Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 02.03.1992
Дела o62.490
    Домбровская Елена Витальевна 
    Фамилия Домбровская 
    Год рождения 1893 
    Место рождения Смоленск 
    Специальность диптеролог (энтомолог) 
    Духовная дочь Оптинского старца Никона (Беляева).
    Автор стихотворений и поэм духовного содержания.
    Родилась в дворянской семье.
    Провела детство и юность в имении родителей, близ г.Ельня.
    В семье было две дочери, Елена была старшей.
    Дочери получили хорошее домашнее образование. Елена писала стихи.
    Шамординская монахиня Амвросия (Оберучева) в своих записках впоследствии
    называла Елену Витальевну идеальным человеком и писала о ней:
       
    "И вот теперь, вспоминая ее жизнь, мне хочется рассказать о ней другим...
        Их имение находилось между Ельней и Смоленском. Ее родители были
        образованные люди: муж — доктор, а жена тоже с высшим образованием.
        У них было две дочери, которых они воспитывали и учили сами и только
        возили на экзамены.
        Доктор Домбровский не занимал службы, жил в имении, имел здесь частную
        амбулаторию и не отказывал крестьянам в медицинской помощи.
        Еще он занимался научной деятельностью, любил естественные науки и имел
        печатные труды.
        Имение их было превосходно устроено, были сады, оранжереи...
        Семья была необыкновенно любящая, дружная, и девочек не отдавали учиться,
        чтобы не расставаться.
        Настало время конца войны 1917 года. Отец заболел.
        В это время появились беженцы. Успокаивая своих, он говорил:
           "Нам еще хорошо, хоть и землю нашу взяли, но у нас есть дом, чего же
            нам унывать, а вот беженцы лишились своего крова, в чужой стране...".
        Почувствовав, что приблизился конец его жизни, он благословил жену и детей.
        Елену Витальевну он благословил медным крестом, который она потом поместила
        в серебряную оправу...
        Вскоре после его смерти приходит беженец и просит принять его с семьей
        в какую-либо из свободных комнат или построек их усадьбы.
        Вспомнив слова покойного отца, так сочувствовавшего беженцам, они охотно
        приняли его с семьей.
        Вскоре они стали беспокоиться о здоровье матери, которая все более и более
        слабела. Решили отправиться к известному врачу-гинекологу в Смоленск.
        Обратились к беженцу с просьбой, чтобы он берег их дом и все вещи.
        Но так как в это время ходили банды, то он попросил, чтобы ему дали бумагу
        о том, что все это отдают ему. Старшая дочь [Елена] немедленно пошла
        в волость и достала такую бумагу. Собрали только самые необходимые вещи
        в маленькую корзиночку для больной и все втроем отправились на станцию,
        находящуюся недалеко от их поместья. Скоро они возвратились страшно
        опечаленные, так как доктор сказал, что болезнь — рак, и время для операции
        уже упущено.
        Подходят к дому, стучатся. Им долго не открывали; наконец, вышел беженец
        и сказал, что это все — его, у них ничего нет, и он их не впустит...
        Какое отчаянное положение!..
        Что делать? Пришла в голову мысль идти к соседям за восемь верст,
        в помещичью усадьбу их знакомых. Но там уже устроен детский дом, а хозяйка
        этого дома стала заведующей хозяйством этого учреждения. Они обратились
        к ней, и она выхлопотала для одной из дочерей место при детях.
        А для жилья им дали какую-то хибарку в усадьбе. Было уже холодно, и трудно
        им было жить в таком жалком помещении, особенно для больной.
        Все силы они употребляли, чтобы облегчить ее страдания, нежно ухаживали
        за своей любимой матерью. Болезнь быстро шла к концу.
        С невыразимой скорбью они похоронили ее.
        После этого им стало еще тяжелее; они больше не могли оставаться на этом
        месте... Отправились на Юг, надеясь найти хоть какое-то утешение"..
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1920г.] [до 1921г.] [до 1944г.] [1950-е годы]
      Места проживания
        Брянск 
        Из записок монахини Амвросии (по рассказам Елены Витальевны)[2]:
         "Благополучно сестры доехали до Брянска, но тогда поезда ходили неисправно,
          и они здесь остановились.
          Во время стоянки поезда они пошли в собор. После богослужения подошли
          к свечному ящику и обратили внимание на разложенные книжки: это были жития
          брянских чудотворцев (св.Олег и преп.Поликарп).
          Церковный староста предложил купить. Но у них было всего несколько тысяч —
          по тогдашним деньгам это ничтожная сумма (а еще надо было для дальнейшего пути).
             "Чудотворцы вам помогут, возьмите".
          И они решили отдать все свои деньги и купили книжку.
          По возвращении на вокзал они сели на платформе и рассматривали книжку:
          в ней было в красках изображение святых чудотворцев.
          Около них играла девочка и все посматривала на книжку. Девушки стали
          показывать ей и о чем-то с ней поговорили... Скоро девочка снова прибегает
          и говорит:
             "Мой папа — начальник станции, он говорит, что поезд долго не пойдет,
              а мама зовет вас к нам".
          Они пошли и на радушное приглашение добрых людей остались у них на несколько
          дней, пока поезд не двинулся дальше.
          Там случайно вышел разговор о шитье обуви, а они как раз умели шить и за эти
          дни сшили несколько пар туфель и таким образом заработали на дальнейшую дорогу".
      Аресты
        Курск 
        Не доезжая до Курска, они были арестованы в поезде, когда патруль обнаружил
        в сумке Елены Витальевны тетрадь со стихами религиозного содержания
        Из записок монахини Амвросии [2]:
          "Не доезжая до Курска, поезд останавливается, вагоны отцепляются, пассажиров
           всех осматривают; берут сумку Елены, а там тетрадь с ее стихами.
           Их с сестрой ведут и помещают в тюрьму"
      Места заключения
        Курская о., тюрьма 
        Из записок монахини Амвросии [2]:
           "С ними было Св.Евангелие, с которым они никогда не расставались.
            Они готовятся к смерти, как сказал им тюремщик.
            Переночевали там, наутро спрашивают, скоро ли их поведут?
            Отворяется дверь, и им говорят, чтобы они шли.
              "Куда?" — "Куда хотите".
            Их бумаги и сумки были отобраны. Они вышли за ворота тюрьмы и направились
            в ту сторону, откуда они ехали, к Смоленску"
      Места проживания
        Смоленская о., г.Рославль 
        Из записок монахини Амвросии [2]:
           "Приходилось заходить в деревни, чтобы попросить хлеба и переночевать.
            Зашли они в одну усадьбу, видно, польских помещиков, упросили хозяйку
            принять их в качестве прислуги. Но когда они расположились на кухне и
            пришла хозяйка, из разговора она заметила, что имеет дело с образованными
            людьми, побоялась и отказала им.
            Они пошли дальше.
            Много бедствий пришлось им претерпеть и только через месяц дошли они
            до Рославля. Там у них были знакомые, к которым они и зашли.
            Главное лишение — у них не было белья, и у знакомых ничего не было,
            они могли только снять с дивана парусиновый чехол и из этого сшили рубашки.
            Отсюда они пошли дальше, к оставленному когда-то месту.
            Им разрешили занять ту хибарку, где они когда-то жили.
            Но время было холодное, ноябрь месяц. Дров у них не было, пришлось терпеть
            холод.
            В окрестностях свирепствовала эпидемия оспы; для покойников даже не рыли
            отдельных могил, а несколько трупов клали в одну.
            Младшая сестра заболела самой тяжелой формой оспы. В комнате было невыносимо
            холодно, и Елена своим телом согревала больную сестру.
            Они терпели невыносимые страдания. Скоро сестра умерла.
            Елена не могла вырыть отдельной могилы, и сестру опустили в общую.
            Оставаться здесь она больше не могла.
            К этому времени относятся следующие ее стихи:
               "Я поняла. Теперь я поняла. А прежде возмущалась
                Невольным ропотом душа,
                Когда с несчастьями иль смертию встречалась
                Невинных, молодых она:
                "Зачем, за что, — я думала, — их муки, Болезни, горе, нищета?
                 А смерть? А ранняя разлука? Иль справедливость лишь мечта?"
                Но вот, в огне мучительных болезней
                Сгорели те, кто здесь любил меня,
                Сестра лежит в могиле безызвестной;
                Какой осталась одинокой я... Я нищая.
                Родимый кров отняли, Тот кров, где некогда я счастлива была,
                Моя душа устала от печали... И вот теперь я только поняла...
               "Ты прав, Господь, и путь Твой непорочен,
                Ты дал понять, как этот мир непрочен,
                Ты свят, благословен вовек! Ты дал — Ты взял;
                Твоим судьбам я внемлю, Нагой я родилась, нагой сойду я в землю,
                Твое созданье — перстный человек!
                Любимых отнял Ты, но разве же свиданье
                Ты нам не обещал в безбрежных небесах?
                Ты, как огнем, очистил их страданьем,
                А вечный мир для душ — в Твоих руках!
                Ты отнял отчий дом, Ты снял имений цепи,
                Привязанности к месту больше нет!
                Земные чувства все так призрачны, так слепы —
                Вселенная теперь отчизна мне!
                Ты прав, Господь, и путь Твой непорочен,
                Ты свят, благословен вовек! Ты дал — Ты взял;
                Твоим судьбам я внемлю,
                Нагой я родилась, нагой сойду и в землю,
                Твое созданье — перстный человек!
                             1921 год"
        Смоленская о., г.Ельня 
        После смерти младшей сестры Елена Витальевна жила в г.Ельне,
        давала частные уроки Закона Божиего.
        Из записок монахини Амвросии [2]:
           "Не помню, как она оказалась в Ельне. Здесь наняла себе комнатку (или ее
            приняли так у одних бедных людей) и стала преподавать Закон Божий.
            Плату она не спрашивала — кто сколько даст, лишь бы хватило на хлеб,
            больше не брала.
            К этому времени относится ее знакомство с моей двоюродной сестрой Анной,
            которая сказала ей однажды:
               "Хоть бы сала или масла Вам давали, кроме хлеба, для подкрепления".
            Но Елена не хотела большего. Терпела скудную жизнь.
            Однажды ей пришлось прийти в какое-то учреждение, у нее не было галош,
            а грязь в этом городе необыкновенная, и она на свои самодельные туфли
            в таких случаях надевала берестовые башмаки. Эти своеобразные галоши
            пришлось снять в передней. В эту же самую переднюю выходила дверь
            из комнаты бывшей хозяйки этого дома. Хозяйка недавно ослепла, жившая с ней
            женщина сказала, в каких галошах пришла девушка. Слепая заинтересовалась
            и попросила позвать эту девушку, когда она пойдет обратно.
            Они познакомились, и результатом этого знакомства было то, что
            Елена ежедневно приходила сюда и провожала несчастную слепую в церковь..."
      Аресты
        Смоленск 
        Год ареста 1921 
        Из записок монахини Амвросии [2]:
           "Прошло некоторое время, и Елену позвали к следователю в Смоленск.
            Надо было ехать по железной дороге.
            Она взяла с собой только Св. Евангелие. Поезд пришел рано,
            и она успела зайти в церковь и причаститься.
            Когда она пришла к следователю, он вынул ту тетрадь, которую у нее
            когда-то взяли в вагоне, и спросил — узнает ли она, чья это тетрадь?
            Она сказала, что это ее. Затем, между прочим, он спросил:
               "Здесь несколько страниц вырвано, по какому случаю она их вырвала?
            Она ответила, что там были написаны насмешливые ее стихи; ей сделалось
            стыдно за себя, что она, будучи христианкой, так относится к людям,
            и потому их вырвала. Следователь спросил:
               "Вы меня ненавидите?"
                "Нет, по-христиански мы не можем вас ненавидеть, мне только вас жаль".
            Совершенно изменившимся тоном он стал рассказывать ей о своем тяжелом детстве... Она заметила у него слезы на глазах. И в
            В конце концов, он сказал:
               "Будьте такой, как вы есть, я буду за вами следить, но только потому,
                что вы заинтересовали меня. Неужели теперь может быть такой человек?
                Желаю вам оставаться такой, как вы есть".
           Тем и закончилось их знакомство. Это было около 1921г."
      Места проживания
        Смоленск 
        В 1920-е годы Елена Витальевна посещала Оптину пустынь и Шамординскую обитель.
        Шамординская монахиня Амвросия (Оберучева) в своих записках называла Елену
        Витальевну "идеальным человеком", воспоминание о которой ее всегда утешало.
           "Не могу описать моей радости, когда они пришли в монастырь. У меня было
            несколько больных, которых я должна осмотреть. Поручаю сестре Анюте, чтобы
            она сделала для моих путешественников ванну и переодела белье. Даю две рубашки свои...
            Елена Витальевна пробыла несколько дней, все мы ходили в храм,
            не пропускали божественных служб. Оказывается, она пишет стихи, и
            написала стихотворение в память посещения нашего храма. Рассказала мне
            свою жизнь — трогательную и в то же время утешительную...
            Когда мы были в Оптиной у б.Нектария и заговорили о тяжелом положении
            Церкви, о появлении обновленчества, то на вопрос, как об этом
            молиться, он произнес прошение ектений, и Елена Витальевна с его слова
            записала:
                "О еже низложити сопротивныя на ны востания, святыя же Божий
                 Церкви, в напасти сущыя, со предстоятелями их и всеми верными,
                 свободити, Господу помолимся".
            Когда она уезжала, я напомнила сестре Анюте, — помыли ли ее рубашку?
            Она поедет в моей, а эту надо завернуть и ей отдать. А сестра на это мне
            сказала, что у нее не было рубашки...
            Может показаться странным, что я, не зная ее, обратилась к ней с таким
            трудным делом и так на нее надеялась. Но я слышала о ней от двоюродной
            сестры Анны и была уверена, что она поможет. И вот теперь, вспоминая
            ее жизнь, мне хочется рассказать о ней другим..."
        Смоленск 
        Год окончания 1944 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 6 
        Перед арестом Елена Витальевна жила в Смоленске "без определенных занятий"
      Аресты
        Смоленск 
        Год ареста 1944 
        День ареста 22 
        Месяц ареста 6 
        22 июня 1944г. Елена Витальевна была арестована УГБ УНКВД Смоленской обл.
      Осуждения
        Военный Трибунал войск НКВД Смоленской обл. 
        14/09/1944 
        Статья ст.58–10 ч.2 УК РСФСР 
        Приговор 8 лет ИТЛ с последующим поражением в правах на 5 лет 
        Д.25183-С.
      Места проживания
        К 1954г. находилась на свободе. Писала стихи духовного содержания,
        опубликовала поэму "Святой мученик Трифон"
    Реабилитация
      Дата 02/03/1992 
      Кем реабилитирован Прокуратура Смоленской обл. 
      По году репрессий 1944 
    Труды ->
      1.Поэма "Святой мученик Трифон".
      2.П.Паламарчук. Стихи: Е.Домбровская. Жизнь, страдания и духовные дары святого мученика и чудотворца Трифона и уроки из его жизни. М.: Паломникъ, 2002. 254с..
    Публикации ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ