База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Первая страница
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT ГрупповыеДела
"Дело группы духовенства, монашествующих и мирян под руководством иеромонаха Досифея (Петровца), Средне-Волжский край, 1930г."
    "Дело группы духовенства, монашествующих и мирян под руководством иеромонаха Досифея (Петровца), Средне-Волжский край, 1930г." 
    Архив Архив УФСБ РФ по Оренбургской обл. Д.18494-п. 
    КолЧеловек 282 
    ПриблКолЧеловек 1 епископ, 29 священников, 5 иеромонахов, 4 диакона, 7 псаломщиков, 22 монашествующих, 7 певчих церковного хора, 16 членов церковноприходского совета и 93 ч. мирян 
    КолРасстрелов 45 
    ОсновныеОбвиняемые
      Александров Михаил Федорович, священник
      Ананьев Николай Павлович, священник
      Варсонофий (Семенов Василий Алексеевич), схимонах
      Дериглазов Сергей Яковлевич, председатель церковно-приходского совета
      Досифей (Петровец Дмитрий Дмитриевич), иеромонах
      Каноныхин Михаил Алексеевич
      Келеп Сергей Семенович
      Кирилл (Макаров Георгий Тихонович), иеромонах
      Кузнецов Александр Иванович
      Лин (Безуглов Лука Степанович), иеромонах
      Тульский Иван Акимович, член церковно-приходского совета
      Целярицкий Николай Иванович, священник
    ПериодCледствия
      Регион Средне-Волжский край, Оренбургский и Самарский округа 
      ПериодСледст октябрь 1929г. — 27 апреля 1930г. 
      МестоЗаклСлед Оренбург, Домзак 
      ОсновноеОбвин "член к/р организации под видом религиозных кружков "канонников" под рук. иером. Досифея (Петровца), систематической антисоветская агитация" 
      ГодОкончСледст 1930 
      МестоГрупповыхРасстрелов Оренбург 
    ОбщееОписаниеДела 
    Дело начато Оренбургским окружным отделом ГПУ по Средневолжскому краю
    в октябре 1929г., окончено 27.04.1930г.
    Согласно обвинительному заключению, составленному 22.04.1930г.:
       
    "С осени 1927г. на периферии Оренбургского и Самарского округов
        Средневолжского края под руководством бывшего иеромонаха закрытого
        Николаевского монастыря (близ с. Покровка Оренбургского округа)
        Досифея (Петровца), стали создаваться контрреволюционные ячейки
        под видом религиозных кружков "канонников" (ревнителей православия),
        ставивших своей задачей свержение соввласти на базе подрыва доверия
        широких слоев трудящегося населения к соввласти и компартии".

    Помощниками руководства были названы игумен бузулукского монастыря
    Кирилл (Макаров), священник с.Покровка Михаил Александров, "инструкторами"

    — насельники бузулукского монастыря схимонах Варсонофий (Семенов), иеромонах
    Лин (Безуглов), житель с.Покровка Тульский И.А. и житель пос.Новосергиевка
    Келеп С.С.
    "Организация", по мнению следователей, была условно разделена на 6 "центров":
         1) "Сорочинский": села Сорочинское, Федоровка, Пьяновка Сорочинского р-на
             Оренбургского окр., а также с. Утевка и Кулешовка Кинельского р-на
             Самарского окр. СВК ("руководитель" священник Ананьев Н.П.).
         2) "Новосергиевский": пос.Новосергиевка, села Алексеевка, Барабановка,
             Гамалеевка, хутор Красный Пахарь (Скубово) Сорочинского р-на
             ("руководитель" Келеп С.С.).
         3) "Покровский": с.Покровка, Верхняя Платовка, Девятаевка, Дедово,
             Землянка, Козловка, Кулагино, Мамалаевка, Рыбкино Покровского р-на
             ("руководитель" Тульский И.А.).
         4) "Вознесенский": с.Вознесенка, Кинзелька, Первокрасное,
             Вторая Михайловка, Втораяя Ивановка Сорочинского р-на ("руководитель"
             Кузнецов А.И.).
         5) "Боголюбовский": с.Боголюбовка, Нестеровка, Ключевка, Второе Красное,
             Роптанка, Балейка, Вторая Ивановка Сорочинского р-на ("руководитель"
             Дериглазов С.Я.).
         6) "Баклановский": с.Баклановка, Пронькино, Сарапкино, Первая Ивановка,
             Скоковка, Никольское Сорочинского р-на ("руководитель" Кананыкин М.А.).
    По мнению следствия, прошло 4 "съезда руководства организации".
    Первый "съезд" проходил в феврале 1929г., когда проходило освящение церкви
    с.Козловка после ремонта.
    Второй "съезд" проходил в июле 1929г., в тот же день из с. Кинзелька прошел
    крестный ход в с.Покровка.
    Третий "съезд" проходил 17 июля 1929г. в с.Тоцком Самарского окр.
    Четвертый "съезд" проходил осенью 1929г. в с.Верхняя Платовка Оренбургского окр.,
    когда освящали храм после ремонта.
    Были арестованы 318 жителей Сорочинского и Покровского р-нов Оренбургского округа
    Средневолжского края, в их числе: один епископ, 29 священников, 5 иеромонахов,
    4 диакона, 7 псаломщиков, 22 монашествующих, 7 певчих церковного хора,
    16 членов церковноприходского совета и 93 благочестивых мирянина.
    Среди арестованных встречается несколько человек баптистов и хлыстов;
    большая часть арестованных — невоцерковленные крестьяне, но поддерживающие
    дружеское общение с местными священнослужителями, возмущенные политикой власти.
    Одной из причин массовых арестов стал также организованный выход крестьян
    из колхоза; например, только в одном селе Ключевка 17.02.1930г. было подано
    45 заявлений колхозников об исключении (побудительным мотивом стал слух
    о закрытии церкви в селе, что "настал конец мира").
    Все обвиняемые содержались в Оренбургском Домзаке.
    "Вещественные доказательства: "контрреволюционная" религиозная литература,
    стенгазета аналогичного содержания, листовки и т.д. сброшюрованы в особое дело
    "вещдоказательств"".
    Верующие, видя гонения на Церковь, жили ожиданием конца света, а власть
    называли "антихристовой".
    Религиозные кружки действительно существовали, верующие туда собирались
    для чтения и толкования Евангелия, Псалтыри, житий святых, пения акафистов
    и духовных песнопений.
    Все это проходило на большом духовном подъеме, со всеобщим покаянием.
    Собрания заканчивались поклонами и испрашиванием прощения друг у друга,
    братским лобзанием.
    Верующие были свидетелями обновления икон, что передавалось из уст в уста.
    В народе членов этих кружков прозвали "канонниками".
    По сути, это было местное народное религиозное движение "ревнителей православия"
    (сами следователи дали и такое определение кружкам).
    В некоторых селах оно было не лишено народных легенд и вымыслов.
    Например, переписывали и передавали друг другу "святые письма", выискивали
    чудеса и выдавали их за особые "Божии откровения", и пр.
    Но эти незначительные отклонения не влияли на общий устрой таких молитвенных
    собраний верующих, т.к. многие из собраний посещались священниками, которые
    контролировали, чтобы кружки не выходящих за рамки православных традиций.
    27 апреля 1930г. тройкой при ПП ОГПУ по Средневолжскому краю 282 арестованных
    были осуждены по обвинению в "принадлежности к контрреволюционной организации
    под видом религиозных кружков "канонников" под руководством иеромонаха
    Досифея (Петровца), систематической антисоветской агитации против мероприятий
    Советской власти на селе и противодействии им" и проч. (ст.58–8,58–11,59–2 УК РСФСР).
    К расстрелу были приговорены 60 человек, остальные — к заключению в концлагерь
    на 10, 8, 5 или 3 года (несколько человек условно).
    Материалы на нескольких человек были отправлены на доследование.
    26.06.1930г. постановлением тройки при ПП ОГПУ по СВК приговор к расстрелу
    в отношении 15 человек был заменен на разные сроки заключения в концлагерь
    или высылки
    СписокПострадавших ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ