Ќовомученики и »споведники –усской ѕравославной ÷еркви XX века
(с) ѕ—“√”, ѕ—“Ѕ» (с) Ѕратство во »м€ ¬семилостивого —паса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ‘»ќ Ќина (Ўтауде Ќина ћихайловна)
    Ќина (Ўтауде Ќина ћихайловна) 
    √од рождени€ 1888 
    ћесто рождени€ ѕетербург 
    монахин€, член церковной двадцатки 
    —пециальность математик, астрофизик 
    Ќина Ўтауде родилась в семье преподавателей.
    ≈е отец — ћихаил ƒанилович Ўтауде — преподаватель географии и естествознани€ в
    средних учебных заведени€х ѕетербурга, в том числе, ѕервого реального училища,
    где училс€ »ван ¬иноградов — будущий архимандрит »саакий.
    ћать — јнна √ригорьевна, урожденна€ ћорозова, выпускница  онсерватории по классу
    вокала, готовивша€ когда-то и свою дочь к будущему пианистки.
    –одители ее были верующими людьми и воспитали дочь в строгом благочестии.
    ћать его, јнна √ригорьевна, с детства приобщала дочь к говенью, исповеди, молитвам.
    Ќина с матерью посещали «наменскую церковь у ћосковского вокзала, ныне снесенную.
    ƒед Ќины по матери — √ригорий »ванович ћорозов — был математиком, специалистом
    по неэвклидовой геометрии.
    ¬ детстве Ќина отличалась крайне слабым здоровьем. Ѕолезненную и одаренную девочку
    родители возили на европейские курорты и к „ерному морю.
    ¬ 1907г. Ќина закончила известную гимназию ќболенской в ѕетербурге.
    ¬последствии Ќина ћихайловна с благодарностью вспоминала "уроки личной веры" ёлии
    ѕетровны —труве — преподавательницы русского €зыка и литературы, любимой
    учительницы в гимназии ќболенской
    –одство ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[до 1933г.] [1933-1938гг.] [1938-1941гг.] [1941-1953гг.] [1953-1967гг.] [1967-1980гг.]
      ќбразование
        ѕетербургские Ѕестужевские высшие женские курсы, физико-математическое отделение 
        ¬ 1907г. произошел ее отход от ÷еркви вместе с увлечением книгой –енана
        "∆изнь »исуса" и иде€ми толстовства.
        ¬ 1911г. она услышала лекцию выдающегос€ ученого академика √.ј.“ихова, главного
        астронома ѕулковской обсерватории, только что вернувшегос€ из ‘ранции.
        јкадемик √.ј.“ихов сыграл большую роль в ее дальнейшей научной де€тельности.
        ѕод его вли€нием у нее возник интерес к астрономии. Ќа Ѕестужевских
        курсах был создан астрономический кружок, который Ќина Ўтауде вскоре возглавила
        ѕетербургский университет, физико-математическое отделение 
        √од окончани€ 1914 
        ¬ 1914г. Ќина сдала в числе немногих первых женщин государственные экзамены по
        физико-математическому отделению ѕетербургского университета
      ћеста проживани€
        ѕетроград 
        √од окончани€ 1931 
        ¬ 1919г. заболел и умер от голода ее отец ћ.ƒ.Ўтауде. ћать попросила
        Ќину ¬еликим ѕостом поговеть с нею вместе. ѕочва была подготовлена:
        вдумчивый опыт страданий и смерти вернул Ќину Ўтауде в ÷ерковь,
        и Ќина пошла в ÷ерковь дл€ исповеди и причасти€.
        ¬ 1924г. ее духовным руководителем стал протоиерей ¬икторин ƒобронравов,
        служивший насто€телем церкви при ƒоме дл€ престарелых работников сцены на ѕетровском
        острове Ћенинграда. ¬ 1927г. он примкнул к иосифл€нам и вместе с другими иосифл€нами
        Ћенинграда был репрессирован в 1930г.
        ѕрожива€ в 1925–1927гг. в ћоскве, Ќина ћихайловна часто бывала у ƒержавной иконы
        Ѕожией ћатери. »менно о.¬икторин был известен своим особым почитанием этого образа.
        Ќина Ўтауде работала под руководством известных ученых √.ј.“ихова, ¬.√.‘есенкова,
        ¬.ѕ.¬етчинкина (с последним в 1920-х годах у нее было несколько совместных работ).
        Ћичность академика ¬ладимира ѕетровича ¬етчинкина, ученика и продолжател€ дела выдающегос€ русского
        ученого Ќ.√.∆уковского, покорила ее. Ќеразделенное чувство Ќины к этому человеку €вилось
        причиной того, что семь€ у нее так и не состо€лась.
        ¬ дальнейшей научной де€тельности ее увлекало применение математического анализа
        к вопросам астрофизики, геофизики и геохимии.
        Ќина Ўтауде €вл€лась членом —овета –оссийского общества мироведени€, руководителем
        вычислительного сектора и сектора по изучению метеоритов
      јресты
        Ћенинград 
        √од ареста 1931 
        ƒень ареста 20 
        ћес€ц ареста 1 
        Ѕыла арестована по делу –оссийского общества мироведени€.
        јрест не был св€зан с гонени€ми на иосифл€н, но косвенно имел религиозную
        подоплеку: члены —овета –оссийского общества мироведени€ решительно отказывались
        вести через общество ћироведени€ официальную антирелигиозную пропаганду.
      ќсуждени€
        ././1931 
        ќбвинение "отказ вести антирелигиозную пропаганду" 
        ѕриговор 3 года ссылки 
        ѕриговор был вынесен в первый день ѕасхи 1931г.
      ћеста заключени€
        Ћенинград, тюрьма 
        √од начала 1931 
        Ќаходилась в тюрьме 3 мес€ца, после чего была отправлена в ссылку в –ыбинск
        ярославска€ о., г.–ыбинск 
        √од начала 1931 
        √од окончани€ 1932 
        ¬ –ыбинске вообще не было иосифл€нских церквей.
        ѕо счастью, там был сосланный из Ћенинграда архимандрит ћакарий,
        прежде служивший в ѕетербургской церкви "—пас-Ќа- рови".
        ќн несколько раз причащал Ќину у себ€ в комнатке, где жил. ќн рассказал ей
        о замечательной подвижнице тех мест, у которой сам он был в послушании,
        прозорливой старице  сении.
        ќна с 18-летнего возраста ушла в лес по благословению одного старца, жила там
        одна в земл€нке и, провед€ в посте и молитве около 30 лет, стала принимать
        народ.   ее земл€нке потекли сотни и тыс€чи людей, прозорливость ее стала
        широко известной.
        ¬ –ыбинске существовала св€зь с ссыльными епископами и св€щенниками и по
        благословению старицы одним отправл€ли деньги и посылки, другим она советовала
        хлопотать об освобождении. јвторитет ее был очень велик.
        ѕовидатьс€ со старицей  сенией Ќине довелось лишь позднее.
        ¬есной 1932г. Ќина получила разрешение переехать дл€ дальнейшего отбывани€
        ссылки в ѕолтаву
        ѕолтава 
        √од начала 1932 
        √од окончани€ 1933 
        ќколо одного года Ќина ћихайловна работала в ѕолтавской обсерватории.
        Ћетом 1933г. она была освобождена из ссылки и получила возможность вернутьс€
        в Ћенинград.
        Ќина поспешила уехать из ѕолтавы к своей матери в Ћенинград, не
        дождавшись получени€ паспорта в ѕолтаве.
        ѕроездом из ѕолтавы Ќина ћихайловна говела у одного киевского батюшки, которого ей
        рекомендовали друзь€. Ѕатюшка открыл пустую церковь, исповедал и причастил ее.
        «аметил, что она могла бы привлекать женщин к ÷еркви ("имеет на это данные").
        Ќина ответила: "Ѕоюсь, что оп€ть арестуют". — "¬ажно не сколько прожить, а как
        прожить", — ответил он ей.
         огда Ќина приехала в Ћенинград, из-за отсутстви€ паспорта у нее вышли
        затруднени€ с пропиской, и она поехала хлопотать о прописке в ћоскву.
         огда она приехала в ћоскву, оттуда ее выселили в 24 часа.
        “огда Ќина вернулась в –ыбинск
      ћеста проживани€
        ярославска€ о., г.–ыбинск 
        √од начала 1933 
        √од окончани€ 1934 
        ћес€ц окончани€ 1 
        ¬ –ыбинске Ќина приехала к монахине, с которой познакомилась прежде.
        ќказалось, что теперь тут живет и матушка  сени€.
        ¬се в доме делалось по благословению старицы  сении.
        ѕрежний духовник Ќины в –ыбинске, архимандрит ћакарий, к тому времени уже
        скончалс€. Ќина обратилась к матушке  сении со своими жизненными проблемами.
        ѕрозорлива€ старица дала Ќине совет — поступить на работу в –ыбинске хот€ бы
        временно и получить трехмес€чное удостоверение личности, предостерега€ ее не
        возвращатьс€ сразу в Ћенинград: "ј то в —ибирь попадешь!".
        Ќина рассказала старице  сении, что ей предложили работу по специальности
        в  рыму, но пришлось бы ехать устраиватьс€ без мамы. —тарица очень этого
        испугалась: "ќчень прошу теб€, Ќиночек, ... не езди! — матерью тебе нельз€
        разлучатьс€, а похоронишь ее. — тогда еще наездишьс€... —колько еще скорбей
        впереди! .
        ѕотратив бесплодно несколько дней на поиски работы счетовода, Ќина снова
        посоветовалась со старицей  сенией. —тарица сказала ей: "ј ты сходи на
        ћашиностроительный завод, тут недалеко, теб€ там ждут... ¬от начальник и стол
        тебе приготовил, белой бумагой накрыл, и карандаши, перь€ положил... ".
        Ќина последовала ее совету, и ее сразу оформили там счетоводом.  огда она
        пришла на работу, ее поразило, что предназначенный ей стол покрыт не розовой
        промокательной бумагой, как обычно в то врем€ покрывали, а белой гл€нцевой,
        и что на нем лежали уже приготовленные дл€ нее карандаши и ручки.
        —тарица не могла знать об этом ни от кого, как и о свободной должности
        счетовода на этом заводе.
        Ќину оценили на работе, она получила трехмес€чное удостоверение личности и
        прописку, ради чего и приехала в –ыбинск. ћать присылала ей телеграммы, приглаша€
        ее вернутьс€ в Ћенинград, где Ќине уже было обещано получение паспорта и
        прописки, но старица долго ее задерживала, опаса€сь новых осложнений.  роме того,
        на работе Ќине нужно было закончить годовой отчет. —тарица ей говорила:
           "“еб€ выручили, прин€ли теб€, когда надо было, и ты теперь не должна бросать
            их, пока не закончишь!"
         огда годовой отчет был закончен, старица  сени€ благословила Ќину увольн€тьс€
        и ехать к матери в Ћенинград. ќна дала Ќине наставлени€:
            "—мотри, Ќиночек, избегай высоких должностей и похвал, будь всегда в тени,
            незаметна. ¬от и вербочка ветви свои к земле клонит, и —паситель наш
            на осл€ти смиренно ехал... ".
        "ћолитесь обо мне, ћатушка!", — попросила ее Ќина. — "ƒа за теб€, если бы не
        молитьс€, так ты погибла бы, как таракан!"
        —тарица знала, что Ќина иосифл€нка и сочувствовала этому. —воих послушниц она
        посылала причащатьс€ в —ергианскую церковь, но Ќине этого не советовала, а
        разрешила лишь под –ождество пойти в собор, но поминать там мысленно митрополита
        ѕетра, когда будут возглашать молитву о ћестоблюстителе митрополите —ергии.
        Ќине неизвестно было, сохранилась ли в Ћенинграде хоть одна иосифл€нска€
        церковь. Ќа вопрос Ќины, где ей причащатьс€ в Ћенинграде, старица посоветовала:
            "“ы поезжай в Ћесной, там есть церковь, где служит о.јлександр.  лан€йс€
             ему от мен€, да там и причащайс€!"
        Ќина обрадовалась, дума€, что старица лично знает о.јлександра, но это оказалось
        не так...
        Ћенинград 
        √од начала 1934 
        ƒень начала 20 
        ћес€ц начала 1 
        √од окончани€ 1935 
        20 €нвар€ 1934г. она вернулась в Ћенинград. “ам она продолжила научную де€тельность.
        ¬ ѕулковской обсерватории ей предложили тему изучени€ стратосферы сумеречным
        методом. ќтдельные статьи по этой теме составили монографию, вышедшую в 1936г.,
        и стали позже содержанием ее кандидатской диссертации. ≈е выбрали в организационный
        комитет 1-й конференции по изучению стратосферы.  онференци€ состо€лась весной
        1934г. и включила два доклада Ќины ћихайловны.
        „ерез некоторое врем€ Ќина отыскала церковку в Ћесном, действительно
        единственную, остававшуюс€ еще иосифл€нской и обратилась к о.јлександру,
        ее насто€телю, с поклоном "от старицы  сении". ќ.јлександр очень удивилс€ и
        сказал, что ничего о ней не слыхал. “огда стало пон€тно, что старица  сени€
        знала о.јлександра только силой своей духовной прозорливости.
        ¬ этой церкви Ќина причащалась несколько раз, в последний раз — в родительскую
        субботу перед масленицей 1935г. за несколько дней до своего второго ареста.
        »з воспоминаний Ќины ћихайловны:
           "Ѕыла прекрасна€ заупокойна€ служба, никого в этот день не исповедовали, но
            € сказала, что жду непри€тностей с минуты на минуту, и мне, в виде
            исключени€, была предоставлена возможность исповедатьс€ и причаститьс€"
      јресты
        Ћенинград 
        √од ареста 1935 
        ƒень ареста 5 
        ћес€ц ареста 2 
        Ѕыла арестована 5 феврал€ 1935г. на волне репрессий после убийства —.ћ. ирова в Ћенинграде.
        »з рассказа Ќ.ћ.Ўтауде об этом о.»саакию:
           "”везли в  ресты на шикарной автомашине под надзором высоченного красноармейца
            с примкнутым к ружью штыком... —тарица была права, что неохотно отпускала мен€
            на родину... "
      ќсуждени€
        ././1935 
        ѕриговор ссылка 
      ћеста заключени€
        Ћенинград, тюрьма " ресты" 
        √од начала 1935 
        √од окончани€ 1935 
        Ѕашкири€, г.”фа 
        √од начала 1935 
        √од окончани€ 1938 
        ƒень окончани€ 22 
        ћес€ц окончани€ 3 
        ѕриехала в ссылку в ”фу вместе со своей матерью.
        ¬ ссылке она не работала по специальности: работала в артели по изготовлению
        игрушек, потом на случайных счетных работах, продавщицей билетов на скачках и т.д.
      јресты
        Ѕашкири€, г.”фа 
        √од ареста 1938 
        ƒень ареста 22 
        ћес€ц ареста 3 
        Ѕыла арестована в ссылке
      ќсуждени€
        ././1938 
        ѕриговор 3 года »“Ћ 
      ћеста заключени€
        Ѕашкири€, г.”фа, тюрьма 
        √од начала 1938 
        ћес€ц начала 3 
        √од окончани€ 1938 
        ћес€ц окончани€ 12 
        Ќаходилась в тюрьме в течение 8 мес€цев
        ѕермска€ (тогда ћолотовска€) о., ”сольский »“Ћ 
        √од начала 1939 
        √од окончани€ 1940 
        ¬ лагере выдержала голод, чесотку, харканье кровью в снег и др. испытани€,
        хот€ с юности она отличалась очень слабым здоровьем.
        ¬ конце лагерного срока ее привлекли к научно-исследовательской работе на
        строительстве —оликамского гидроузла
        ѕермска€ (тогда ћолотовска€) о., —оликамский »“Ћ 
        √од начала 1940 
        √од окончани€ 1941 
        ћес€ц окончани€ 3 
        ¬ марте 1941г. она вернулась в ”фу к матери
      ћеста проживани€
        Ѕашкири€, г.”фа 
        √од начала 1941 
        ћес€ц начала 3 
        √од окончани€ 1944 
        — начала войны Ќина ћихайловна работала лаборантом, потом ассистентом на
        кафедре физики в Ѕашкирском сельхозинституте.
        ¬ ”фе она не могла полноценно заниматьс€ научной работой и т€жело переживала это.
        ¬ своей служебной автобиографии, датированной 1941 годом, она писала о себе:
           "ƒостаточно владе€ орудием математического анализа дл€ самосто€тельных
            научных исследований, € умею передать учащимс€ интерес к установлению
            св€зи между отвлеченной формой и конкретным €влением природы... ".
        ¬ 1944г. лишени€ и сложности, болезнь матери и др. привели ее к т€желой
        депрессии и лечению в ”фимской психиатрической больнице.
        ќпухша€ от голода, измученна€ мал€рией, Ќина вернулась из больницы к матери,
        жившей в д.ћиловка на р.Ѕелой под ”фой.
        ќна так рассказывала об этом 11 лет спуст€ в письме
        к своему духовному руководителю о.»саакию (¬иноградову):
           "ј какие т€желые были дни 11 лет назад! ≈ле жива€ добралась € до нашей
           ћиловки на пароходе по реке Ѕелой и на лошад€х и застала маму умирающей..."".
        Ќина написала коллегам — академику ¬.√.‘есенкову и √.ј.“ихову, в то врем€
        эвакуированным в јлма-јту, прос€ от них содействи€ в смысле темы научной работы
        и инструмента дл€ исследований. ¬ ответ она получила приглашение приехать в
        јлма-јту дл€ работы в јкадемии Ќаук.
        ћатушка  сени€ передала ей (через знакомых) свое благословение:
            "ѕусть об€зательно едет в —реднюю јзию, это ее путь!"
        Ќо разрешени€ на переезд долго не приходило.
        ¬ызов в јлма-јту пришел только после смерти ее матери, котора€ скончалась
        25 ма€ 1944г. на ¬ознесение. ѕохоронив мать, Ќина ћихайловна, подготовившись
        к отъезду, уехала в јлма-јту
         азахска€ ——–, г.јлма-јта, ”збекска€ ул. (ныне ул.—ейфуллина), возле обсерватории 
        √од начала 1944 
        ћес€ц начала 9 
        ѕо приезде в јлма-јту в сент€бре 1944г. началс€ счастливый, благодатный, богатый
        духовной радостью, период ее жизни.
        Ќа ее расспросы о существующих в городе храмах она узнала, что все они на несколько
        лет были закрыты и что сейчас открываетс€  азанска€ церковь в ћалой —танице.
        ќна могла хоть изредка там бывать, но приступать самовольно, без благословени€
        духовника, к причастию она не решалась, хот€ ощущала большую тоску по —в€тым “айнам.
        ¬ јлма-јте она стала работать по специальности в јкадемии Ќаук  азахской ——–.
          ней возвратилс€ авторитет востребованного ученого.
        23 марта 1945г. она защитила давно написанную кандидатскую диссертацию по теме
        "‘отометрические наблюдени€ сумерек, как метод изучени€ верхней стратосферы".
        ƒокторска€ тоже была практически готова. „асто быва€ в ћоскве, она убедилась, что
        ее монографи€ по фотометрическому изучению сумерек в ћоскве у сотрудников
        √еофизического института €вл€етс€ "настольной книгой". ≈е теори€ сумерек имела
        большую практическую и военную, оборонную ценность, особенно учитыва€, что в то
        врем€ не было спутников и возможности непосредственного определени€ плотности
        и температуры воздуха на высотах пор€дка 80 км и выше.
        ¬ јлма-јте √.ј.“ихов создал отдел астроботаники, в котором работала Ќина ћихайловна.
        ќна занималась сравнительным изучением спектрофотометрических свойств поверхности
        ћарса (и его предполагаемой растительности) и земной растительности.
        ќсенью 1945г. в јлма-јту приехал архиерей архиепископ Ќиколай (ћогилевский).
        ¬первые она увидела его во вновь открывшемс€ Ќикольском соборе.
        »з воспоминаний Ќины ћихайловны:
           "≈го проповедь в воскресный день была прекрасна, она обнаруживала и высокую
            духовность ¬ладыки, и образование, и умение просто и пон€тно излагать свои
            мысли слушател€м. √лавное же, что пленило мен€ в нем — это така€ же детска€
            простота и всеобъемлюща€ любовь, какие мне были уже знакомы по встречам
            со старицей  сенией. "ƒа, — подумалось мне, — люди различные, а Ѕлагодать
            Ѕожи€ одна и та же, и вот светитс€ она при каждом движении".
            — огромной силой вспыхнуло во мне желание присоединитьс€ к этой ÷еркви,
            чувствовать себ€ в этом храме не гостьей, а полноправным членом духовного
            братства... ≈сли бы владыка был иным, то, возможно, что еще несколько лет
            провела бы € вне ÷еркви... я с великой радостью прин€ла благословение
            —в€тител€... ѕосле этого € стала чаще посещать Ќикольский собор, приступать
            к исповеди и причастию... ".
        ¬ јлма-јте Ќина ћихайловна плодотворно занималась наукой.
        ¬ 1946г. на окраине города √.ј.“иховым на ул.”збекской была построена обсерватори€
        и несколько домиков дл€ научной работы. “ам Ќина ћихайловна жила и работала.
        ¬ июне 1948г. она ездила в ћоскву дл€ защиты докторской диссертации, но
        защита не состо€лась т.к. в июне не собралс€ кворум.
        ѕри наездах Ќины ћихайловны в ћоскву в круг ее общени€ вошли общественно-значимые
        личности, видные ученые, в том числе академик ¬ладимир ѕетрович ¬етчинкин.
        ƒавн€€ искренн€€ и глубока€ религиозность академика ¬етчинкина стала подспорьем
        дл€ ее духовной жизни. ѕозже, в хрущевские антирелигиозные времена она в письме
        о.»саакию писала о том, что ¬ладимир ѕетрович, непосредственно сто€вший у
        истоков освоени€ космоса и запусков спутников, "прежде чем сесть в космический
        корабль, об€зательно отслужил бы в церкви молебен".
        ¬ ƒоме отдыха јЌ ———– в Ѕолшево под ћосквой Ќина ћихайловна подружилась с семьей
        известного ученого-механика ¬.¬.ƒобровольского, лауреата премии им.„ебышева за
        исследовани€ в области теории и классификации механизмов. —воей истовой
        религиозностью супруги ƒобровольские пробудили религиозную активность Ќины ћихайловны.
        ¬ 1946г. Ќина ћихайловна привела семейство “иховых в открывшийс€ Ќикольский собор
        јлма-јты на пасхальную заутреню, изредка посещала сама богослужени€, но испытывала
        нужду в духовном руководстве.
        ¬ 1948г. Ќине ћихайловне удалось впервые побеседовать с ¬ладыкой Ќиколаем.
        »з воспоминаний Ќины ћихайловны:
           "Ёто было 3 сент€бр€ 1948г. я вз€ла однодневный отпуск с работы ради того,
            чтобы помочь присоединитьс€ к ѕравославию одной, уже взрослой лютеранке.
            ј дл€ этого, как мне сказал св€щенник, необходимо было получить его
            благословение. ћы поехали с јней (приемной дочерью “иховых, финкой по
            происхождению и лютеранкой) в ≈пархиальное управление и после недолгого
            ожидани€ мен€ пригласили к ¬ладыке. — первых же слов € почувствовала, что
            говорить с ним очень легко. ќн обрадовалс€ желанию девушки присоединитьс€
            к ѕравославию... “огда € сказала, что у мен€ есть к нему еще и свое дело,
            име€ в виду желание иметь духовника. ќн одобрил его... я была скромно одета,
            голова покрыта косынкой и мне казалось, что ничто во мне не обнаруживает
            научного работника. ќднако ¬ладыка сказал:
               "»з всех наших св€щенников € могу рекомендовать ¬ам только архимандрита
                »сааки€, другие ¬ас не удовлетвор€т. ќн служит в  азанской церкви... "".
        ¬ладыка Ќиколай (ћогилевский) совершил переход јни в ѕравославие 16 сент€бр€
        1948г. и сам пожелал стать восприемником, а Ќину ћихайловну определил в крестные матери.
        “огда же архиепископ Ќиколай поручил отцу архимандриту »саакию быть духовным
        отцом Ќины Ўтауде.
        — этого времени началс€ период 30-летнего общени€ ее с архимандритом
        о.»саакием (¬инограловым). Ёто был пролог к последующей новой, богатой
        событи€ми и духовно насыщенной жизни.
        ¬последствии, в 1957г. она сделала о.»саакию такое признание:
           "... — тех пор € прожила вторую жизнь, €ркую и целеустремленную. –азве это
            не чудо? „ем € могу выразить благодарность Ѕогу и ¬ам, дорогой мой отец
            духовный?".
        ¬заимопониманию Ќины ћихайловны с о.»саакием способствовали общие воспоминани€ о
        ѕетербурге. Ѕудущий архимандрит ¬ан€ ¬иноградов училс€ в ѕетербурге в том
        самом ѕервом –еальном училище, где тогда преподавал географию отец Ќины,
        ћихаил ƒанилович Ўтауде.
        ¬ складе и судьбе о.»сааки€ и Ќины ћихайловны было много общего, и это общее
        позвол€ло во многих вещах понимать друг друга с полуслова.
        — 1949г. архимандрит »саакий стал посещать астрономическую обсерваторию, где
        работала и проживала Ќина ћихайловна. ¬се ее друзь€ и ее крестники стали его
        духовными детьми.
        ¬ феврале 1950г. Ќина ћихайловна отправилась в ћоскву на вторую попытку
        защиты докторской диссертации. ѕозже она рассказывала:
           "ƒень защиты был уже объ€влен в газете. Ќо мой друг и соавтор некоторых работ
           профессор ¬етчинкин, один из оппонентов, оказалс€ т€жело больным, а отзыв академика
           ‘есенкова, переданный им в последний день, оказалс€ двусмысленным. —очувствующие
           люди из совета √еофизического института сообщили, что парторг собирает группу
           единомышленников, чтобы устроить на защите политический скандал, и, во вс€ком
           случае, не допустить мен€ до степени доктора. —оветовали отменить защиту.
           Ёто € и сделала, сославшись на свое заболевание. я пришла к убеждению, что нет
           воли Ѕожией продолжать мне научную работу... ".
        ¬скоре в јлма-јте в јкадемии Ќаук началась "чистка кадров", и, в продолжение
        московской опалы, Ќина ћихайловна была уволена. — 1 €нвар€ 1951г. она стала пенсионером.
        ќна этим не огорчалась: у нее по€вилась возможность ежедневно бывать в храме и
        вести монашеский образ жизни.
        ¬ августе 1952г. Ќина ћихайловна сопровождала о.»сааки€ в его поездке в  азань.
        ¬  азани она познакомилась с архиепископом —ергием. ѕока о.»саакий пребывал
        в  азани, Ќина ћихайловна съездила из  азани в ћоскву, пожила у друзей и
        снова вернулась в  азань, чтобы по желанию ¬ладыки —ерги€ сопровождать
        архимандрита »сааки€ в јлма-јту.
        ¬ том же году ко дню јнгела о.»саакий подарил ей книгу проповедей ѕатриарха
        јлекси€, что навело ее на мысль записывать проповеди митрополита
        Ќикола€ (ћогилевского) и архимандрита »сааки€ (¬иноградова).
        ѕерва€ проповедь о.»сааки€ была записана ею 13 ма€ 1952г., а архиепископа Ќикола€ —
        на “роицу 7 июн€ того же года. ќт о.»сааки€ она получила благословение записывать
        в виде очерков и услышанное на встречах с ¬ладыкой Ќиколаем. ќтцу »саакию она писала:
           "¬ы строите пам€тник нашему ¬ладыке, которого ¬ы называете даже "великим".
            ≈динственное, что € могу оставить доброе после себ€ — это записи проповедей
            ¬ладыки и ¬аших... ". Ёту задачу она в дальнейшем успешно выполнила
          ее будущему постригу ¬ладыка Ќиколай и о.»саакий отнеслись очень серьезно.
        — ¬ладыкой Ќиколаем о монашеском делании они вели беседу несколько часов.
        ѕосле той беседы с ¬ладыкой Ќиколаем она начала записывать еженедельные отчеты
        о своем духовном и душевном состо€нии. ќна называла их "спектрами". ѕричиной того,
        что она не так часто разговоривала с о.»саакием лично, а писала письма, была ее
        деликатность: Ќина Ўтауде не хотела бывать у о.»сааки€ слишком часто, вид€, как
        он устает от других многочисленных посетителей. — 1952г. по 1970г. "спектров"
        накопилось множество. ќни содержат драгоценный материал по биографии о.»сааки€
        за алма-атинский годы и елецкий период
      –укоположение
        р€софор 
        Ќина 
        1953 
        ƒень 31 
        ћес€ц 7 
        ћесто  азахска€ ——–, г.јлма-јта 
         то рукоположил архимандрит »саакий (¬иноградов) 
        ¬ р€софор она была пострижена тайно на квартире ёрпольских
      —лужение
         азахска€ ——–, г.јлма-јта, Ќикольский собор 
        ƒолжность член церковной двадцатки 
        √од начала 1953 
        Ќина ћихайловна вошла в состав церковной двадцатки Ќикольского собора,
        насто€телем которого был о.»саакий.
        Ќаучной работой Ќина ћихайловна занималась врем€ от времени, когда √.ј.“ихов,
        по старой пам€ти, присылал сотрудников дл€ консультации.
        ¬ 1956–1957гг. академик √.ј.“ихов, которому уже было более 70 лет, хотел передать
        Ќине ћихайловне заведование сектором астроботаники и настойчиво звал ее вернутьс€
        в науку, называ€ ее церковно-монашеский образ жизни "эгоизмом".
        Ќо в научную среду монахин€ Ќина уже не могла вернутьс€. ¬ очередном письме —
        "спектре" она писала ему:
           "40-летний труд в той области науки и желание выручить и утешить своего
           друга, желающего, очевидно, видеть свое научное наследство в надежных руках,
           будут немного т€нуть мен€ в ту сторону. Ќо € отлично знаю, что это — искушение,
           что последние годы своей жизни € должна отдать Ѕогу и ÷еркви, как и обещала это
           весною 1952г., когда был у нас разговор с ¬ладыкой нашим на эту тему; да и
           мира душевного там не найдешь. ¬ ÷еркви же хватает мне дела... ".
        ¬ июле 1955г.о.»саакий вз€л с собой монахиню Ќину в паломничество по —в€тым
        местам в ћоскву, а затем в  иев и ѕочаев. ѕоездка их была прервана сообщением
        о т€желой болезни ¬ладыки Ќикола€, и 29 августа 1955г. они вернулись
        в јлма-јту. ћитрополит Ќиколай скончалс€ 25 окт€бр€ 1955г.
        ѕосле кончины митрополита Ќикола€ монахин€ Ќина оказалась, как и о.»саакий,
        в эпицентре сильнейших церковных нестроений, происходивших в јлма-јте.
        ѕеред кончиной митрополит Ќиколай завещал епископство в  азахстане о.»саакию.
        Ќо после временного пребывани€ на кафедре ≈рмогена (√олубева) 18 июн€ 1956г.
        на кафедру прибыл архиепископ »оанн (Ћавриненко), который относилс€ к о.»саакию
        непри€зненно и желал его удалени€. Ѕыло даже известно врем€ "суда" над о.»саакием.
        ћонахин€ Ќина решила помочь своему духовному отцу. 15 марта 1957г. она срочно
        вылетела в ћоскву, чтобы там дл€ помощи о.»саакию использовать свои старые
        св€зи, прежде всего, знакомство с семьей протопресвитера Ќикола€  олчицкого.
        ¬о врем€ полета один из двигателей двухмоторного самолета в воздухе отказал,
        два с половиной часа самолет летел на одном моторе, который, по словам летчика,
        "раскалилс€ добела". — трудом совершили посадку в ”ральске. ƒалее до ћосквы
        она добралась на грузовом самолете. ≈й удалось помочь о.»саакию: уже 19 марта
        из ћосквы в јлма-јту пришла весть, что архиепископа »оанна (Ћавриненко) перевод€т
        на „ел€бинскую кафедру, а 2 апрел€ 1957г. он покинул јлма-јту.
        6 июн€ 1957г. в јлма-јту прибыл новый епископ јлексий (—ергеев), до того находившийс€
        под строжайшим запретом после церковного суда над ним в  алининской епархии.
        —коро этот епископ стал покровительствовать намерени€м прот.јнатоли€ —иницына
        вз€ть кафедральный собор в свои руки и удалить из него о.»сааки€.
        ¬ алма-атинской газете был напечатан пасквиль на о.»сааки€, автором которого был
        один молодой св€щенник, недовольный строгими требовани€ми о.»сааки€.
        ≈пископ на защиту отца архимандрита »сааки€ не встал. ќтец »саакий страдал,
        но молчал и служил, как обычно.
        » тут оп€ть пришла на помощь монахин€ Ќина Ўтауде: от имени церковной двадцатки
        Ќикольского собора она потребовала опровержени€ от газеты, что было и сделано.
        ¬ конце но€бр€ 1957г. монахин€ Ќина снова совершила перелет в ћоскву, чтобы
        выручить своего духовного отца, приготовив одновременно дл€ ѕатриарха
        70 машинописных страниц проповедей архимандрита »сааки€. ќна и на этот раз
        "вышла" на семью  олчицких. ќстанавливалась она в знакомой семье ¬.¬.¬едерникова,
        редактора "∆урнала ћосковской ѕатриархии". » оп€ть ее помощь оказалась
        действенной: на ближайшем заседании —инода епископ јлексий был отправлен на
        покой, а о.»саакий был вызван в ћоскву дл€ нового назначени€.
        ѕосле этого монахин€ Ќина уехала из јлма-јты в ≈лец, на новое место служени€
        о.»сааки€
      ћеста проживани€
        Ћипецка€ о., г.≈лец 
        √од начала 1958 
        ћес€ц начала 4 
        √од окончани€ 1967 
      –укоположение
        манти€ 
        Ќина 
        1967 
        ћесто Ћипецка€ о., г.≈лец 
      ћеста проживани€
        Ћипецка€ о., г.≈лец 
        √од начала 1967 
        √од окончани€ 1980 
        ѕриехала в ≈лец вместе с архимандритом »саакием.
        ¬ последние годы жизни монахин€ Ќина много писала воспоминаний, систематизировала
        свой личный архив, в 1971г. передала его в архив Ћенинградского филиала јЌ ———–
        с условием не публиковать его до 2000г. — 2000г. этот архив, весьма ценный
        дл€ церковных историков, хранитс€ в ≈пархиальном архиве —анкт-ѕетербурга
     ончина
      1980 
      ƒень 16 
      ћес€ц 6 
      ћесто Ћипецка€ о., г.≈лец 
      јрхимандрит »саакий проводил ее в вечную жизнь за полгода до собственной
      кончины
    ѕубликации

(c) ѕ—“√”. ‘акультет »ѕћ