Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX НазваниеРаботы "Беседа двух старцев" Дела o86.30 => o86.30 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
14
Места проживания
    Места проживания
    Ульяновская о., г.Мелекесс, дом Евдокии Васильевны Ирдинкиной 
    Год начала 1954 
    Месяц начала 10 
    Год окончания 1955 
    Месяц окончания 1 
    После освобождения о.Гавриил вернулся в Мелекесс с узелком в руках, в котором
    было Священное Писание и рукописи его духовных трудов.
    Дом его был конфискован. И он пошел в церковь, где несколько лет назад его арестовали.
    Многие боялись пригласить к себе батюшку после такого срока лагерей. Но
    нашлась добрая душа Евдокия Васильевна Ирдинкина, приютившая у себя о.Гавриила. до тех
    Дом Евдокии Васильевны превратился в домашнюю церковь. Перед иконами всегда
    горели лампады и свечи, ежедневно читалось молитвенное правило...
    О.Гавриил жил у Евдокии Васильевны до того момента, когда определением Судебной
    Коллегии Верховного суда РСФСР от 6 января 1055г. он был полностью
    реабилитирован и ему был возвращен его дом.
    В знак благодарности к Евдокии Васильевне и ее семье о.Гавриил пригласил их
    жить к себе, т.к. дом их стал совсем ветхим: "Будете за мной ухаживать, я человек
    больной, долго не проживу, а дом подпишу на вас"
    Ульяновская о., г.Мелекесс, ул.Неверова, 4 
    Год начала 1955 
    Месяц начала 1 
    Год окончания 1959 
    День окончания 18 
    Месяц окончания 10 
    Как говорил сам о.Гавриил, он "вернулся после лагеря именно в Мелекесс молиться
    за своих врагов", строго следуя заповедям Божиим. После лагеря о.Гавриил не
    служил в храме — было слабое здоровье.
    Церковные службы он старался не пропускать. У него было большое смирение, придя
    в храм, он стоял всегда у порога среди нищих.
    О.Гавриил подавал прошение Патриарху Алексию I благословить его в Одесский
    Свято-Успенский мужской монастырь, но получил ответ, что "с этим вопросом следует
    обратиться непосредственно к правящему архиерею Одесской епархии", а те боялись
    в то время брать к себе священнослужителей, прошедших лагеря.
    Но по Воле Божией к о.Гавриилу стало обращаться еще больше верующих, о нем узнали
    во всей стране.
    По данным [3], священники из зависти запретили о.Гавриилу приходить в церковь.
    Он стал служить Божественную Литургию у себя дома.
    Многие духовные чада, узнав о возвращении батюшки, приезжали к нему со всех концов
    страны. Он обладал необыкновенной духовной благодатью, каждому преподавал свое
    духовное "лекарство".
    Многие шли к батюшке со своими бедами, радостями и болезнями, испрашивая совета,
    благословения, и все уходили от него с обретенным душевным покоем.
    О.Гавриил еще при жизни был украшен Богом даром прозорливости и исцелений.
    Этому имеется более 100 свидетельств.
    Пока было здоровье, несколько раз о.Гавриил бывал в Москве, посетил родные
    пензенские места. Везде к нему стекался народ, тогда уже многие считали его
    святым человеком. Он всех принимал и выслушивал с большой радостью.
    О.Гавриил не забывал своих родных и близких, проживавших в Пензенской обл. В г.Кузнецке жила
    его сестра Пелагея, а младший брат Григорий — в Москве, но последние годы жизни
    батюшки сам часто приезжал в Мелекесс. О.Гавриил последний раз посетил родные пензенские
    места в июне 1956г. Гостил в Самодуровке у родственника Петра Ивановича Игошкина,
    глубоко верующего человека. Обойдя пешком родные места: села Сыресь (Сыресево),
    Самодуровку, Шугурово, Шкудим, Качим и др. он служил молебны, панихиды, совершал
    крещения, в домах родных совершал Божественную литургию, причащал Святых Христовых
    Таин. Последнюю в своей земной жизни панихиду о.Гавриил совершил на могиле своих
    родителей, которые похоронены около церкви Рождества Христова с.Сыресево, где сам
    был крещен.
    Последние годы батюшка стал заметно стареть, но, как и прежде, к нему шли люди.
    Перед его духовным взором открывалась душа человека. В лучах исходящей от него
    любви согревались сотни людей. Всех приходивших к нему он обязательно кормил, а
    приезжим находил место для ночлега в своем домике. Для этого были сделаны широкие
    лавки, которые ставились на ночь на свободное место, а днем убирались.
    О.Гавриилу была свойственна полная нестяжательность. Ни подаренные вещи, ни деньги
    долго у него не задерживались. Обычно он уже в течение того же дня передавал
    полученное нуждающимся, соразмеряя, кому что нужней, и сам уже никогда не
    вспоминал об этом.
    Несмотря на общение с огромным количеством пасомых, старец Гавриил не получал
    вреда от многочасовых бесед с ними и всегда пребывал невозмутимым, как бы неприступным
    для суетного мирского духа.
    Характерной чертой о.Гавриила было его огромное терпение. Он постоянно был на людях,
    выслушивая их скорби, нужды, беды, искушения и т.д., однако никогда ни взглядом,
    ни словом он не выказал и тени гнева, раздражения или неприязни.
    К нему шли как миряне, так и священники. В его записной книжке значились около 500
    адресов, среди которых были митрополиты: Ленинградский И Ладожский Елевферий,
    Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич), епископ, впоследствии митрополит,
    Мануил (Лемешевский), епископ Серафим (Шарапов) и др.
    Среди его духовных чад был о.Николай Кузьмин, по рекомендации о.Гавриила закончивший
    Духовную Семинарию, а затем и Академию; после смерти о.Гавриила он имел попечение
    о его духовных чадах в Мелекессе.
    О.Гавриил был не лишен писательского дара, после него осталось большое духовное
    наследство: проповеди, многочисленные письма, повести. Его творения многократно
    переписывались и стали достояниями многих людей

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ