Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 16/12/1932 Обвинение"к/р агитация, организатор и руководитель к/р группы церковников вокруг нелегального женского монастыря" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор3 года концлагерей, считая срок с 27.04.1932г. Групповое дело"Дело архиепископа Зиновия (Дроздова) и др. Владимирская о., г.Муром, 1932г." ОписГрупДела
Из обвинительного заключения: "Осенью 1927г. в Муром прибыл и поселился в д.12 по Красноармейскому пер. адм.высланный за к/р деятельность епископ Зиновий Дроздов Николай Петрович. Одновременно с ним в д.N 14 по тому же переулку поселилась игумения бывшего Дивеевского монастыря Траковская Александра с целым штатом монашек и послушниц монастыря. Вскоре к Дроздову из разных городов прибыли приближенные ему ранее по церковным связям лица и также поселились вместе с ним в доме. Между Дроздовым и Траковской существовала тесная связь еще по совместному их пребыванию в Дивеевском монастыре. Поэтому одновременное их прибытие в г.Муром и устройство на квартиры в двух соседних домах преследовало цель сгруппировать вокруг себя реакционно-монашествующий элемент, высланный из монастырей в момент их закрытия... Поселившись в Муроме, обвиняемый Дроздов и игумения Траковская в двух домах по Красноармейскому пер. 12 и 14 организовали женский нелегальный монастырь. они обставили свои квартиры иконами и разной церковной утварью, необходимой для совершения служб по монастырским уставам, так: В момент обыска в квартире Дроздова Н.П. обнаружен аналой, кадило, облачения, стенные иконы и проч... В монастыре проводились общие ежедневные моления монашек, проживающих в г.Муроме. Молениями руководили епископ Дроздов и Траковская. Там же было организовано монашеское общежитие... Обвиняемый Дроздов, маскируя свою к/р деятельность, объявил себя "епископом на покое". Оставаясь в действительности ярым сторонником монархического образа правления, продолжал руководить реакционными элементами из церковников, разделявших политические установки к/р монархической организации "ИПЦ". Обвиняемые Дроздов и игумения Траковская созданный ими нелегальный монастырь использовали как базу для создания разветвлений к/р организации, целиком разделяющей платформу ликвидированной организации "ИПЦ". Участники ликвидированной к/р группы в г.Муроме вполне разделяли политические воззрения Дроздова..., были сторонниками монархии, о чем свидетельствует также изъятая при обыске у обвиняемой Беляевой молитва... Они имели своих активных сторонников в разных городах Советского Союза, преимущественно из монашеского элемента и "бывших людей". Имели связи с к/р группами в гг. ЦЧО, ЛВО, УССР, ИПО и др. Вели с ними переписку через специальных связистов. Получали от них материальную помощь, идейно вдохновлялись на к/р борьбу с Советской властью... Все проживавшие в доме N 12 и N 14 по Красноармейскому пер., в г.Муроме монашки, а также и епископ Дроздов, его келейник Небогатов и др. имели общую "трапезную". Средства на свое существование они добывали путем создания вокруг "монастыря" целого ряда "благодетелей" из а/с лиц в разных городах Советского Союза, которые снабжали руководителей "монастыря" большой денежной и натуральной помощью... Свою к/р деятельность участники к/р группы тщательно конспирировали. В этих целях они вели свою переписку через специальных связистов. Содержание писем зашифровывали условными обозначениями. По почте переписывались на чужие адреса, имели потайные места для хранения денег и к/р документов...".
На допросе заявил: "Я не согласен с политикой Советской власти в отношении религии. Я не одобряю действия Советской власти, направленные на гонение и преследование религии. Положение церкви и духовенства при Советской власти много бедственнее в том отношении, что духовенство лишено гражданских прав, права содержать училища, издавать книги, права законодательства, и стоит на постоянном подозрении в противоправительственной деятельности; церкви разрушаются, монастыри закрываются, св. мощи и чудотворные иконы изымаются. Можно ли ожидать хороших отношений со стороны Сов. республики к церкви при взгляде ея, что религия есть опиум для народа, я не думаю, пока не изменятся ея идеологические предпосылки"