Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Коссов Георгий Алексеевич Дела o16.44 => o16.44 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
2
    Рукоположение
      иерей 
      1884 
      Месяц 12 
    Служение
      Орловская губ., Болховский у., с.Спас-Чекряк, Спасо-Преображенский храм 
      иерей, протоиерей 
      Год начала 1884 
      Месяц начала 12 
      Год окончания 1918 
      О.Константин Ровинский писал об о.Георгии Коссове: "В Болховском уезде
      бывшей Орловской губернии в довольно глухой, отдаленной от железной дороги
      его части в селе Спас-Чекряках в 20-х годах настоящего [20-го] столетия
      скончался о.Георгий, оставивший о себе самую светлую память, как человек и
      как пастырь, несомненно отмеченный перстом Господним.
           
      Он, как великий молитвенник, и святой безупречной жизни человек,
      принадлежал к числу таких подвижников благочестия как покойный о.Иоанн
      Кронштадтский, о.Алексий (Мечев), о.Валентин Амфитеатров и оптинские
      старцы: о.Амвросий, о.Анатолий, о.Нектарий и многие другие пастыри, на
      которых почила особая благодать Господня.
           О.Георгий учился в Орловской Духовной Семинарии и, будучи в старших
      классах, сделался духовным сыном оптинского старца о.Амвросия, коим
      окормлялся. У него не было в епархиальном управлении ни протекции, ни
      связей, почему, когда по окончании курса духовной семинарии, изъявил
      согласие сделаться священником, его назначили в один из самых отдаленных
      приходов глухой части Болховского уезда.
           Прибыл он туда с молодой женой и пришел в большое уныние: обширный
      церковный дом требовал капитального ремонта, храм был деревянный, очень
      небольшого размера, убогий, ветхий...
           Когда же о.Георгий лег спать в одной из комнат дома, жена уже спала в
      другой, он услышал голос, который ясно проговорил:

           — Уходи ты отсюда, мы все равно тебя выживем; лучше добром уйди. —
      Затем начались "страхования": ясно слышался какой-то вой и шум; кровать, на
      которой лежал о.Георгий, кто-то качал из стороны в сторону. Наконец он был
      выброшен какой-то силой из кровати на пол, причем голос снова проговорил:

           — Лучше уходи отсюда, все равно мы тебя выживем.
           Страхования продолжались всю ночь, и только под утро о.Георгий забылся
      в легком сне. Встав усталым, измученным, он рассказал жене о том, что с ним
      было, и объявил, что едет в Оптину пустынь посоветоваться с о.Амвросием,
      как ему быть, так как оставаться в селе Чекряках он не может, и в тот же
      день выехал в Калужскую губернию.
           О.Амвросий внимательно выслушал рассказ о.Георгия о бывших с ним
      страхованиях и сказал:

           — Темная сила не имеет никакой силы над человеком, если не будет
      попущения для его вразумления и исправления, и верующий человек, а тем более
      иерей не должен ее бояться. Ему известно, чем и как побеждаются козни
      диавола.
           Когда же о.Амвросий выслушал сообщение о невозможном состоянии храма
      (деревянного) в селе Чекряках, то сказал о.Георгию только одно:

           — А ты строй новый, большой и каменный.
           Все это смутило молодого пастыря, и он в тяжелом состоянии духа
      возвратился в свое село.
           Здесь ему пришла мысль ежедневно среди дня приходить в церковь и
      служить там молебен Спасителю или Божией Матери (чем псаломщик был очень
      недоволен).
           Несколько дней о.Георгий служил в совершенно пустом храме, но вот
      однажды во время службы в церковь зашел какой-то старик, в следующий раз
      пришло еще несколько старух.
           В сельских местностях, как известно, церковная служба бывает только в
      праздники, иногда накануне их, и свободные от полевых работ старые жители
      села Чекряки, слыша колокольный звон в необычное для них время, стали
      заходить в церковь не от одного любопытства: им нравилась истовая,
      проникновенная неторопливая служба о.Георгия.
           В праздничные же дни на эти молебны стал приходить народ не только из
      села, но из соседних селений. Этим воспользовался молодой священник и стал
      говорить проповеди на понятные для всех темы, делая заключение как нужно
      жить и что нужно делать истинному христианину.
           Прихожане понемногу стали привязываться к своему пастырю и ценить его
      сокровенное служение. Тогда он в беседах с народом обратил внимание на
      печальное состояние, в котором находится храм, и на необходимость выстроить
      новый. Его слово нашло отклик в сердцах прихожан. На общем их собрании было
      решено выстроить новый, более обширный храм, притом каменный. Был послан в
      разные города сборщик для получения доброхотных даяний верующих, кроме
      специального сбора в храме, который проводился во время каждого
      богослужения, нашлись и жертвователи, приносившие о.Георгию иногда
      значительного размера суммы.
           Через несколько лет в Чекряках, вместо убого приземистого деревянного
      храма, высился красивый, каменный.
           Страхования больше не повторялись. Темная сила оставила о.Георгия,
      который побеждал ее молитвой. Молитва его была всегда горячей, дерзновенной
      с крепкой надеждой и уверенностью, что она будет услышана и его надежда
      не была тщетной: по молитвам о.Георгия стали даваться исцеления больным,
      оказывалась всякая помощь людям, впавшим в беду, или которых постигла
      какая-нибудь жизненная неудача. К нему скоро стали обращаться за советом и
      утешением интеллигентные люди, причем некоторые из них приезжали издалека,
      например из Москвы, настолько о.Георгий стал известен за пределами
      Болховского уезда.
           Приток денежных средств дал этому выдающемуся пастырю возможность
      расширить и свою приходскую деятельность: он устраивает в с.Чекряках приют
      для сирот и выстраивает для него каменный дом. Во главе приюта стала его
      духовная дочь, титулованная девушка, всецело посвятившая себя делу,
      которому она сочувствовала.
           О.Амвросий уже скончался, когда все, что он предвидел, совершилось:
      темная сила была посрамлена, а смиренный пастырь с Божией помощью стал
      молитвенником и утешителем всех верующих, к нему обращавшихся".
           По воспоминаниям князя товарища обер-прокурора Н.Д.Жевахова: "Много,
      много лет тому назад о.Егор был назначен приходским священником в это село.
      Приход был очень бедный, всего 14 дворов, так себе хуторок маленький. Церкви
      там настоящей не было, а стояла ветхая, покосившаяся часовенка, щелевками
      сбитая, где и отправлялось богослужение, и так в ней было холодно, что даже
      Св.Дары в Чаще замерзали... Семья у о.Егора была большая, а прокормиться
      было нечем... И милостыни подать было некому... Вот и взмолился батюшка
      Егор к Богу и поплелся пешком в Оптину Пустынь к великому старцу Амвросию
      Оптинскому с жалобою на свою горемычную судьбу и за благословением
      переменить приход.
           Старец Амвросий выслушал о.Егора, долго смотрел на него, а потом как
      замахнется на него палкой, да как ударит по спине о.Егора, так что тот чуть
      без оглядки не убежал от него...

           — Беги, беги назад! — кричал о.Амвросий, — беги, слепой... На тебе вот
      какая благодать Божия почивает, а ты вздумал бежать с прихода... За тобою
      скоро будут бегать люди, а не тебе бежать от людей...
           Вернулся о.Егор домой и затворился в своей убогой церковке, и денно и
      нощно взывал к Царице Небесной, Матери Божией о помощи... И скоро прошла о
      нем молва по всей Русской земле как угоднике Божием, великом прозорливце и
      молитвеннике. И потянулись к о.Егору и простолюдин, и знатный, и богач, и
      бедняк, и простец и ученый... А вместо ветхой церковки стоял храм величиной
      с Исаакия, а вокруг него каменные корпуса... И чего там не было. И
      гостиницы для приезжающих, и богадельни для стариков, и всякого рода
      ремесленные мастерские, и школы для детей; да и село разрослось, что вместо
      14 дворов стало уже больше сотни... Свыше трех миллионов было затрачено на
      все эти постройки... И не было дня, чтобы к о.Егору не приезжали со всех
      концов России. Простой народ ходил к нему пешком чуть ли не из Сибири.
           Вот приехал я к батюшке Егору и хотел по душе с ним поговорить.
      Приехал нарочно в будний день, чтобы у батюшки было бы больше свободного
      времени и чтобы не тревожить его в воскресный день... Прихожу к нему
      домой, а мне говорят — батюшка в церкви. Иду в церковь, а она битком набита
      народом, все то с бутылками, то с кувшинами, то с какими-то банками стоят.
      Спрашивая, почему это, и мне говорят, что батюшка освящает воду, после чего
      она становится целебной, и больные выздоравливают.
           Много помогает батюшка о.Егор бедным, много дает душеполезных советов,
      и народ с умилением и с любовью окружает и смотрит на своего батюшку.
           Вот какой-то инородец, не то татарин, не то мордвин, смотрит на
      батюшку и, улыбаясь говорит:

           — Эх, хороший бачка, хороший бачка. Взял бы этого бачка, положил бы за
      пазуху и носил бы всю жизнь...
           И точно, это была правда: иначе не ездили бы к нему за водою...
           Видите ли, что делает Благодать Божия, какая сила у молитвы!.. Так вот
      о таких-то священниках газеты не пишут, а знают о них только те, кто сам
      ищет их..."
           После перестройки храма, о.Георгий задумал устроить приют для
      девочек-сирот. Как говорил о.Георгий, "Когда я был сельским учителем, мне
      всегда приходила мысль, что 30–40 лет назад, когда впервые начали обучать
      крестьян грамоте и не ввели всеобщего обучения, тогда следовало начать
      обучение с девочек, а не с мальчиков. Выйдя замуж, они сами стали бы учить
      грамоте своих детей, особенно мальчиков. И дети, побыв два-три года в
      школе, встретили бы дома грамотную мать, появились бы и книжки в избе, и
      они не забывали бы так скоро то, чему учили их в школе, — скорее бы поняли
      пользу школ, и быть может теперь вся Россия была бы уже грамотная.
           Точно такого же мнения о.Георгий был относительно воспитания. Надо воспитывать
      девочек — будущих женщин — в религии и доброй нравственности, чтобы они,
      сделавшись матерями, могли бы сами в таком же духе вести детей."
           В Спас-Чекряке возникло невиданное дотоле на Руси место спасения
      сироток. Этот приют для ста пятидесяти крестьянских сирот о.Георгий,
      окрыленный любовию к Богу, создавал с помощью людей и простого звания, и
      знатных, благородного происхождения. Приют быстро был наполнен сиротами. К
      мудрому пастырю Христову пришли и верные сподвижники — педагоги и
      воспитатели. А начальство и духовное руководство взял на себя о.Георгий,
      подавая всем пример трудолюбия, воздержания, смирения, избегая суеты мира.
           Батюшка учил сироток вверять себя водительству Промысла Божия, в
      молитве изливать перед всемогущим Господом свою душу. Батюшка обучал детей
      добродетели, кротости, терпению и трудолюбию. Плоды этого воспитания
      проявлялись в том, что юные воспитанницы были весьма разумны, на всю жизнь
      приобретали навыки трудолюбия, правила христианского благочестия, богатели
      смирением, сияли целомудрием и любовию к ближним. Наделенный многими
      дарованиями о.Георгий имел дивный талант учительства, озаренный
      несокрушимой верой в Господа. Он знал, что на ниве учительства достойные
      плоды принесет только ревностные труды во славу Божию. Еще в 1885г. на
      первом году своего священства он обучал 50 мальчиков в доме, снимаемом под
      школу. Затем священник приобрел этот дом и устроил в нем школу грамотности
      и был в нем учителем и законоучителем. В 1897г. в селе была построена
      кирпичная одноклассная школа, в следующем году это здание было
      приспособлено под второклассную школу. В приходе о.Георгия было построено
      еще несколько школ, в которых о.Георгий был попечителем и законоучителем. В
      школе обучали не только грамотности, но давали навыки земледелия,
      пчеловодства, садоводничества, обучали ремеслам. Но мирное и
      благоденственное житие в с.Спас-Чекряк окончилось в 1917г.
           О.Георгий, как провидец предвидел те трагедии и беды, кои судил
      Господь России и ее преданным сынам для ее очищения. Но видел он и
      неувядаемые венцы славы, уготованные верному стаду за принятую муку ради
      вечных будущих блаженств.
           На другой день после октябрьского переворота о.Георгия в Спас-Чекряке
      посетил епископ Орловско-Севский Серафим (Остроумов), будущий новомученник.
      После беседы с прозорливцем он покинул его дом со слезами на глазах.
           Оба пастыря верных приготовились взять на себя крест страданий за
      Церковь.
           Поручая себя Промыслу Божиему, о.Георгий продолжал утешать свою
      паству, проживающую в столь мятежном мире. И благодаря его святым усилиям
      Спас-Чекряк был островком посреди разбушевавшегося моря.
          Церковь отделили от государства. Власти стали разжигать ненависть к
      духовенству
    Аресты
      Орловская губ., Болховский у., с.Спас-Чекряк 
      Год ареста 1918 
      Осенью 1918г. красноармейцы приехали за батюшкой, чтобы забрать его в
      тюрьму. Но увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность,
      несколько даже растерялись: как такого человека арестовывать. А о.Георгий
      благодушно давал им наказ: выполнить то, за чем пришли, а испугавшуюся
      матушку успокоил: "Я вернусь"
    Места заключения
      Орловская губ., г.Болхов, уездная тюрьма 
      Год начала 1918 
      Год окончания 1918 
      В уездной тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом,
      как же записать его во враги народа? На свои средства содержал сиротский
      дом, несколько школ, кирпичный завод, больницу, всегда помогал крестьянам.
      Люди его любили и стеной были за него. С удивлением смотрели большевики на
      высокую личность пастыря, в глазах которого сияла истинная любовь к Богу и
      людям и желание служить им до последнего вздоха.
           Утесненный тюремным заключением о.Георгий не переставал всем являть
      ласку и приветы. Своих утеснителей видел он прозорливыми очами самих
      страдающих от жесточайшего террора, не ведающих, что они творят, и жалел их,
      зная, как иные из них не могут оправдаться на справедливом Божием суде.
      Власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь гнева народного

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ