БД "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Пахомий (Русин Прохор Петрович)
    Пахомий (Русин Прохор Петрович) 
    Год рождения 1880 
    Место рождения Курская губ., с.Генеральщино 
    иеромонах 
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1910-х годов] [до 1914г.] [1914-1933гг.] [до 1938г.] [1938г.]
      Служение
        Черниговская губ., Петропавловский монастырь 
        Должность  послушник 
        3–4 года жил послушником в Петропавловском монастыре Черниговской губернии.
        В 1910г. переехал в г.Верный (Алма-Ата)
        Семиреченская о., Пржевальский у., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь 
        Должность  послушник 
        Год начала 1910 
        После приезда в Верный поступил в Иссык-Кульский Петропавловский монастырь.
        В монастыре был пономарем, звонарем
      Рукоположение
        монах 
        Пахомий 
        Место Семиреченская о., Пржевальский у., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь 
        Потом был пострижен в монашество с именем Пахомий
      Служение
        Семиреченская о., Пржевальский у., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь 
        монах 
        Год окончания 1914 
      Рукоположение
        иеромонах 
        1914 
        Примерно в 1914г. был рукоположен в сан иеромонаха
      Служение
        Семиреченская о., Пржевальский у., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь 
        иеромонах 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1916 
        Летом 1916г. в Семиречье началось восстание киргизов, они напали на монастырь и
        потребовали к определенному дню приготовить монастырские ценности и пригрозили
        расправой в случае отказа. Тогда часть монахов, в числе которых был о.Пахомий,
        ушла из монастыря — кто в горы, кто в ближайшие селения. Монахи преклонного
        возраста остались, положившись на волю Божию. Приехавшие в назначенный день
        киргизы выбили монастырские двери, иконы побили, забрали церковную утварь и
        устроили над монахами казнь: не пощадили никого, всех порубили саблями.
        Вечером вернулись ушедшие монахи и на следующее утро похоронили всех убиенных
        в общей могиле. После этого события о.Пахомий ушел в г.Верный
        (В 1919г. монастырь был закрыт большевиками)
        Семиреченская о., Заилийское Алатау, Аксайское ущелье, скит на Кызыл-Жарской горе (недалеко от г.Верного) 
        иеромонах 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1921 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 8 
        С 1916г. о.Пахомий поселился в Кызыл-Жарском скиту в горах около Аксая
        с монахами Феогностом, Серафимом, Анатолием и Ираклием.
        В августе 1921г. все пятеро монахов, живших в скиту, пошли в г.Верный
        в Никольскую церковь на праздник целителя Пантелеимона. Двое из них, в том числе
        о.Пахомий, остались в городе, а трое вернулись в скит.
        11 августа 1921г. в скиту случилась трагедия: иеромонахи Серафим и Феогност были
        застрелены красноармейцами-грабителями.
        Оставшиеся в живых о.Пахомий, о.Ираклий и о.Анатолий после всего случившегося
        жить в скиту не остались
      Места проживания
        Семиреченская о., скит на горе Горельник в районе Медео 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1923 
        После 1921г. некоторое время о.Пахомий тайно жил вместе со странником Виктором и
        схимонахом Тихоном в скиту на горе Горельник в районе Медео. Он изредка приходил
        в город Верный, останавливался у монахинь, был очень молчалив.
        Монахини вспоминали:
           "Придем, бывало, с всенощной, чаю попьем. Матушка Евфалия просит его:
              "Отец Пахомий, скажите два-три слова, скажите живое слово для спасения души!"
            А он:
              "Кхе, кхе... Сестры, молитесь. Читайте Иисусову молитву...", —
            и все.
            Или служит в келье на Медео. Сестры просят:
              "Отец Пахомий, сегодня такой праздник, ну скажите несколько слов!"
            Он только и скажет:
              "Сестры, молиться надо, истинно молиться надо. Иисусову молитву не нужно
               забывать"".
        Из воспоминаний монахини Магдалины (Халиной Ф.С.) [2]:
            "Мы много странствовали в то время по горам: о.Пахомий, Виктор, я и Саня
             Нагибина. От самого Каскелена до Тургеня пешком по горам ходили. Через
             горные реки о.Пахомий нас переправлял. Он сильный был, крепкий. Встанет
             посреди реки и нас, и Виктора перекинет с берега на берег.
             А бывало, сидит Виктор в своей келье, потом встрепенется, побежит к
             о.Пахомию: "Бери скорее чайник, бежим туда, далеко по щеле в горы, там
             есть святое место, там чайку попьем. Там святое место! Там — Ангелы!...".
             С о.Пахомием они много странствовали. Куда бы ни шел Виктор, все
             с Пахомием...".
        В конце 1920-х и начале 1930-х гг. церковная жизнь в Алма-Ате терпела особые
        потрясения. В городе происходили поголовные аресты духовенства, монашествующих
        и просто православного люда. В горах — облавы на пустынников... В горах монахи
        жить уже не могли. Те, кто не был арестован, спустились в город.
        О.Пахомий тоже покинул свою келью. За ним велась слежка, и он ходил из дома в дом,
        избегая ареста.
        Он ушел в г.Верный (ныне Алма-Ата).
        Впоследствии на следствии в 1935г. о.Пахомий свою жизнь в этот период описывал так:
            "В 1921г. этих монахов [отцов Серафима и Феогноста] убили, жить в горах стало
             страшно. Я прожил еще год, а в 1923г. ушел в город Алма-Ату..."
        Семиреченская о., г.Верный (Алма-Ата) 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1926 
        В г.Алма-Ата о.Пахомий жил у разных людей, тайно служил, венчал, отпевал на дому.
        Часто ходил с монахинями закрытого в 1922г. Иверско-Серафимовского монастыря
        в Аксайское ущелье на могилу убиенных иеромонахов, служил панихиды
        Из воспоминаний монахинь:
            "Как поднимемся на гору, перво-наперво панихиду отслужим. Потом отдохнем,
             поужинаем и сядем у могилы на поваленные ели. И, сколько я помню, всегда
             были ясные ночи. Сидим мы на бревнышках, и поют сестры. Долго поют. А певчие
             были еще монастырские, хорошо пели. Потом вечерние молитвы почитаем, наломаем
             ельника, набросаем на землю, и спим на этих лапах. Какой там сон! — только
             вздремнешь чуть-чуть. Утром обедницу служил о.Пахомий. Проповеди говорить
             он не мог. Он плакал, всегда плакал. Потом прокашляется и скажет:
               "Господь прибрал их, а я все мотаюсь. А как было бы хорошо и мне вместе
                с ними... Да вот не сподобился".
        Впоследствии на следствии 1935г. о.Пахомий показал:
            "[В Алма-Ате] изредка служил в соборе, в котором сейчас помещается Казахстанский
             музей. Прожил таким образом до 1926г., а затем уехал в Ташкент"
        Ташкент 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1927 
        "В Ташкенте я хотел устроиться на работу, но ничего у меня из этого не вышло.
              Прожил я там один год и снова вернулся Алма-Ату"
        Казахская ССР, г.Алма-Ата 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1928 
        "Жил [в Алма-Ате] на квартире, помогал в хозяйстве, изредка служил и таким
              образом существовал.
              В 1928г. в горах на Мохнатой сопке один знакомый мне монах Тихон стал
              строить избушку, и я тоже стал строить себе избушку, и в конце 1928г.
              перебрался в горы"
        Казахская ССР, Алма-Атинская о., келья в горах на Мохнатой Сопке 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1930 
        "Вскоре монах Тихон по неосторожности сжег наши избушки, и я вынужден был
              выкопать себе землянку. В ней я жил не постоянно.
              Часто ходил в город и жил у монахинь Магдалины, Татьяны, Александры,
              Евсевии, которые также были на Мохнатой Сопке.
              В 1930г. монахиням предложили вступить в колхоз, но в колхоз они не пошли,
              сдали свое имущество в лесничество и ушли в город.
              А я остался жить в своей землянке.
              В том же [1930г.] уехал с монахинями в Джагал-Абад"
        Киргизия, Джалал-Абадский р., в горах возле орехосовхоза Кызылынкур 
        Год окончания 1933 
        "...Поселились в горах. Там построил избушку, жил с Магдалиной, а Татьяна
           строила себе избушку отдельно, в 15 верстах от нас...".
        Из воспоминаний Надежды Григорьевны Казулиной [1, С.157–158]:
           "В 1929г. нас раскулачили, отца посадили в тюрьму г.Оша, и в тюрьме от
           заключенных духовного звания он узнал, что недалеко от Джалал-Абада есть
           орехосовхоз, который называется Кызылынкур, и в горах, недалеко от этого
           совхоза живут старцы-подвижники.
           И когда отца отпустили на свободу, то дали ему предписание — вывезти семью
           на добровольную ссылку, куда он сам захочет, только подальше от Токтогула.
           И папа прямо из тюрьмы пошел в Кызылынкур искать старцев, и нашел их.
           Нашел он сначала на одной горе в орешниках иеромонаха Досифея...
           Он был очень строгой жизни.
           Возле него жили четыре монахини: Досифея, Дорофея, Клавдия и Мария.
           У них была маленькая пасека и полувырытая избушка.
           Через гору от него жили Калистрат Иванович и Мария Андреевна Гриневы из
           Алма-Аты — рабы Божии, с двумя девочками, и возле них в то время жили
           о.Пахомий и матушка Магдалина алма-атинская, а на другой горе —
           иеромонах Макарий (Ермоленко), который был очень стареньким.
           И вот, мы начали там жить, подвизаться и молиться.
           К нам в горы часто приезжали монахини.
           У монахов было строгое правило, жили они по монастырскому уставу.
           Батюшки служили Литургию (у всех были антиминсы).
           Чаще служили у Калистрата Ивановича. Там я научилась петь по нотам. Учили меня
           Татьяна Хахулина и Саня Нагибина — они были монастырские певчие. Служили
           ночью. Закрывали подушкой окошечко, кто-нибудь один стоит на улице на страже,
           с собакой. Сделали занавесочку, за ней — алтарь, а перед ней и мы стоим. Все это
           в такой комнате, которую и комнатой назвать нельзя, вроде погребка и сакли.
           И молились, и пели.
           О.Пахомий служил очень часто. Он был такой благостный: на него посмотришь, и сразу
           чувствуешь к нему расположение, до того добрый вид был у о.Пахомия. Рыжеватая
           бородочка, глазки голубенькие, ласковый, ласковый взгляд. Как жил отец
           Пахомий? У землянки, где жили Калистрат Иванович с Марией Андреевной и к
           которой мои дядя с тетей пристроили кибиточку, была еще маленькая лазеечка,
           куда отец Пахомий прятался ночью. А на день он уходил под-горку-на-горку, где
           была пропасть; возле нее нагибалась лоза, под лозой — дверочка, которая
           поднималась в лазейку вроде люка, там — лествичка из глины, и по ней спускаешься
           в пещерку, окно которой выходило на обрыв. Очень высокий обрыв, а дальше
           за ним — горы уже без орешника. Один только раз я была в этой пещерке.
           Меня, десятилетнюю девочку, отец Пахомий взял с собой и разрешил зайти в
           пещеру через люк. Отец Пахомий прятался там весь день, а на ночь возвращался
           в лазеечку у землянки Калистрата Ивановича. Помню, как однажды на Пасху мы
           служили ночью на горке у о.Макария.
           Горы эти очень красивые, все в орешнике. И мы жили этими грецкими орехами.
           У нас там родился еще один брат, Миша, а отец Пахомий его крестил... "
      Аресты
        Киргизия, Джалал-Абадский р., в горах возле орехосовхоза Кызылынкур 
        Год ареста 1933 
        О.Пахомий был арестован летом 1933г. вместе с иеромонахом Досифеем, о.Макарием (Ермоленко),
        монахинями Рафаилой (Археловой), Серафимой (Домбровской), Досифеей, Дорофеей
        и Клавдией.
        Из воспоминаний Надежды Григорьевны Казулиной [1,С.159]:
           "В 1933 году, летом ночью пришли чекисты и всех забрали: отца Досифея, отца
            Пахомия, отца Макария, матушек Рафаилу, Серафиму, Досифею, Дорофею и Клавдию.
            Забрали всех в полночь и всех погнали пешочком в Джалал-Абад за 30 верст вдоль
            реки. Потом я слышала, что отца Макария отпустили по старости, а след отца
            Досифея и четырех монахинь: Досифеи, Дорофеи, Клавдии и Марии — тут же исчез.
            Говорили, что их сразу же расстреляли.
            Отца Пахомия, как я слышала, расстреляли позднее в Алма-Ате, а матушек осудили... "
      Осуждения
        . /. /1933 
        Приговор  лишение свободы 
        Подробности осуждения и отбытия наказания неизвестны
      Места проживания
        Алма-Атинская о., Талгарский р., с.Талгар 
        Год окончания 1935 
      Аресты
        Алма-Атинская о., Талгарский р., с.Талгар 
        Год ареста 1935 
        День ареста 8 
        Месяц ареста 9 
      Осуждения
        Особое Совещание при НКВД СССР 
        28 /01 /1936 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор  3 года ИТЛ 
        Групповое дело "Дело иеромонахов Макария (Ермоленко), Пахомия (Русина) и др. Казахстан, 1936г." 
      Места заключения
        Казахстан, г.Алма-Ата, тюрьма 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1936 
        В Алма-Атинской тюрьме о.Пахомий претерпел страшные издевательства
        Казахстан, Алма-Атинская о., ИТЛ 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1938 
      Аресты
        Казахстан, Алма-Атинская о., ИТЛ 
        Год ареста 1938 
        Был арестован в ИТЛ
      Осуждения
        . /. /1938 
        Приговор  высшая мера наказания — расстрел 
    Кончина
      1938 
      расстрел 
      Место Казахстан, г.Алма-Ата 
    Канонизация
      1
        Преподобномученик иеромонах Пахомий (Русин) 
        Дата 11/08/1993 
        Кем канонизирован Синодальная комиссия при Московском Патриархате 
        Местночтимый святой Алма-Атинской епархии
      2
        Преподобномученик иеромонах Пахомий (Русин) 
        Дата 20/08/2000 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Кто представил Алматинская епархия 
        Дни памяти
          1
            Старый стиль 29.07 
            Новый стиль 11.08 
            день памяти в Патриаршем календаре 
          2
            Собор новомучеников и исповедников Российских 
            Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
    Реабилитация
      Дата 30/04/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура Казахской ССР 
      По году репрессий 1936 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Королева Вера Викторовна (исследователь)
    Документы ->
      1.Архив ДКНБ РК по г.Алматы

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL