База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияСлужения 1956 Дела olb.206 => olb.206 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3 Осуждения 1 ОписГрупДела
ОписанияГрупДел
d01.153
    "Дело священников и монахинь Истринского р-на, 1931 год" 
    Архив Архив УФСБ по Московской обл. Ф.10035. Оп.1. Д.П-76586. 
    КолЧеловек 19 
    ПриблКолЧеловек 1 протоиерей, 1 иерей, монахини 
    ОсновныеОбвиняемые
      монахиня Аверина Марфа Ивановна
      монахиня Белова Анна Андреевна
      монахиня Борисова Акулина Георгиевна
      монахиня Веселова Наталия Сергеевна
      монахиня Викторова Евдокия Викторовна
      монахиня Гуданова Татьяна Пантелеевна
      монахиня Гурьева Надежа Федоровна
      монахиня Девяткина Анна Сергеевна
      монахиня Козлова Вера Федоровна
      монахиня Макаренкова Агафья Павловна
      монахиня Носонова Мария Александровна
      монахиня Пичурочкина Мария Логиновна
      монахиня Рыжова Дарья Андреевна
      монахиня Слепухина Клавдия Никаноровна
      монахиня Соколова Мария Ивановна
      монахиня Туркина Анна Яковлевна
      монахиня Хомякова Ксения Ивановна
      протоиерей Садовников Борис Николаевич
      священник Александр Андреевич Левочкин
    ПериодCледствия
      Регион Московская о., Исринский р. 
      ПериодСледст 25 мая 1931г. — 28 июня 1931г. 
      МестоЗаклСлед Московская о., г.Истра, Истринское РУМ 
      ОсновноеОбвин "член (руководитель) контрреволюционной церковной монархической группировки, а/с агитация против колхозов и закрытия церкви" 
      ГодОкончСледст 1931 
    ОбщееОписаниеДела 
    25 мая 1931г. в Истринском р-не Московской обл. была арестована группа из
    19 человек, — два священника и монахини. Они были заключены под стражу
    В Истринском РУМ и УРО.
    Постановление Райуполномоченного ПП ОГПУ МО Истринского района:
       
    "Указанные лица, проживая в селениях: Аносино, Павловская Слобода, Рождествено,
        Садки и других, систематически вели антисоветскую агитацию среди местных
        крестьян, в особенности, против коллективизации, призывая последних не вступать
        в колхозы, а посему в соответствии со ст.128 УПК, постановил:
            САДОВНИКОВА, ЛЕВОЧКИНА, БОРИСОВУ, БЕЛОВУ, ГУДАНОВУ, РЫЖОВУ, ВЕСЕЛОВУ,
            АВЕРИНУ, СОКОЛОВУ, МАКАРЕНКОВУ, СЛЕПУХИНУ, ГУРЬЕВУ, ВИКТОРОВУ, ДЕВЯТКИНУ,
            КОЗЛОВУ, НОСОНОВУ, ТУРКИНУ, ХОМЯКОВУ и ПИЧУРОЧКИНУ, проживающие
            в Истринском районе, все б/партийные, лишены избирательных прав, все
            монашки, за исключением служителей культа Садовникова и Лавочкина,
            последние ранее судившиеся. До ареста вся указанная группа проживала
            в деревнях, расположенных при колхозах Аносино и "Серп и Молот", совхоза
            Рождествено и др., — привлечь в качестве обвиняемых по ст.58 п.10 УК.
            Мерой пресечения уклонения от суда и следствия избрать содержание
            под стражей при камере для задержанных Истринского РУМа и УРО..."

    Из обвинительного заключения:
       "В центре расположения коммуны Аносино, крупного колхоза "Серп и Молот", Павловская
        Слобода и села Рождествено Истринского района сгруппировались монашки бывшего
        Аносинского монастыря совместно с попами Лавочкиным и Садовниковым.
        Группировка носила характер монархически-контрреволюционный. Вся группа,
        находясь в тесной связи с населением ряда деревень,... сеяли свою контрреволюционную
        пропаганду и агитацию против колхозного строительства...
        Следствием УСТАНОВЛЕНО:
        До начала революции в с.Аносино был Аносинский женский монастырь, реорганизованный
        в 1918–1919гг. в трудовую артель, объединяя тех же монашек.
        В 1928г. означенная трудовая артель была совершенно ликвидирована и организована
        коммуна из числа окружающих крестьян-бедняков и середняков, когда и были
        выселены все монашки из зданий монастыря, перешедших в ведение коммуны.
        Последние расположились в соседних деревнях: Аносино, Павловская Слобода,
        Рождественно, Садки и др. в домах крестьян...
        Пользуясь тем, что [храм] монастыря как место для отправления религиозных
        обрядов закрыт не был, они имели возможность в означенном монастыре, в подвале
        церкви Павловской Слободы, а иногда в сторожке Садковской церкви собираться
        и вести свою контрреволюционную пропаганду среди местного населения во время
        богослужений и вне таковых.
        Контрреволюционной работой главным образом руководили священник церкви
        Павловской Слободы Левочкин и Садовников — священник Садковской церкви.
        При этом в отдельные праздники для отправления религиозных обрядов
        в Аносинской церкви (бывший монастырь) появлялись из Москвы видные лица
        из духовенства, как-то: архимандриты Досифей и Филарет, впоследствии
        высланные...
        Священники Левочкин Александр и Садовников Борис часто собирали всех монашек
        в подвале церкви при Павловской Слободе или в сторожке Садковской церкви.
        Левочкин и Садовников приходили к ним на квартиры, где давали им установку
        на антисоветскую работу среди населения, в особенности, против коллективизации.
        Монашки распространяли среди населения слухи:
           "Скоро будет конец миру, конец Советской власти...В колхоз идти не нужно,
            т.к. осенью у колхозников отнимут весь урожай, колхозники будут голодать
            и ходить разутыми и раздетыми. Скоро наступит голод, надо запасаться
            продуктами".
        Методы распространения слухов были таковы: монашки ходили по деревням под
        видом нищенства, пели различные духовные песнопения и этим привлекали народ —
        даже рабочих с Дедовской фабрики...
        Монашки вербовали на свою сторону крестьян..., настраивали крестьян
        противодействовать колхозному строительству и упорно бороться против закрытия
        церкви и собирали деньги среди крестьян для поездок в Москву, отыскивая попа
        после ареста последнего, находившегося в Аносинской церкви, а также священника
        Садковской церкви...".

    Из обвинительного заключения по делу от 12 июня 1931г.:
       "Садовников — священник Садковской церкви и Левочкин — священник
        Павловско-Слободской церкви были главными руководителями и
        инициаторами антисоветской деятельности ....
        Обвиняемые виновными в антисоветской деятельности и агитации все
        без исключения себя не признали, говоря, что они "живут в окружающих
        селениях потому, что некуда деться" и "никакой агитации среди местного
        населения не ведут..., но были полностью уличены свидетельскими показаниями...
    Дело было передано на рассмотрение Судебной тройки при ПП ОГПУ, которая
    28 июня 1931г. вынесла приговор всем обвиняемым.
    Священники о.Александр Левочкин и о.Борис Садовников приговорены к 5 годам концлагерей.
    Монахиня Вера Федоровна Козлова была приговорена к 3 годам концлагерей.
    Приговорены к 5 годам высылки через ПП ОГПУ этапом в Казахстан восемь монахинь,
    к 3 годам высылки в Казахстан — пять монахинь.
    Три монахини были приговорены к 3 годам высылки в Казахстан условно и освобождены.
    Все обвиняемые реабилитированы 30 января 1990г. решением Прокурора
    Московской обл.
    СписокПострадавших ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ