Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1954
Дела okn.130
    Дурылин Сергей Николаевич 
    Год рождения 1886 
    День рождения 14 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Москва 
    священник 
    Специальность доктор филологических наук, профессор, духовный писатель, искусствовед 
    Известный философ, богослов, искусствовед, этнограф, духовный писатель, педагог.
    Печатался под псевдонимами: С.Северный, С.Раевский, Н.Кутанов, Д.Николаев и др.
    Родился 14/27 сентября 1886г. в купеческой семье.
    Отец — Николай Зиновьевич Дурылин (Дурилин). Мать — Анастасия Васильевна Дурылина
    (в девичестве Кутанова)
    Родство Фотографии[1] [2] [3] [4] [5] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1920г.] [1920-1924гг.] [1924-1933гг.] [1933-1954гг.]
      Образование
        IV Московская мужская гимназия 
        Год поступления 1897 
        Год окончания 1903 
        В 1897–1903гг. учился в IV Московской мужской гимназии, которую не окончил.
        Литературную деятельность Сергей Дурылин начал в 1902г.
        В 1905–1913гг. сотрудничал в издательстве "Посредник".
        Одно время находился под сильным влиянием идей Л.Н.Толстого
        Москва, Московский археологический институт 
        Год поступления 1910 
        Год окончания 1914 
        В 1910–196гг. сотрудничал в издательстве "Мусагет".
        С 1910г. сотрудничал с издательством "Путь", созданном при "Московском
        религиозно-философском обществе памяти В.С.Соловьева", с осени 1912г. до закрытия
        в 1918г. являлся бессменным секретарем общества.
        Входил в "Кружок ищущих христианского просвещения", руководимый М.А.Новоселовым.
        В 1911г. и в 1914г. совершил несколько поездок по русскому Северу, давших материал
        для искусствоведческих и этнографических очерков. В Соловецком монастыре познакомился
        с епископом Михеем (Алексеевым), беседовал со старцами.
        В 1912г. совершил поездку на озеро Светлояр Нижегородской губ., где по легенде
        находится "невидимый град Китеж".
        В 1913г. в издательстве "Мусагет" вышла его книга "Рихард Вагнер и Россия",
        в которой он трактовал легенду о невидимом граде Китеже как верховном символе
        русского народного религиозного и философского сознания. Эта тема получила развитие
        в книге "Церковь Невидимого града. Сказание о граде Китеже", которая получила
        высокую оценку Императора Николая II.
      Служение
        Москва, Московский епархиальный училищный совет 
        Должность член училищного совета 
        Являлся членом Московского епархиального училищного совета
        Москва, Московское религиозно-философское общество памяти В.С.Соловьева 
        Должность секретарь 
        Год начала 1912 
        Год окончания 1918 
        С начала Первой Мировой войны занимал твердую православно-патриотическую позицию.
        В 1914–1915гг. читал лекции, изданные в 1916г. в книге "Лик России. Великая война
        и русское призвание", в которой война оправдывалась провиденциальным предназначением
        России сберечь Православие, освободить славян и армян от гнета Австрии и Турции.
        В книге "Град София. Царьград и Святая София в русском народном религиозном
        сознании" (1915г.) говорил о "нашем единственном, но безмерном праве" на
        Константинополь, обусловленном почитанием Софии Премудрости Божией со времен
        Древней Руси.
        В 1915г. впервые посетил Оптину пустынь, исповедовался у старца иеросхимонаха
        Анатолия (Потапова), беседовал со старцем Нектарием, пребывавшем на покое в
        монастыре епископом Уфимским Михеем, схиархимандритом Агапитом, архимандритом
        Феодосием.
        В марте 1918г. был приглашен вместе с о.Павлом Флоренским, С.П.Мансуровым и
        М.А.Новоселовым принять участие в работе Соборного отдела о духовно-учебных
        заведениях и разработке типа пастырских училищ (взамен семинарий)
        Москва, Богословские курсы 
        Должность лектор по церковному искусству 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1918 
        В апреле-июне 1918г. на Богословских курсах, открытых по благословению Патриарха Тихона,
        С.Н.Дурылин читал лекции по церковному искусству
        Москва, Комиссия по охране памятников искусства и старины при Троице-Сергиевой Лавре 
        Должность член Комиссии по охране памятников искусства и старины 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1920 
        Работал в "Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры"
        под руководством о.Павла Флоренского.
        Занимался описью реликвий Лавры XVII века
      Места проживания
        Московская губ., Сергиев Посад 
        Год начала 1919 
        В 1919г. переселился в Сергиев Посад
      Рукоположение
        диакон 
        1920 
        День 8 
        Месяц 3 
        священник 
        1920 
        День 15 
        Месяц 3 
        Кто рукоположил епископ Феодор (Поздеевский) 
        15/02 1920г. был рукоположен во священника (целибатом).
        Еще во время Первой мировой войны С.Н.Дурылин, решив уйти в монастырь,
        беседовал в Оптиной пустыни со старцем иеросхимонахом Анатолием (Потаповым),
        но старец, побеседовав, не благословил его на этот шаг, сказав, что пока он
        не готов к монашеству
      Служение
        Москва, церковь свт.Николая в Кленниках на Маросейке 
        священник 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1921 
        В храме свт.Николая в Кленниках о.Сергий служил при о.Алексии Мечеве. Кроме
        богослужений, о.Сергий вел также и внебогослужебные беседы на Маросейке.
        Он также участвовал в составлении службы Всем святым, в земле Российской просиявшим.
        Им составлены тропари канона святым Калужским (песнь 4, тропарь 7) и Тамбовским
        (песнь 9, тропарь 1) и второй светилен, обращенный к Софии Премудрости Божией.
        Здесь он познакомился с Ириной Алексеевной Комиссаровой.
        Весной 1921г. без благословения о.Алексия Мечева перешел служить в Боголюбскую
        часовню у Варварских ворот
        Москва, Боголюбская часовня у Варварских ворот Китай-города 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1922 
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1922 
        После перехода в Боголюбскую часовню о.Сергий поселился там в одном из
        внутренних помещений Варварских ворот со своим другом и сослужителем о.Петром Давыденко
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1922 
        День ареста 11 
        Месяц ареста 7 
        О.Сергий был арестован и помещен во внутреннюю тюрьму ГПУ.
        27 июля 1922г. ему было предъявлено обвинение в том, что "служа при церкви-часовне
        Боголюбской, занимался скрытой антисоветской агитацией-деятельностью".
        24 октября 1922г. секретный отдел ГПУ вынес заключительное обвинение:
             "При часовне Боголюбской, настоятелем которой был С.Н.Дурылин, а также и у
              него на квартире, часто собирались к/р элементы, которые занимались здесь
              распространением а/с агитации, поддерживали связь с Тихоном и под видом
              религиозных книжек и душеспасительных мотивов распространяли среди верующих
              к/р воззвания. Дурылин являлся здесь одним из самых видных а/с деятелей.
              При изъятии церковных ценностей он вместе с попом Давыденко Петром (ныне
              скрывающемся от суда и следствия), нападал на монахов-прислужников указанной
              часовни за то, что они занесли в опись все имеющиеся ценности, и хотел их
              выгнать вон, т.к. "они вместе с властями ограбляют храмы".
              Вместе с другими попами он часто выступал с проповедями, на которых указывал,
              что "вера Христова попрана", что "храмы ограбляются и верующие насилуются
              властью", что "на землю сошел Антихрист" и т.д.
              Наконец, им было принято предложение к/р Берлинского журнала составить для
              него сборник статей и русской церкви в момент ее обновления.
              Все это характеризует его, Дурылина С.Н., как элемент политически,
              безусловно, вредный для Советской власти".
      Осуждения
        Комиссия НКВД по административным высылкам 
        25/11/1922 
        Приговор 2 года ссылки в Хиву, заменена на высылку в Челябинск на тот же срок 
        15 декабря 1922г. по ходатайству Б.Красина, А.Цветаевой и П.Когана, поддержанному
        А.Луначарским, высылка в Хиву была заменена на высылку в Челябинскую губернию
      Места заключения
        Москва, внутренняя тюрьма ГПУ 
        Год начала 1922 
        День начала 11 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1922 
        День окончания 8 
        Месяц окончания 8 
        8 августа 1922г. был переведен во Владимирскую тюрьму
        Владимир, городская тюрьма 
        Год начала 1922 
        День начала 8 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1923 
        Во Владимирской тюрьме провел полгода. Знакомые о.Сергия (А.В.Щусев и др.)
        хлопотали о его освобождении перед Луначарским. Тот согласился помочь лишь в том
        случае, если о.Сергий заявит о снятии с себя сана.
        После 1922г. о.Сергий в церкви не служил, но, по свидетельствам близко знавших
        его людей, сана не снимал
        Челябинск 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1924 
        В ссылку в Челябинск о.Сергия сопровождала Комиссарова Ирина Алексеевна по благословению
        о.Алексия Мечева.
        В Челябинске с 15 января 1923г. по 30 ноября 1924г. он состоял на службе в Челябинском
        музее местного края в должности ученого археолога и этнографа, заведовал
        археологическим и этнографическим отделами музея.
        В ссылке о.Сергий тяжело заболел. Ирина Алексеевна выходила его.
        26 сентября 1924г. постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ о.Сергий был
        досрочно освобожден
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1924 
        Год окончания 1927 
        После возвращения из ссылки о.Сергий (Сергей Николаевич) занимался научной,
        искусствоведческой и литературной работой, преподавал.
        Работал внештатным сотрудником Государственной Академии художественных наук
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1927 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 6 
        Обвинение при аресте "распространение среди верующих литературы антисемитского содержания" 
        Был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        16/09/1927 
        Обвинение "а/с агитация, связь с а/с группой почитателей к/р писателя Розанова" 
        Приговор 3 года ссылки в Сибирь 
        10 августа 1927г. Дурылину было предъявлено обвинение:
             "Дурылин С.Н имел отношение к Леману — руководителю а/с группы почитателей
              писателя Розанова, давал Леману справки и устные сведения о настроениях,
              взглядах Розанова и его биографии. Сам же Дурылин пропагандировал некоторые
              моменты из учения Розанова, являющиеся, несомненно, контрреволюционными".
        16 сентября 1927г. был вынесен приговор о высылке в Сибирь
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1927 
        День начала 10 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1927 
        Месяц окончания 9 
        После вынесения приговора был выслан в Томск. В ссылку его опять сопровождала
        Ирина Алексеевна Комиссарова
        Томск 
        Год начала 1927 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1930 
        В Томске неофициально трудился библиотекарем в Томском государственном
        университете, разбирал книги из библиотеки Жуковского.
        После освобождения в 1930г. из ссылки ему было запрещено проживание в Москве, и он
        вынужден был поселиться в Киржаче
        Владимирская о., г.Киржач 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1933 
        В 1933г. он вступил в гражданский брак с Ириной Алексеевной Комиссаровой,
        бывшей прихожанкой храма свт.Николая в Кленниках на Маросейке.
        В 1933г. он обратился с заявлением во ВЦИК с просьбой разрешить жить в Москве.
        В этом же году получил разрешение вернуться в Москву
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1936 
        Московская о., г.Болшево 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1954 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 12 
        С 1936г. проживал в Болшево под Москвой.
         В 1933–1943гг. работал в Литературном музее, Институте мировой литературы
        и в редакциях сборников "Звенья" и "Литературное наследство".
         В 1944г. защитил диссертацию на присвоение ученой степени доктора филологических
        наук. После окончания Великой Отечественной войны — профессор, заведующий кафедрой
        истории русского и советского театра в Государственном институте театрального
        искусства имени А.В.Луначарского.
         Сергей Николаевич и Ирина Алексеевна вместе дожили до старости.
        В их квартире был образ Спасителя, и перед ним никогда не угасала лампада.
         Долгое время, по некоторым мнениям, считалось, что по совету А.В.Луначарского
        Дурылин в 1922г., чтобы избежать расстрела, согласился снять с себя сан священника.
        Однако не обнаружено никаких документальных свидетельств, подтверждающих, что
        С.Н.Дурылин когда-либо снимал с себя сан священника, не говоря уже о публичном
        провозглашении подобного факта.
        Более того, люди, близко знавшие С.Н.Дурылина, свидетельствуют о противоположном.
        С.А.Голицын в мемуарах "Записки уцелевшего" (М., 1990) утверждает:
              "Он сана никогда не снимал".
        С.И.Фудель в своих воспоминаниях по этому поводу писал:
              "Передавали мне, что и епископ Стефан (Никитин), знавший его [С.Н.Дурылина]
               лично, говорил, что он никогда и нигде не отрекался от Церкви и не снимал
               сана".
              (Фудель С.И. Собр. соч. в трех томах. Т.1. С.55.).
        По свидетельству Н.М.Нестеровой (из личной беседы Э.Хасановой с Н.М.Нестеровой
        15 июня 2002г.)
             "обряд ее венчания с Ф.С.Булгаковым в 1945г. был тайно совершен С.Н.Дурылиным".
              (см.Хасанова Элеонора. Торопясь запечатлеть дорогие образы. К 145-летию со
              дня рождения М.В.Нестерова — http://www.hrono.ru/text/2007/has06 07.html).
        В комментариях Б.Селиверстова к публикации
              "В поисках Святой Руси. Из писем А.Н.Руднева к В.И.Леоновой "
        высказывается предположение, что Дурылин сана с себя не снимал, но причиной его
        прекращения его дальнейшего служения была женитьба на приезжавшей к нему в ссылку
        Ирине Алексеевне Комиссаровой
              (Надежда. Христианское чтение. Вып. 6. Frankfurt/Main, 1981. С.353.).
        По свидетельству Е.Крашенинниковой:
              "Ирина Алексеевна рассказала своему секретарю, моему лучшему другу, что
               Сергей Николаевич никогда не снимал с себя сан. Они воспользовались слухами
               о снятии сана и не опровергали этих слухов"
              (Крашенинникова Е. Храмы и пастыри// Альфа и омега. М., 1999. N 3. С.279.)
        Архив С.Н.Дурылина хранится в РГАЛИ (Ф.2980. Оп.1. Д.1822–1991)
    Кончина
      1954 
      День 14 
      Месяц 12 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Даниловское кладбище 
    Труды
      1 "Древнерусская иконопись и Олонецкий край". Петрозаводск. 
      1913г. 
      2 "За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке". М. 
      1913г. 
      3 Рихард Вагнер и Россия. О Вагнере и будущих путях искусства". М.: "Мусагет". 
      1913г. 
      4 книга "Церковь Невидимого града. Сказание о граде Китеже". М. 
      1913г. 
      5 книга "Лик России. Великая война и русское призвание". М. 
      1916г. 
      6 книга "Град София. Царьград и Святая София в русском народном религиозном сознании". М. 
      1915г. 
      7 "Нестеров-портретист". М.-Л.: "Искусство". 
      1949г. 
      8 Воспоминания о старце Алексие Мечеве "Во граде, яко в пустыне живый..." (В книге "Пастырь добрый") 
      1997г. 
    Публикации
      1 "Пастырь Добрый". Жизнь и труды московского старца протоиерея Алексея Мечева/ Сост. С.Фомин. М.: Паломник, 1997. 784 с. (Б-ка "Русское православие ХХ века). 
      С.667–668. 
      2 Советский энциклопедический словарь. М., 1988. 
      3 Пришвина Валерия. Невидимый град: Библиотека мемуаров. М.:Молодая гвардия, 2003. 
      С.368. 
    Заявители
      Гончаров Владимир Александрович, исследователь 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ