Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 03.03.1993 Дела o79.337 => o79.337 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Служение
      Омская о., Исилькульский р., станция Исилькуль, Апостольско-Святительская церковь 
      священник 
      Должность председатель приходского совета, благочинный 3 округа Омской епархии (с октября 1926г.) 
      Год начала 1922 
      Год окончания 1927 
      Служил в церкви на ст.Исилькуль.
      С октября 1926г. он был председателем приходского совета и благочинным 3 округа
      Омской епархии.
      О.Нил был против того, чтобы люди духовного звания, служа в церкви, одновременно
      пели в советских клубах. В связи с этим он уволил регента церковного хора.
      Батюшка ссылался на Апостольские и Соборные постановления о том, что верующим
      запрещается посещение каких-либо зрелищ, к которым он причислял советские
      клубы, как греховные заведения
    Места проживания
      Сибирский край, станция Исилькуль (Сибирский край, Исилькульский р., г.Исилькуль), ул.Зиновьева, 5 
      Год начала 1922 
      Год окончания 1927 
      День окончания 9 
      Месяц окончания 5 
      С 1922г. о.Нил с матушкой Татьяной Георгиевной и младшей дочерью Таисией
      проживал на станции Исилькуль
    Аресты
      Омская о. (Сибирский край, Исилькульский р.), г.Исилькуль 
      Год ареста 1927 
      День ареста 9 
      Месяц ареста 5 
      8 апреля 1927г. на о.Нила поступил донос по поводу увольнения им регента.
      5 мая 1927г. в доме о.Нила был произведен обыск. При обыске ничего, что можно
      было бы приобщить к делу, не нашли, кроме разной переписки, которая и была изъята.
      9 мая 1927г. о.Нил был арестован
    Осуждения
      Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
      19/08/1927 
      Обвинение "а/с деятельность, контрреволюционный саботаж" 
      Статья ст.58–14 УК РСФСР 
      Приговор 3 года ссылки в Казахстан с последующим лишением права проживания в ряде областей и округов СССР 
      Архив УФСБ по Омской обл. Д.П-4495.
      Из протокола допроса:

          
      "— Какое отношение в 1919г. вы имели к Колчаковской власти и кого выдавали
             белым из крестьян-бедняков для порки?

           — В конце 1919г. при отступлении белых лично у меня в доме останавливались
             штабы частей несколько раз... Звали и меня с собой, но я не поехал...
             Крестьянин Гейко был сельским старостой, и у него белые неоднократно
             просили подвод для себя до ближайшего поселка, но подвод не было, т.к.
             всех лошадей попрятали. По приказу белых Гейко пришел в их штаб, который
             был у меня в доме, и белые стали ругать его, потом вышли с ним на улицу,
             и что там с ним делали, я не видел, а сам он говорил, что его выпороли.

          —  Ваше влияние на приходской совет церкви и по каким причинам были уволены
             регенты церкви?

          —  В приходском совете 11 человек, большей частью крестьяне-середняки...
             выбраны в 1925г. ... Я в совете имею один голос — такой же, как и остальные
             члены совета. За время работы совета был только один случай, когда совет
             не согласился с моим мнением, — это с вопросом о капитальном ремонте храма.
             Я настаивал, чтобы началось добровольное пожертвование, чтобы собрать денег
             на штукатурку и побелку храма внутри, а совет с этим не согласился и
             постановил временно с этим обождать...
             Регенты церкви были уволены по следующим причинам:
                Каралик за грубое отношение ко мне лично. В 1925г. в первый день
                перед богослужением назвал меня шпаной (будучи вполне трезвым), и на
                Пасхальной неделе был уволен именно за это.
                Другой регент заступил на место месяцев через 6 и служил около года.
                Месяца за 2–3 он пел с церковным хором в клубе с.Исилькуль, а потом
                был уволен за неимением средств на его содержание... Инициатором
                увольнения и того, и другого был церковный староста, по заявлению
                которого совет и вынес постановление об их увольнении. На том и другом
                собрании я присутствовал и высказывался за увольнение их.
            Регентом, состоящим также псаломщиком в соседней церкви с.Березовское
            я недоволен потому, что он очень неуживчивый, и в результате архиепископ его
            запретил, общине написав, что если община его не уволит, то он [архиепископ]
            порывает с ней духовную связь.
            Он работает регентом в клубе при станции Исилькуль. Лично я
            против того, чтобы человек духовного звания пел одновременно и в клубе,
            т.к. через это упускается его прямая обязанность, как служителя церкви,
            и по этому поводу я имел разговор со священником Ананьевым в присутствии
            одного из членов совета, а также хозяина дома, где живет священник.
            Но относительно школы и церкви я ничего не говорил.
            Есть постановления Апостольские и Соборные о том, что верующим запрещается
            посещение каких бы то ни было зрелищ. В данном случае клуб я причисляю, согласно
            этим постановлениям, к таким зрелищам, которые верующим посещать не следует.
            Лично я это постановление разделяю и на клуб смотрю как на греховное зрелище".

      9 августа 1927г. начальник СОО ГПУ составил обвинение:
           "Священник Матвеев использовал все время и систематически свое положение
            служителя культа для использования религиозных настроений верующего
            населения в антисоветских целях, желая возбудить недовольство Советской
            властью.
            Он вел агитацию против клубов и школ, предлагал верующим воздержаться от
            посещения их. Называл домами разврата клубы, предлагал верующим принимать
            меры против имеющих дело с этими учреждениями.
            Агитировал против Соввласти, называя ее "властью отбросков общества" и
            приглашал всеми способами стремиться к ее уничтожению, что и подтверждено
            свидетельскими показаниями...
            На основании изложенного полагаю считать антисоветскую деятельность Матвеева
            доказанной"
    Места заключения
      Омск, ИТД 
      Год начала 1927 
      День начала 20 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1927 
      Казахстан, Кзыл-Ординская о., г.Казалинск 
      Год начала 1927 
      Год окончания 1930 
      День окончания 23 
      Месяц окончания 4 
      По окончании срока ссылки 23 апреля 1930г. Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ
      о.Нил был освобожден из ссылки с лишением права проживания в Московской,
      Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском округах, а также в
      Дагестане и Омском округе с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ