Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияЗаключения 1918
Дела ob4.08
    Макарий (Гневушев Михаил Васильевич) 
    Фамилия Гневушев 
    Год рождения 1858 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Симбирская губ., Ардатовский у. (Ульяновская о., Инзенский р.), с.Репьевка 
    епископ 
    Специальность кандидат богословия 
    Родился в сентябре 1858г. в семье священника.
    По данным [8] год рождения — 1848г.
    Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1908г.] [1908г.] [1908-1914гг.] [1914-1917гг.] [1917-1918гг.]
      Образование
        Алатырское духовное училище
        Симбирская Духовная Семинария
        Год окончания 1878 
        По окончании Симбирской Духовной Семинарии поступил в Киевскую Духовную Академию
        Киевская Духовная Академия
        Год поступления 1878 
        Год окончания 1882 
        кандидат богословия 
        В 1882г. окончил Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
        Кандидатское сочинение посвящено Александрийской Церкви.
        Женился
      Служение
        Киев, Киево-Подольское духовное училище 
        Должность преподаватель русского языка 
        Год начала 1882 
        Год окончания 1883 
        Волынская губ. (Украина, Ровенская о.), г.Острог, Острожская учительская семинария 
        Должность наставник 
        Год начала 1883 
        Год окончания 1885 
        Киев, Киевское женское училище 
        Должность преподаватель 
        Год начала 1885 
        Год окончания 1890 
        Киев, Киевская Духовная Семинария 
        Должность преподаватель духовной семинарии, наблюдатель киевских церковно-приходских школ 
        Год начала 1890 
        Год окончания 1908 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 2 
        По благословению митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого) ему
        вменялось в обязанность, кроме преподавания в семинарии, быть наблюдателем
        киевских церковно-приходских школ.
        Михаил Васильевич Гневушев был Высочайше представлен к награде —
        ордену св. Анны III степени, а спустя девять лет, в 1904 году, за
        ревностное прохождение своей службы он был награжден аналогичным
        орденом св. Анны II степени.
        В течение 16 лет Михаил Гневушев был преподавателем в духовных учебных заведениях
        Киевской епархии.
        Жена Михаила Васильевича Гневушева Вера Андреевна умерла 28 ноября 1906г.
      Награды
        орден св.Анны III степени 
        Год награждения 1895 
        орден св.Анны II степени 
        Год награждения 1904 
      Рукоположение
        монах 
        Макарий 
        1908 
        День 10 
        Месяц 2 
        Место Киев, Златоверхо-Михайловский мужской монастырь 
        По благословению митрополита Флавиана 10 февраля 1908г. Михаил Гневушев был
        пострижен в монашество в Златоверхо-Михайловском монастыре, с наречением
        при постриге имени Макарий
        иеродиакон 
        1908 
        День 17 
        Месяц 2 
        Неделю спустя он был рукоположен в сан иеродиакона
        иеромонах 
        1908 
        День 17 
        Месяц 3 
        Через месяц был рукоположен в сан иеромонаха
      Служение
        Киев 
        монах, иеродиакон, иеромонах 
        Год начала 1908 
        День начала 10 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1908 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 3 
      Рукоположение
        архимандрит 
        1908 
        День 24 
        Месяц 3 
        Место Киев, Златоверхо-Михайловский мужской монастырь 
        Кто рукоположил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) 
        24 марта 1908г. вышло распоряжение Святейшего Синода о назначении иеромонаха
        Макария настоятелем Московского Высоко-Петровского монастыря с возведением
        в сан архимандрита
      Служение
        Москва, Высоко-Петровский монастырь 
        архимандрит 
        Должность настоятель 
        Год начала 1908 
        День начала 24 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1909 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 11 
        Кроме управления Высоко-Петровским монастырем, архимандрит Макарий принимал
        активное участие в общественной и церковной жизни Москвы.
        Соучаствовал в учреждении православных братств, говорил проповеди на их
        собраниях, являлся членом совета и правления Братства во имя Воскресения
        Христова.
        Он характеризовался современниками как блестящий оратор-проповедник и
        выдающийся миссионер. В его проповедях звучала боль за людей, отступивших
        от веры, попиравших национальные основы общественной жизни. Всеми силами и
        средствами он пытался направлять православных на противодействие разлагающему
        влиянию революционных идей.
        Архимандриту Макарию Святейшим Синодом поручалось проведение различных
        ответственных мероприятий.
        Так, он был назначен главой депутации московского духовенства на похороны
        святого праведного Иоанна Кронштадтского.
        В 100-летнюю годовщину со дня рождения Н.В.Гоголя митрополит Владимир (Богоявленский),
        архимандрит Макарий и другие настоятели монастырей отслужили панихиду на могиле
        писателя в Даниловом монастыре.
        Архимандрит Макарий был членом монархических организаций.
        1 февраля 1909г. во главе представителей Русской монархической партии, Русского
        монархического собрания и московского "Союза русского народа", председателем
        которых был протоиерей Иоанн Восторгов, он встречал на Курском вокзале царский
        портрет — дар государя Николая Александровича монархическим союзам Москвы.
        Вскоре архимандрит Макарий вступил в должность председателя московского
        "Союза русского народа", принимая участие во всех собраниях этого монархического
        общества.
        Так, например, он возглавил в Епархиальном доме собрание, посвященное
        200-летию Полтавской битвы.
        Государь Император Николай Александрович в сопровождении архимандрита Макария
        осматривал достопримечательности Московского Новоспасского монастыря.
        Яркие и искренние речи и проповеди архимандрита Макария заставляли людей
        прислушаться к зову Церкви — спасти Отечество и православную веру от
        надругательств и попрания ее революционерами.
        На съезде московского "Союза русского народа" 27 сентября 1909г. архимандрит
        Макарий говорил:
            
        "Революция ушла в подполье, но левые организации деятельно работают,
             подготовляя новую атаку. Все их заботы устремлены на то, чтобы
             по возможности развратить народ, глумясь над Церковью и ее обрядами,
             чтобы убить в народе религиозное чувство и уважение к святыне.
             До тех пор, пока Церковь оказывает свое спасительное влияние на народ,
             революционеры бессильны привлечь его на свою сторону, потому что Церковь
             поддерживает в нем любовь и преданность к Отечеству и Престолу...
             Пусть работа наша будет совершена в мире. Нам нужно иметь твердую основу
             для противодействия темным силам. Не для суда или сведения счетов собрался
             этот съезд, а для того, чтобы сплотить нас в дружной работе, и тогда мы
             не уступим врагу и устоим. В мире, любви и взаимной преданности приступим
             к нашему делу...".

        Общественная и миссионерская деятельность его была отмечена Государем Императором,
        и 6 мая 1909г. по Высочайшему повелению он был удостоен награждения орденом
        св.Владимира IV степени
        Москва, Новоспасский монастырь 
        архимандрит 
        Должность настоятель, благочинный ставропигиальных монастырей (1909–1911) 
        Год начала 1909 
        День начала 1 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1914 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 7 
        1 ноября 1909г. состоялось его назначение настоятелем Новоспасского монастыря.
        По прибытии в Новоспасский монастырь он столкнулся с различными проблемами,
        которые были связаны с тяжелой нравственной атмосферой, царившей в обители.
        В период с 5 по 13 июля 1909г. в Троице-Сергиевой Лавре проходил монашеский
        съезд, на котором был согласован перечень основных мер по благоустроению
        монастырской жизни. Архимандрит Макарий принял самое деятельное участие как
        в подготовке этих решений, так и в их претворении в жизнь. В одном из докладов
        в Московскую синодальную контору он писал:
           "Переживаемое Православной Церковью время — одно из самых тяжелых в истории
            христианства. Против Церкви ополчились все главные силы: Государство —
            в лице высших законодательных учреждений и Правительства; Общество и Наука

            — в лице так называемого просвещенного, образованного общества, высших
            учебных заведений, не исключая, в известной степени, и духовных академий.
            Посредством средних учебных заведений будущие поколения подготавливаются
            к противоцерковной, противорелигиозной жизни.
            Необходимо собрать воедино еще способные к действию силы, которые, опираясь
            на здоровые начала в народе, могли бы противодействовать силам, ополчившимся
            на Церковь...".

        Архимандрит Макарий не возлагал больших надежд на административное исправление
        монашеской жизни в своей обители.
        Одним из основных путей просветительской деятельности архимандрит Макарий
        считал привлечение наибольшего числа прихожан к осознанному участию в церковном
        богослужении.
        В 1910г. Новоспасское братство церковного пения и трезвости было принято в
        учрежденное еще в 1909г. Московское братство во имя Воскресения Христова.
        Целью этой организации было всемерное укрепление православной веры в обществе
        путем просветительской, проповеднической, миссионерской и благотворительной
        деятельности.
        В 1910г. под руководством архимандрита Макария был осуществлен капитальный
        ремонт Никольского храма, пришедшего к этому времени в аварийное состояние,
        с пристройкой к нему с северо-западной стороны обширного молельного зала.
        После переустройства монастырский храм стал вмещать 2000 человек, и в нем
        стали проводиться ежедневные религиозно-нравственные чтения для народа.
        Просветительская деятельность, которой занимался архимандрит Макарий, обширное
        монастырское хозяйство и руководство братией отнимали все его время.
        Все годы настоятельства в Новоспасском монастыре служение архимандрита Макария
        проходило в обстановке ожесточенной травли со стороны либеральной прессы и
        всех сил, которым была ненавистна сама идея укрепления православия, восстановления
        высокой нравственной атмосферы в древнейшей московской обители. Ему приходилось
        постоянно объясняться с епархиальным начальством в связи с поступающими на него
        доносами. И если с доносительством среди самой братии архимандрит Макарий
        достаточно успешно боролся, то с так называемыми "жалобами прихожан" и
        связанными с ними газетными публикациями дело обстояло сложнее.
        О московской прессе о.Макарий писал:
            "Здесь сосредоточилась главнейшая работа по опозориванию меня и моего дела.
             "Сотрудники" газет буквально осадили монастырь, переволновали всех монахов,
             и немало потребовалось труда, чтобы обезопасить монастырь хоть сколько-нибудь
             от этой современной тли".

        Архимандрит Макарий внимательно следил за всеми событиями общегосударственной и церковной
        жизни, и по возможности сам принимал в них активное участие.
        12 мая 1910г. он подал донесение в московскую контору Святейшего Синода, в
        котором выразил свою боль по поводу происходящего в Белоруссии. После провозглашения
        в 1905г. закона о свободе вероисповедания здесь вследствие попустительства
        властей начался процесс массового окатоличивания населения. В это тяжелое
        время православные иерархи Белоруссии в целях борьбы с католической экспансией
        предприняли перенос мощей преподобной княгини Евфросинии из Киева, где они
        почивали 700 лет, в ее родной город Полоцк. Архимандрит Макарий принял
        участие во всех церковных торжествах, связанных с перенесением мощей и
        происходивших 18–22 мая 1910г. За это по сути дела миссионерское путешествие
        архимандрит Макарий был удостоен звания почетного члена Полоцкого церковного
        братства во имя святителя Николая и преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой.
        В декабре 1910г. он выступил с инициативой создания в Москве особого общества
        для постоянной помощи западно-русскому православному населению.
        Перед выборами в IV Государственную думу он публикует свое обращение к
        православному духовенству России. В обстановке, когда многие политические
        партии при всех остальных различиях сошлись в своем неприятии Русской Православной
        Церкви, остро ощущая приближение революционной катастрофы, архимандрит Макарий писал:
            "Православные пастыри обязаны участвовать в политической жизни страны и
            выборах в Государственную думу, используя все возможности для предотвращения
            катастрофы...
            Приходские священники должны руководить паствой в деле такой важности, как выборы".

        К 1911г. созданное им Новоспасское братство церковного пения насчитывало около
        300 человек.
        26 мая 1913г. Новоспасская обитель во главе с митрополитом Московским и
        Коломенским Макарием (Невским) встречала августейшую фамилию. На следующий день,
        по Высочайшему повелению, архимандриту Макарию был пожалован крест с украшением
        из кабинета Его Величества.
        Последней миссионерской акцией о.Макария в Новоспасском монастыре стала
        организованная и возглавленная им паломническая поездка 700 членов монастырского
        братства трезвости и церковного пения в города Киев и Чернигов на поклонение
        святыням
      Награды
        орден св.Владимира IV степени 
        Год награждения 1909 
        День 6 
        Месяц 5 
        наперсный крест с украшениями в честь 300-летия Дома Романовых 
        Год награждения 1913 
        День 26 
        Месяц 5 
      Рукоположение
        епископ 
        1914 
        День 10 
        Месяц 8 
        Место Нижний Новгород, Спасо-Преображенский кафедральный собор 
        В 1914г., по Всеподданнейшему докладу Святейшего Синода от 11 июля,
        определено было архимандриту Макарию стать епископом Балахнинским, викарием
        Нижегородской епархии, "с тем, чтобы наречение и хиротония его во епископа была
        проведена в Нижнем Новгороде".

        В Нижний Новгород архимандрит Макарий прибыл 28 июля 1914г. и по традиции,
        на правах настоятеля, поселился в Вознесенском Печерском монастыре.
        9 августа 1914г. в нижегородском Архиерейском доме был совершен обряд наречения,
        а на следующий день в Спасо-Преображенском кафедральном соборе состоялась
        хиротония архимандрита Макария во епископа Балахнинского
      Служение
        Нижегородская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии, председатель епархиального Училищного совета 
        Год начала 1914 
        День начала 10 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1917 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 1 
        Вскоре по предложению правящего архиерея Преосвященного Иоакима, епископ
        Балахнинский Макарий был назначен председателем епархиального Училищного совета.
        Он возглавил также совет нижегородского Братства Святого Креста.
        В мае-июне 1916г. епископ Макарий организовал миссионерский крестный ход
        из Нижнего Новгорода к мощам св.преп. Серафима Саровского: многотысячное
        паломничество вылилось в настоящий триумф православия.
        Во время Первой мировой войны Нижний Новгород наполнился беженцами, сюда
        постоянно прибывали воинские части.
        Владыка Макарий фактически возглавил всю духовно-воспитательную работу
        в Нижегородской епархии в те годы: говорил, писал, проповедовал, публиковал
        обращения в местных периодических изданиях. Он считал, что война явилась
        закономерным следствием общемирового кризиса, результатом борьбы т.н. прогресса,
        самодовольного просвещенческого сознания с религией и Церковью.
        1 февраля Государь Император Николай Александрович Высочайше утвердил доклад
        Святейшего Синода об увольнении епископа Орловского и Севского Григория
        по болезни на покой и о назначении на его место епископа Макария
        Орловская епархия 
        епископ 
        Должность епископ Орловский и Севский 
        Год начала 1917 
        День начала 1 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1917 
        Месяц окончания 6 
        Из Нижнего Новгорода преосвященный Макарий сначала отбыл в Москву, а 25 февраля
        г.Орел встречал своего архипастыря звоном со всех колоколен храмов города.
        Преосвященный Макарий обратился к собравшимся в соборе жителям Орла
        с приветственным словом:
           "Мир Вам... Мир во всех областях вашей жизни. Мир — во внешних взаимоотношениях.
            Мир — в душе. Мир — в совести... Мир — первая и важнейшая ступень к любви".

        Спустя всего три дня в Петрограде произошел Февральский переворот, а 2 марта
        государь император Николай Александрович вынужден был отречься от престола.
        Епископ Макарий очень тяжело принял данное известие. В своем обращении
        к клирикам епархии он писал:
           "Усерднейше прошу всех пастырей и все учреждения церковные Орловской епархии,
            во имя мира, христианской любви к Богу и ближним, во имя блага народа,
            приложить все средства к поддержанию мира, спокойствия, дабы утверждающийся
            новый строй государственной и общественной жизни вошел в жизнь народную
            безболезненно и без страданий. Да благословит Господь Великую Российскую
            Державу миром и да дарует нашему христолюбивому воинству победу над врагом!
            Господь — в помощь всем ныне труждающимся на благо Церкви и Родины!"

        Он почти ежедневно совершал богослужения в храмах Орла и его пригородах.
        Проповеди владыки Макария отличались глубиной познаний и любовью к верующим.
        Он выступал против обновленческих течений в Церкви, встречался с учителями
        и учащимися духовных учебных учреждений города, организовывал чествование
        старейших клириков епархии.
        Владыка благословлял и просил проводить пастырские собрания с привлечением
        мирян, вел подготовку для проведения епархиального съезда духовенства, заботился
        о подготовке к приемным экзаменам в Ливенское и Севское духовные училища.
        Систематически через "Орловские епархиальные ведомости" он обращался
        с архипастырскими посланиями к "возлюбленным пастырям и православным чадам
        церкви и земли Орловския". Эти послания свидетельствовали о пророческом
        видении владыкой будущих судеб народа и страны. Многократно он говорил о том,
        что "гнев, зависть, распри, чувство мщения, тщеславия приводили и приводят
        людей к взаимному раздражению, к взаимному угрызению и съеданию и, в конце
        концов, к самоистреблению". Он писал:
             "Боже сохрани нас от этого великого горя! Боже! Сохрани Русь Святую
              от распрей, ссор, междоусобий!"

        9 апреля 1917г. комитет общественной безопасности в Орле потребовал увольнения
        епископа Макария. В газете "Орловский вестник" была напечатана телеграмма
        на имя Святейшего Синода и обер-прокурора князя В.Н.Львова об устранении его
        с Орловской кафедры. В своем ответе на это сообщение, через опубликованную в
        "Орловских епархиальных ведомостях" статью под заглавием "Правда и беспристрастие

        — основа и источник истиной свободы", владыка Макарий, анализируя появление
        этой телеграммы, подробно изложил истинные причины недовольства той части
        общества, которой были безразличны судьбы России и ненавистна Церковь Христова.
        Заканчивается обращение владыки такими словами:
           "Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть
            и жить для будущего, чтобы шире и глубже воплотить в нашу жизнь дорогой
            для нас идеал".

        14 апреля 1917г. владыка Макарий отбыл из Орла в Петроград по вызову в
        Святейший Синод, для доклада о положении дел в епархии.
        В мае 1917г. епископ Макарий вновь вернулся в Орел, а в Синоде разбирался
        вопрос о его увольнении на покой "по неоднократному требованию епархиального
        съезда духовенства и мирян".

        В июньском номере "Орловских епархиальных ведомостей" владыка Макарий опубликовал
        свое последнее обращение к пастве:
            "Всматриваясь в явления текущей жизни, нельзя не заметить прежде всего,
             что приходские пастыри на мой призыв к объединению между собой и с мирянами
             почти совсем не откликнулись и потому, думается мне, остались совершенно
             беззащитными как против происков и зложелательств дурных в приходах и
             клире лиц, объединяющихся часто с социал-демократами, так и против льстецов
             и обманщиков, выбросивших над своими главами знамя свободы и объединения,
             а на деле сеявших и сеющих смуту и творящих же дело погибельное, что
             и известный Ленин со товарищи".

        На очередном заседании Святейшего Синода было принято решение об увольнении
        Преосвященного Макария на покой.
        3 июня 1917г. в г.Орел прибыл назначенный Святейшим Синодом временно управляющий
        Орловской епархией Преосвященный Серафим (Остроумов), епископ Бельский
        и вступил в управление епархией.
        8 июня 1917г. утром Преосвященный Макарий отбыл на покой в Смоленский
        Спасо-Авраамиев монастырь
      Места проживания
        Смоленск, Спасо-Авраамиев монастырь 
        Год начала 1917 
        День начала 8 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1917 
      Служение
        Смоленская губ., г.Вязьма, Иоанно-Предтеченский монастырь 
        епископ 
        Должность настоятель 
        Год начала 1917 
        Год окончания 1918 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 8 
        Летом 1917г. по решению Синода епископу Макарию предоставили право быть
        настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря в городе Вязьме Смоленской
        губернии.
        Из стен этой обители он вел переписку с будущим Патриархом, председателем
        Поместного Собора митрополитом Московским и Коломенским Тихоном (Беллавиным).
        Всего лишь около года епископ Макарий управлял этой обителью.
        При монастыре епископ Макарий организовал братство во имя Рождества Христова,
        в состав которого входили более 1000 жителей города.
        Создал прекрасный монастырский хор.
        Его проповеди собирали в стенах обители тысячи людей не только из города,
        но и из окрестных мест.
        15 ноября 1917г. в Святейший Синод была подана записка председателя епископского
        совещания митрополита Киевского Владимира, из которой следовало, что:
            "...епископ Макарий признается изгнанным из епархии совершенно неповинно".
        14 января 1918г. епископ Макарий написал Святейшему Патриарху Тихону рапорт,
        в котором говорил о его судебном преследовании со стороны бывшего обер-прокурора
        Синода князя В.Н.Львова.
        Спустя полгода, в августе 1918 года, состоялось заседание Синода
        под председательством Святейшего Патриарха Тихона, на котором было рассмотрено
        прошение епископа Смоленского и Дорогобужского Феодосия (Феодосиева)
        об открытии кафедры викарного епископа с наименованием его Вяземским и
        с назначением на эту кафедру бывшего епископа Орловского Макария, настоятеля
        Вяземского Свято-Предтечева монастыря.
        Смоленская и Дорогобужская епархия 
        епископ 
        Должность викарный епископ Вяземский 
        Год начала 1918 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1918 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 8 
        Получив новое назначение, Преосвященный Макарий остался жить в настоятельском
        доме Иоанно-Предтеченского монастыря г.Вязьмы.
        Своими яркими проповедями быстро завоевал любовь верующих и монастырский храм
        стал заполняться молящимися.
        Большевики подсылали наемных убийц. Однако когда убийцы ожидали выхода епископа
        между ними произошла ссора, в результате которой один из убийц убил другого
        В середине августа 1918г. революционная власть решила выселить владыку
        из этого корпуса, а монастырь вовсе закрыть.
        Жители города встали на защиту обители и Преосвященного Макария и обратились
        с прошением в квартирную комиссию при Вяземском совете:
            "Имеем честь покорнейше просить квартирную комиссию оставить в покое
             Преосвященного Макария, проживающего по воле народа — граждан г.Вязьмы
             и ее окрестностей в Свято-Предтеченском монастыре. Здание, в котором
             живет наш епископ, принадлежит никому другому, как народу, взявшемуся
             оберегать все, что приобретено на гроши прадедами и нашими предками,
             а потому им распоряжаться можем только мы, граждане, которые давно были,
             благодаря тяжелым условиям жизни под гнетом и твердо верили и верим
             непоколебимо в Бога. Кто в здании живет, нам хорошо известно, а потому
             без ведома народа вторгаться в дом, беспокоить своими распоряжениями
             наше высшее духовное лицо считаем незаконным.
             Свои церкви, служителей ее и церковные дома мы будем оберегать до последней
             капли крови".

        Под этим прошением стояли подписи 81 жителя города.
        Власти отреагировали на это письмо карательными мерами. Было принято решение
        произвести обыск и арест зачинщиков, и кроме того всех лиц мужского пола,
        фамилии жен которых стоят среди защитников, немедленно отправить на разработку
        леса
      Аресты
        Смоленская губ., г.Вязьма, Иоанно-Предтеченский монастырь 
        Год ареста 1918 
        День ареста 22 
        Месяц ареста 8 
        Обвинение при аресте "организация белогвардейского восстания" 
        22 августа 1918г. ЧК выдала ордер за N 168 на обыск и арест Преосвященного
        Макария. "При обыске было обнаружено два бинокля, одна подзорная труба, два
        вечных календаря, масса всевозможной переписки".

        В ночь с 22 на 23 августа 1918г. на колокольнях Иоанно-Предтеченского монастыря,
        Аркадиевского женского монастыря и Спасской церкви ударили в набат по случаю
        ареста владыки Макария
      Осуждения
        ЧК Западной обл. 
        04/09/1918 
        Обвинение "контрреволюционная и антисоветская деятельность" 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        В ЧК после ареста епископа Макария допросили, и он ответил:
           "В г.Вязьме с июля 1917г. Находится или нет в г.Вязьма "Союз русского народа"
            я не знаю и к таковому не принадлежу. Но есть Христо-Рождественское братство.
            Количество точно не знаю, но думаю больше 1000 человек. Председателем
            его являюсь я, епископ Макарий. Общество братства существует с Рождества
            1917г. Это общество возникло по моей инициативе, цель его исключительно
            религиозная. О политике мы не имели права говорить, согласно нашего устава...
            К Декрету об отчуждении Государства от Церкви отношусь в принципе сочувственно,
            так как эта идея была еще в Москве. Разговоров против Советов никогда
            не было и относительно набата ничего не знаю, так как и раньше говорил,
            что нужно больше мира и согласия. Больше ничего добавить не могу.
            Епископ Макарий".

        После допроса вследствие резкого ухудшения здоровья епископа Макария перевели
        в Вяземскую земскую больницу.
        Его дочь Ольга Михайловна Свешникова 23 августа 1918г. отправила телеграмму
        на имя Святейшего Патриарха Тихона:
           "Прошу Вашего ходатайства перед Советским Правительством об освобождении
            тяжко больного моего отца, викарного епископа Вяземского Макария,
            арестованного вчера ночью в постели и назначении над ним гласного суда.
            Дочь его Ольга Свешникова. Вязьма. Предтеченский монастырь".

        29 августа 1918г. на заседании Вяземской ЧК было принято решение:
           "...Ввиду того, что голоса Комиссии разбились на две равные половины,
            одна из которых за израсходование [т.е. расстрел], а другая — за отсылку
            в Смоленск, постановила: так как голос председателя является решающим, и
            кроме того по делу епископа Макария ведется следствие в Смоленске,
            препроводить епископа Макария одиночным этапом в г.Смоленск в
            распоряжение областной ЧК на предмет расследования и подсудности".

        31 августа 1918г. конвой из нескольких солдат явился в Вяземскую больницу,
        где лежал епископ МАкарий. Земский врач успел сделать владыке выписку,
        в которой было указано:
           "Поступил 23 августа 1918г., выбыл 31 августа. Диагноз — атеросклероз.
            Общая слабость, плохой сон, головокружение, тоны сердца глухие.
            Взят под конвоем из госпиталя".

        4 сентября 1918г. состоялось заседание ЧК Западной области, которое вынесло
        постановление о расстреле епископа Макария
      Места заключения
        Смоленск, губернская тюрьма 
        Год начала 1918 
        День начала 2 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1918 
    Кончина
      1918 
      расстрел 
      Место Смоленск 
      Точных сведений об исполнении приговора ЧК в сохранившемся следственном деле
      нет.
      По данным [6], Владыка Макарий, скорее всего был убит в Катынском лесу около д.Катынь.
      По словам его дочери, казнь происходила следующим образом. Обреченные в числе
      14 человек (священнослужители, монахини и миряне) были доставлены
      в пустынное место за Смоленском. Построили всех спиной к свежевырытой могиле.
      Палач подходил к каждому и производил выстрел в лоб.
      Владыка, находясь в конце шеренги с четками горячо молился за каждого из казнимых,
      а если замечал упадок духа, то, никем не останавливаемый, выходил из линии,
      благословлял несчастного. Он был застрелен последним.
      В начале 1920-х гг. в Вяземскую больницу пришел один больной туберкулезом крестьянин, — как
      оказалось, участник расстрела епископа Макария в 1918г. и рассказал врачу
      больницы [1]:
          "Когда началась гражданская война, я был мобилизован из запаса и отбывал
           службу в Смоленске. И вот, где-то в начале сентября, ближе к вечеру,
           поступает приказ явиться за город в указанное место для расстрела врагов
           народа. Приказ есть приказ, пришлось выполнять. Когда приехали на место,
           там уже находились чекисты и несколько рабочих, которые заканчивали рыть
           большую траншею, где должны были быть закопаны тела казненных. Через
           некоторое время подъехал автомобиль и привез человек пятнадцать приговоренных.
           Ничего особенного в них не было, только на одного я обратил внимание.
           Это был не то священник, не то монах, небольшого роста, седой, тщедушный.
           Как только я понял, что это духовное лицо, у меня сердце так и захолонуло.
           Страшно стало. Когда заключенных повели к траншее, то этот старик, проходя
           мимо меня, остановился, благословил и сказал:
               "Сын мой, да не смущается сердце твое, — твори волю пославшего тебя".
           У меня аж пот выступил, откуда ему было знать мое смущение и колебания?
           Заключенных выстроили спиной к яме и мы стали по очереди их расстреливать.
           Это духовное лицо поставили в конце шеренги, он попросил, чтобы ему не
           завязывали глаза и расстреляли последним. Он глаз не сводил с расстреливаемых,
           усердно молился, мы все видели, как он сосредоточенно перебирал небольшие
           четки. Разные люди попадались, кто-то очень боялся и пытался молить
           о пощаде, и тогда этот старик выходил из шеренги, подходил к упавшему
           духом и что-то шептал ему, затем благословлял. Мы этому не препятствовали,
           нам же спокойнее. Наконец настала и его очередь. Я подошел к нему,
           а самому страшно. Он увидел мои колебания и громко, чтобы все слышали,
           говорит:
              "Отец мой! Прости им, не ведают, что творят. Прими дух мой с миром".
           И опять благословил меня. В общем, когда все было окончено, уже совсем
           стемнело, и нас повезли в город.
           Чекисты по дороге рассказали, что расстреляли мы епископа Макария.
           Мне совсем нехорошо сделалось. Конечно, я раньше слышал про епископа
           Макария, жил он тогда в Вязьме, говорят, что у него были за душу
           берущие проповеди, многие никогда раньше ничего подобного не слышали.
           На его службы собиралось огромное количество людей. Просто так его
           поначалу взять не могли и попытались покончить с ним, подослав
           кого-нибудь его убить. И вот один раз, пока шла служба, убийцы
           поджидали владыку на паперти, да что-то не поделили, слово за слово,
           произошла драка, в которой один другого и убил. Старухи потом
           говорили, что Господь этим подосланным разум затмил. Потом уж целый отряд
           послали в монастырь арестовывать епископа. Очень чекисты боялись.
           Но, несмотря на то, что почти всю ночь гудели колокола всех 24-х церквей
           в Вязьме, народ ничего не мог сделать, напуган был. Но все равно
           расстреливать в Вязьме не решились, привезли к нам в Смоленск.
           Чекисты еще по дороге рассказывали, что очень мужественный был епископ.
           В тюрьме его, конечно, били, издевались над ним, он все смиренно переносил
           и только молился.
           Так вот, через несколько дней после расстрела я во сне увидел епископа
           Макария. Он благословил меня, но ничего не сказал. Я, конечно, не придал
           этому значения, хотя очень переживал, что убили мы невинного старика.
           Но в последующем этот сон стал повторяться довольно часто и до сих пор
           случается. Вижу я во сне епископа, который благословляет меня и ничего
           не говорит. Я теперь понимаю, что убили мы святого человека.
           Иначе, как он мог узнать, что у меня тогда сердце захолонуло, когда узнал
           я в нем духовное лицо? А ведь он узнал и благословил из жалости, и теперь
           из жалости является ко мне, благословляет, как бы этим говоря, что
           не сердится. Но я-то знаю, что моему греху нет прощения, и Божий свет мне
           стал не мил. Жить я не достоин, и не хочу".

      Через несколько недель, несмотря на все усилия врачей, состояние больного еще
      более ухудшилось, и он скончался
    Канонизация
      Священномученик епископ Макарий (Гневушев) 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Московская епархия, Новоспасский монастырь 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 22.08 
          Новый стиль 04.09 
          день вынесения приговора (1918г.) 
    Реабилитация
      Дата 14/04/1993 
      Кем реабилитирован Прокуратура Смоленской области 
      По году репрессий 1918 
    Публикации ->
      1.Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.73–76,179.
      2.Реквием: Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.2. Орел, 1995. С.9.
      3.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.4. С.207–208.
      4.Реквием: Книга памяти жертв политических репрессий на Орловщине. Т.4. Орел, 1998. С.304–309.
      5.Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      6.Валуев Д. Смоленская Голгофа// Смоленские епархиальные ведомости. 2000. Январь-март. N 1(26). С.43.
      7.Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. С.166.
      8.Официальный сайт Нижегородской митрополии. Епископ Макарий Гневушев, священномученик. -&gt;<http://nne.ru/saints/svyashhennomuchenik-makarij-gneushev-episkop-orlovskij-nastoyatel-pecherskogo-monastyrya-1918/h.html>
      9.Киевлянин. 1906. 29 ноября. N 330.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ