Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Москва Год окончания1927
Отказался сотрудничать с митрополитом Сергием (Страгородским), не одобряя его
Декларацию, содержащую далеко идущие уступки Советской власти.
Позже на допросе в ОГПУ в 1932г. он говорил о митрополите Сергии: "Считал неправильным его утверждение в его известном заявлении, что "наша радость ваша радость", ибо интересы церкви не совпадают с интересами государства и Советской власти. Советскому государству не нужна религия, а верующий человек только и живет религией". [Д2].
В октябре 1927г. по прошению уволен от управления Тамбовской епархией Владимирская губ., г.Муром, Красноармейский пер., д.12 Год начала1927 Год окончания1932
По данным [Д1] "проживал в Муроме как административно высланный". [Д1, Л.1821]
Осенью 1927г. поселился в Муроме, вел уединенный образ жизни, встречался только
с очень близкими людьми, преимущественно с монахинями Дивеевского монастыря.
В соседнем доме поселилась игумения Дивеевского монастыря Александра Траковская,
а в доме епископа схимонахиня Дивеевского монастыря Долгинцева.
Помогал архиепископу его келейник Иона (Небогатов Яков Михайлович).
В двух соседних домах поселились и другие монахини Дивеевского монастыря,
всего 16 человек. Жили они тихо, в городские церкви на службу не ходили,
богослужения совершалось в доме. Столовались в складчину,
продукты покупали на материальную помощь, получаемую из разных мест.
Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.22]: "...В моей квартире было много икон... В своей квартире я совершал ежедневно богослужения для себя, совершал по большей части молча. Под большие праздники и в воскресные дни я совершал всенощные и литургии вслух, вполголоса. Для служения у меня был антиминс, сосуды и полный комплект архиерейского облачения, кадило, аналой. Облачения были и сшиты, и вышиты в г.Муроме... За моими богослужениями, совершаемыми вслух, присутствовала игумения Александра, схимонахиня Серафима, послушницы Анна Баринова, которая помогала мне в богослужении,... Пятакова. Означенные лица были моими духовными детьми игумения Александра и Анна Баринова с 1928г. а схимонахиня Серафима и послушница Пятакова с 1929г.".
Из материалов дела [Д1, стр.37]: "Во всех ...квартирах, как в д.12, так и в д.14, было много икон, три аналоя для богослужения. В комнате епископа было кадило, епископское облачение, книги Священного Писания, антиминс, церковная утварь... ".
Из показаний монахини Анны Бариновой [Д1, стр.204]: "...Находившиеся в нашем доме иконы, различные богослужебные книги, аналой и др. церковная утварь взяты из наших келий при ликвидации Дивеевского монастыря... В доме N 12, я думаю, тоже то, что у них имелось из церковной утвари, получено из монастыря... ".
Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.26]: "...Благотворительное пособие мне оказывали тамбовцы деньгами и вещами... Помогала мне регулярно Евгения Матвеевна Козлова деньгами и посылками. Изредка слала понемногу, рублей по 1520, Прасковия Мякишева... В последнее время к этим лицам присоединились Антонина Смирнова, Николай Самарский. Небольшими посылками помогала Наталья Дмитриевна Бенедиктова..."