Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1958 Дела o14.296 =>
o14.296 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Служение
      Ленинград (Санкт-Петербург), Ленинградская Духовная Академия 
      Должность доцент кафедры истории Русской Церкви (с сентября 1949г.), профессор (с 1951г.), магистр богословия, член Учебного Комитета при Св.Синоде 
      Год начала 1949 
      Месяц начала 9 
      Год окончания 1953 
      День окончания 5 
      Месяц окончания 3 
      В 1949г. А.И.Макаровский был приглашен на должность доцента кафедры истории
      Русской Церкви в Ленинградскую Духовную Академию.
      Он занимал активную церковно-общественную позицию, способствовал усилению
      состава преподавателей Духовной Академии, порой преодолевая вместе с митрополитом
      Ленинградским и Новгородским, председателем Учебного Совета Московской
      Патриархии Григорием (Чуковым) категорическое несогласие уполномоченного.
      Так, одним из самых трудных было назначение профессора-протоиерея Василия Верюжского,
      который до своего примирения в 1946г. с Московской Патриархией
      был одним из руководителей иосифлян и чудом выжил в лагерях и ссылке.
      Еще 5 июня 1947г. о.Василию была присвоена ученая степень доктора церковной
      истории, но лишь в сентябре 1951г. он смог приступить к преподаванию в ЛДА,
      возглавив вновь созданную кафедру византологии и истории славянских Церквей
      (такой же кафедрой о.Василий заведовал в 1913–1918 гг.в СПбДА).
      Из резко негативного письма уполномоченного в Совет по делам РПЦ в апреле 1951г.[4]:
                
      Несколько месяцев назад доцент Ленинградской Духовной Академии
      А.И.Макаровский вошел в контакт с бывшим профессором Петербургской
                 Духовной Академии протоиереем В.М.Верюжским. Поводом к их сближению
                 послужило поручение, данное Верюжскому Патриархом: дать отзыв на
                 диссертацию Парийского. Напомню, что Верюжский, бывший настоятель
                 храма "Воскресение на крови", был репрессирован в свое время как
                 заядлый иосифлянин и по возвращении в Ленинград ни разу не служил,
                 продолжая оставаться враждебным к Советской власти и не желая
                 участвовать в богослужениях, на которых за cоветскую власть молятся.
                 Несмотря на это, или из уважения к этому, Патриархия всячески
                 поддерживает Верюжского. Ему дали в Москве ученую степень доктора
                 богословия, первую в Советском Союзе, его усердно желали продвинуть
                 профессором в Ленинградской Духовной Академии, и только несогласие
                 властей воспрепятствовало этому протежированию. При первых же встречах
                 Верюжский заговорил с Макаровским, как с историком, о необходимости
                 открытия в Ленинградской Духовной Академии специальности византологии
                 и истории славянских Церквей. Это специальность самого Верюжского.
      Макаровский ухватился за эту мысль и стал уговаривать Верюжского
      кандидатироваться на эту кафедру, если она откроется.
                 Верюжский ответил, что "наученный горьким опытом, палец о палец сам
                 не двинет, но от предложения ему кафедры не отвернется".
                 Тогда Макаровский составил петицию на имя Патриарха. В Москве к
                 петиции отнеслись благоприятно. Митрополит Григорий ее поддержал,
                 но высказал мнение, что "Кушнарев Верюжского не пропустит".
                 Макаровский, как человек инициативный и понимающий, что требуется
                 для Церкви, был митрополитом выдвинут, а Патриархом утвержден членом
                 Учебного комитета при Патриархе. В Москве насчет кафедры византологии
                 и истории славянских Церквей начали действовать очень осторожно.
                 Сначала отдельным решением открыли с осени 1951г. кафедры этого
                 предмета в Московской и Ленинградской Духовных Академиях.
                 Потом на заседании Учебного комитета, первом с участием Макаровского,
      стали подыскивать формулу, как протянуть в академию Верюжского так,
                 чтобы власть это проглядела и пропустила.
                 Выход был найден во временном назначении Верюжского.
                 Как видно, "трюк" был подхвачен и одобрен Патриархом как вполне
                 соответствующий его собственным желаниям и направленности...
                 Кафедра византологии интересна тем, что в ней ставятся непрерывно
      вопросы взаимоотношения Церкви и государства, затрагиваются
                 общественно-философские проблемы.
                 Кафедра рассматривает проблемы византийских влияний и заимствований
                 в России. При желании она может быть обращена в острое оружие
                 идеологического и политического характера...".

      30 октября 1951г. А.И.Макаровский защитил магистерскую (докторскую) диссертацию
      и получил звание профессора.
      Из статьи М.В.Шкаровского об открытии в Ленинграде духовных школ:
           "Владыка Григорий (Чуков) всячески содействовал подготовке преподавателями
            магистерских диссертаций, только после защиты которых они получали звание
            профессора. В результате в Ленинградской Духовной Академии состоялся ряд
            магистерских диспутов (защит диссертаций на соискание ученой степени
            магистра богословия):
            ... 30 октября 1951 г.— А. И.Макаровского... Все члены преподавательской
            корпорации не только преподавали, но и активно участвовали в
            церковно-общественной жизни:
            писали статьи в "Журнале Московской Патриархии", давали консультации
            различным отделам Патриархии, поддерживали научные связи с Ленинградским
            университетом, консерваторией, Публичной библиотекой, Академией наук,
            создавали новые учебники, распространявшиеся путем перепечатывания через
            заочный сектор по всей стране, участвовали в международной деятельности
            Церкви..."
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[2] [3]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ