База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Осуждения тройка при ПП ОГПУ по Северо-Кавказскому краю и ДССР 27/02/1930 Обвинение"руководитель ячейки бродячих монахов и участник Черноморского филиала подпольной церковно-монархической организации "ИПЦ", а/с агитация, направленная на срыв мероприятий Советской власти" Статьяст.5810 ч.2,5811 УК РСФСР Приговорвысшая мера наказания расстрел Групповое дело"дело тайных общин на Северном Кавказе во главе с епископом Варлаамом (Лазаренко), 1930г." ОписГрупДела
Иеромонах Онисим открыто высказывал перед судьями свои убеждения.
Из материалов дела: "На допросе 23 января 1930г. показал, что в августе 1929г. действительно беседовал с епископом Варлаамом, который искал для себя на год место в горах, чтобы удобно было к нему ходить. В горах много отшельников 200 мужчин и 100 женщин. Центр их в Псху. Сам жил с Б.Корди и о.Даниилом (Бондаренко). Хотели организовать общину в Адлере. Утерянные им на шоссе воззвания были даны ему епископом Варлаамом для распространения". "На допросе 13 октября 1929г. показал: "После Декларации митрополита Сергия (Страгородского) Советская власть использует духовенство в своих интересах". "На допросе 17 октября 1929г. показал, что "Существующая в Черноморском округе организация нелегальных скитов, возглавляемая епископом Варлаамом, включает в свою деятельность борьбу с Соввластью. Вступил в эту организацию сознательно. Распространял различные листовки. Заявил, что Соввласть власть сатанинская". "На допросе 21 ноября 1929г. показал, что "Хотя предки его были немцы, поляки и евреи, считает себя чисто русским. Согласен с епископом Варлаамом, что безбожная Советская власть не может быть признана Церковью". Признал себя виновным в том, что "Состоял в руководящей головке организации, ставящей целью борьбу с Соввластью".
Выписки из документов, изъятых у иеромонаха Онисима при аресте: "Коммунизм расходится не только с Православием, а со всякой религией, и при таких обстоятельствах говорить об их соединении значит хотеть соединить несоединимое", "Обновленцы стремились к тому, чтобы, по образному выражению Скворцова-Степанова, предпосланному как предисловие к "Декларации" митрополита Сергия, "каким-либо пост..[нрзб] поставить крест так, чтобы рабочему померещился в нем молот, а крестьянину серп"".
Иеромонах Онисим описал судьям свою экономическую систему, (близкую к учению
Г.Джорджа), которая, как ему казалось, могла экономически спасти Россию.
Из следственного дела: "Рукопись О.Поля "Хозяйство человека" конгломерат буржуазных теорий, ставит законы экономического развития в зависимость от "высшего духовного существа, управляющего миром [Бога], противоречит марксистской теории диалектического материализма. Автор стоит на рельсах отрицания классовой борьбы в обществе, и вообще отрицает наличие классов".
Иеромонаху Онисиму предлагали ценою сохранения жизни отказ от своего
мировоззрения и переход на работу в органы безопасности, но он категорически
отказался