Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT Дела
oep.23
    ( * ) Ириней (Шульмин Михаил Александрович) 
    Фамилия  Шульмин 
    Год рождения 1893 
    День рождения 13 
    Месяц рождения 1 
    Место рождения Казань 
    архиепископ 
    Специальность  кандидат богословия 
    Родился в семье псаломщика (впоследствии диакона и священника) домового храма
    военного госпиталя в Казани
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1919г.] [1919-1920гг.] [1920-1922гг.] [с 1922г.] [1923г.] [с 25 сентября до декабря 1923г.] [1923-1935гг.] [1935-1937гг.]
      Образование
        Казанское духовное училище
        Год окончания 1908 
        По окончании в 1908г. Казанского духовного училища поступил в Казанскую Духовную
        Семинарию
        Казанская Духовная Семинария
        Год поступления 1908 
        Год окончания 1911 
        В 1911г., в связи с отъездом отца в Тифлис, переведен в Тифлисскую Духовную Семинарию
        Тифлисская Духовная Семинария
        Год поступления 1911 
        Год окончания 1912 
        Казанская Духовная Семинария
        Год поступления 1912 
        Год окончания 1914 
        После возвращения с семьей в Казань в 1912г. продолжил учебу в Казанской Духовной
        Семинарии.
        В 1913г. посвящен в стихарь епископом Чебоксарским Михаилом (Богдановым).
        В 1914г. окончил Казанскую Духовную Семинарию по I разряду.
        В том же году поступил в Казанскую Духовную Академию
        Казанская Духовная Академия
        Год поступления 1914 
        Год окончания 1918 
        День окончания 6 
        кандидат богословия 
        Поступил в КазДА не по направлению, а волонтером, но хорошо сдал экзамены и
        был зачислен на казенный кошт.
        Уже на II курсе он определил свой путь как монашеское служение.
        Во время учебы в КазДа в ноябре 1915г. пострижен в рясофор ректором КазДА
        епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком).
        Серьезное влияние на его духовное становление на него оказал архимандрит
        Гурий (Степанов), будущий архиепископ, в то время инспектор Духовной Академии,
        впоследствии профессор и помощник ректора.
        По поручению архимандрита Гурия в годы I Мировой войны Михаил Шульмин, обладавший
        несомненным даром слова, участвовал в патриотической проповеднической деятельности.
        Впоследствии на допросе архиепископ Ириней показал:
            "...Будучи студентом Казанской Духовной Академии, я близко сошелся во взглядах
             с инспектором академии архимандритом Гурием (Степановым)... который воспитал
             меня в духе непримиримой враждебности к большевикам. По заданию Гурия я
             занимался проповедничеством за "веру, Царя и Отечество"..."
      Рукоположение
        рясофор 
        1915 
        Месяц 11 
        Кто рукоположил епископ Чебоксарский Анатолий (Грисюк) 
        монах 
        Ириней 
        1917 
        День 2 
        Месяц 12 
        Место Казань 
        Кто рукоположил епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) 
        2/15 декабря 1917г. епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком) студент
        выпускного курса Михаил Шульмин был пострижен в мантию с именем Ириней в честь
        св. вмч. Иринея Лионского
        иеродиакон 
        1917 
        День 5 
        Месяц 12 
        Кто рукоположил епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) 
        5/18 декабря 1917г. владыка ректор епископ Анатолий (Грисюк) посвятил его в сан
        иеродиакона, а 18/31 мая 1918г. — во иеромонаха
        иеромонах 
        1918 
        День 31 
        Месяц 5 
        Кто рукоположил епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) 
        Рукоположен во иеромонаха 18/31 мая 1918г.
        В июне 1918г. о.Ириней окончил КазДА со степенью кандидата богословия за кандидатское
        сочинение "Значение палестиноведения для изучения и понимания Библии" [5]
      Служение
        Екатеринбургская губ., Верхотурский у., Верхотурский во имя свт.Николая Чудотворца мужской монастырь 
        иеромонах 
        Должность  помощник епархиального миссионера 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1919 
        Месяц окончания 6 
        Определен помощником епархиального миссионера Екатеринбургской епархии с пребыванием
        в Верхотурском Николаевском мужском монастыре.
        К месту своего служения о.Ириней прибыл осенью 1918г. в условиях начавшейся
        гражданской войны.
        Он принимал активное участие в организации помощи армии адмирала А.В.Колчака
      Места проживания
        Сибирь, войска Белой армии адмирала А.В.Колчака 
        Год начала 1919 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1919 
        В июне 1919г., когда братия монастыря эвакуировалась из обители, о.Ириней ушел
        в Сибирь с отступающими белогвардейскими войсками.
        В том же 1919г., после отступления Белой армии, он вернулся в Екатеринбургскую епархию
      Служение
        Екатеринбургская губ., Верхотурский у., Верхотурский во имя свт.Николая Чудотворца мужской монастырь 
        иеромонах 
        Должность  епархиальный миссионер 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1920 
        Правящим епископом Григорием (Яцковским) о.Ириней был назначен епархиальным
        миссионером Екатеринбургской епархии с пребыванием в Верхотурском Николаевском мужском монастыре.
      Рукоположение
        архимандрит 
        1920 
        Кто рукоположил епископ Екатеринбургский Григорий (Яцковский) 
        В 1920г. епископом Екатеринбургским (позже архиепископом) Григорием (Яцковским) о.Ириней
        был назначен настоятелем Входо-Иерусалимского храма в Нижнем Тагиле и возведен
        в сан архимандрита
      Служение
        Екатеринбургская губ., г.Нижний Тагил, Входо-Иерусалимская церковь 
        архимандрит 
        Должность  настоятель 
        Год начала 1920 
        Год окончания 1922 
        Месяц окончания 3 
        В 1921г. архимандрит Ириней рассматривался как один из кандидатов на предполагаемую
        к открытию в Нижнем Тагиле единоверческую архиерейскую кафедру.
        Весной 1922г., в связи с обсуждением возможности учреждения в Нижнем Тагиле
        общеправославной викарной архиерейской кафедры, был вновь выдвинут как один
        из кандидатов в епископы
        Екатеринбург, Богоявленский кафедральный собор 
        архимандрит 
        Должность  настоятель 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1922 
        День окончания 13 
        Месяц окончания 8 
        В марте 1922г. стал настоятелем кафедрального Богоявленского собора в Екатеринбурге.
        После возникновения в мае 1922г. обновленческого раскола архимандрит Ириней
        не признал ВЦУ. Он поддержал позицию архиепископа Григория (Яцковского) по противодействию
        раскольникам
      Аресты
        Екатеринбург 
        Год ареста 1922 
        День ареста 13 
        Месяц ареста 8 
        Арестован в в Екатеринбурге в ночь на 13 августа 1922г. вместе с архиепископом
        Григорием (Яцковским) за противодействие обновленческому расколу, хотя
        формально обвинялся в "сотрудничестве с белыми во время Гражданской войны" и
        в "антисоветской агитации"
      Осуждения
        . /08 /1922 
        Обвинение "сотрудничество с белыми во время гражданской войны, антисоветская агитация" 
        Приговор  из-под стражи освободить за недостатком обвинительного материала 
        Вскоре освобожден "за недостатком обвинительного материала"
      Служение
        Екатеринбург, Богоявленский кафедральный собор 
        архимандрит 
        Должность  настоятель 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1922 
        Месяц окончания 9 
        12 сентября 1922г. Екатеринбургское Епархиальное управление единодушно признало
        обновленческое ВЦУ законным органом высшей церковной власти и "приняло к сведению"
        указ обновленцев об увольнении арестованного архиепископа Григория на покой.
        Вскоре о.Ириней был уволен от должности настоятеля Богоявленского кафедрального
        собора
        Екатеринбург, крестовая Свято-Духовская церковь Екатеринбургского архиерейского дома 
        иеромонах 
        Должность  эконом 
        Год начала 1922 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1923 
        Назначен экономом крестовой Свято-Духовской церкви Екатеринбургского архиерейского
        дома. Видимо, о.Ириней открыто не выступал в это время против обновленцев.
        Позже на допросе он свидетельствовал:
            "Служение мое в звании эконома было для меня крайне тяжелым, т.к.Епархиальное
             Управление издавало свои распоряжения, с которыми не мирился Общинный Совет
             крестовой церкви... и мне приходилось быть, так сказать, между двух огней".
        В конце сентября — начале октября 1922г. съезд благочинных Екатеринбургской
        епархии большинством голосов поддержал ВЦУ, признал увольнение с кафедры архиепископа
        Григория и рекомендовал будущему Епархиальному съезду четырех кандидатов на должность
        правящего архиерея: архимандрита Иринея (Шульмина), епископа Новониколаевского
        Софрония (Арефьева), протоиерея г.Шадринска Николая Знамировского и пермского
        протоиерея Никанора Пономарева. Однако 31 декабря 1922г., не дожидаясь выборов,
        обновленческое ВЦУ своим указом назначило на Екатеринбургскую кафедру "епископа
        Осинского" Никанора Пономарева.
        С конца 1922г. центром сопротивления обновленчеству в Екатеринбургской епархии
        стал г.Нижний Тагил.
        6/19 декабря 1922г. экстренное общее собрание приходских советов г.Н.Тагила
        с участием представителя Кушвинского благочиннического округа соседнего Верхотурского уезда
        приняло решение об учреждении Нижнетагильского викариатства на началах самоуправления
        (автокефалии), впредь до восстановления законной высшей церковной власти
        (в соответствии с посланием митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского)).
        Архимандрит Ириней был выдвинут кандидатом на учреждаемую кафедру, наряду с нижнетагильским
        священником Леонидом Черепановым, а также с настоятелем Верхотурского монастыря
        архимандритом Ксенофонтом (Медведевым) и протоиереем из Ирбита о.Александром Анисимовым.
        Во время выборов большинство голосов получил о.Леонид Черепанов (в монашестве Лев).
        Для его хиротонии собрание обратилось к православным архиереям епископу Уфимскому
        Андрею (Ухтомскому) и епископу Златоустовскому Николаю (Ипатову).
        Епископ Андрей (Ухтомский) был арестован. После ареста епископа Андрея на совершение
        хиротонии в Уфе дали согласие епископ Бирский Трофим (Якобчук) и епископ
        Давлекановский Иоанн (Поярков).
        В конце декабря 1922г. на одном из последующих собраний представителей приходов
        Н.Тагила было решено учредить в уезде еще одну епископскую кафедру — единоверческую,
        (которую не удалось осуществить в 1921г.) для сохранения епископской преемственности
        в случае ареста одного из епископов.
        В конце декабря 1922г. состоялось собрание единоверческих приходов Н.Тагила,
        которое, с согласия некоторых других крупных единоверческих общин епархии, приняло
        решение об учреждении в Екатеринбургской епархии единоверческой архиерейской кафедры
        и избрало кандидатом архимандрита Иринея для ее замещения.
        В рапорте Святейшему Патриарху Тихону он сам писал:
           "В декабре 1922г. единоверцами Екатеринбургской епархии я был избран на кафедру
            единоверческого епископа с жительством в Нижнем Тагиле той же епархии как
            центре единоверия".
        На хиротонию избранных в Н.Тагиле кандидатов было испрошено благословение
        архиепископа Григория (Яцковского), в то время отбывавшего наказание в тюрьме
        Екатеринбурга. По свидетельству архимандрита Иринея, владыка Григорий одобрил
        его избрание также и при личном свидании в тюрьме, подчеркнув:
           "Хиротония во епископа должна быть совершена епископами, не признавшими ВЦУ, —
            верными святому православию и Патриарху Московскому".
        Кроме того, архиепископ Григорий не советовал ему быть исключительно единоверческим
        епископом, но благословил управление всей Екатеринбургской православной епархией:
           "Будьте православными, управляйте во время моего ареста епархией и заведуйте
            единоверческими приходами как избранный ими".
        Кандидаты во епископов отбыли в Уфу
      Рукоположение
        епископ 
        1923 
        День 9 
        Месяц 2 
        Место Уфа 
        Кто рукоположил епископ Давлекановский Иоанн (Поярков), епископ Нижнетагильский Лев (Черепанов), викарный епископ Нижегородской слободы Петр (Гасилов) 
        Перед отъездом в Уфу будущий архимандрит Ириней был предупрежден ГПУ, что в случае
        по возвращении его ожидает арест. Ввиду угрозы ареста собор уфимских
        автокефальных викариев предложил архимандриту Иринею, приняв сан, вступить
        во временное управление приходами бывшего Мензелинского уезда.
        (Мензелинский уезд в 1920г. был выделен из Уфимской губернии и присоединен к
        Татарской АССР, где позднее разделен на два кантона — Мензелинский и Челнинский).
        Епископ Ириней дал согласие.
        В Уфе 26 января/8 февраля 1923г. был тайно хиротонисан во епископа Нижнетагильского
        Лев (Черепанов), а на следующий день, 27 января/9 февраля 1923г. —
        архимандрит Ириней (Шульмин) был тайно хиротонисан во единоверческого епископа
        Кушвинского (титулование изменили по просьбе уфимских викариев во избежание
        учреждения одноименных кафедр).
        Согласно докладу Патриарху Тихону от епископа Иоанна (Пояркова) обе хиротонии были
        совершены им вместе с викарным епископом Нижегородской слободы Уфы Петром (Гасиловым)
        [6 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.209. Л.4.)]. Однако сам епископ Ириней в своем докладе
        Патриарху упоминает, что его хиротонисали новорукоположенный епископ Нижнетагильский
        Лев (Черепанов) и епископ Петр (Гасилов) лишь по поручению епископа
        Иоанна (Пояркова) [6 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.132–133.)].
        При хиротонии епископа Иринея присутствовал также видный екатеринбургский
        единоверец С.Я.Расторгуев (будущий старообрядческий архиепископ Стефан).
        После хиротонии, ввиду угрозы ареста, епископ Иоанн (Поярков) назначил
        единоверческого епископа Кушвинского Иринея временно управляющим новоучрежденным в условиях автокефалии
        Мензелинским викариатством
      Служение
        Уфимская епархия 
        епископ единоверческий 
        Должность  епископ Кушвинский единоверческий, в.у. Мензелинским викариатством (до 29.06.1923) 
        Год начала 1923 
        День начала 9 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1923 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 6 
        До отъезда в Мензелинск епископ Ириней вместе с епископом Бирским Трофимом (Якобчуком)
        совершил две хиротонии для Бирского викариатства Уфимской епархии:
        16 февраля/1 марта 1923г. был хиротонисан архимандриты Серафим (Афанасьев) на кафедру
        в с.Айкино, а 17 февраля/2 марта — Вениамин (Фролов) в с.Байки Бирского уезда.
        В Мензелинске епископ Ириней был встречен с величайшей радостью.
        Собравшийся вскоре уездный съезд духовенства и мирян постановил ходатайствовать
        через Уфу об открытии в Мензелинске самостоятельной кафедры и об утверждении
        епископа Иринея епископом Мензелинским.
        Под давлением внешних обстоятельств епископ Ириней все больше
        склонялся к переходу в обновленческий раскол.
        На Мензелинской кафедре, по свидетельству прихожан:
           "Епископ был чужд политики, в своих проповедях и речах был в высшей степени
            корректен, о советской власти говорил, что "это единственная в мире власть,
            проводящая в жизнь евангельские начала свободы, братства и равенства".
            Вмешательство в политику бывшего Патриарха Тихона осуждал и в молитве
            за богослужением его имени не поминал" [6 (Архив УФСБ РФ. по Свердловской обл. Д.П-18284. Л.91.)]
        Уфимская епархия обновленческая 
        епископ обн. 
        Год начала 1923 
        День начала 26 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1923 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 7 
        26 июня 1923г. епископ Ириней вместе с духовенством и приходами города официально
        примкнул к обновленчеству. Об этом он послал заявление обновленческому епископу
        Уфимскому и Мензелинскому Николаю Орлову.
        1 июля 1923г. соединенное собрание прихожан градо-мензелинских церквей известило
        телеграммами казанского и уфимского епархиальных уполномоченных обновленческого
        ВЦС о признании епископом Иринеем ВЦС как "формы церковного управления, установленной
        Московским поместным собором"
          [6 (Архив УФСБ РФ по Свердловской обл. Д.П-18284.)].
        Повидимому, лжесобор обновленцев в мае 1923г. в Москве и его резолюция о лишении Патриарха
        Тихона духовного сана и монашества, оказали влияние на епископа Иринея.
        Впоследствии на допросе летом 1923г. епископ Ириней показал:
           "В последнее время, после собора Московского, после тщательного... размышления
            я с духовенством примкнул к обновленчеству.
            Цель нашего признания ВЦС была такая: сохранить мир церковный,... не быть
            предметом раздора, а всех примирить, объединить под управлением ВЦС...".
        Епископ Ириней предполагал и дальше "вести дело церковного обновления", которое
        прежде было для него "непонятным и страшным".
        Переход в обновленчество был для епископа Иринея также отчасти попыткой избежать
        ареста, которому подвергся в то время епископ Лев (Черепанов) и другие православные
        священнослужители Нижнетагильского викариатства, этапированные после ареста
        в Екатеринбург
      Аресты
        Мензелинск 
        Год ареста 1923 
        День ареста 29 
        Месяц ареста 7 
        Несмотря на признание ВЦС, 23 июля 1923г. епископ Ириней был арестован и
        этапирован в Екатеринбург.
        Епископ Ириней проходил по делу вместе с епископом Львом (Черепановым) и группой
        православного духовенства и мирян в числе 11 человек.
        Обвинялся в "связи с черносотенным духовенством в районах Урала",
        и в "контрреволюционной деятельности по организации Нижнетагильской автокефалии"
        Согласно постановлению Екатеринбургского губотдела ГПУ от 17 августа 1923г.
        следственное дело вместе с обвиняемыми было направлено в Москву в Секретный отдел ГПУ
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1923 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1923 
        День окончания 25 
        Месяц окончания 9 
        Прибывших арестованных этапным порядком поместили в Бутырскую тюрьму.
        По решению Коллегии ГПУ от 25 сентября 1923г. епископ Ириней и другие, проходившие
        по делу, за исключением епископа Льва (Черепанова), были освобождены под подписку
        о невыезде с постоянного места жительства [6 (Архив УФСБ РФ по Свердловской обл. Д.П-18284. Л.180.)]
      Служение
        Уфимская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Мензелинский, викарий Уфимской епархии 
        Год начала 1923 
        День начала 2 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1924 
        Месяц окончания 1 
        После освобождения до декабря 1923г. епископ Ириней оставался в Москве.
        1 октября 1923г. епископ Ириней подал рапорт Патриарху Тихону, в котором писал, что
        "теперь, получив свободу после тюрьмы", он "готов снова, еще с большей энергией
        служить Церкви Христовой" и просил утверждения в своей должности.
        При этом епископ Ириней не упоминал о своем уклонении в раскол.
        Резолюцией Патриарха Тихона и временного при нем Высшего церковного Управления
        от 2 октября 1923г. (указом N 57 от 3 октября) епископ Ириней был назначен
        епископом Мензелинским, викарием Уфимской епархии.
        Патриарх признал законной епископскую хиротонию Иринея (как и все хиротонии,
        совершенные в период временной автокефалии Уфимской епархии) и утвердил
        учреждение Мензелинского викариатства, совершенное Собором уфимских автокефальных
        епископов
      Осуждения
        Комиссия НКВД по административным высылкам 
        14 /12 /1923 
        Приговор  дело прекратить, подписку о невыезде аннулировать 
        Архив УФСБ РФ по Свердловской обл. Д.П-18284.
        В конце 1923г. следствие по делу о Нижнетагильской автокефалии было завершено.
        В связи этим, Постановлением Комиссии НКВД по административным высылкам
        от 14 декабря 1923г. в отношении епископа Иринея и других обвиняемых,
        кроме епископа Льва (Черепанова), дело было прекращено и сдано в архив,
        и подписки о невыезде аннулированы
      Служение
        Уфимская епархия обн. 
        епископ обн 
        Должность  епископ Мензелинский обн., викарий Уфимской епархии обн. 
        Год начала 1924 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1924 
        Месяц окончания 4 
        Вскоре епископ Ириней вернулся в Мензелинск.
        В начале 1924г. признал обновленческий Синод ([6 (НА РТ. Ф.Р-1172. Оп.3. Д.1036. Л.55об.)],
        о чем дал подписку обновленческому Уфимскому епархиальному управлению.
        Значился в официальных списках обновленческой иерархии; "повлиял своим авторитетом
        епископа в деле признания Синода" большинством приходов Мензелинского и
        Челнинского кантонов.
        Временно управляющий Уфимской епархией епископ Иоанн (Поярков) в докладе Патриарху Тихону
        от 18/31 марта 1924г. сообщал:
            "О епископе Иринее в Мензелинске сведений совершенно нет, что дает основание сомневаться
             в его твердости..." [6 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.247. Л.12об.)].
        Разнообразные обновленческие источники свидетельствуют о двукратном пребывании
        епископа Иринея в расколе с последующим возвращением к Патриарху Тихону:
            "Мензелинский кантон во главе с епископом Иринеем дважды качался от тихоновщины
             к православию [т.е. к обновленчеству], и потому к 1 апреля 1924г. не было
             и помина о тихоновщине, а к 1 июня 1924г. осталось очень немного сторонников
             единения с Синодом [6 (Православный Церковный Вестник (Казань).1925. N 2. С.21.)].
        Факт официального пребывания в первые месяцы 1924г. в составе обновленческой
        иерархии подтверждается и подписью епископа Иринея под "Обращением" обновленческого
        Синода от 25 мая 1924г. по поводу примирения Патриарха Тихона с протопресвитером
        В.Красницким и его группой "Живая Церковь" ("обращение" составлено А.Введенским).
        Уфимская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Мензелинский, викарий Уфимской епархии 
        Год начала 1924 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1924 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 5 
        Однако в мае 1924г. епископ Ириней вместе с большей частью приходов Мензелинска
        уже вернулся к Патриарху Тихону [6 (НА РТ. Ф.Р-1172. Оп.3. Д.1036. Л.55об.)].
        Казанское епархиальное управление, в ведение которого с 3 июня 1924г. поступили
        обновленческие приходы Мензелинского и Челнинского кантонов, с большим опозданием —
        только 28 июля 1924г., официально уведомило Челнинский кантонный комитет
        о возвращении епископа Иринея в "тихоновщину" [6 (НА РТ. Ф.Р-1172. Оп.3. Д.1036. Л.10.)].
        На возвращение в Патриаршую Церковь епископа Иринея именно в мае 1924г. указывает
        прошение епископа Иринея от 23 мая 1924г. на имя Святейшего Патриарха Тихона
        с просьбой освободить его от управления Мензелинским викариатством и назначить
        в распоряжение преосвященного Сарапульского епископа Алексия (Кузнецова) в качестве
        его викария на предполагаемую к открытию Малмыжскую архиерейскую кафедру;
        при этом епископ Ириней вновь скрыл от Патриарха Тихона свое уклонение в раскол
        и не принес покаяния [6 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.272. Л.165.)].
        Этот факт скрытия епископом Иринеем от Патриарха пребывания в обновленчестве
        подтверждается и тем, что в "Списке канонических архиереев..." по состоянию
        на осень 1924г., с правкой Патриарха Тихона, — у имени Иринея, епископа
        Малмыжского, нет пометы о пребывании его в обновленческом расколе
        Сарапульская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Малмыжский, викарий Сарапульской епархии, в.у. Ижевской епархией (1925г.) 
        Год начала 1924 
        День начала 26 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1925 
        День окончания 19 
        Месяц окончания 2 
        13/26 мая 1924г. по Указу Патриарха Тихона и Священного Синода епископом
        Сарапульской епархии Алексием (Кузнецовым) епископ Ириней был назначен
        на вновь открытую самостоятельную викарную кафедру в г.Мамлыж с исполнением обязанностей
        викарного епископа Мамлыжского.
        В начале 1925г., оставаясь в Мамлыже, епископ Ириней также временно управлял Ижевским
        викариатством Сарапульской епархии.
        19 февраля 1925г. епископ Ириней был перемещен на Елабужскую викарную кафедру
        Сарапульской епархии
        Сарапульская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Елабужский, викарий Сарапульской епархии 
        Год начала 1925 
        День начала 19 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1926 
        Месяц окончания 1 
        Елабуга находилась в ближайших окрестностях бывшего Мензелинского викариатства.
        Епископ Ириней решил создать самостоятельную архиерейскую кафедру с центром
        в Елабуге, в которую вошли бы Мензелинский и Челнинский кантоны Уфимской православной
        епархии, а также Мамадышское викариатство Казанской епархии. При этом он опирался
        на неоднократные решения собраний духовенства и мирян бывшего Мензелинского уезда
        о желании присоединиться к Елабуге, ввиду удаленности от Уфы.
        Епископ Ириней начал восстанавливать свое влияние в Мензелинске и в Набережных
        Челнах, где ранее укрепились обновленцы, и его действия имели успех. Как признавали
        сами обновленцы, если к 1 апреля 1925г. в Мензелинске "не было и помина о тихоновщине",
        то уже к 1 июня 1925г. там "осталось очень немного сторонников единения
        с Синодом [обновленческим]" [6 (Православный Церковный Вестник. 1925. N 2. С.21.)].
        Как сообщали обновленцы, на Мензелинск "из Елабуги делается сильный нажим
        со стороны епископа Иринея через местных монахинь, и обновленческие священники
        не смеют дохнуть" [6 (Православный Церковный Вестник. 1925. N 3. С.14.)].
        Позднее влияние епископа Иринея начало проявляться и в Челнинском кантоне.
        По заявлениям обновленцев:
             "На кантон начался напор тихоновщины из Елабуги. Под влиянием отдельных лиц
              из духовенства и мирян священников принуждают ехать на покаяние к епископу
              Иринею, прославившемуся своими доблестями в Мензелинске. Начались волнения
              и в самом городе Челнах" [6 (Православный Церковный Вестник. 1925. N 4. С.17.)].
        К этому времени часть обновленческих приходов Челнинского и Мензелинского кантонов
        перешли в подчинение к епископу Иринею, который воспринимался клиром и прихожанами
        как архиерей Патриаршей Церкви.
        Но в самой Елабуге большинство православного духовенства и мирян считало епископа
        Иринея обновленцем, потому что епископ Ириней служил в кафедральном Спасском соборе,
        считавшемся обновленческим. С середины 1920-х гг. Елабужский Казанский женский монастырь,
        приходские храмы города и кантоны предпочитали окормляться у казанских православных.
        Епископ Иоанн сблизился с настоятелем Спасского собора прот. Н.М.Люперсольским,
        который еще раньше объявил свой храм на положении автокефалии. Вскоре после
        кончины Патриарха Тихона епископ Ириней совместно с прот.Н.М.Люперсольским
        зарегистрировал новый приходской устав Спасского собора, составленный
        на принципах "автокефалии" и т.н. "новоцерковничества".
        Епископ Ириней стал одним из создателей идеологии, которую православные
        рассматривали как "полуобновленчество" [6].
        "Новоцерковники" указывали, что "приветствуют социальную революцию", "объявляют
        борьбу (мерами морального воздействия) со всякой контрреволюцией и признают своим
        долгом всемерную поддержку социалистическому отечеству".
        Устав Спасского религиозного общества признавал "необходимость широких реформ
        в соответствии с социальным строем СССР". Предусматривал "необходимость
        пересмотра христианского нравоучения", церковных канонов (в т.ч. введение брачного
        епископата наряду с монашеским, второбрачия духовенства и нового календарного стиля).
        В Уставе заявлялось о признании обновленческого собора 1923г. и его решений, хотя
        и считалось необходимым пересмотреть постановления обновленцев о Патриархе Тихоне.
        "Новоцерковники" признавали главой Церкви Патриаршего Местоблюстителя митрополита
        Петра (Полянского), однако заявляли, что не имеют ничего общего с "тихоновщиной".
        Провозглашая автокефалию, "новоцерковники" отделялись и от обновленческого Синода,
        и от Патриаршей Церкви.
        Пределами своей деятельности считали не церковную территорию Сарапульской епархии,
        а гражданскую территорию Татарской АССР. Принятие такой программы могло бы привести
        к нарушению канонических прав Сарапульского, Казанского и Уфимского православных
        архиереев, дезорганизации церковного управления, внутреннего разделения в этих
        епархиях.
        Принятием в молитвенно-каноническое общение с собой приходов Мензелинского и
        Челнинского кантонов епископ Ириней уже начал вторгаться в область Уфимского
        православного епископа без согласия последнего, что являлось грубым нарушением церковных
        канонов.
        Обновленцы же обвиняли епископа Иринея в том, что он, "прикрываясь именем Патриаршего
        Местоблюстителя митрополита Петра, втягивает в "новцерковничество" прихожан
        обновленческих приходов". Обновленченское церковное управление Челнинского
        кантона обратилось к епископу Иринею с заявлением, что
             "Считает... совершенно недопустимым и непонятным, чтобы новоцерковный
              епископ, каким Вы являетесь, присоединял к своему Управлению приходы,
              стремящиеся войти в староцерковническую организацию"
                                 [6 (Православный Церковный Вестник. 1925. N 1. С.12.)].
        Летом 1925г. епископ Ириней выступил за участие в "Московском III Поместном соборе,
        созываемом обновленцами 1 октября 1925г. с целью добиться примирения и соединения
        с православными без принесения покаяния.
        12 августа 1925г., председательствуя на собрании духовенства и мирян Елабужского
        викариатства, епископ Ириней призвал присутствующих откликнуться на "горячий призыв
        Синода принять участие на грядущем Всероссийском соборе для умиротворения нашей
        Православной Церкви". Он провел резолюцию, предложенную прот.Н.Люперсольским:
             "Признать неотложно необходимым созыв Собора на основании равноправия на этом
              Соборе синодальцев и староцерковников, причем в случае неправильного
              представительства на соборе постановления означенного собора не считать
              для себя обязательными". [6 (Православный Церковный Вестник. 1925. N 4. С.14.)].
        Из-за протестов значительной части духовенства выборы делегатов на обновленческий
        собор не состоялись, и только община Спасского храма г.Елабуги избрала епископа
        Иринея, прот.Н.Люперсольского и псаломщика Николая Дьяконова своими представителями
        на "Поместном Соборе". Однако поскольку Сарапульский архиерей Алексий (Кузнецов)
        запретил духовенству епархии участвовать в обновленческом лжесоборе, в Москву
        выехал лишь псаломщик Дьяконов, как выбранный от мирян, с целью получения информации.
        Тогда же, в августе 1925г. епископ Ириней, находясь в Мензелинске, на
        собрании православного духовенства обнародовал свои планы по созданию новой,
        самостоятельной епархии и заявил об отложении от епископа Сарапульского
        Алексия (Кузнецова), который только незадолго до этого был освобожден из заключения,
        и предложил духовенству объединиться в составе новой епархии в составе
        Елабужского, Мензелинского, Челнинского и Мамадышского кантонов Татарской АССР.
        Он утверждал, что даже получил на это благословение митрополита Петра (Полянского),
        (Митрополит Петр не был информирован о "новоцерковничестве" епископа Иринея).
        Однако собрание не поддержало епископа Иринея, указав на его прежние колебания
        между Патриархом Тихоном и раскольниками-обновленцами.
        Осенью 1925г. антиканоническая деятельность епископа Иринея привела к тому,
        что от него, по утверждению обновленческой печати, "отказался епархиальный
        староцерковный епископ Сарапульский Алексий (Кузнецов), как от обновленца".
        Переход многих приходских общин к епископу Иринею вызвал разоблачительную
        кампанию против него и со стороны обновленцев, обвинявших епископа Иринея
        в создании иллюзии староцерковности и обмане верующих, которые шли к нему,
        как к архиерею старой "тихоновской" церкви. Обновленцы утверждали, что,
        фактически, прикрываясь именем Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра,
        епископ Ириней проводит в жизнь программу "Живой Церкви", втягивая через свою
        деятельность в "новоцерковничество" прихожан синодальных приходов Елабужского,
        Челнинского и Мензелинского кантонов.
        9–11 февраля 1926г. в Елабуге состоялся викариальный съезд духовенства и мирян
        под председательством епископа Иринея. Съезд должен был решить вопрос
        о преобразовании викариатства в самостоятельную "новоцерковную" епархию,
        в которую должны были войти как староцерковные, так и обновленческие приходы
        нескольких кантонов "новоцерковной" епархии.
        От обновленцев требовали только отказа от подчинения обновленческому Синоду,
        "как самочинному сборищу" и признания православной высшей церковной власти.
        Епископ Ириней провел на съезде резолюцию о том, что
           1). "в догматических вопросах обновленцев следует считать православными",
           2). "принимать из обновленчества через покаяние следует лишь отдельных
                верующих, а ко всему кантону требований о покаянии не следует".
        Православная часть съезда "осталась недовольна такими постановлениями и заклеймила
        руководителей съезда названием полуобновленцев"
                   [6 (Православный Церковный Вестник. 1926. N 4. С.13–14.)]
        Сарапульская епархия григ. 
        епископ григ. 
        Должность  епископ григ. Елабужский 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1926 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 1 
        Еще в начале января 1926г. епископ Ириней уклонился в григорианский раскол,
        поставив свою подпись под посланием, составленным 22 декабря 1925г. архиепископом
        Григорием (Яцковским) и другими организаторами Временного Высшего Церковного Совета
        (ВВЦС).
        29 января 1926г. заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит
        Сергий (Страгородский) запретил в священнослужении архиепископа Григория и
        всех архиереев, принявших участие в организации ВВЦС, и отстранил их от управления
        епархиями вплоть до раскаяния или церковного суда.
        На следующий день, 30 января 1926г. епископ Ириней телеграфом уведомил митрополита Сергия:
           "Вследствие запрещения Григория от общения с ним воздерживаемся.
            Елабужский епископ Ириней, протоиерей Люперсольский" [1 (С.436.)].
        Этого письменного уведомления оказалось для митрополита Сергия достаточно, чтобы
        считать епископа Иринея возвратившимся из григорианского раскола.
        На это однозначно указывают строки из недописанного письма-автографа митрополита Сергия
        (Страгородского) от 5/18 марта 1926г. находившемуся в заключении митрополиту Петру (Полянскому)
        в ответ на превышение им полномочий:
            "Я и наложил запрещение не от себя лично, а "от лица единомысленной со мною
             православной иерархии". Эта иерархия не только непосредственно участвовала
             в наложнении запрещения, но и формально одобрила и утвердила запрещение...
             Значит, запрещение может быть названо даже соборным и отнюдь не должно быть
             пренебрегаемо. Так отнеслись к нему некоторые из самих организаторов ВЦС
             (из десяти — четверо: епископы Дамиан, Виссарион, Вассиан и Иоанникий) и
             некоторые другие, подписавшие только декларацию (архиепископ Владимир,
             бывший Екатеринославский; епископ Ириней Елабужский.
             Все они письменно отказались от ВЦС и от общения с запрещенными и получили
             разрешение"
                 [6 (Документы Патриаршей канцелярии 1925–1926 годов// Вестник церковной истории. 2006. N 1. С.67.)].
        Однако на съезде 9–11 февраля протоиерей Н.Люперсольский заявил о имени всех
        "новоцерковников", что они считают каноничным "нынешний ВВЦС"
                 [6 (НА РТ. Ф.Р-1172. Оп.3. Д.1036. Л.56об.)].
        Материалы съезда позволяют заключить, что епископ Ириней и его окружение
        рассматривали ВВЦС как законное высшее "староцерковное" управление, которое
        действует с благословения Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра
        Сарапульская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Елабужский, викарий Сарапульской епархии 
        Год начала 1926 
        День начала 30 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1930 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 7 
        Весной 1926г. епископ Ириней прекратил общение с протоиереем Люперсольским и
        перешел служить в Никольскую церковь г.Елабуги, т.к. разошелся во взглядах
        на митрополита Сергия и "новоцерковническую" автокефалию с прот.Николаем Люперсольским.
        Однако уже в мае 1926г. епископ Ириней и прот.Люперсольский поехали вместе
        в Нижний Новгород к митрополиту Сергию, где, по выражению обновленческой печати,
        "приняли "все монархические заповеди последнего" и "вновь объединились в служении"
        [6 (Православный Церковный вестник. 1926. N 5–6. С.23. N 7–8. С.28.)].
        Во время встречи митрополит Сергий выдал епископу Иринею особый документ,
        в котором указал, что епископ Ириней считается исполнившим все требования и не
        подлежащим дальнейшему взысканию; он православен
        [6 (Уральские церковные ведомости. 1927. N 8. С.10–11.)].
        Вскоре после беседы с митрополитом Сергием епископ Ириней ликвидировал
        автокефалию елабужского Спасского собора и оставил планы создания самостоятельной,
        "новоцерковнической", епархии.
        Он примирился с епископом Сарапульским Алексием (Кузнецовым) и до 1929г. оставался
        его викарием
        Казанская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Елабужский, викарий Казанской епархии 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 7 
        В 1929г. Елабуга вошла в состав Казанской епархии.
        Епископ Ириней стал викарием Елабужским.
        Временно управляющим Казанской епархией был епископ (с 07.05.1930г. —
        архиепископ) Чекбоксарский Афанасий (Малинин)
        Самарская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Бугурусланский 
        Год начала 1930 
        День начала 2 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1930 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 12 
        2/15 июля 1930г. епископ Ириней был назначен епископом Бугурусланским, викарием
        Оренбургской епархии, однако в должность, по-видимому, не вступал и оставался
        на прежней, Елабужской, кафедре
        Казанская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Мамадышский, в.у. Казанской епархией (23.03.1933–11.08.1933) 
        Год начала 1930 
        День начала 15 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1934 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 5 
        2/15 декабря 1930г. епископ Ириней получил назначение на Мамадышскую викарную
        кафедру Казанской епархии.
        Пребывал в Казани, служил в храме во имя Ярославских свв. Чудотворцев (Арско-Кладбищенская
        церковь). Проживал в сторожке при храме. Там же размещалась и архиерейская
        канцелярия.
        В феврале 1931г., в связи с проходившей в городе кампанией по закрытию храмов
        к кладбищенской общине присоединились приходы ликвидированных Матфеевской и
        Варваринской церквей.
        В это время с самого кладбищенского храма снимались колокола, при этом церковному
        зданию был причинен серьезный ущерб. Жалобы на это епископа Иринея были оставлены
        без внимания, и разрушенное церковное здание пришлось восстанавливать из средств
        общины.
        В феврале 1934г., невзирая на протесты верующих, Арско-Кладбищенская церковь была
        передана обновленцам.
        Хотя 2 марта 1934г. Секретариат ЦИК Татарской АССР постановил предоставить здание
        храма православным верующим, вскоре это решение было пересмотрено,
        и Арско-Кладбищенская окончательно отошла к обновленцам.
        Епископ Ириней с 23 марта до 11 августа 1933г., — со дня перевода владыки Афанасия (Малинина) на
        Ташкентскую кафедру и до назначения на Казанскую кафедру архиепископа
        Серафима (Александрова) — временно управлял Казанской епархией [5]
        Пензенская и Саранская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Пензенский и Саранский 
        Год начала 1934 
        День начала 9 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1935 
        День окончания 21 
        Месяц окончания 5 
        26 апреля/9 мая 1934г. епископ Ириней был назначен правящим архиереем в Пензенскую и Саранскую
        епархию
      Рукоположение
        архиепископ 
        1935 
        День 21 
        Месяц 5 
        Место Москва 
        В связи с арестом 2 марта 1935г. архиепископа Самарского Петра (Руднева),
        епископ Ириней был вызван в Москву.
        8/21 мая 1935г. в Москве епископ Ириней получил от Патриаршего Местоблюстителя,
        митрополита Сергия (Страгородского) назначение в Куйбышев и был возведен
        в сан архиепископа
      Служение
        Куйбышевская (Самарская) епархия 
        архиепископ 
        Должность  архиепископ Куйбышевский 
        Год начала 1935 
        День начала 21 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1937 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 10 
        К тому времени в Куйбышевской епархии действовало только восемь православных
        церквей.
        Архиепископ Ириней, в соответствии с "Положением об областных Преосвященных" от
        12.03.1934г., как имеющий архиерейскую кафедру в административном центре региона
        — в Куйбышеве, получил особые полномочия в отношении самостоятельных Пензенской и
        Ульяновской епархий, входивших тогда административно в состав Куйбышевского края
        (с 1936г. — Куйбышевской обл.).
        В апреле 1936г. архиепископ Ириней выезжал в Сызрань к викарному епископу
        Петру (Гасилову). Затем архиепископ Ириней выезжал к епископу Ульяновскому
        Владимиру (Горьковскому), который из-за запрета ему регистрации и права
        совершения богослужений в Ульяновске вынужден был проживать не в Ульяновске,
        а в Мелекессе (совр.Дмитровград). Архиепископ Ириней добился согласия краевых
        властей на регистрацию для епископа Владимира с правом служения в кафедральном
        городе.
        Архиепископ Ириней осуществлял общее попечение в отношении взаимодействия
        с гражданскими властями приходов Куйбышевского края. При этом он требовал
        исполнения действующего законодательства, сильно ограничивающего права религиозных
        организаций. Так, например, он дал указания причтам церквей Инзенского и
        Базарносызганского районов о запрете снабжать Святыми Дарами или Святым миром
        безместных священников, не имеющих государственной регистрации, "поскольку
        священник приходской, снабжающий безприходных священников для их тайного,
        нелегального служения Святыми Дарами или Святым миром, может оказаться
        невольным соучастником их незаконных деяний и подлежать вместе с ними законной
        ответственности"
             [6 (ГА Ульяновской обл. Ф.Р-3022. Оп.1. Д.471. Л.152.)].
        К 1937г. в Куйбышевской епархии оставался единственный православный храм —
        во имя свв. апостолов Петра и Павла в Куйбышеве, все остальные церкви были или
        закрыты, или захвачены обновленцами
        Уфимская епархия 
        архиепископ 
        Должность  управляющий Уфимской епархией 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1937 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 10 
        После ареста в июле 1937г. архиепископа Уфимского Григория (Козлова) архиепископ
        Ириней был назначен управляющим Уфимской епархии и получил титул "архиепископа
        по Куйбышевской и Уфимским областям. Архиепископу Иринею удалось быстро назначить
        новый клир кафедрального уфимского Сергиевского собора взамен арестованных
        вместе с архиепископом Григорием священников. Тем самым архиепископ Ириней предотвратил
        захват храма сторонниками епископа Руфина (Брехова), главы автокефальной
        Уфимско-Челябинской епархии из "андреевского" течения
      Аресты
        Куйбышев (Самара) 
        Год ареста 1937 
        День ареста 23 
        Месяц ареста 10 
        Архиепископ Ириней был арестован 10/23 октября 1937г. вместе со всем причтом
        Петропавловской церкви, включая уборщиц и сторожей, а также членов церковного
        совета и наиболее активных прихожан. Арестованные были заключены во внутреннюю
        тюрьму НКВД г.Куйбышева.
        Впоследствии по делу были арестованы монахини, а также административно высланные
        "церковники" (в основном, из Ленинграда), видное духовенство и миряне епархии
      Осуждения
        Особая тройка при УНКВД по Куйбышевской обл. 
        21 /12 /1937 
        Обвинение "создание фашистско-повстанческой церковно-монархической контрревоюционной организации" 
        Приговор  высшая мера наказания — расстрел 
        Всего по делу проходило 269 человек.
        Архиепископ Ириней обвинялся в "создание фашистско-повстанческой
        церковно-монархической контрреволюционной организации". По утверждению следствия,
        в эту организацию входили как представители Патриаршей Церкви, так и обновленцы,
        а также сторонники григорианского ВВЦС, "андреевцы" и др.
        Согласно обвинению, архиепископ Ириней действовал "по указанию Союзного
        Объединенного церковно-сектанского антисоветского Центра" во главе
        с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), а также
        с обновленческим "митрополитом" А.И.Введенским и с главой ВВЦС епископом
        Виктором (Зориным), "связанными с разведками Германии, Польши и Японии"
      Места заключения
        Куйбышев (Самара), внутренняя тюрьма НКВД 
        Год начала 1937 
        День начала 23 
        Месяц начала 10 
    Кончина
      1938 
      День 8 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Куйбышев (Самара) 
    Реабилитация
      Дата 00/00/1956 
      По году репрессий 1938 
    Публикации ->
      1.Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.299,319,350,436,865–866,977.
      2.Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.4. С.55–56.
      3.Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с. С.143.
      4.Сухих А., прот. Вспомним поименно: Кн.2. Киров (Вятка), 2004. 64с. С.29–31.
      6.Зимина Н.П. "Полуобновленчество" в Русской Православной Церкви в середине 1920-х гг.// Вестник ПСТГУ. II.: История. История Русской Православной Церкви. 2013. N 3. С.17–39.
      7.Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.26. Иосиф I Галисиот — Исаак Сирин. М.: "Православная энциклопедия", 2011. С.478–482.
      8.Зимина Н.П. Стояние в вере: временная автокефалия Уфимской православной епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (ноябрь 1922г. — август 1923г.)// Вестник ПСТГУ. II. 2007. Вып.3(24). С.79–117.
    Заявители ->
      1. Зимина Нина Павловна, исследователь

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ