Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Максим (Попов Мефодий Григорьевич)
    Максим (Попов Мефодий Григорьевич) 
    Год рождения 1876 
    День рождения 17 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Самарская губ., Бугурусланский у. (Оренбургская о., Абдулинский р.), с.Большой Сурмет 
    иеромонах 
    Родился в большой зажиточной благочестивой крестьянской мордовской семье, которая
    издавна славилась крепкой верой в Бога. Отец, Григорий Степанович Попов, являлся
    попечителем строившегося в селе Б.Сурмет храма во имя свв.бессребренников
    Космы и Дамиана. В его доме строго соблюдали все посты, христианские праздники,
    говели и причащались, ходили в храм и молились дома.
    Своих детей — троих сыновей и двух дочерей — Григорий Степанович воспитал
    в вере и благочестии.
    Впоследствии его сыновья Николай и Мефодий стали священниками, а дочери Матрона
    (инокиня Мария) и Евдокия (монахиня Августа) приняли монашеский постриг
    во Владимирской Каменском монастыре Уфимской епархии.
    Мефодий Григорьевич был очень богобоязненным, смиренным, характер имел
    спокойный, говорил медленно, совсем не пил
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1876-1926гг.] [1926-1931гг.]
      Места проживания
        Самарская губ., Бугурусланский у., с.Большой Сурмет 
        Год начала 1876 
        Год окончания 1926 
        В 1900г. Мефодий женился на крестьянке Елене Тимофеевне Поляковой
        и в глубоко православном духе устроил свою семейную жизнь.
        В семье родилось шестеро детей: первый ребенок родился в 1902г., последний —
        в 1916г.
        Имея возвышенный религиозный строй души, благоговея перед православными святынями,
        Мефодий Григорьевич совершил пешее паломничество в
        Киево-Печерскую Лавру, за 6 месяцев пройдя путь до Киева и обратно с мешком
        сухарей и несколькими парами лаптей на смену. Был он большим молитвенником,
        постоянно читал акафисты, каноны, Псалтирь, духовные книги... В доме горела
        неугасимая лампада пред иконою Божией Матери "Умиление". За строгую благочестивую
        жизнь Мефодий Григорьевич приобрел высокий авторитет на приходе и люди стали
        приходить к нему за советом и помощью так, как приходят к блаженным, духоносным
        старцам. В революцию у семьи Поповых забрали все, опустошили амбары, свели со
        дворов скот, отобрали землю и хутор. В это смутное и страшное время торжества
        зла Мефодий Григорьевич сыграл важную роль в своем приходе в отстаивании чистоты
        Церкви и истин веры. В начале 1920-х годов в Космодамиановской церкви с.Б.Сурмет
        появился новый батюшка. Жители села заподозрили в нем самозванца. Для выяснения
        правды Мефодий Григорьевич поехал в Самарское Епархиальное управление и выяснил,
        что новоявленный "священник" в действительности таковым не является, о чем и
        было объявлено обществу. Мефодий Григорьевич забрал ключи от храма и служить
        самозванцу больше не позволил. Через некоторое время в обновленческую смуту
        к Мефодию Григорьевичу несколько раз приезжали целые делегации сектантов-мормонов
        и упрашивали его перейти в их секту, но он всякий раз отстаивал правду
        Православия и выпроваживал непрошенных "гостей" ни с чем.
        Весной 1922г. скончались отец и жена Мефодия Григорьевича от голода и тифа,
        сам он чудом остался жив.
        После смерти жены Мефодий Григорьевич наложил на себя обет безбрачия, стал еще
        больше молиться и решил принять монашеский постриг.
        Дочь и двоих несовершеннолетних сыновей взяла на воспитание семья старшего сына.
        Младшую дочь Клавдию, Мефодий Григорьевич отвез в Каменский монастырь
        своим сестрам
      Рукоположение
        монах 
        Максим 
        1926 
        Место Уфимская губ., Владимирский Каменский монастырь 
        Кто рукоположил Управляющий Уфимской епархией епископ Давлекановский Иоанн (Поярков) 
        иеромонах 
        1926 
        Место Уфимская губ., Владимирский Каменский монастырь 
        Кто рукоположил Управляющий Уфимской епархией епископ Давлекановский Иоанн (Поярков) 
      Служение
        Уфимская губ. Белебеевский у. (Башкирия, Белебеевский р.), Сергиевский женский монастырь 
        иеромонах 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1929 
        С 1926г. служил в монастырском храме Сергиевского женского монастыря
        Белебеевского уезда (в 10 км от г.Белебея)
        Зимой 1927–1928гг. власти закрыли монастырь и организовали в нем колонию для
        беспризорных, остаться для службы в храме разрешили только о.Максиму и 10–12
        монахиням. Все оставшиеся — о.Максим с двумя детьми и монахини, жили в двух
        сторожках при храме в тесноте и нужде. Приход был большой, жители окрестных
        деревень привозили дрова и скудные припасы, матушки готовили пищу на костре.
        Однако жизнь при храме продолжалась и проходила в духовной радости, никто не
        роптал, хотя и не знали, когда придет их черед стать изгнанниками.
        Однажды ночью колонисты разбили окно в алтаре и ограбили монастырь.
        О.Максим, дождавшись рассвета, отправился пешком в Белебей и к вечеру принес
        антиминс бывшего городского тюремного храма, переданный ему настоятелем собора.
        Так Господь избранным Своим посылал испытания и скорби.
        Зимой, в конце 1929г., храм закрыли — поздно вечером, после службы, чтобы было
        меньше шума и глаз. Директор колонии объявил, что служб в церкви больше не будет,
        а о.Максим и все монашествующие должны покинуть территорию колонии.
        О.Максиму начальник колонии разрешил взять некоторые вещи и продукты только ради
        его двоих детей, монахиням с собой не разрешили взять ничего
        Башкирия, Приютовский (Ермекеевский) р., с.Рябаш, Пророко-Ильинская церковь 
        иеромонах 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1931 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 6 
        В феврале 1930г. Владыка Иоанн (Поярков) благословил о.Максима служить
        в Пророко-Ильинской церкви с.Рябаш, где несколько времени тому назад скончался
        священник и церковь была закрыта.
        Власти иногда вызывали батюшку в район по поводу уплаты налогов и другим делам,
        держали целый день, и батюшка возвращался заполночь.
        Активная церковная деятельность нового священника привлекла пристальное внимание
        властей.
        Постоянного жилья у о.Максима с детьми не было: он переходил из дома в дом,
        живя у крепко верующих крестьян.
        Он был поистине добрым пастырем для своей паствы, берег вверенное ему стадо
        от безбожия, от развращения власти, беззаветно отдавал все свои духовные
        силы и таланты, дарованные Господом, для служения Церкви.
        О.Максим всегда был строгим постником, жил по монашескому уставу.
        Прихожане во всем следовали своему пастырю
      Аресты
        Башкирия, г.Белебей 
        Год ареста 1931 
        День ареста 11 
        Месяц ареста 6 
        По данным [3] был арестован 17.09.1931г.
        11 июня 1931г. о.Максим со своими прихожанами отправились в Белебей, куда они
        были приглашены в храм на праздновании Табынской иконы Божией Матери.
        По приезде в Белебей о.Максим с монахиней пошли покупать сукно и ситец, его дочь
        Клавдия пошла купить съестного, а приехавшие с ним крестьяне разбрелись по рынку.
        Когда о.Максим с монахиней остались одни, к ним подошел корреспондент
        златоустовской газеты "Пролетарская мысль", проявивший
        революционную бдительность: увидев на рынке г.Белебея священника и монахиню, он
        заподозрил о.Максима в проведении агитации среди крестьян и сообщил об этом в
        "органы". Весть об аресте священника быстро дошла до села. Прихожане не побоялись
        подписать прошение в ОГПУ об освобождении своего пастыря, но его не отпустили.
        Власти решили провести грандиозную провокацию со всенародным отречением о.Максима
        от Бога, но он решительно отказался
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Башкирской АССР 
        25/10/1931 
        Обвинение "антисоветская агитация" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет ссылки в Северный край через ПП ОГПУ 
        Групповое дело "дело иеромонаха Максима (Попова). Башкирия, 1931г." 
        Архив УФСБ России по Республике Башкортостан. Д.В-1068.
        Из обвинительного заключения:
           "В обостренной классовой борьбе в деревне на базе сплошной коллективизации
            священник Попов М.Г. и монашка Шестаева Е.В. вели систематическую
            антисоветскую агитацию среди крестьян дер.Рябаш и окружающих населенных
            пунктов, направленную, главным образом, против колхозного строительства.
            Своей агитацией они сумели добиться массового выхода из колхоза."
        Виновным себя о.Максим не признал
      Места заключения
        Башкирия, г.Белебей, тюрьма 
        Год начала 1931 
        День начала 11 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1931 
        Месяц окончания 10 
        В конце октября 1931г. из Белебея погнали этапом большую группу осужденных и
        среди них о.Максима. Этап пробыл на ближайшей станции полсуток, и дочери о.Максима
        удалось побыть с отцом и о многом поговорить
        Архангельская о., Холмогорский р., д.Наволоки 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1934 
        Весной 1932г. все дети о.Максима получили от него первое письмо из д.Наволоки.
        Он писал, что живут они в бараках, кругом на 60–80 км болота, недалеко от них
        протекает Северная Двина. Отец наказывал детям:
            "Оставайтесь людьми. Первыми вам не быть, не будьте последними. Не забывайте,
             чьи вы дети, живите с Богом".
        В 1934г. переписка с о.Максимом прервалась
    Кончина
      1934 
      умер в заключении 
      Место Архангельская о., Холмогорский р., д.Наволоки 
      Место захоронения Архангельская о., Холмогорский р., д.Наволоки 
      Весной 1934г. во время разлива Северной Двины, затопило лагерь, где содержался
      о.Максим. Многие заключенные погибли, а о.Максим заболел воспалением легких.
      Власти разрешили забрать умирающего домой, но в это время почти все его родные
      были арестованы или находились в ссылках, ехать было некому, а у младшей дочери
      Клавдии на поездку не было средств.
      Умирающего батюшку взял к себе верующий житель д.Наволоки по фамилии Маслов.
      В его доме преподобномученик о.Максим скончался, сподобившись мирной христианской
      кончины и христианского погребения
    Канонизация
      Преподобномученик иеромонах Максим (Попов) 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Уфимская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 17.06 
          Новый стиль 30.06 
    Реабилитация
      Дата 16/10/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура Башкирской АССР 
      По году репрессий 1931 
    Публикации
      1 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      2 Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Июнь. Тверь:"Булат", 2008. 
      С.355–364. 
      3 http://lists.memo.ru/index16.htm (сайт общества "Мемориал". Жертвы политического террора в СССР). 
      4 http://www.eparhia-ufa.ru/saints/maksim-popov-prepodobnomuchenik ((Уфимская епархия Русской Православной Церкви. Максим (Попов), преподобномученик). 
    Заявители
      1 Попова Клавдия Мефодиевна 
      дочь 
      2 Зимина Нина Павловна, секретарь Уфимской епархиальной комиссии по канонизации святых 
    Документы
      Архив УФСБ РФ по Республике Башкортостан. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ