База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Онисим (Пылаев Михаил Владимирович) Дела o05.330 => o05.330 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
8
Осуждения
    Осуждения
    Особое Совещание при НКВД СССР 
    16/04/1936 
    Обвинение "контрреволюционная агитация, руководитель к/р группировки церковников" 
    Статья ст.58–10 УК РСФСР 
    Приговор 5 лет ссылки в Северный край 
    Групповое дело "дело епископа Онисима (Пылаева) и др. Тула, 1936г." 
    По данным [6] был осужден 18.12.1935г. на 5 лет ИТЛ.
    Нужные следствию "свидетели" показали, что епископ говорил о тяжелой жизни
    верующих в заключении и ссылке и призывал оказывать деятельную помощь заключенному
    в концлагеря духовенству.
    Из показаний свидетелей:
       
    "Архиерейские службы по указанию епископа Онисима совершались в строго
        монастырском духе, устраивались торжественные соборные службы, на которые
        привлекалось духовенство из других храмов, даже из других епархий.
        Каждая служба сопровождалась проповедями, причем проповеди говорились
        по указанию архиерея...
        Сам лично он также говорил проповеди...
        Кроме того, Онисим ежедневно за каждой архиерейской службой поминает
        по старой монархической форме:
          "На брани убиенных воинов, за веру и отечество живот свой положивших"".
    Свидетели показали, что епископ служил в домах верующих молебны, а также
    совершил в храме постриг в монашество.
    Епископа Онисима стали допрашивать сразу же после ареста, и допросы
    длились в течение двух месяцев.
    Из протокола допроса:

       "— Какие цели вы преследовали, организуя тайные богослужения на квартирах
          верующих и духовенства?

        — Я, как епископ, разрешил подведомственному мне духовенству совершать
          на квартирах верующих и в квартирах духовенства всевозможные требы и
          богослужения.

        — Следствию известно, что в городе Туле существует контрреволюционная
          организация духовенства и церковников, в составе которой были и Вы.
          ...В чем выражалась ваша непосредственная контрреволюционная организационная
          деятельность?

        — Никакого участия в организационной и вообще в контрреволюционной
          деятельности я не принимал и о том, что существовала контрреволюционная
          организация, не знал.

        — ... Вами лично и священнослужителями с вашего разрешения производились
          нелегальные богослужения у прихожан на квартирах,... нелегальные
          пострижения в монашество. Считаете ли вы, что все эти факты нарушают
          существующие советские законы?

        — Лично мною были совершены два водосвятных молебна на квартирах верующих,
          но я их нелегальными не считаю. Священнослужители совершают богослужения
          и требы на квартирах у верующих самостоятельно, не спрашивая на это
          разрешения моего, как епископа. Все эти богослужения, которые проводились
          мною или священнослужителями с моего разрешения, я не считаю противоречащими
          советским законам, так как они совершаются везде и всюду.
          Что касается пострижения в монашество, то я его действительно совершил,
          но я не считаю это противоречащим советским законам.

        — ... Вы во время своего служения в церкви произносили проповеди антисоветского
          характера...

        — Проповеди я действительно произносил, но они не носили антисоветского характера.

        — ...Вы концентрировали вокруг себя духовенство, прибывающее из ссылки,
          разрешали этому духовенству служить в церквях, в то время как эти лица
          не регистрировались в местных советских органах. Считаете ли вы, что этим
          нарушили советские законы и создали благоприятную почву для группирования
          вокруг вас контрреволюционного элемента?

        — Никакой концентрации вокруг меня духовенства, прибывающего из ссылки,
          не было. Ко мне, как к епископу, обращались многие возвратившиеся
          из ссылки за получением места, и по мере возможности я их удовлетворял,
          давая места в сельских приходах. Было несколько случаев, что я разрешал
          служить вместе со мною прибывшим из ссылки, которые не имели разрешения
          на службу в Туле от культкомиссии и не были последней зарегистрированы.
          Однако же... я не считаю, что этим я нарушил советские законы.

        — Какие указания вы давали обращавшимся к вам священникам по поводу
          отношения их к верующим колхозникам?

        — Никаких специальных поручений приходившим ко мне священникам по
          отношению к верующим колхозникам я не давал. Но были случаи, что
          приходившие из сел Тульской епархии священники докладывали мне, что
          большинство прихожан вступило в колхоз, что они теперь не имеют
          возможности посещать церковь, а вследствие этого доходы священников
          сократились, стало трудно жить, нечем платить налоги; при этом просили
          перевести их в более доходные приходы, и, если была возможность, я их
          переводил...

        — Изложите содержание антисоветских разговоров, происходивших между Вами
          и приходившими к вам священниками.

        — Я лично антисоветских разговоров никогда не проводил, также не было
          антисоветских разговоров и со стороны приходивших ко мне священников,
          но бывали случаи, когда священники жаловались на незаконные, по их мнению,
          действия местных властей, на обложение их налогами, на неправильное
          закрытие церквей, без соблюдения соответствующих законов, и просили моих
          советов. В большинстве случаев я советовал им... жаловаться в культкомиссию
          Мосисполкома...".

    1 апреля 1936г. следствие было закончено.
    Из обвинительного заключения по делу:
        "В г.Туле существует контрреволюционная группировка духовенства и церковников,
         возглавляемая тульским епископом Пылаевым Михаилом Владимировичем
         (Сергиевской ориентации), куда так же входили попы и монахи, возвратившиеся
         в г.Тулу по отбытии наказания за антисоветскую деятельность.
         Опираясь в своей контрреволюционной деятельности на наиболее зажиточных
         в прошлом людей в лице бывших кустарей, кулаков, землевладельцев и другой
         антисоветски настроенный элемент, участники контрреволюционной группировки
         активно готовили переход церкви на нелегальное положение, для чего
         подготавливали помещения и кадры.
         Основной целью контрреволюционная группировка имела — проведение
         контрреволюционной деятельности. Возбуждение верующих масс против
         Советской власти и объединение их вокруг церкви для борьбы за веру и
         православие, привлечение молодежи к церкви и обработку их в антисоветском
         духе, насаждение в г.Туле тайного монашества и организацию помощи ссыльному
         духовенству и находящемуся в ИТЛ."

    Из обвинения лично епископа Онисима:
        "Пользуясь положением правящего епископа, группировал вокруг себя
         контрреволюционное духовенство и церковников...
         Распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы проводимых советской
         властью гонениях на религию и верующих.
         Обрабатывал молодежь в антисоветском духе, организовывал материальную
         помощь ссыльному духовенству, находящемуся в ИТЛ за контрреволюционную
         деятельность... ".

    16 апреля 1936г. ОСО при НКВД СССР приговорило епископа Онисима к 5 годам
    ссылки в Северный край.
    Вместе с епископом Онисимом получили пятилетние сроки еще 12 человек

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ