Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX Публикация "Женская Оптина". Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. М.: Паломник, 1997. Дела okn.31 => okn.31 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
6 Осуждения 1 ОписГрупДела
ОписанияГрупДел
d01.137
    "Процесс смоленских церковников. Смоленск, 1922г." 
    КолЧеловек 45 
    ПриблКолЧеловек 1 епископ, священники, миряне — профессора духовной академии и др. 
    КолРасстрелов 4 
    ОсновныеОбвиняемые
      Демидов Вячеслав Иванович
      Домуховский Борис Андреевич
      Мясоедов Борис Николаевич
      Пивоваров Вадим Михайлович
      епископ Филипп (Ставицкий Виталий Степанович)
      краевед, профессор церковной истории Редков Николай Никитич
      магистр боословия Успенский Александр Иванович
      преподаватель Духовной Академии Теплов
      протоиерей Ширяев Дмитрий Иванович
      священник Домуховский Николай Андреевич
    ПериодCледствия
      Регион Смоленск, Смоленская губ. 
      ПериодСледст май 1922г. — 21.08.1922г. 
      МестоЗаклСлед Смоленск, большая Заднепровская тюрьма 
      ОсновноеОбвин "сопротивление изъятию церковных ценностей в кафедралшьном соборе, контрреволюционная деятельность" 
      ГодОкончСледст 1922 
      МестоГрупповыхРасстрелов Смоленск, в окрестностях города 
    ОбщееОписаниеДела 
    Развернувшаяся во всех губерниях России в марте 1922г. кампания по изъятию
    церковных ценностей почти повсеместно сопровождалась вспышками антиправительственных
    выступлений. Особый размах приняли события в Смоленске.
    12 марта 1922 года, в воскресенье, по окончании литургии в Усыпальнице Смоленского
    Успенского собора состоялось собрание прихожан.
    С докладом выступил член Соборного Братства инженер-путеец Залесский,
    заявивший, что использование священных сосудов и риз на помощь голодающим
    противно законам Церкви и оскорбительно для совести верующих. Эти предметы
    могут быть заменены соответствующим денежным или продуктовым эквивалентом.
    Под этой резолюцией было собрано 5 тясяч подписей.
    Для дальнейших переговоров с властями верующие избрали комиссию из 25 человек,
    в которой были представлены все приходы Смоленска. На собрании присутствовал
    настоятель собора протоиерей Дмитрий Иванович Ширяев.
    В понедельник 13 марта в Успенский собор явилась комиссия по изъятию церковных
    ценностей. Группа разгневанных прихожан из 300 человек встретила их на Соборном
    холме и не допустила к работе. Были назначены дежурства прихожан у собора с 10 утра
    до 10 вечера с целью ударить в набат, если власть попытается изъять ценности силой.
    14 марта комиссия вторично пыталась приступить к изъятию ценностей, но также
    неудачно. Группа верующих (около 500 человек) не допустила комиссию к работе.
    В Смоленск прибыл Л.Д.Троцкий для личного руководства показательным процессом.
    К вечеру 14 марта группа верующих окружила собор, по сведенияи Политотдела,
    в количестве 6–7 тысяч человек. Троцкий дал директиву комиссии временно
    приостановить изъятие и заняться агитацией среди красноармейских частей.
    В Губкомиссию был вызван епископ Смоленский Филипп (Ставицкий), ему было предложено
    воздействовать на верующих. 17 марта 1922г. это воззвание было опубликовано
    в газете "Рабочий Путь":
       
    "Верующие, как граждане, должны заботиться об исполнении своего долга,
        но как верующие, они не могут посягнуть на святыни. Выход из этого положения
        они найдут...".

    Продолжался добровольный сбор пожертвований. За несколько дней было собрано
    пуд серебра и около фунта золота.
    Но 19 марта 1922г. В.И.Ленин по телефону диктовал известное письмо:
       "Именно теперь...мы должны провести изъятие церковных ценностей с самой
        бешеной и беспощадной энергией...".

    Через несколько дней из ЦК в губернии полетели телеграммы:
        "Замена церковных ценностей хлебом или другими продуктами недопустима...".
    28 марта, в 5 часов утра был выставлен караул около Успенского собора, Троицкого
    и Вознесенского монастырей, а в 10 часов утра комиссия должна была приступить
    к изъятию. Около 10 часов утра к собору стали собираться люди, и очень скоро
    их число достигло нескольких тысяч. По условному сигналу в некоторых церквах
    был дан набат, и это еще больше увеличило число людей (около 4 тысяч человек).
    Люди теснили красноармейцев все сильнее. Командир 1-го полка дал приказ стрелять
    вверх. Во время этих событий у собора одна женщина была убита, несколько человек
    ранено.
    Ценности Успенского собора были изъяты очень быстро. Из отчета комиссии:
         "Подготовленными и экстренными мерами сопротивление было сломлено, и изъятие
          ценностей во всех остальных местах прошло безболезненно. По делу событий
          ведется судебное следствие, виновники будут преданы суду Ревтрибунала".

    В течение нескольких дней после изъятия в соборе город находился на грани восстания.
    31 марта В.М.Молотов из Москвы направил в Смоленск телеграмму, предписывающую
    "расправиться со всеми смутьянами". Но городские власти не решились выполнить
    этот приказ — риск восстания был слишком велик. Л.Д.Троцкий рекомендовал
    направить в Смоленск комиссию, включив в нее командующего Западным фронтом
    М.Н.Тухачевского, и карательными экстренными мерами готовящееся в Смоленске
    восстание было сломлено.
    После изъятия ценностей в Успенском соборе, Троицком и Вознесенском монастырях
    к 20 мая 1922г. власти "военно-оперативными" мерами завершили изъятие ценностей
    в Смоленской губернии. В Смоленском соборе соборе после изъятия осталось только
    7 святынь музейного значения.
    В Смоленске было арестовано около 100 человек, в том числе епископ Филипп,
    отправленный в Бутырскую тюрьму.
    Началось предварительное следствие.
    "Процесс церковниов" начался 1 августа 1922г., когда в Смоленск прибыла
    из Москвы Выездная сессия Верховного Трибунала ВЦИК.
    В результате предварительного следствия по делу смоленских церковников было
    привлечено 45 лиц.
    Репортаж о каждом дне процесса полностью публиковался на первых страницах газет,
    параллельно шла антицерковная агитация на всех предприятиях города и в воинских
    частях.
    Все происходило в согласии с центральной директивой из Москвы: черносотенное
    духовенство уничтожить. Обвиняемые — священнослужители, профессора духовных
    учебных заведений были публично растоптаны и опозорены.
    Последнее слово епископа Филиппа заслушивалось в последний день заседаний,
    21 августа:
         "Я заявляю суду, что я отнюдь не желал настроить против Советской власти
          массы и вызвать против нее эксцессы... Я верю в то светлое будущее, которое
          ожидает все человечество. Мы, верующие, и вы, коммунисты, мы стремимся
          к светлому будущему по разным дорогам, но настанет момент, когда эти
          пути сойдутся...".

    Впоследствии епископ Филипп говорил, что он произнес эту речь под давлением,
    что ему было обещано — если он произнесет подобную речь, то не будет ни одной
    смертной казни, но это обещание не было выполнено.
    21 августа 1922г., в понедельник, процесс окончился.
    Главными фигурами, получившими высшую меру наказания, стали те, на которых
    судьи из Смоленска не обратили серьезного внимания:
    Залесский, Пивоваров, Мясоедов и Демидов были приговорены к расстрелу.
    10 человек приговорены к тюремному заключению с применением принудительных
    общественных работ: Теплов и Успенский — на 5 лет, Тарнавский и Домуховский
    Борис — на 3 года, Домуховский Николай и Романенков — на 2 года, монахиня
    Митрофанова — на 2 года, Анисимов и Орлов — на 1 год.
    10 подсудимых приговорены к тем же принудительным общественным работам, но условно.
    Подсудимому епископу Филиппу (Ставицкому), а также группе, запершейся в Соборе,
    объявлено "общественное порицание". В августе 1922г. епископ Филипп был освобожден
    из тюрьмы.
    СписокПострадавших ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ