Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1971
Дела ob8.81
    ( * ) Богаевский Алексей Феофилактович 
    Фамилия Богаевский 
    Год рождения 1879 
    День рождения 11 
    Месяц рождения 2 
    Место рождения Полтавская губ., Хорольский у. (Украина, Полтавская о., Глобинский р.), с.Радаловка 
    протоиерей 
    Родился 11 февраля ст.ст. 1879г. в семье псаломщика
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1904г.] [1904-1919гг.] [1919-1931гг.] [1932-1942гг.] [с 1942г.] [до 1971г.]
      Образование
        Лубенское духовное училище
        Год окончания 1894 
        Полтавская Духовная Семинария
        Год поступления 1894 
        Год окончания 1900 
      Служение
        Таврическая губ., г.Симферополь, духовное училище 
        Должность воспитатель 
        Год начала 1900 
        Год окончания 1904 
        В Симферополе Алексей Богаевский познакомился со свое будущей женой Прасковьей,
        дочерью известного в Крыму протоиерея о.Алексия Назаревского. До замужества она была
        учительницей в школе, устраивала домашние музыкальные вечера, на которые приглашали
        петь Алексея Богаевского, который имел прекрасный голос.
        В 1904г. они поженились. Впоследствии в семье их родилось четверо детей: двое
        сыновей (имя одного из них — Владимир) и две дочери
      Рукоположение
        иерей 
        1904 
      Служение
        Таврическая губ. (Крым), Феодосийский у., с.Петропавловка 
        иерей 
        Должность законоучитель Феодосийского учительского института 
        Год начала 1904 
        Год окончания 1906 
        Таврическая губ. (Крым), г.Феодосия, Всехсвятская кладбищенская церковь 
        иерей, протоиерей 
        Должность настоятель, благочинный церквей Феодосийского округа, законоучитель 
        Год начала 1906 
        Год окончания 1919 
        С 1906г. о.Алексий служил во Всехсвятской кладбищенской церкви г.Феодосии.
        Кроме служения в храме, о.Алексий преподавал Закон Божий в женской гимназии.
        О.Алексий быстро завоевал любовь и уважение своих прихожан.
        Возведен в сан протоиерея.
        Был настоятелем Всехсвятской церкви, благочинным церквей Феодосийского округа.
        Он был видным проповедником и администратором.
        Был дружен со многими выдающимися людьми, жившими тогда в Феодосии, в частности,
        с Максимилианом Волошиным, бывал у него на даче в Коктебеле. В доме Богаевских
        бывали писатели Викентий Вересаев и Александр Грин.
        В тяжелые годы гражданской войны о.Алексий помогал очень многим. При белых помогал
        красным. А когда в Крым пришли красные, то они с матушкой Прасковьей прятали
        у себя белого офицера, которому каким-то чудом удалось выжить после расстрела.
        Потом о.Алексий достал ему документы умершего одинокого человека, с которыми
        тот и уехал в Москву
      Аресты
        Таврическая губ. (Крым), г.Феодосия 
        Год ареста 1919 
        Когда в Крыму после прихода красных шли массовые расстрелы, о.Алексий был
        арестован органами ЧК, но ему удалось избежать расстрела: за него заступился один
        из чекистских начальников, брата которого о.Алексий прятал от белых
      Служение
        Крым, г.Феодосия, Всехсвятская кладбищенская церковь 
        протоиерей 
        Должность настоятель, благочинный церквей Феодосийского округа 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1928 
        В январе 1923г. на состоявшемся в Феодосии окружном благочинном собрании было
        принято решение о подчинении Таврическому Епархиальному управлению, являвшемуся
        высшим руководящим органом "обновленческого" движения Крыма.
        С вопросами, связанными с деятельностью "обновленческого" Епархиального
        управления, стали обращаться настоятели многих приходов. Протоиерей Алексий им
        рекомендовал самостоятельно решать вопросы сотрудничества с лидерами "обновления" Крыма.
        В сентябре 1923г. о.Алексий Богаевский получил письмо от архиепископа
        Никодима (Кроткова), являвшегося до 1922г. управляющим Таврической епархией,
        который просил его изложить ситуацию, связанную с положением дел в округе.
        В письмах из Москвы Владыка Никодим (Кротков) давал рекомендации и руководящие
        указания о дальнейшей деятельности приходов Феодосии.
        Установление контактов с архиепископом Никодимом привело к разрыву отношений
        многих священников Феодосийского благочиния с ТЕУ (Таврическое епархиальное
        обновленческое управление).
        В январе 1924г. в Феодосию прибыл архиепископ Александр, возглавлявший ТЕУ.
        Впоследствии на благочинном собрании в 1925г. о.Алексий указал:
           
        "В деятельности ТЕУ накопилось столько непродуманного, нетактичного и вредного
            для Церкви, что архиепископу Александру достаточно было поприсутствовать
            на пастырском собрании, чтобы он убедился в том, что о восстановлении
            прежней связи округа с ТЕУ не могло быть и речи.
            Архиепископ Александр, смущенный неподатливостью Феодосийского духовенства,
            оставил нас в покое, а через некоторое время и сам отошел от обновленческой
            церковной власти, покаявшись перед Патриархом Тихоном".

        Однако Таврическое Епархиальное управление продолжало считать Феодосийское
        благочиние своей епархией и продолжало присылать в округ свои распоряжения.
        Особенно усилилось это влияние после приезда в Феодосию архиепископа Василия,
        бывшего ректора Таврической духовной семинарии Василия Васильевича Знаменского.
        В ноябре 1924г. был созван Епархиальный съезд "обновленческой" церкви Крыма.
        В связи с тем, что протоиерей Алексий Богаевский отказался выполнять его
        решения в округе, представителем ТЕУ в Феодосию был назначен протоиерей
        Михаил Синицын.
        ТЕУ попыталось разделить Феодосийский округ на 2 самостоятельных благочиния:
        Феодосийский и Старо-Крымский.
        Назначенные в эти округа благочинными протоиерей П.Троицкий и священник К.Брянцев
        от назначений отказались.
        Для усиления влияния ТЕУ в округе в июле 1925г. Михаил Синицын организовал
        съезд духовенства и мирян. Однако съезд не состоялся из-за отсутствия
        подавляющей части духовенства.
        Наступивший раскол привел к тому, что многие настоятели приходов обратились
        к протоиерею Алексию Богаевскому с предложением продолжить выполнение работы
        в должности благочинного.
        На съезде выступил епископ Керчь-Феодосийской епархии ТЕУ Павел.
        Он попытался рассказать присутствовавшим об антигосударственной деятельности
        Патриарха Тихона и предложил съезду признать власть "обновленческого" Синода.
        Предложения епископа Павла были отвергнуты большинством присутствующих.
        21 августа 1925г. в Феодосийское городское управление милиции поступило
        заявление благочинного Феодосийского округа протоиерея Алексея Богаевского,
        в котором он указал, что к нему обратилось несколько священников округа,
        настаивающих на проведении благочинного собрания, на котором предлагалось
        рассмотреть ряд вопросов, касающихся внутрицерковной жизни благочиния
        в 1923–1925гг.
        Председатель Феодосийского райисполкома разрешил проведение собрания
        по следующей повестке дня:
          о состоянии церковной жизни в Феодосийском благочинном округе в 1923–1925гг.;
          о выборах Благочинного Совета; выборы Благочинного округа; Рассмотрение текущих дел.
        Собрание состоялось 1 октября 1925г. На нем присутствовали представители
        16 приходов. Участниками собрания были 50 человек, из них: 15 священников,
        7 псаломщиков и 28 мирян.
        Благочинный округа протоиерей о.Алексий Богаевский выступил с докладом.
        Он достаточно четко и подробно охарактеризовал обстановку, в которой проходила
        деятельность приходов не только всего округа, но и всего полуострова в 1923–1925гг.
        Он, в частности, отметил, что принятое в январе 1923г. на окружном благочинном
        собрании решение о подчинении ТЕУ, носило временный характер, т.к. клиру
        и мирянам не до конца были ясны цели и задачи движения "обновления".
        Поместный Собор 1923г., прошедший в Москве под флагом "обновления", принял
        ряд решений, которые, по мнению А.Богаевского, нарушали постановления ряда
        Вселенских Соборов.
        Собрание приняло следующее решение:
           "1. Считать, что так называемый собор, состоявшийся в Москве
               в мае 1923 года, нарушил апостольские правила, осудив Патриарха Тихона
               (заочно), допустив второбрачие священнослужителей, пресвитеров и
               дьяконов, а также допустив женатых епископов, ... твердо следуя
               апостольским святоотеческим правилам, мы не можем признать бывший в
               Москве, в мае месяце 1923 года собор каноническим и отвергаем его
               незаконные постановления.
            2. Решение благочинного собрания Феодосийского округа от 31 января 1923г.
               коим Феодосийский благочинный округ поставил себя в подчинение Таврического
               Епархиального управления, а через него и новой (обновленческой) ныне
               Синодальной церковной власти, считать утратившим свою силу, а посему
               отменить, так как условия, при наличии коих мыслилось это подчинение,
               нарушено деяниями Поместного Собора Русской церкви, состоявшегося в
               мае 1923 года.
            3. Признавая Русскую Патриаршую Церковь канонической, считать Феодосийский
               благочинный округ в составе следующих общин: — Александро-Невского собора
               г.Феодосии; — кладбищенской церкви г.Феодосии; — Николаевской церкви
               г.Феодосии...
               в общении и подчинении, осуществляемом в настоящее время властью
               Патриарха, его Местоблюстителем митрополитом Петром Крутицким, имя
               коего и возносить за богослужением.
            4. Почитая своим законным Архипастырем архиепископа Таврического и Симферопольского
               Никодима, а временно управляющим епархией — епископа Мелитопольского
               Сергия, в виду их отсутствия,
               ходатайствовать через епископа Сергия перед митрополитом Петром Крутицким
               о назначении в г.Феодосию православного епископа с правами викарного
               епископа, или же временно управляющего Таврической епархией.
            5. Считать Феодосийский округ в составе общин...(перечислены приведенные
               нами ранее — авт.). в союзе и подчинении Патриаршему блюстителю — как
               выразителю чистого православия.
            6. Рекомендовать общинам, вошедшим в общение и подчинение Патриаршего
               Местоблюстителя, внести дополнения в Устав...
        На собрании был избран Совет благочиния в следующем составе:
               от клира — Богаевский Алексей Феофилактович, Воронин Анатолий Леонидович,
               Гладкий Иоанн Карпович;
               от мирян — крестьянин Тищенко Макар Игнатович и рабочий Бойко Василий
               Игнатьевич.
        Кандидатами в Совет были избраны:
               игумен Мартиниан Столяров и рабочий Коченов Василий Павлович.
        От избрания в Совет отказался набравший большинство голосов протоиерей Макковеев.
        Благочинным округа единогласно был избран Алексей Богаевский.
        Проведенное собрание явилось основанием для начала преследований А.Богаевского
        со стороны органов власти.
        24 декабря 1925г. ГПУ Крыма направило в Центральное Административное
        управление (ЦАУ) Крымской АССР представление, в котором отмечалось, что
        прошедший в Феодосии съезд состоялся с нарушением повестки дня.
        7 января 1926г. начальник Центрального Административного управления Лаубе
        направил в Феодосийский городской отдел милиции письмо, в котором он требовал
        "привлечь к административной ответственности священника А.Богаевского".
        20 июня 1926г. ЦАУ Крыма потребовало от Феодосийского горисполкома распустить
        Благочинный Совет как "незаконно созданный".
        9 июля 1926г. члены Благочинного Совета А.Гладков, А.Богаевский, А.Воронин,
        М.Тищенко и В.Бойко дали подписку начальнику отдела админнадзора Феодосии
        Борщевскому о прекращении деятельности Совета благочиния и передаче всех его
        документов в админотдел.
        У Богаевских забрали дом в центре города, выселив в сторожку при церкви.
        Неприятности и скорби объединили православных города и подтолкнули их
        к наступательным действиям. После праздничной литургии в день памяти
        первоверховных апостолов Петра и Павла собрание общины Александро-Невского
        собора решило пригласить настоятелем храма епископа Кирилла (Соколова Виктора
        Ивановича).
        Испытавший гонения протоиерей Алексий Богаевский не стал противиться инициативе
        общины и согласился. Власти дали разрешение на въезд епископа Кирилла в январе
        1926г. Православные люди к нему потянулись, увидели и признали в нем своего
        архипастыря, и уже 2 марта 1926г. сам владыка обратился в ЦАУ Крыма с
        заявлением о том, что под его омофор захотело прийти общины и они желают
        видеть его своим архиереем.
        Однако в марте 1927г. ГПУ Крыма внесло в ЦАУ предложение не регистрировать
        епископа Кирилла (Соколова) в качестве епархиального архиерея, а оставить
        за ним только настоятельство в Александро-Невском соборе, что не помешало ему
        оставаться для верных православных архиереем.
        В апреле 1927г. к владыке Кириллу обратился обновленческий епископ Модест (Никитин)
        с предложением "прекратить церковный раскол" и создать единое управление в Крыму.
        но у него ничего не вышло.
        В 1928г. недавно появившимся в округе обновленческим священником
        М.Битиным был спровоцирован конфликт между обновленцами и православными
        в с.Сорыгаль. М.Битин попросил семью обновленцев Алдановых — Марка Антоновича и
        Серафиму Ивановну (которая впоследставии дала в ГПУ особенно злобные показания
        против православных священников) активно заняться вербовкой в обновленческое
        движение и быстро сформировать двадцатку. Они стали ходить по окрестным
        деревням и агитировали и без того сбитый с толку и запуганный народ.
        Об этом узнали о.Василий Памфилов и благочинный протоиерей Алексий Богаевский.
        Своему обновленческому начальству М.Битин жаловался, что в городе наряду
        с тихоновским "обновленцев" стало травить и греческое духовенство, они
        "распространяют слухи, что обновленческие священники в алтаре курят, прикуривая
        от лампад, а также танцуют в церкви и т.д.".

        Обновленческая чета Алдановых 24 августа 1928г. агитировала в одном из сел
        под Феодосией и добилась некоторого успеха, но об этом узнал о.Василий Памфилов
        и послал своих людей, которые легко разрушили "успех" их агитации.
        В отместку, когда 25 августа 1928г. был колокольный звон в сарыгольской церкви,
        обновленцы обвинили православных в том, что "набат призывал людей на погром
        обновленцев".

        Из доноса в ОГПУ М.А.Алданова:
           "В Феодосии появился обновленческий священник для организации группы
            верующих, которому более активные тихоновцы в лице Памфилова Василия
            и Богаевского Алексея совместно со своими "сестрами" Горбалевской В.М.,
            Ланской А.Н.... начинают угрожать...
            Распространяют слухи Богаевский и Памфилов о том, что скоро может быть
            перемена власти и всех обновленцев устроят на виселицу. Запугивают
            тем, что "власть Церковь хочет закрыть", что "обновленцы продались
            Советской власти".... Прошу принять меры".
        Алданова вызвали в ГПУ, и он лично подтвердил свое заявление:
           "Примерно в июне месяце с.г. в Феодосии появился обновленческий священник
            для организации обновленческой группы и за содействием обратился ко мне.
            Я согласился и принял участие в вербовке членов в группу в пос.Сарыголь
            и ближайших деревнях. О мероприятиях обновленцев сразу же стало известно
            тихоновцам, в частности, священнику сарыгольской церкви Памфилову Василию
            и благочинному... Алексею Богаевскому.
            С их стороны в отношении обновленцев повелась жестокая травля.
            Богаевский и Памфилов подстрекают наиболее близких себе лиц из числа
            верующих и при их помощи стараются запугивать обновленцев, угрожая
            записавшимся к обновленцам избиениями. Такие угрозы были и в отношении
            моей жены Серафимы Ивановны и др. Фанатики-староцерковники, подстрекаемые
            Памфиловым и Богаевским, называли нас агентами ЧК, агентами Соввласти,
            запугивали тем, что "скоро Советская власть падет и обновленцев, продавшихся
            Советской власти и коммунистам, повесят всех в первую голову".
            Мне известно, что Памфилов очень часто за последнее время бывает
            у Богаевского, где они и совещаются, как бороться против нас...
            Памфилов и Богаевский действовали против нас совместно, стараясь спрятаться
            за спиной своих сподвижников. А путем натравливания [верующих на обновленцев]
            ... хотят запугать нас, остаться как бы в стороне от ответственности".

        Следователем было начато уголовное дело против священников и принято решение:
           "Пребывание на свободе обвиняемых может отразиться на производстве расследования
            путем воздействия их на массы, также не исключена возможность уклонения
            их от следствия...
            Памфилов и Богаевский в своих корыстных целях через посредничество
            сестричества сарыгольской церкви натравливали одну группу рабочих
            на другую на почве религиозных разногласий с целью вызвать недовольство
            Советской властью.
            Распускали провокационные слухи о стремлении Соввласти закрыть церкви
            под клубы.
            С целью запугивания распускали слухи о скором падении власти..., а
            также не допустить организации так называемой "обновленческой группы"
            в Сарыголе и Феодосии"
      Аресты
        Крым, г.Феодосия 
        Год ареста 1928 
        День ареста 4 
        Месяц ареста 9 
        О.Алексий Богаевский и о.Василий Памфилов были арестованы 4 сентября 1928г.
        (По семейным воспоминаниям [2], о.Алексия арестовали прямо на улице).
        Священников поместили в феодосийский арестный дом
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ по Крыму 
        18/01/1929 
        Обвинение "подстрекательство верующих к недовольству Советской властью" 
        Приговор 3 года высылки из Крыма 
        ГА АРК. Ф.Р.4808. Оп.1. Д.010001.
        14 сентября 1928г. о.Алексий Богаевский и о.Василий Памфилов виновными себя
        не признали. Из показаний о.Алексия Богаевского на допросе:
            "В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. Во-первых,
             в поселке Сарыголь в течение прошедшего лета я ни разу не был,
             ни с кем из сарыгольской церкви не разговаривал об обновленчестве.
             О сестричестве не имею сведений...
             В августе моя супруга сообщила, что приходил ко мне протоиерей Памфилов,
             но, не заставши меня дома, рассказывал ей о том, что его прихожанка
             Алданова собирала подписи среди сарыгольских прихожан. Я никаким способом
             не реагировал на это сообщение. Впоследствии протоиерей Памфилов сообщил
             мне, что некоторые прихожане взяли обратно свои подписи. Памфилов вообще
             бывает у меня крайне редко.
             Прошу дать мне очную ставку с теми, кто поддерживает против меня те или
             иные обвинения".

        Очную ставку о.Алексию не дали.
        Паства о.Алексия обратилась к симферопольскому начальству об освобождении
        о.Алексия, прихожане собрали более 522 подписей.
        Матушка Параскева за помощью поехала в Москву на прием к председателю ВЦИК
        М.И.Калинину.
        Когда матушка поняла, что помощи ждать не от кого, и она плакала
        от бессилия на Лубянской площади, к ней подсел какой-то человек, который оказался
        каким-то чекистским начальником и пообещал узнать о судьбе мужа. На следующий день,
        когда она пришла к нему на прием, ей было сказано, что ее муж "ни в чем не виноват,
        но в стране готовится новый политический курс, и все влиятельные люди, которые
        имеют авторитет у населения, должны быть высланы". Единственно, чем он смог
        помочь: о.Алексия выслали не в Северный край, как предполагалось, а в Барнаул
      Места заключения
        Феодосия, Феодосийский арестный дом 
        Год начала 1928 
        День начала 4 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1929 
        Алтайский край, г.Барнаул 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1931 
        День окончания 12 
        Месяц окончания 11 
        Матушка Параскева последовала в ссылку вслед за мужем.
        До 1931г. о.Алексий находился в ссылке в Барнауле.
        12 ноября 1931г. он был освобожден с лишением права проживания в 12 городах
        страны с прикреплением к определенному месту жительства сроком на 3 года
      Места проживания
        Украина, Запорожская о., г.Мелитополь 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1942 
        В 1932г. о.Алексий приехал в г.Мелитополь к младшему сыну Владимиру.
        Служить в храме ему было запрещено. Он работал счетоводом, потом бухгалтером
        в разных организациях
      Служение
        Крым, Бахчисарайский р., с.Песчаное 
        священник 
        Год начала 1942 
        Во время немецкой оккупации о.Алексий подал архиерею письмо с просьбой
        разрешить ему служить в церкви с.Песчаное. Просьба была удовлетворена.
        Во время оккупации матушка Параскева организовала сбор одежды и продуктов
        для наших военнопленных. Бежавших из лагеря пленных о.Алексий с матушкой
        вдвоем прятали от немцев, раненых лечили, как могли
      Аресты
        Крым, Бахчисарайский р., с.Песчаное 
        Во время оккупации немцы, по доносу, арестовали о.Алексия за помощь пленным.
        О.Алексия и матушку вместе с невесткой и маленьким внуком вытолкали из дома
        и повели на расстрел вместе с колонной арестованных. По дороге люди, идущие
        в колонне, помогли им бежать.
        До конца оккупации семья Богаевских пряталась в селе.
        После прихода советских войск в газете "Сталинское Знамя" за 24 октября 1943г.
        об о.Алексии была напечатана заметка "Немцы издевались над священником"
        (ошибочно там указана фамилия Бугаевский)
      Служение
        Украина, Запорожская о., г.Мелитополь, кладбищенская церковь Иоанна Предтечи (на ул.Воровского) 
        протоиерей 
        Должность настоятель 
        Год окончания 1959 
        Был настоятелем храма на ул.Воровского до выхода на пенсию в 1959г.
        Проживал с матушкой в крохотном домике при церкви на ул.Воровского.
        К нему домой часто приходили люди за советом, утешением, за добрым словом.
        О.Алексий был мудрым человеком, пользовался огромным уважением не только у своих
        прихожан, но и у многих людей, далеких от Церкви.
        Матушка Параскева скончалась в 1967г., о.Алексий очень тяжело переживал ее смерть,
        терпеливо ухаживал за ней во время ее болезни
    Кончина
      1971 
      Место Украина, Запорожская о., г.Мелитополь 
      О.Алексий скончался в 1971г. в Мелитополе.
      На могиле он попросил написать только одну фразу:
          "Господи, не вниди в суд с рабом Твоим"
    Реабилитация
      Дата 30/05/1994 
      Кем реабилитирован Прокуратура Автономной Республики Крым 
      По году репрессий 1929 
    Публикации ->

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ