Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT Дела
o64.1261
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Рукоположение
      архиепископ 
      1927 
    Места проживания
      Москва 
      Год окончания 1927 
      Отказался сотрудничать с митрополитом Сергием (Страгородским), не одобряя его
      Декларацию, содержащую далеко идущие уступки Советской власти.
      Позже на допросе в ОГПУ в 1932г. он говорил о митрополите Сергии:
       "Считал неправильным его утверждение в его известном заявлении, что "наша
        радость — ваша радость", ибо интересы церкви не совпадают с интересами государства
        и Советской власти. Советскому государству не нужна религия, а верующий человек
        только и живет религией". [Д2].
      В октябре 1927г. по прошению уволен от управления Тамбовской епархией
      Владимирская губ., г.Муром, Красноармейский пер., д.12 
      Год начала 1927 
      Год окончания 1932 
      По данным [Д1] "проживал в Муроме как административно высланный". [Д1, Л.18–21]
      Осенью 1927г. поселился в Муроме, вел уединенный образ жизни, встречался только
      с очень близкими людьми, преимущественно с монахинями Дивеевского монастыря.
      В соседнем доме поселилась игумения Дивеевского монастыря Александра Траковская,
      а в доме епископа схимонахиня Дивеевского монастыря Долгинцева.
      Помогал архиепископу его келейник Иона (Небогатов Яков Михайлович).
      В двух соседних домах поселились и другие монахини Дивеевского монастыря,
      всего 16 человек. Жили они тихо, в городские церкви на службу не ходили,
      богослужения совершалось в доме. Столовались в складчину,
      продукты покупали на материальную помощь, получаемую из разных мест.
      Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.22]:
       "...В моей квартире было много икон... В своей квартире я совершал ежедневно богослужения для себя, совершал
        по большей части молча. Под большие праздники и в воскресные дни я совершал
        всенощные и литургии вслух, вполголоса. Для служения у меня был антиминс,
        сосуды и полный комплект архиерейского облачения, кадило, аналой.
        Облачения были и сшиты, и вышиты в г.Муроме...
        За моими богослужениями, совершаемыми вслух, присутствовала игумения Александра,
        схимонахиня Серафима, послушницы — Анна Баринова, которая помогала мне в
        богослужении,... Пятакова. Означенные лица были
        моими духовными детьми — игумения Александра и Анна Баринова с 1928г. — а
        схимонахиня Серафима и послушница Пятакова с 1929г.".
      Из материалов дела [Д1, стр.37]:
       "Во всех ...квартирах, как в д.12, так и в д.14, было много икон, три аналоя
        для богослужения. В комнате епископа было кадило, епископское облачение, книги
        Священного Писания, антиминс, церковная утварь... ".
      Из показаний монахини Анны Бариновой [Д1, стр.204]:
       "...Находившиеся в нашем доме иконы, различные богослужебные книги, аналой и др.
        церковная утварь взяты из наших келий при ликвидации Дивеевского монастыря...
        В доме N 12, я думаю, тоже — то, что у них имелось из церковной утвари, получено
        из монастыря... ".
      Из показаний епископа на допросе в 1932г. [Д1, стр.26]:
       "...Благотворительное пособие мне оказывали тамбовцы — деньгами и вещами...
        Помогала мне регулярно Евгения Матвеевна Козлова — деньгами и посылками.
        Изредка слала понемногу, рублей по 15–20, Прасковия Мякишева... В последнее
        время к этим лицам присоединились Антонина Смирнова, Николай Самарский.
        Небольшими посылками помогала Наталья Дмитриевна Бенедиктова..."
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[6] [7]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ