Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияСлужения 1899
Дела o18.344
    Щербаков Михаил Тимофеевич 
    священник 
    Родство ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Служение
        Красноярский край, Ачинский у., с.Дербино, храм Ильи пророка 
        священник 
        Год окончания 1899 
        Красноярский край, Ачинский у., с.Даурское, храм Михаила Архангела 
        священник 
        Год начала 1899 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1905 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 3 
        Красноярский край, Красноярский у., с.Нахвальское 
        священник 
        Год начала 1905 
        День начала 3 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1913 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 10 
        Красноярский край, Минусинский у., с.Каратузское (Каратуз), Петропавловская церковь 
        священник 
        Год начала 1913 
        День начала 26 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1918 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 10 
      Награды
        камилавка 
        Год награждения 1914 
        День 1 
        Месяц 6 
        Награжден за заслуги по ведомству Православного вероисповедания ко дню рождения
        Его Императорского Величества
        наперсный крест 
        Год награждения 1916 
        День 1 
        Месяц 6 
        Святейшим Синодом награжден ко дню рождения Его Императорского Величества
    Кончина
      1918 
      День 29 
      Месяц 10 
      убит 
      Место Красноярский край, Минусинский у., с.Каратузское (Каратуз) 
      Место захоронения Красноярский край, Минусинский у., с.Каратузское, Петропавловская церковь (в церковной ограде) 
      Благочинный 2 уч. Минусинского уезда священник Иоанн Шувалов рапортом своим от
      31 января с.г. за N 8 доложил Епархиальной Власти нижеследующее:
       "29-го октября на село Каратуз напали восставшие крестьяне соседних деревень, дабы
       отобрать у казаков оружие, а с некоторыми и расправиться.
       Часть казаков, спасаясь, спряталась в церкви, за что некоторые из восставших
       стали обвинять о.Михаила Щербакова, как участника спасения казаков. Часть восставших
       явилась на квартиру о.Михаила и стала производить обыск, ища оружие. Произведя
       обыск, толпа из дома о.Михаила двинулась к церкви, куда пошел и о.Михаил. В церкви
       также искали оружие, а о.Михаил, несмотря на то, что ему на каждом шагу грозила
       опасность, уговаривал мятежников, чтобы они вели себя в храме благоприлично, он
       исполнял долг пастыря, увещевая заблудших словом любви.
       Из церкви о.Михаил ушел снова в свою квартиру, куда вскоре явилось несколько человек,
       чтобы произвести обыск. Жена о.Михаила стала разговаривать с мятежниками, объясняя
       им, что обыск уже был произведен, но один из толпы (пьяный) произвел в нее выстрел
       и матушка пала, смертельно раненая в живот. Часть толпы выскочила на улицу.
       О.Михаил и дети стали умолять, чтобы пощадили его, но другой злодей выстрелом
       уложил о.Михаила; пуля попала в шею и вышла в затылок, так что смерть была
       моментальна.
       Оставшиеся дети (две дочери и мальчик) были в беспамятстве. Убийцы, обыскав квартиру,
       удалились, захватив часть серебряных вещей. Матушка была перевезена в больницу,
       где и скончалась, проживя около суток. Детей приютил у себя инспектор Высшего
       начального училища господин Мильчаков. Прибыть на погребение соседним священникам
       не было возможности, а потому похороны о.Михаила и его жены были совершены одним
       о.Василием Рождественским во временную могилу, на сельском кладбище, так как в
       церковной ограде мятежники хоронить не дали, — без отпевания о.Михаила, жена
       была отпета. Много хлопотал по устройству похорон церковный староста с.Каратуза —
       Балдуев. Похороны были совершены под насмешками и небезопасно для участников.
       Тело о.Михаила во временной могиле покоилось до 12 декабря ст.ст. 1918 года.
       12–25 декабря 1918 года состоялось торжественное отпевание о.Михаила.
       Ко времени отпевания собралось все духовенство 2-го благочиния Минусинского уезда
       и громадная масса народа. С вечера накануне, тело почившего было изъято из
       временной могилы и с крестным ходом, в сопровождении массы народа, перенесено
       священнослужителями в храм, где над телом о.Михаила совершено соборное заупокойное
       всенощное бдение и после него чтение священнослужителями Святого Евангелия.
       В 10 часов утра началась Литургия при участии нескольких священников. После
       окончания ее было совершено при участии 13 священников, 5 диаконов и хора певчих
       трогательное отпевание пастыря молитвенника. Были сказаны проповеди сыном убитого
       о.Александром Щербаковым и одним из священников благочиния о.Всеволодом Барковым.
       После отпевания тело о.Михаила было торжественно обнесено вокруг церкви и
       похоронено в могилу в церковной ограде храма, куда к тому времени было перенесено
       и тело жены о.Михаила".
      Храм Петра и Павла был разграблен и осквернен мятежниками, деньги братской кружки
      похищены
    Публикации ->
      1.Подробности об убийстве в с.Каратуз священника о.М.Щербакова// Енисейские епархиальные ведомости. 1919. N 3. Март. С.8–10.
    Заявители ->
      1. Кравченко Руслан
      Использованы следующие материалы:
       Рапорт начальника минусинского военного района генерал-майора Шильникова А.Н.
      от 14.02.1919г. (Турупов А.Н. Партизанское движение в Сибири. т.1 Приенисейский
      край). Ленинград. Центрархив. 1925. С.35.
       Енисейские епархиальные ведомости, N 19–20, ноябрь-декабрь 1918, С.20.
       Енисейские епархиальные ведомости, N 16, 16.08.1899. С.159.
       Енисейские епархиальные ведомости, N 07, 16.03.1905. С.159.
       Енисейские епархиальные ведомости, N 22, 15.11.1913. С.8.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ