Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1940 Дела o14.11 => o14.11 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Псковская губ., Торопецкий у., Пожинская вол., погост Почеп, церковь Рождества Христова 
    священник 
    Должность настоятель 
    Год начала 1912 
    Месяц начала 2 
    Год окончания 1930 
    На погосте Почеп служил в то время также его престарелый отец, протоиерей Симеон
    Афанасьевич Гривский. Храм был деревянный, построен в 1868г., однопрестольный.
    В приход Почепской Рождественской церкви входили 28 близ лежащих деревень, что
    составляло порядка 841 человек.
    В 1913г. о.Никандр числился настоятелем Христорождественской церкви погоста Почеп.
    В 1916г. о.Никандра постигло непоправимое горе — в один день заразились дизентерией
    и умерли его супруга матушка Ольга, сын Николай восьми лет, дочь Верочка,
    семи лет.
    На руках о.Никандра осталось трое детей: старший сын Петр (1906–27.01.1982),
    Владимир (1911–21.05.1993, Читинская о., с.Могоча) и дочь Елена
    (род.22.05.1913г. дожила до нашего времени, оставила воспоминания о своем отце).
    Бескорыстный, трудолюбивый, чадолюбивый батюшка снискал искреннюю любовь у односельчан.
    Ведя свое небольшое хозяйство, он много помогал людям как продуктами питания,
    так и словами утешения. Никто не уходил без доброго участия в своих нуждах.
    Сыновья помогали по хозяйству отцу. Кроме детей, на попечении о.Никандра был его
    престарелый отец — протоиерей Симеон Гривский, а также мама и родная сестра Анна.
    Наступил 1917 год. Разгул и преступность стали нормой, особенно по отношению
    к духовенству.
    В 1920-е годы, из близлежащих сел, повадились красть у о.Никандра из амбара
    овечек, пшеницу, птицу и другое имущество, но о.Никандр не озлоблялся на людей,
    а только усиливал свою молитву.
    В 1929г. в списке лиц, лишенных избирательных прав, значился о.Симеон Гривский,
    о.Никандр и его сын Петр. Вскоре о.Симеон переехал в г.Порхов, а о.Никандр остался
    служить в родном селе.
    В сентябре 1929г. сын о.Никандра Петр, будучи в нетрезвом состоянии, по
    глупости, похитил индукторную машину, с помощью которой производились
    подрывные работы при строительстве дороги. Было начато уголовное дело. Когда
    выяснилось, что укравший является сыном священника, ОГПУ начало исследовать,
    что представляет из себя с политической точки зрения священник, с кем связан в
    деревне и не является ли он человеком авторитетным для деревенской молодежи.
    Из показаний о.Никандра впоследствии на допросе:
        
    "До осени 1929 года я жил хорошо и в материальном отношении ни в чем
         не нуждался. Нравственно же все время страдал за детей, что им негде
         устроиться, так как детей священников нигде не принимали.
         Осенью 1929г. во время хлебозаготовок от меня потребовали сдать
         120 пудов хлеба и 350 пудов картофеля. Такого количества я к сроку сдать
         не мог, и за это описали все мое имущество, которое было продано с торгов,
         кроме построек. Всего мною было уплачено 46 пудов овса, 9,5 пудов ржи,
         7 пудов ячменя, 3,5 пуда льняного семени и 80 пудов картофеля.
         На то, что наложенное на меня к сдаче количество хлеба и картофеля
         невыполнимо, я открыто никому не жаловался, но по рекомендации члена
         церковного совета из деревни Крест сыну Петру сказал, чтобы он написал
         заявление, а я направлю его по приходу, чтобы собрать подписи от населения
         в свою защиту, удостоверяющие, что сбор продуктами я не производил,
         все требы выполнялись за деньги.
         После того, как заявление было готово, и подписи собраны, я хотел подать
         его в комиссию по хлебозаготовкам, а второй экземпляр послать в Округ,
         но комиссия заявление не приняла, и потому оба экземпляра остались у меня.
         19 декабря, в день празднования памяти свт.Николая чудотворца, я после
         службы в церкви обратился ко всем присутствующим и просил помочь,
         кто чем может, так как мое хозяйство все было продано в уплату налога
         хлебозаготовок. После этого раздались голоса:
            "Не беспокойся, батюшка, поможем".
         Кто именно говорил, я не уловил. Не знаю, обсуждали ли верующие этот
         вопрос, но сразу стали приносить, кто постного масла, кто картофеля,
         печеного хлеба и так далее.
         Относительно колхоза ко мне обращался только сын Петр, — спрашивал,
         поступить или нет. Я ответил — поступай, и больше ничего"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ