42–43. С.30.)].
        В Оренбургской епархии Д.А.Несмеянов стал добрым помощником епархиальным архиереям
        в их поездках по епархии. Во время таких поездок ему поручалось произносить
        проповеди во время Божественной литургии [6 (ОЕВ. 1913. N 2. С.57)].
        В 1914г. были опубликованы "Воспоминания о последней поездке Феодосия,
        епископа Оренбургского и Тургайского, по епархии", в которых, кроме всего прочего,
        были описаны посещения переселенческих поселков Тургайской области и службы
        в них Д.А.Несмеянова.
        За плодотворную деятельность по устройству и организации противосектантской
        миссии владыка Мефодий (Герасимов) ходатайствовал перед Священным Синодом
        о награждении Дмитрия Несмеянова орденом св.Анны III степени (документов о том,
        получил ли миссионер эту награду, не сохранилось) [ГАОО. Ф.305. Оп.1. Д.15. Л.2.].
        С началом Первой мировой войны в Оренбурге Несмеянов Д.А. стал активным членом
        епархиального комитета Красного Креста для помощи больным и раненым воинам
        [6 (ОЕВ. 1915. N 5. С.41.)].
        Он также состоял членом совета Оренбургского Епархиального Михаило-Архангельского
        Братства [6 (ОЕВ. 1915. N 12. С.125.)] и Епархиального комитета Православного
        Миссионерского общества [Адрес-календарь Оренбургской губернии 1917г. С.35.].
        В послужном списке Дмитрия Несмеянова сохранилась благодарность от совета
        Михаило-Архангельского Братства за понесенные труды по ревизии и операциям
        с имуществом братского магазина [ГАОО. Ф.173. Оп.4. Д.6339. Л.6 об.-7.].
        Во время Первой мировой войны Д.А.Несмеянов был удостоен награды
        "Во внимание к усердным трудам в связи с обстоятельствами текущей войны и
        в воздаяние особо выдающейся заботливости о наших воинах, их семействах и
        беженцах, поселившихся на территории Оренбургской епархии".

        В 1915г. Д.А.Несмеянов был назначен епархиальным наблюдателем церковно-приходских
        школ Оренбургской губернии.
        В мае 1917г. Д.Несмеянов активно участвовал на проходившем в Оренбурге
        Первом Свободном съезде духовенства и мирян Оренбургской епархии.
        Несколько заседаний им было проведено в качестве председателя.
        В восьмой день съезда, на вечернем заседании обсуждалось положение миссионеров
        епархии и меры по улучшению их работы. Дмитрий Архипович горячо отстаивал
        улучшение условий содержания миссионеров [7 (ОЦОВ. 1917. N 21. С.1.)].
        После Февральской революции на обсуждениях он говорил:
            "Со свободой наше сектантство подняло голову и теперь готовится использовать
             открывшиеся пути и средства к широкой пропаганде своего зловредного учения.
             Хороший миссионер — это особое призвание, и стать им может человек,
             искренне желающий посвятить себя этому делу...
             И здесь хорошим подспорьем являлись пастырские школы (были закрыты в 1917 г.),
             где священники с отдаленных приходов уже непосредственно обучались миссионерскому
             делу...". [7 (ОЦОВ. 1917. Май.)].
        Д.А.Несмеянов был участником и регулярных собраний духовенства, где, несмотря
        на отсутствие священного сана, имел авторитетный голос.
        Из документов 9-го общего собрания градо-Оренбургского духовенства):
            "...Довольно оживленные прения возникли по поводу предложения комиссии
             о внесении на обсуждение предстоящего Поместного Собора вопроса о замене
             церковнославянского богослужебного языка русским. Некоторые члены собрания
             (Д.А.Несмеянов, И.С.Иллюминарский) горячо восставали против этого
             предложения, заявляя, что эта реформа может повлечь за собой новый
             раскол в Русской Церкви" [7 (ОЦОВ. 1917. 18 Мая. С.24.)].
        2 марта 1917г. в Оренбурге был избран Временный Гражданский комитет,
        сосредоточивший в своих руках власть в городе. Среди членов от духовенства
        большинством голосов был также избран и епархиальный миссионер Д.А.Несмеянов.
        В 1917г. Д.А.Несмеянов горячо отстаивал интересы Церкви, говорил о предстоящих
        бедствиях, организовывал самые решительные меры по борьбе с распоясавшимися
        сектантами и наступающим атеизмом на фоне провозглашенной всеобщей свободы.
        Из его доклада I окружному съезду клира и мирян Челябинского викариатства:
          "Время наступило ответственное и упускать его нельзя, если мы не хотим
           причинить непоправимый вред и себе лично, и Церкви" [7 (ОЦОВ. N 10. 11 Мая. С.2–3.)].
        В 1917г. на епархиальном Д.Несмеянов был избран делегатом от клира епархии
        на Священный Поместный Собор Православной Российской Церкви
        Священный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. 
        Должность член Священного Собора 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1918 
        По избранию на Собор — клирик от Оренбургской епархии.
        На Соборе Д.А.Несмеянов лично познакомился со Святейшим Патриархом Тихоном и
        поддерживал его позицию
        Оренбург 
        Должность миссионер 
        Год окончания 1923 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 9 
        По возвращении из Москвы в Оренбург, на заседании, посвященном итогам
        Поместного Собора, Дмитрий Архипович красноречиво донес до своих земляков о
        решениях этого эпохального события и "пережитых невзгодах в
        корниловские дни и во время большевистского выступления".

        Д.А.Несмеянов безбоязненно выступил в поддержку критики Патриархом Тихоном
        советского декрета об отделении Церкви от государства.
        Из материалов следственного дела Д.А.Несмеянова 1931г. (показания свидетеля):
            "...Несмеянов, ярый сторонник монархизма, Патриарха Тихона.
             Во время активного к/р выступления Тихона против конституции
             сов. власти об отделении Церкви от государства, Несмеянов в г.Оренбурге
             широко агитировал за поддержку к/р действий Тихона и сколотил порядочную
             группу церковников — из числа сторонников Патриарха Тихона.
             Он тогда при всех случаях во всех разговорах выступал в роли активного
             поборника церковной политики Тихона и говорил, что церковь не может быть
             аполитичной, ибо она исторически подготавливала себя к политическому
             вмешательству. На этой почве он говорил:
                 "Конституция сов. власти об отделении церкви от государства — начало
                  насилия шайки разбойников..., захватывающих власть в России"" [Д1]
        И всегда впоследствии Дмитрий Несмеянов неизменно был сторонником Патриарха
        Тихона, призывая всех, духовенство и мирян, быть верными своему первосвятителю.
        В безбожные годы Д.А.Несмеянов ревностно и открыто встал на защиту попираемой
        большевиками Христовой веры: участвовал в диспутах с атеистами; выступал
        с разоблачениями марксизма; умел подкрепить слабеющих духом верующих против
        пропаганды безбожия.
        Из сообщения в "Церковно-общественном Вестнике":
           "В среду, 11 сентября 1918г., членом Священного Собора Д.А.Несмеяновым,
            в зале Городской Думы была предложена лекция на тему:
            "Гонения на Православную Церковь".
            В красивой речи лектор в течение 2 часов изобразил скорбный путь жизни
            Христовой Церкви с ее основания и до наших дней. Особенно подробно
            остановился лектор на положении Церкви в России при большевистском
            комиссародержавии.
            Разбором "знаменитого" декрета об отделении Церкви от государства,
            а также рядом фактов насилий над верующими, ограблений храмов Божиих,
            убийств и расстрелов пастырей и архипастырей Церкви Русской г.Несмеянов
            нарисовал мрачную картину явного гонения на православие со стороны
            действующих Божиим попущением большевистских властей и разнузданных банд
            Красной Армии.
            Свою лекцию г.Несмеянов закончил призывом к слушателям сплотиться вокруг
            православной церкви, ибо только в союзе с Церковью возможно спасение России
            от окончательной гибели. На лекции присутствовали многие депутаты
            Епархиального собрания и масса слушателей из городских жителей.
            По окончании лекции... была пропета "вечная память" всем, за веру и
            Церковь убиенным в тяжелые дни большевистского засилия.
            Лектору была принесена благодарность от имени слушателей" [7 (ОЦОВ. 1918. 15 сент. С.3.)].
        Советская газета "Оренбургский рабочий" статью о Несмеянове так и назвала:
        "Божий адвокат":
           "С нынешней весны по деревням в районе Орской дороги начал разъезжать
            бывший синодский миссионер Несмеянов. Он открыл борьбу с атеизмом...
            Весной он устроил, между прочим, диспут в Кувандыке, где своими
            демагогическими выходками настроил темную массу против безбожников...
            Необходимо отметить, что миссионер Несмеянов ставит темой своего выступления
            бытие Бога... [Оренбургский Рабочий. 1923. 24 июля].
        Антирелигиозная газета "Смычка" сообщала:
           "Диспуты в Орске и Кувандыке были для нас отрицательны, т.к. выступали
            неравные силы. Упомянем выступавшего с их стороны миссионера Несмеянова,
            с 20-летней практикой, обладающего знанием крестьянской психологии...,
            имеющего навык оратора... В Кувандыке Несмеянов своим выступлением создал
            прямо погромное настроение... Миссионер Несмеянов снабдил многих попов
            своими шпаргалками, где указаны все необходимые ссылки и выпады против
            безбожников. Такую шпаргалку мы видели у орского попа Фетисова, который
            старался использовать ее вовсю" [Смычка. 1925. N 19.]
      Места проживания
        Оренбург, Воскресенская, 53 
        Год окончания 1923 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 9 
      Аресты
        Оренбург 
        Год ареста 1923 
        День ареста 24 
        Месяц ареста 9 
        Дмитрий Несмеянов арестовывался трижды.
        Первый арест был 24 сентября 1923г.
      Места заключения
        Оренбург 
        Год начала 1923 
        День начала 24 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1923 
        День окончания 6 
        Месяц окончания 10 
        6 октября 1923г. его освободили из-под следствия
      Служение
        Оренбург 
        Должность миссионер 
        Год начала 1923 
        День начала 6 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1924 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 8 
      Места проживания
        Оренбург, Воскресенская, 53 
        Год начала 1923 
        День начала 6 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1924 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 8 
      Аресты
        Оренбург 
        Год ареста 1924 
        День ареста 8 
        Месяц ареста 8 
        Второй раз Дмитрия арестовали 8 августа 1924г.
        Из материалов дела:
           "Рост — большой, телосложение — плотный,... брови черные, цвет волос черный,
            ... нос прямой, глаза карие, особые приметы — лысина"
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        27/11/1925 
        Обвинение "антисоветская агитация, распространение контрреволюционных слухов" 
        Статья ст.73 (ст.58–10) УК РСФСР 
        Приговор 3 года высылки в Коми АО 
        Из обвинения:
           "Несмеянов Д.А., состоя проповедником при Оренбургском Епархиальном
            управлении, составлял разные брошюры религиозного характера, которые
            распространял по епархии духовенству для ориентации при выступлениях
            на религиозных диспутах с неверующими (к примеру, брошюра "Наука и
            религия")" [Архив ДКНБ Республики Казахстан. Д.03594.].
        В ходе предварительного следствия Несмеянов Д.А. показаний против третьих лиц не давал
        и вину свою не признал.
        27 ноября 1925г. постановлением ОСО, Дмитрий был признан виновным и приговорен
        к 3 годам высылки в Коми АО.
        В справке о реабилитации из Прокуратуры г.Алматы сказано, что Несмеянов Дмитрий
        Архипович был приговорен к 3 годам концлагерей
      Места заключения
        Оренбург, ИТД 
        Год начала 1924 
        День начала 8 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1925 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 4 
        До 3 апреля 1925г. он содержался в Оренбургском исправдоме
        Коми-Зырянская АО 
        Год начала 1925 
        Год окончания 1927 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 12 
        Отбывал высылку в Коми АО.
        Собратья по духу не оставили в беде семью ссыльного миссионера — известно,
        что протоиерей Макарий Квиткин, а также, вероятно, и иные священнослужители,
        оказывали помощь продуктами и средствами к существованию.
        Постановлением Коллегии ОГПУ от 23 декабря 1927г.
        срок наказания был сокращен на одну четверть ввиду амнистии от 6 ноября 1927г.
      Служение
        Оренбург 
        Должность миссионер, певчий церковного хора 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1931 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 1 
        Пострадав от безбожной власти, Дмитрий Архипович приобрел еще большее уважение
        в среде духовенства и верующих людей: теперь уже многие приезжали к нему
        за советом.
        Из показаний свидетеля по делу 1931г.:
            "Для того чтобы возникшие сомнения разрешить, чего я не смог сделать
             самостоятельно, я обратился за разъяснением к гр-ну Несмеянову, духовному
             учителю..., в частности по вопросу — можно ли поминать за службой
             сов. власть? Несмеянов заявил мне лично, что
                "По тому выражению, как сказано в Декларации, молиться можно, но не
                 больше, так как это уже не будет соответствовать слову Божиему"".
        Особенно к Д.А.Несмеянову тянулось сельское духовенство.
        Из показаний свидетеля:
            "Связь Несмеянова с сельским духовенством безусловно была... мне, например,
             известно, что он ездил в Черноречье к священнику о.Василию Еременко,
             часто у него бывал священник села Спасского Красильников... и что он
             давал известные указания и руководства".

        Да и епархиальная власть учитывала мнение миссионера при прикреплении
        священников к определенному храму. Из материалов дела 1931г.:
            "Это подтверждает тот факт, что в Воскресенскую Оренбургскую церковь был
             принят на службу священник Алексей Гумилевский только после его одобрения".

        Дмитрия Архиповича называли столпом веры, духовным учителем, церковным авторитетом.
        Из свидетельских показаний:
            "...Видными фигурами были миссионер Несмеянов и прот.Марсов, которые
             и остались во мнении верующих столпами веры... Я знаю, что Квиткин и
             Несмеянов были дружны, и если Квиткин заявил мне о поддержке его взглядов
             Несмеяновым, то надо полагать, что Квиткин опирался в своей платформе
             на данные, излагаемые Несмеяновым, как церковным авторитетом...".

        Есть сведения о тесном общении Димитрия Архиповича со своим духовным братом,
        разделившим с ним впоследствии мученическую смерть — Клиентовым Евгением Николаевичем,
        бывшим Главой городской Управы г.Оренбурга, председателем Братства Оренбургского
        кафедрального собора.
        Дмитрий Архипович твердо стоял на страже чистоты православия, смело обличал
        существующую власть, пороки людские:
            "Советская власть — это царство... варваров, которое рассыплется само
             собой при окончательном развращении. Этой дикой и разнузданной варварской
             силе необходимо противопоставить силу Церкви всемерно; нужно отстаивать
             право политической и экономической роли Церкви — то право, которым Церковь
             пользовалась до революции, и за которое теперь многие мученически страдают..."
            "Папа Пий XI резонно поднял крестовый поход, но мы его поддерживать не можем:
             победа папы равнозначна тому, что Православная Церковь попадет под еще
             худшее иго — католицизм".
            "Колхозы — это миф, они непременно должны развалиться, т.к. крестьянин,
             не являясь в колхозе собственником, работать не будет".
            "...Индустриализация — это просто очковтирательство со стороны сов. власти
             перед населением, так как говоря о том, что она не признает царских долгов
             иностранным государствам, она в то же время сырье свое вывозит именно
             за долги... Социализм есть утопия и в СССР он неосуществим".

        Из показаний свидетелей:
            "Про декларацию митрополита Сергия (Страгородского) Несмеянов говорил:
                 "Это уступка, декларация не отвечает действительному положению Церкви",
                  ибо на самом деле — ...гонения зверские"".
        Семья Дмитрия Архиповича на момента ареста: жена Мария Ивановна (44 года),
        дочь Галина (23 года)
      Места проживания
        Оренбург, Пролетарская, 109–61 
        Год окончания 1931 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 1 
      Аресты
        Оренбург 
        Год ареста 1931 
        Месяц ареста 1 
        В январе 1931г. Д.А.Несмеянов был арестован
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ СССР по Средне-Волжскому краю 
        26/03/1931 
        Обвинение "руководитель Оренбургской городской ячейки церковно-монархической контрреволюционной организации "Истинные"" 
        Статья ст.58–10,58–11,59–7 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "дело группы духовенства и мирян Оренбургского р-на, 1931г." 
        Архив УФСБ по Оренбургской обл. Д.П-19090.
        На допросе Д.А.Несмеянов показал:
           "Декларация митрополита Сергия о лояльном отношении церкви к существующему
            строю, поминовению властей и т.д. сомнений лично у меня не вызывали, к ним я
            относился положительно, т.к. ясно, что другой политики Сергий осуществить
            не может, и, сообразно со своими мыслями, я пояснял это прибегающим к
            моей помощи священникам".

        Признать обвинение в антисоветской агитации Д.А.Несмеянов отказался.
        После нескольких месяцев, проведенных в тюремных пытках, решением
        тройки при ПП ОГПУ от 26 марта 1931г. он был приговорен к расстрелу
      Места заключения
        Оренбург, Комендатура Оперсектора ОГПУ 
        Год начала 1931 
        День начала 22 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1931 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 4 
        Содержался при комендатуре во время предварительного заключения
    Кончина
      1931 
      День 5 
      Месяц 4 
      расстрел 
      Место Оренбург 
      Место захоронения Оренбург, старое городское кладбище по пр-ту Победы 
      Был расстрелян в 4 ч.25 мин. утра
    Реабилитация
      1
        Дата 08/12/1999 
        Кем реабилитирован Прокурор г.Алматы 
        По году репрессий 1925 
      2
        Дата 02/11/1989 
        Кем реабилитирован Прокурор Оренбургской о. 
        По году репрессий 1931 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Банникова Елена Владимировна, исследователь
      Использованы материалы:
        Архив УФСБ Д.03594. (дело 1925г.);
        ГА Самарской области. Ф.32. Оп.32. Д.70. Л.424 об.;
        Протоколы Совета Казанской Духовной Академии 1902г. С.124.;
        Протоколы Совета Казанской Духовной Академии 1906г. С.66–93.;
        Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф.10 Оп.2. Д.990.;
        НАРТ. Ф.10. Оп.1. Д.10709.;
        ГАОО. Ф.173. Оп.4. Д.6339. ЛЛ.11–11об.,13,6 об.-7.;
        Исторический архив Омской области. Ф.16. Оп.1. Д.385. ЛЛ.1–1об.,14.;
        Исторический архив Омской области. Ф.16. Оп.1. Д.386. ЛЛ.3,4–4об.,19.;
        Игумен Иосиф (Еременко). "Из истории противосектантской деятельности Русской Православной Церкви в Павлодарском прииртышье в начале XХ века".
          Доклад на научно-практической конференции "Историк и история: тернистый путь казахстанской исторической
          науки", посвященной 90-летию Е.Бекмаханова, проходившей в Павлодарском Государственном Университете им.С.Торайгырова 27–29 сентября 2005г.;
        Адрес-календарь Оренбургской губернии 1917г. С.35.;
        ГАОО. Ф.173. Оп.5. Д.9417. Л.111–111об.;
        ГАОО. Ф.173. Оп.1. Д.9427. Л.208.;
        ГАОО. Ф.305. Оп.1. Д.15. Л.2.;
        Смычка. 1925. N 19.;
        Оренбургский рабочий. 1923. 29 июля.;
        И. Хватов. Религиозный диспут (Нижняя Павловка) // Советская степь. 1924. 8 марта. С.5.;
        Правда победила // Советская степь. 1924. 11 марта. С.3.;
        Архив Департамента Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан. Д.03594.;
        Банникова Е.В., Терпугов Н.Ю. Оренбургский епархиальный миссионер Дмитрий Несмеянов //
           Божий адвокат. Оренбургский епархиальный миссионер Дмитрий Несмеянов и его труды / Под общ. ред. Стремского Н.Е., прот. Саракташ, 2014. С.4–22.;
    Документы ->
      1. Архив УФСБ по Оренбургской обл. Д.П-19090.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL