Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Иоанн (Стрельцов Тихон Яковлевич) Дела ows.1 => ows.1 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
8
Места заключения
    Места заключения
    Владимир, тюрьма 
    Год начала 1949 
    Год окончания 1950 
    Содержался в тюрьме во время следствия.
    После вынесения приговора был направлен в особый лагерь поселка Инта, где находились
    шахты по добыче каменного угля.
    Однако наказание он отбывал в Коми АССР в пос.Абезь
    Коми АССР, Интинский р., пос.Абезь, ИТЛ Минеральный 
    Год начала 1950 
    Год окончания 1957 
    Это был лагерь для больных и престарелых заключенных.
    В тот же лагерь попал и протоиерей Петр Чельцов. Там же находился и будущий
    биограф историка и философа Л.П.Карсавина Анатолий Ванеев. Он оставил воспоминания
    об Абези и обо всех бывших там священнослужителях. В них он выделяет о.Петра Чельцова
    и о.Иоанна, который всегда прислушивался к мнению о.Петра и признавал его
    духовный авторитет. Анатолий Ванеев вспоминал, что о.Иоанн на праздник Св.Пасхи вместе
    с другими священником навещали болящих узников в лагерном стационаре и, поздравляя их
    с праздником, подносили каждому небольшой дар — кусок кулича и яйцо,
    завернутые в белую домашнюю салфетку. Больные были очень тронуты этим — и как
    знаком внимания, и как "актом церковного общения".
    По словам А.Ванеева, о.Иоанн был "старенький, сгорбленный, черноглазый, заросший
    черными с обильной проседью волосами", а взгляд его выражал благожелательность.
    С первой же встречи между соузниками "утвердилась взаимная приязнь", и А.Ванеев
    стал часто приходить к о.Иоанну. О.Иоанн, по его наблюдению, "одевался многослойно
    во всех его одежках были карманы, где хранились поистершиеся записные книжечки
    и просто листки с разными канонами и акафистами. Возле него всегда кто-то был...
    Собравшиеся обычно негромкими голосами пели что-нибудь из церковных служб, реже —
    вели разговоры, преимущественно на церковные темы. Всего сходившихся вокруг
    о.Иоанна было человек около десяти, из них два священника — о.Филарет и о.Феодот...".

    От священников А.Ванеев "обучился осьмигласному пению и вместе со всеми пел на
    ежедневной вечерне "Господи, воззвах к Тебе, услыши мя".
    Особо отмечал А.Ванеев такой случай:
        
    "Отец Иоанн был человек очень добрый и всегда занятый чем-нибудь богослужебным.
         Как-то раз при мне, шепча молитвы, он заснул с четками на руках, но,
         проснувшись минут десять спустя, тотчас продолжал шептать с того самого
         слова, на котором его прервал сон... А однажды о.Иоанн достал залистанную
         и потемневшую от употребления записную книжку, в которой был Канон на
         исход души, и дал мне, чтобы я списал этот Канон. — "Сделай это не только
         на случай, — сказал о.Иоанн, — если кто-нибудь будет умирать. Этот Канон,
         написанный весьма сильными словами, хорошо иногда читать для самого себя,
         человеку полезно иметь память о своей смертности... ".

    Одной из основных добродетелей иеромонах Иоанн почитал смирение.
    К представителям не только духовной, но и светской власти иеромонах Иоанн
    относился с кротостью и смирением.
    Из заключения он написал поздравление полковнику госбезопасности А.В.Лебедеву
    (уроженцу села Крюково) и начал его такими словами:
         "Дорогой и добрейший мой хранитель и собеседник...".
    Далее он желал Лебедеву успехов в делах "ответственной службы..." . И еще просил:
          " ...Будьте добры, передайте от меня Божие Благословение Вашей маме... и
          братцу..., а также и всем моим прихожанам, а особенно моим клеветникам".

    В письме А.В.Лебедеву из заключения иеромонах Иоанн писал:
         "...У нас все хорошо. Начальство хорошее и заботится о нашем благополучии... ".
    В январе 1956г. Определением Верховного Суда Коми АССР о.Иоанн был освобожден
    досрочно

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ