База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT ОписанияГрупДел
d01.164
    "Дело тайной церковной общины. Вышний Волочек, 1941г." 
    Архив ТЦДНИ. Ф.7849. Д.28304-с. 
    КолЧеловек 6 
    ПриблКолЧеловек 1 священник, 1 игумения, 2 члена церковной двадцатки, ктитор церкви, певчая церковного хора 
    КолРасстрелов 0 
    ОсновныеОбвиняемые
      Анастасия (Платонова Александра Федоровна), игумения
      Данилов Михаил Романович, староста церкви
      Малышев Борис Алексеевич, член церковной двадцаткки (в будущем — диакон)
      Малышева Мария Николаевна, член церковной двадцатки
      Платонов Сиеон Федорович, священник
      Троицкая Валентина Николаевна
    ПериодCледствия
      Регион Тверская (Калининская) о., г.Вышний Волочек 
      ПериодСледст 17–24 октября 1941г. 
      МестоЗаклСлед Тверская (Калининская) о., г.Вышний Волочек, тюрьма N 6 
      ОсновноеОбвин "участие в тайных богослужениях, где проводилась антисоветская агитация" 
      ГодОкончСледст 1941 
    ОбщееОписаниеДела 
    В городе Вышний Волочек перед войной действовали два храма — Богоявленский собор
    и Пятницкая кладбищенская церковь.
    В 1937г. после пятилетнего отбытия заключения в Темниковских лагерях в Вышний
    Волочек приехал священник Семен Федорович Платонов.
    Не получив регистрации как священник, о.Симеон работал в регистратуре местной
    поликлиники, сторожем дровяного склада фабрики "Парижская Коммуна" и т.п.
    Одновременно он являлся регентом народного церковного хора в Богоявленском соборе.
    В июле 1940г. богослужения в Богоявленском соборе и в Пятницкой кладбищенской
    церкви были прекращены.
    Верующие стали собираться на богослужения на домах. Службы вел о.Симеон Платонов.
    Сначала богослужения происходили на квартире певчей собора, монахини Рипсимии
    на ул.Кирова д.69 и у монахини Нектарии.
    25 октября 1940г. Калининским областным Советом депутатов трудящихся было
    принято официальное решение о закрытии Пятницкой церкви и Богоявленского собора.
    Во второй половине 1930-х гг. решения о закрытии приходов на местах проводилось
    сначала через Обком, а затем через Верховный Совет РСФСР.
    В ноябре 1940г. в адрес секретаря Вышневолоцкого горисполкома поступил циркуляр:
         
    "В связи с запросом Президиума Верховного Совета РСФСР дополнительного
          материала по закрытию церквей Богоявленской и Пятницкой в В.Волочке
          прошу выслать два фотоснимка внешнего и внутреннего вида зданий... и
          акт технического осмотра зданий. До постановления Президиума Верховного Совета
          РСФСР здания церквей и культовое имущество ликвидировать нельзя".

    3 января 1941г. комиссия горисполкома Верхнего Волочка освидетельствовала
    Богоявленский собор, тогда собор еще не совсем был разграблен.
    Тем временем верующие продолжали тайные богослужения.
    В январе 1941г. тайные богослужения стали совершать в доме членов церковной
    двадцатки Малышевых Бориса Алексеевича и Марии Николаевны.
    Видимо, Рождество Христово и Богоявление (Крещение Господне) — престольный
    праздник Богоявленского собора — стали катализатором дальнейших событий.
    Однако параллельно с тайными службами продолжалась до последней возможности и
    борьба верующих в рамках советского закона против закрытия собора.
    Борис Алексеевич Малышев, член церковной двадцатки, обращался к прокурору
    с целью выяснить возможности, в рамках исполнения советского законодательства
    возобновить богослужения в храме.
    О.Симеон Платонов составил текст коллективного ходатайства, и в феврале 1941г.
    Мария Николаевна Малышева как член церковной двадцатки и староста собора
    Михаил Романович Данилов вместе со священником Иоанном Вошуковым отвезли это
    ходатайство в Москву в Верховный Совет СССР, чтобы лично вручить приходское
    прошение в Кремле. Этим посещением Кремля Мария Николаевна обеспечила место
    среди лиц, представляющих особый интерес для НКВД.
    Прошение оказалось безрезультатным — 26 февраля 1941г. решение Верховного
    Совета РСФСР продублировало приговор областных властей: Богоявленский собор
    объявили закрытым.
    Богослужения в доме Малышевых продолжались.
    Существование тайного богослужебного центра в доме Малышевых длилось
    до конца апреля 1941г.
    После этого снова на три месяца дом монахини Рипсимии стал тайным богослужебным
    центром, пока в июле 1941г. монахине Рипсимии не пришлось покинуть дом.
    С этого времени службы происходили в доме Платоновых в доме 37 по Осташковской ул.
    и в доме одного из членов церковного совета собора Т.А.Овсянниковой по ул.Воровского
    в доме 34.
    17 июля 1941г. Бориса Алексеевича Малышева призвали в армию — его взяли
    военнослужащим в 43-ий Запасной стрелковый полк, находившийся в бывшем Казанском
    монастыре, переименованном в Красный Городок.
    В августе Марию Николаевну Малышеву призвали на рытье окопов, где она заболела
    дизентерией и возвратилась домой совершенно больная.
    В начале сентября 1941г. в доме Малышевых остановились сестра священника о.Симеона
    Платонова игумения Анастасия (Платонова Александра Федорона), приехавшая
    в связи с объявленной эвакуацией из Малой Вишеры, где она жила после отбытия
    заключения с вернувшейся из ссылки своей племянницей, инокиней Анной Усс.
    Им отказали в прописке в Вышнем Волочке ввиду того, что город уже был
    в прифронтовой зоне.
    Вскоре еще в доме Малышевых нашли приют беженки Валентина Карнаухова и высланная
    из Питера тайная монахиня Марина (Изотова Мария Николаевна).
    В октябре 1941г. создалась критическая ситуация на фронте. 14 октября фашисты
    взяли Тверь (Калинин). Вышний Волочек оказался на направлении главного удара
    немецких войск, создалась угроза его оккупации.
    По городу прокатилась волна арестов лиц, подозреваемых в пособничестве оккупантам,
    в число которых власти включили монашествующих и прочих "лишних людей".
    В это время арестовали и участников тайных богослужений.
    Накануне ареста Борис Алексеевич Малышев получил приказ готовиться к отправке
    на фронт. Утром 17 октября игумения Анастасия (Платонова) поручила Валентине
    Николаевне Троицкой пойти в дом Платоновых к о.Симеону с письменной
    просьбой передать запасные Святые Дары для причащения уходящему на фронт Борису.
    Перехваченная сотрудниками НКВД, эта записка стала одной из главных улик по делу.
    17 октября 1941г. Валентина Николаевна Троицкая с запиской к о.Симеону пришла
    в дом 37 по ул.Осташковской, где жила семья Платоновых.
    Вскоре после этого в дом вошли сотрудники НКВД, которые арестовали священника
    Семена Федоровича Платонова и Валентину Николаевну Троицкую.
    В тот же день, 17 октября были выписаны ордера на арест остальных участников
    богослужений. Назавтра, 18 октября 1941г. они также были арестованы.
    Игумения Анастасия (Платонова) была арестована в доме Малышевых.
    Бориса Малышева взяли в Красном городке, а Марию Малышеву — на одре болезни дома.
    По делу проходили, кроме Бориса Алексеевича и Марии Николаевны Малышевой,
    священник Семен Федорович Платонов, его сестра — игумения Анастасия (Платонова
    Александра Федоровна), певчая соборного хора Валентина Николаевна Троицкая и
    староста собора Данилов Михаил Романович.
    Они были обвинены по стт.58–10 ч.2, 58–11 УК РСФСР.
    Из обвинительного заключения:
         "Материалами предварительного и судебного следствия установлено, что на
          протяжении с октября месяца 1940 года и 1941 год подсудимые ПЛАТОНОВ С.Ф.,
          ДАНИЛОВ М.Р., МАЛЫШЕВ Б.А., МАЛЫШЕВА М.Н., ПЛАТОНОВА А.Ф. и ТРОИЦКАЯ В.Н.,
          будучи враждебно настроенными к существующему советскому строю, систематически
          наряду с нелегальным отправлением религиозных обрядов, как в своих квартирах,
          так и в других квартирах, проводили антисоветскую деятельность...".

    Супруги Малышевы, кроме того, обвинялись в том, что в их доме жили непрописанные
    беженцы; также им было предъявлено обвинение в насильственном воспитании детей
    в религиозном и антисоветском духе.
    Все обвиняемые признали свою вину лишь наполовину — а именно, в том, что они
    участвовали в тайных богослужениях. Никто не признал обвинения в антисоветской
    агитации. Валентина Николаевна Троицкая под конец следствия вообще отказалась
    от каких-либо показаний, сказав, что пусть пострадает она одна, а других не выдаст.
    Постановлением Военного Трибунала по охране тыла Северо-Западного фронта
    от 24 октября 1941г. Борис Алексеевич Малышев, его жена Мария Николаевна,
    Валентина Николаевна Троицкая, игумения Анастасия (Платонова Александра Федоровна)
    были приговорены к 10 годам ИТЛ с последующим поражением в правах на 5 лет.
    Священник Семен Федорович Платонов и староста Михаил Романович Данилов были
    приговорены к расстрелу, но 5 ноября 1941г. расстрел был заменен на 10 лет ИТЛ,
    они были отправлены в ИТЛ, сведений об их дальнейшей судьбе не имеется.
    Игумения Анастасия (Платонова) скончалась в тюрьме N 6 Вышнего Волочка через
    месяц после суда.
    Валентина Николаевна Троицкая скончалась 9 апреля 1942г. в Вятлаге (пос.Явенга).
    Мария Николаевна Малышева с мужем Борисом Николаевичем были вместе отправлены
    в Вятлаг. Мария Николаевна погибла в Вятлаге (пос.Сорда) 13 апреля 1942г.
    Борис Алексеевич Малышев выжил в лагере, освобожден досрочно в 1943г. и последние
    годы посвятил служению Богу и Церкви — рукоположен во диакона в 1948г., но прослужил
    недолго, в 1949г. скончался, т.к. его здоровье было подорвано в лагере.
    Все проходившие по делу были реабилитированы Тверской областной прокуратурой
    11 июня 1992г.
    СписокПострадавших ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ