База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Семиреченская о., Верненский у., Мохнатая сопка
По воспоминаниям А.С.Нагибиной [2]: "Построил себе келью на самой вершине Мохнатой сопки, но проведя там одну зиму, по причине глубокого снега на вершине горы, не имея возможности общения с другими подвижниками, спустился ниже на гору Горельник" Семиреченская о., Верненский у., гора Горельник
По воспоминаниям А.С.Нагибиной [2]: "Там тоже поставил себе келью маленькую рубленую избушку, в ней печка глиняная, кровать три горбылины, устланные соломой, да стол. Так и жил. "Семиречье, говорил он, лучше всех мест. И народ очень хороший в Семиречье, добрые и верующие люди".
В 1923г. из Аксайского ущелья пришел на эту же гору иеромонах Пахомий (Русин).
Скит на Мохнатой сопке, где жили монахини, находился неподалеку.
Из воспоминаний А.Нагибиной [2]: "Виктор ходил к нам часто, и мы к нему часто ходили... И в город он приходил на каждый праздник и в каждый пост говеть и причащаться. Этот Виктор на весь город был! Это чудной жизни старичок. Как увидят его: "Виктор идет к нам!" и каждый старается дать ему кто сахара, кто сухарей, кто чая. Больше он не брал ничего и денег не принимал, не любил деньги... Спрячет все подаяние за пазуху своего зеленого брезентового плаща, кушаком подвяжется и уходит в горы. Круглый год ходил он в брезентовом плаще, зимой и летом... Он был маленького роста, сухощав, быстр, но не резок в движениях, с негустой темно-русой бородкой и темными, прямыми и длинными волосами, лежащими на прямой пробор. Говорил он быстро, чуть надтреснутым голосом... На Горельнике жил огромный медведь. Иногда он спускался с горы и садился неподалеку от Викторовой кельи. Но Виктора он никогда не трогал и, когда подвижник говорил ему: "Иди, мишка!" медведь вставал и уходил".
Из воспоминаний монахини Магдалины (Халиной Ф.С.) [2]: "Мы много странствовали в то время по горам: о.Пахомий, Виктор, я и Саня Нагибина. От самого Каскелена до Тургеня пешком по горам ходили... А бывало, сидит Виктор в своей келье, потом встрепенется, побежит к о.Пахомию: "Бери скорее чайник, бежим туда, далеко по щеле в горы, там есть святое место, там чайку попьем. Там святое место! Там Ангелы!...". С о.Пахомием они много странствовали. Куда бы ни шел Виктор, все с Пахомием... Отец Пахомий молился много. Виктор тоже был сильный молитвенник. Но как и когда он молился, я не знаю. Иногда он по неделе жил на Медео в скиту, в Саниной келье, а Саня ко мне переходила... ".
Из воспоминаний А.Нагибиной [2]: "О сокровенной жизни его внутреннего человека мы знали мало. Но не могли не чувствовать, что за внешним его чудачеством и юродством кроется самоотверженный подвиг, за неназойливым ворчанием любовь к нам, как к детям немощным и неискусным, за видимой общительностью великая тишина и тайна созерцания невидимого мира... Это было в конце 1920-х годов, летом. Мы с инокиней Мариамной ходили по горам. Пришли на Горельник в келью к Виктору. Неподалеку под горой была яма, в которой он молился. Был поздний вечер... Не помню зачем, я вышла из кельи и пошла в сторону ямы. И вдруг вижу Виктор стоит на коленях в воздухе, примерно в метре от земли и еще в 1,5 м от дна ямы и молится с воздетыми к небу руками. Я была потрясена, мне стало страшно не потому, что он стоял на воздухе я читала жития святых и знала о такой молитве а потому, что своим приходом мы мешаем ему молиться, нарушаем его тишину. И тихо-тихо, чтобы веточка не хрустнула, я попятилась назад, а, зайдя за гору, побежала что есть сил к Мариамне, рассказала о том, что видела, и мы ушли, оставив его... ".
В конце 1920-х и начале 1930-х гг. церковная жизнь в Алма-Ате терпела особые
потрясения. В городе происходили поголовные аресты духовенства, монашествующих
и просто православного люда. В горах облавы на пустынников... В горах монахи
жить уже не могли. Те, кто не был арестован, спустились в город.
О.Пахомий тоже покинул свою келью.
Лишь Виктор оставался на Горельнике, но жил тихо, втайне от чужих.
Он по-прежнему приходил к сестрам-монахиням в Никольскую церковь и в его поведении
не было особых перемен... После ареста о.Александра Скальского и о.Стефана Пономарева
10 декабря 1931г. Виктор перестал бывать в Никольском храме. А.Нагибина с инокиней
Мариамной заходили к нему на гору Горельник Семиреченская о., Верненский у., Аксайское ущелье Год окончания1935
С начала 1930-х годов вплоть до своего ареста жил в Аксайском ущелье. Имел
непрестанную умно-сердечную Иисусову молитву, в молитве поднимался от земли. В
народе пользовался авторитетом как прозорливый старец
Из воспоминаний Н.Г.Казулиной [2]:
"В 1932г. мать Рафаила возила меня в Алма-Ату. Мы приехали к матушкам Евфалии, Марьяше, Феодоре, с которыми жила племянница матушек Феодоры и Александры Настенька Нагибина. Никольский собор был тогда еще открыт, там служил епископ Герман. А в подвале собора жили матушки. Они пекли просфоры для собора и собирали сухарики передачи для подвижников алма-атинских: отца Виктора, отца Тавриона. Отец Таврион, когда мой папа приехал в Алма-Ату, говорил ему, что он много лет, не посещая город, жил в горах и ел дикую картошку и траву. Тогда же я слышала об иеромонахах Серафиме и Феогносте, которые уже были расстреляны, за них там молились и считали их великими подвижниками Мы с матушками Рафаилой и Феодорой, по поручению о.Пахомия, пешком, с котомками, поднимались в горы на Медео, где по правой стороне ущелья находилась его пещера. В пещере у него была мука в жестяных баночках. Так мы шли с горы на гору, между елок, и вот добрались до одной елки. Корни ее лежали на земле, матушки их раздвинули, нашли там дверку и вошли в пещеру. В пещере пахло цвелью, в уголке был сделан из глины святой уголок и стояла картонная иконочка. Мы помолились, взяли там муку в жестяных баночках и пошли к отцу Виктору (Матвееву) он жил на другой горе. Мы принесли ему сухарей. У отца Виктора был деревянный домик, сруб два метра на два. И что я запомнила: внутри домик был красный от клопов. Отец Виктор (вот старец был! на нем засаленная фетровая шляпа, одет в подрясничек, сверху плащ), завел нас в свою келью и сказал: "Ночуйте здесь и ни одного клопа не давите! Это тоже творение Божие!". В келье стоял керосин. Матушки натерли меня керосином (клопы керосина боятся), и я ночью все-таки спала, а они не спали. Отец Виктор ушел ночевать куда-то под елку. А утром пришел. Я слышу, он с кем-то разговаривает и думаю: "С кем он разговаривает?" А он приручил ворона, говорит ему: "Сейчас, сейчас тебе дам". А ворон ему отвечает с дерева: "Кар! Кар!". Я не знаю, был ли он монахом, но мы его называли "старец Виктор". Мы у него переночевали, он нас напоил чаем, поухаживал за нами, и мы отправились в город... "
Семиреченская о., Верненский у., Аксайское ущелье Год ареста1935 День ареста2 Месяц ареста9
Странника Виктора арестовали ночью, в горах. В одно время с ним в городе арестовали
Александру Нагибину. Немного позже арестовали в городе отца Пахомия Русина
и других монахов и монахинь
Особое Совещание при НКВД СССР 28/01/1936 Обвинение"руководитель алма-атинской части к/р группы церковников" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор5 лет ссылки в Казахстан Групповое дело"Дело иеромонахов Макария (Ермоленко), Пахомия (Русина) и др. Казахстан, 1936г."
Из обвинения: "Задачи к/р группы монахов сводились к следующему: 1). Переход на нелегальную ее деятельность. 2). Проведение к/р религиозной работы среди верующих с целью срыва мероприятий Советской власти в области колхозного строительства и агитации против сов. власти... Руководителем алма-атинской части группы церковников был Матвеев Виктор Матвеевич. эта часть группы, обосновавшаяся в горах Аксая, развернула свою религиозную деятельность среди верующих Никольской церкви г.Алма-Аты. Пользуясь репутацией "прозорливого старца", Виктор привлекал к себе массу паломников-верующих, которые, несмотря на дальность расстояния (30км), систематически посещали тайные кельи монахов в мест.Аксай, приносили им продукты и участвовали в тайных богослужениях. Связь между "талгарской" и "аксайской" группами контрреволюционеров осуществлялась путем встречи руководителей Макария, Пахомия, Виктора, Антония в Алма-Ате на квартирах у монашек или в Никольской церкви. Пребывание участников группы в Алма-Ате тщательно конспирировалось... Кроме тайной деятельности, монахи вели систематическую а/с агитацию среди посещавших их верующих, распространяли провокационные слухи о войне, о скорой кончине мира, агитировали против колхозов... В июле 1935г. в горах Аксая в келье монаха Виктора обсуждался вопрос о неизбежности войны и скором падении Советской власти... "
Казахстан, г.Алма-Ата, тюрьма Год начала1935 Год окончания1936 Казахстан, г.Караганда Год окончания1936
Из Алма-Атинской тюрьмы старец Виктор был направлен в Караганду, оттуда
в 1936г. переведен в Кзыл-Орду Казахстан, г.Кзыл-Орда, ИТЛ Год начала1936 Казахстан, Южно-Казахстанская о., Чаяновский р., пос.Орловка Год окончания1937
Находился в ссылке в пос.Орловка Южно-Казахстанской обл.