Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 13.12.1993 Дела ola.1 =>
ola.1 Кн_Статья
    АФАНАСИЯ (Лепешкина Александра Васильевна), игумения

     — 1885 — родилась в Москве.

     — 1902 — окончила Усачевско-Чернявское женское училище в
    Москве.

     — 1902 — поступила в Троице-Одигитриевский монастырь
    Зосимова пустынь Верейского уезда Московской губ.
    @DATAT = 1904 — училась иконописи в Серафимо-Понетаевском
    монастыре (в течение полугода).
    @DATAT = После 1914 — пострижена в рясофор с именем
     Афанасия.

     — 1920 — избрана игуменией того же монастыря.
    Пострижена в мантию (?).

     — 1920 — организовала из насельниц монастыря сельскохозяйственную
    артель Зосимова пустынь и стала ее председателем.

     — 1928 — после ликвидации артели поселилась в с. Петровское
    (Алабино) Наро-Фоминского р-на.

     — 1931, 25 мая — арестована.

     — 1931, 10 июня — осуждена тройкой при ПП ОГПУ СССР по Московской
    обл. Обвинение: антисоветская агитация. Приговор: 5 лет
    ИТЛ, заключение заменено высылкой в Казахстан на тот же срок.

     — 1931, июнь (июль?) — умерла в ссылке.
    А. В. Лепешкина родилась в семье богатых московских
    купцов, почетных граждан, на протяжении нескольких поколений отличавшихся
    щедрой благотворительностью. Ее прапрадед Лонгин Кузьмич Лепешкин
    был основным жертвователем при возобновлении в 1818 г. храма св.
    Марона что в Панех на Якиманке и стал его первым церковным старостой.
    Старший сын, Василий Лонгинович (прадед игумении Афанасии) и его потомки
    достраивали и благоукрашали этот храм. Второй сын Лонгина Кузьмича
    Семен Лонгинович стал основным жертвователем при возобновлении в 1824–1826
    гг. храма Св. Троицы что в Вишняках и был его старостой. В 1840–1850-х
    годах Семен Лонгинович выстроил храм и необходимые помещения во вновь
    организованной Одигитриевской женской общине в Верейском уезде, пожертвовал
    для нее капитал, и это дало возможность утвердиться обители в качестве
    монастыря в 1856 г. Именно в этот монастырь пришла семнадцатилетняя
    Александра Васильевна Лепешкина сразу же по окончании института. В
    монастыре она занималась иконописью. После 1917 г. монастырь как
    таковой был закрыт, но насельницам удалось организоваться в сельскохозяйственную
    артель и просуществовать до 1928 г. Титанический труд организатора
    и руководителя артели, обеспечившей сносное существование
    двумстам женщинам, понесла выбранная ими новая игумения Афанасия (Лепешкина).
    Церковные службы не прерывались.
    После разгрома артели игумения
    со своей келейницей и одной послушницей поселились недалеко от алабинской
    больницы, т. к. была очень больна (порок сердца и туберкулез). Жили
    своим трудом (стегали одеяла). Арестованы были одновременно игумения
    Афанасия и послушница Евдокия Бучинева. Исправительный лагерь для
    них обеих был заменен высылкой в Казахстан. На второй день по приезде
    на новое место жительства скончалась игумения Афанасия. На следующий
    день скончалась Дуня. Их погребли в одной могиле. Ярче всего выразила
    себя последняя игумения Зосимовой пустыни заключительной фразой в
    протоколе своего допроса от 25 мая 1931 г.: Во время пребывания
    моего в монастыре я крепко была предана Богу и так же предана в настоящее
    время и готова за Бога и Христа жизнь положить. Больше показать
    ничего не могу.
     * ГА РФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-37123.
     * ЦГА МО. Ф. 4997. Оп. 1. Д. 1367.
     * Мелентьев М. М. Мой час и мое время // Встречи с прошлым.
    Вып. 7. М., 1990. С. 204–208.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ