Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ДатаРеабилитации 01.03.1989
Дела o13.80
    Дросси Андрей Иванович 
    Фамилия Дросси 
    Год рождения 1867 
    Месяц рождения 7 
    Место рождения Харьковская губ., г.Старобельск 
    секретарь патриаршего подворья 
    Выходец из греческой семьи
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Образование
        Московский университет, юридический факультет
        Год окончания 1894 
        До революции работал чиновником министерства железных дорог
      Служение
        Москва, Иерусалимское, Константинопольское, Антиохтийское и Александртйское патриаршие подворья 
        Должность секретарь подворья 
      Места проживания
        Москва, Большой Афанасьевский пер., 19–2 
        Год окончания 1930 
        Являлся гражданином СССР. У него была жена и сын.
        Некоторые факты биографии подробно изложены в обвинительном заключении:
        "Еще со студенческого возраста
        гражданин Дросси состоял постоянным секретарем Иерусалимского патриаршего
        подворья в Москве, одновременно исполняя эту же роль в подворьях
        Константинопольского, Александрийского и Антиохийского Патриархов (как говорил
        сам Дросси, работы было не много, поэтому он успешно с секретарскими
        обязанностями справлялся). Эта связь с русскими и заграничными церковниками
        поддерживалась Дросси и после революции...".

        Сам Дросси, характеризуя свои
        политические убеждения, заявил: "Я считаю, что в советских условиях церковь
        находится в состоянии гонения". Считает он неприемлемой для себя также
        диктатуру пролетариата, и отмену частной собственности. Сохранив свои связи с
        церковниками, находящимися за рубежом Советского Союза, Дросси все время
        поддерживал с ними связь, в частности с неким Сарьяни, лицом близким к
        Константинопольскому Патриарху, одно время бывшим сотрудником греческой
        дипломатической миссии в Москве. Свидетель имярек заявил, что "Дросси через
        Сарьяни информировал заграницу по церковно-политическим вопросам". Тот же
        свидетель показал, что Дросси "по просьбе Патриарха Тихона писал заграницу о
        положении Церкви в СССР, о гонении и притеснении ее со стороны соввласти, и
        говорил, что отправлял эти письма через посольства". "У умершего Патриарха
        Тихона я был много раз, приходил к нему беседовать на церковные темы", —
        показал Дросси. "Я решил отправить через английское посольство письма
        заграницу на имя Константинопольского Патриарха о травле Патриарха Тихона
        обновленцами, обвинявшими его в контрреволюции; положение Патриарха было
        стесненное". "Тихон мое письмо прослушал, согласился с ним, равно как и с
        передачей его в английское посольство". Самого английского посла Ходжсона.
        Дросси удалось увидеть, по его словам, один раз перед свиданием с ним, Дросси
        был принимаем английским консулом, которого информировал в кратких словах о
        положении Православной Церкви в СССР". Ходжсон, по словам Дросси, приняв
        письмо о Тихоне, заявил: "надо помочь Патриарху Тихону". Информация заграницы
        о политике соввласти по отношению к Церкви и о положении последней носила
        систематический характер. Дросси заявлял уже упомянутому свидетелю: "что он
        возмущается гонениями на церковь, и что о всех безобразиях расскажет Сарьяни".

        Не раз также Дросси сообщал ему, что он "был в греческом посольстве по своим
        церковным делам". "В курсе церковных дел Дросси был через священников, которых
        у него было много было среди знакомых..." Дросси признал, что конспиративные
        беседы с церковниками им действительно велись на тему "о гонении на церковь: о
        натиске безбожия и т.д." Признавая свое частое посещение греческого
        консульства, Дросси заявил, что "разговаривая в посольстве или в консульстве о
        гонении на веру в СССР, об арестах священников и т.д. я не думал, что сообщаю
        что-либо новое". С некоторого времени, когда заграницей началась усиленная
        травля Советского Союза под флагом гонения религии в нем, Дросси решил
        отправить заграницу на имя Константинопольского Патриарха документ:
        посвященный вопросу "гонения веры". Этим документом он хотел заставить Фотия,
        вновь избранного Константинопольского Патриарха, "обратиться к другим
        патриархам" и "действовать совместно с ними путем морального воздействия на
        правительство". Составленный им документ озаглавлен, как "горячая мольба группы
        православных чад многострадальной русской церкви. Документ этот, обнаруженный
        при обыске, написан весь рукой Дросси. "То, что происходит сейчас в нашей
        несчастной стране равносильно гонению на Святую Церковь в первые века
        христианства. Религия официально объявлена опиумом для народа, вера —
        религиозным дурманом. Церковные таинства и обряды — суеверными
        предрассудками, а православные пастыри — врагами народа. Сотнями томятся они в
        тюрьмах и местах отдаленнейших ссылок без всякой вины и преступления
        единственно только за то, что они — пастыри церкви, призывающие народ к вере
        в Бога, молитве, покаянию и сеющие в сердцах народа слово Божие... Сотнями, а
        может быть тысячами исчисляются загубленные жизни пастырей и архипастырей,
        замученных в пытках, расстрелянных, закопанных в землю и умерших в диких
        местах севера, и кровь их неумолчно вопиет к нему". Так характеризует
        церковную политику соввласти Дросси. Для перевода на греческий язык этого
        документа и для запроса мнения о нем от авторитетных черносотенных церковников
        он был отправлен Дросси в посылке с печеньем в Житомир, к греку Фотопулосу.
        При переписке Дросси с ним документ назывался условно "печеньем". Фотопулос
        поручение Дросси выполнил, документ перевел, показал его епископам Леонтию
        (Матусевичу) и Аверкию (Кедрову), и сообщил Дросси о том, что "печенье
        понравилось, но что оно ядовито и от него можно умереть". Фотопулос заявил,
        что он "отчетливо представлял, что этот документ предназначен для заграницы,
        был из советских газет осведомлен в курсе антисоветской шумихи заграницей по
        поводу о существующих, якобы гонениях на религию в СССР". При обыске Фотопулос
        и был изъят подлинник документа Дросси и его перевод на греческий язык,
        сделанный Фотопулос. Дросси заявил, что намеревался отправить его заграницу
        через греческое посольство". Надо отметить, что в обвинительном заключении все
        события дела изложены без всяких прикрас и довольно точно, правда были упущены
        выдержки из письма, в которых говорилось о переживаниях самого Дросси по
        поводу внутренних дел в самой Русской Церкви, о ее взаимно враждующих течениях,
        о просьбе к Константинопольскому Патриарху помочь преодолеть эти раздоры
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1930 
        День ареста 19 
        Месяц ареста 2 
        На момент ареста был пенсионером, инвалидом труда
      Осуждения
        Коллегия ОГПУ 
        04/04/1930 
        Обвинение "постоянно поддерживал связь с дипломатическими миссиями иностранных враждебных Советскому Союзу, государств, информировал их в заведомо тенденциозном к Союзу направлении, с целью вызвать вмешательство во его внутренние дела 
        Статья ст.58–5 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел, с заменой заключения в концлагерь сроком на 10 лет 
        Групповое дело "Дело Дросси Андрея Ивановича, г.Москва, 1930г." -> 
        Андрей Иванович на следствии совершенно откровенно исповедовал свои
        религиозные взгляды и открыто выражал свой протест против гонений на религию в
        СССР
      Места заключения
        Москва, Бутырская тюрьма 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1930 
        Сразу после ареста был помещен в Бутырскую тюрьму, где
        находился во время следствия
        Коми АССР., г.Усть-Сысольск, СЕВЛОН 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1933 
        Постановлением Заседания Коллегии ОГПУ (судебного) 22 февраля 1933г. был
        условно досрочно освобожден из лагеря, "без права проживания
        в пределах СССР в 12 пунктах страны, Уральской обл. и местности,
        из коей был выслан, с прикреплением к определенному месту жительства
        на оставшийся срок заключения"
        Орел 
        Год начала 1933 
        На январь 1934г. находился в ссылке в Орле. В 1934г. было отклонено ходатайство
        о свободном проживании.
        Дальнейшая судьба неизвестна
    Реабилитация
      Дата 01/03/1989 
      Кем реабилитирован Прокуратура СССР 
      По году репрессий 1930 
    Документы ->
      1. ЦА ФСБ РФ. Д.Р-33647.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ