Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 12.06.1990
Дела o69.224
    Киреев Емельян Алексеевич 
    Фамилия Киреев 
    Год рождения 1903 
    День рождения 31 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Симбирская губ., Ардатовский у. (Мордовская АССР, Ардатовский р.), с.Большие Кузьмино 
    священник 
    Из крестьянской семьи. Был последним, шестым ребенком в семье. С раннего детства
    он часто ходил в храм, а когда подрос, то не увлекался мирскими развлечениями, а
    хотел посвятить себя служению Богу. Однако по настоянию отца решили его женить на
    дочери крестьянина, жившего в соседнем селе Саврасово, Прасковье. Емельян, мысли
    которого все больше склонялись к монашеству, не хотел жениться, переживал и плакал,
    но отец был неумолим. Прасковье также сначала не понравился ее жених, который
    показался ей слишком молчаливым и серьезным, и она попыталась отказаться от
    замужества, но была принуждена своими родными. Брак состоялся, когда молодым
    было по 18-ти лет.
    После женитьбы Емельян стал отпрашиваться у жены в монастырь и, получив согласие,
    ушел.
    Однако было время разорения монастырей, в 1922г. монастырь, где жил Емельян,
    закрыли. Он вернулся домой и стал трудиться в своем хозяйстве.
    Хотя Емельян видел и понимал, что наступило время гонений на религию, он
    решил служить Церкви и в 1928г. уехал в г.Алатырь, чтобы готовиться к
    рукоположению
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1928-1930гг.] [1930-1932гг.] [1932-1940гг.] [1940-1941гг.]
      Служение
        Чувашская АССР, г.Алатырь 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1929 
        Емельян Киреев стал проходить в Алатыре послушание псаломщика.
        В его родном селе узнали, что он стал служить в церкви, и председатель колхоза
        донес на Емельяна в НКВД. В 1929г., Емельяна пришли арестовывать, но случайно
        его не оказалось дома. Тогда, скрываясь от ареста, они с женой уехали в
        Восточный Казахстан к брату Емельяна
        Алтайский край, с.Еловка 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        Село Еловка находилось недалеко от Барнаула
      Рукоположение
        диакон 
        1930 
        Место Алтайский край 
      Служение
        Алтайский край, с.Еловка 
        диакон 
        Год начала 1930 
        После рукоположения во диакона положение семьи о.Емелиана стало нелегким.
        Жена брата Емельяна потребовала, чтобы они уехали.
        Средств для жизни семьи о.Емельяна не хватало, от голода тяжело заболела их дочь
        Анастасия. После ее выздоровления они отправились в обратный путь на родину.
        По дороге у них украли все деньги. Одна добрая женщина позвала их в местный совхоз.
        Здесь Емельян устроился работать конюхом. Условия жизни были очень суровыми, и
        они стали голодать. Однако вскоре им из дома выслали деньги на дорогу, и
        семья вернулась на родину
      Рукоположение
        священник 
        1932 
        Место Чувашская АССР, г.Алатырь 
        Кто рукоположил епископ Чебоксарский Памфил (Лясковский) 
      Служение
        Чувашская АССР, Алатырский р., с.Любимовка 
        священник 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1935 
        Чувашская АССР, Алатырский р., с.Ичиксы 
        священник 
        Год начала 1935 
        Год окончания 1936 
        Чувашская АССР, Алатырский р., с.Ахматово 
        священник 
        Год начала 1936 
        Храмы быстро закрывались, власти давили непосильными налогами
        Чувашская АССР, г.Алатырь, Стефаниевская полевая церковь 
        священник 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1940 
        Храм первомученика архидиакона Стефана, находившийся на окраине г.Алатыря, и
        называвшийся полевым, стал последним местом служения о.Емилиана.
        Здесь он прослужил около десяти лет. Стефаниевский храм остался единственным
        действующим храмом в городе. Служил он здесь вместе с настоятелем, протоиереем
        о.Василием Покровским и диаконом Феодором Тарентиновым.
        О.Емелиан ревностно исполнял все молитвенные правила и чинопоследования, очень
        строго постился. По свидетельству очевидцев, от Великого Четверга до светлого
        Христова Воскресения он не ел ничего.
        По ночам он обычно молился. Из воспоминаний дочери Анастасии:
           
        "Однажды отец молился ночью на коленях, и вот слышим, — у нас отдирают
            доски на чердаке и вот-вот зайдут к нам. Все испугались, а он как стоял на
            молитве, так и остался. А утром посмотрели — на чердаке все было в порядке".

        Однажды, когда он молился, домашние его услышали, что к их дому подъехали на
        лошадях, остановились и разговаривают. А отец Емелиан не обратил на это ни
        малейшего внимания и продолжал молиться. Утром домашние вышли на крыльцо, но
        никаких следов не было видно, повсюду лежал нетронутый снег.
        Будучи ревностным молитвенником, о.Емелиан был и ревностным исполнителем заповедей
        Христовых. Он любил всех без лицеприятия — и богатых, и нищих, он помогал всем,
        всякого старался утешить, плакал с плачущими, радовался с радующимися. Нищелюбие
        и страннолюбие о.Емелиана были беспредельны — он подавал всем нищим, каких встречал,
        и привечал всех странников, какие к нему приходили.
        Все годы своего служения о.Емелиан подвергался преследованиям властей.
        Его постоянно вызывали в Райотдел НКВД, держали подолгу на допросах.
        Его то стращали, то стыдили, что он, мол, "такой молодой и не хочет работать,
        а вместо этого обманывает людей и этим зарабатывает деньги".

        Предлагали написать, что "Бога нет и религия — это обман". В обмен на это ему
        предлагали хорошую работу и зарплату. На все подобные предложения о.Емелиан
        неизменно отвечал:
             "Хоть сейчас меня забирайте, но от Бога я никогда не откажусь".
        Когда о.Емелиан шел на эти встречи в НКВД, он всегда был готов к аресту и брал
        с собой мешочек с сухарями, который оставлял своей старшей дочери Анастасии,
        сопровождавшей его во время этих визитов в НКВД
      Осуждения
        ././1940 
        Статья ст.124 УК РСФСР 
        Приговор 6 месяцев исправительных работ 
      Служение
        Чувашская АССР, г.Алатырь, Стефаниевская полевая церковь 
        священник 
        Год начала 1940 
        Год окончания 1941 
        В 1941г. власти г.Алатыря решили закрыть Стефаниевскую церковь, которая была
        последним действовавшим в городе храмом. Поводом к закрытию был непомерный
        налог, начисленный на обоих священников этой церкви, который они не могли
        уплатить. Церковь была закрыта
      Места проживания
        Чувашская АССР, г.Алатырь, Ул.Комиссарская, 76 
        Год окончания 1941 
      Аресты
        Чувашская АССР, г.Алатырь 
        Год ареста 1941 
        День ареста 25 
        Месяц ареста 7 
        Диакон Феодор, который был связан с НКВД, написал донос
        на о.Емелиана и о.Василия, что они "в проповедях призывали народ не верить советской
        власти" и.т.д. Вскоре священники были арестованы
      Осуждения
        Судебная Коллегия по уголовным делам Верховного Суда Чувашской АССР 
        30/10/1941 
        Обвинение "участник антисоветской группы, имея враждебное отношение к советской власти, используя религиозные предрассудки масс, среди населения занимался антисоветской агитацией" 
        Статья ст.58–10 ч.2, 58–11 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел с конфискацией имущества 
        Групповое дело "Дело священников Василия Покровского и Емилиана Киреева, г.Алатырь, 1941г." 
        О.Емелиан был допрошен в день ареста — 25 июля 1941г. Следующие допросы
        состоялись 3, 4 и 9 августа.
        Из протокола допроса 4 августа:

              "— Вы в марте 1939г. в полевой церкви среди верующих открыто высказывали:
                   "Безбожники погибнут, и они достойны геенны огненной"...
                 Вы признаете это?

               — Нет, не признаю, я так среди верующих не говорил. Я говорил:
                    "Как мы, христиане, должны исповедывать истинную веру и любить друг
                     друга! Не завидовать, не красть, не обманывать и никого не обижать.
                     Верить в Бога Иисуса Христа, соблюдать посты по Закону Божию.
                     Не желать ближнему того, что самому не нравится. Соблюдать праздничные
                     воскресные дни, в которые трудом заниматься грешно. Почитать среду и
                     пятницу, как постные дни — не есть мясной пищи".
                 Больше я ничего не говорил.

               — В марте месяце 1939г. среди монашек, проявляя свое недовольство Советской
                 властью, говорили:
                      "Я избранник Божий, потому я и служу, и меня арестовать никто не может"
                 Вы подтверждаете это?

               — Нет, не подтверждаю. Я этого не говорил, т.к. я все время ожидал ареста —
                 в порядке очереди, потому что всех служителей культа уже арестовали...".

        Из показаний свидетелей:
               "В последних числах января 1941г., когда принесли извещение об уплате налога,
                ... Киреев среди присутствующих верующих в церкви со злобой во всеуслышание
                сказал:
                   "Граждане, так и так, будем мы служить или не будем служить, все равно
                    нас [Покровского и Киреева], посадят в тюрьму, — такое время сейчас
                    пришло, так сказано в Писании Божием, — так пусть меня возьмут из
                    алтаря, прямо с престола, арестуют, но я буду служить до конца".
                Этими словами Киреев в верующих возбудил гнев против Советской власти,
                и они плакали, не желая расставаться с церковью и с попами Покровским и
                Киреевым. Верующие после этого заявили:
                   "Служите, батюшки, мы вас поддержим и будем за вас хлопотать, чтобы
                    с вас налоги сняли".

        О.Емелиан виновным в а/с агитации и участии в к/р организации себя не признал.
        11 сентября был арестован еще один обвиняемый по этому делу — Подрезов, пенсионер.
        21 сентября он дал показания, что священники Покровский и Киреев являются
        руководителями к/р организации.
        Однако в дальнейшем Подрезов на очной ставке с о.Емилианом отказался от своих
        показаний.
        23 сентября следствие было окончено.
        10 октября всем троим обвиняемым было предъявлено обвинительное заключение.
        18 октября 1941г. Судебная Коллегия по уголовным делам определила обвинительное
        заключение утвердить, и на 30 октября было назначено судебное заседание.
        Священники мужественно отрицали обвинения в а/с агитации.
        После совещания суд приговорил всех троих к расстрелу.
        Кассационная жалоба в Верховный Суд РСФСР о пересмотре приговора не была
        удовлетворена
      Места заключения
        Чувашская АССР, г.Алатырь, 3-я тюрьма НКВД 
        Год начала 1941 
        Год окончания 1941 
        Во время следствия содержался в 3-й Алатырской тюрьме НКВД.
        В следственной камере священники находились с самыми отпетыми бандитами.
        О.Емилиану разбили голову кирзовым сапогом, отобрали передачу
    Кончина
      1941 
      День 26 
      Месяц 12 
      расстрел 
      Место Чувашская АССР, г.Алатырь, в окрестностях города на правом берегу р.Суры 
      Приговор обоим священникам был приведен в исполнение в 19 часов 30 минут
    Канонизация
      Священномученик священник Емилиан Киреев 
      Дата 06/10/2003 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 6 октября 2003г. 
      Кто представил Чебоксарская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 13.12 
          Новый стиль 26.12 
          день мученической кончины (1941г.) 
    Реабилитация
      Дата 12/06/1990 
      Кем реабилитирован Судебная Коллегия по уголовным делам Верховного Суда 
      По году репрессий 1941 
    Публикации ->
      1.Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2003 года под председательством Патриарха Алексия II.
    Заявители ->
      1.Дочь Кольцова Анастасия Емельяновна
    Документы ->
      1. Архив УФСБ по Чувашской Республике. Д.П-6009.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ