Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
1867, 28 декабря родился в Люблинской губ. (ныне на
территории Польши).
1889 поступил в СПбДА.
1891 пострижен в мантию.
1893, 30 мая рукоположен во иеромонаха.
1893 окончил СПбДА со степенью кандидата богословия.
1893, 14 октября назначен заведующим катехизаторским
миссионерским училищем на Алтае.
1897 начальник Корейской Духовной Миссии.
1897, 7 декабря возведен в сан архимандрита.
1899, 30 июня смотритель Московского Донского духовного
училища.
1901, 27 июля ректор Волынской Духовной Семинарии.
1904, 30 мая хиротонисан во епископа Кременецкого
викария Волынской епархии (в кафедральном соборе г. Житомира); хиротонию
совершали митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), епископ
Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), епископ Уманский Агапит
(Вишневский), епископ Люблинский Евлогий (Георгиевский), епископ
Новомиргородский Димитрий (Сперовский).
1909, 27 февраля епископ Балтский, викарий [Каменец-] Подольской
епархии.
1914, 14 февраля епископ Сарапульский, викарий Вятской
епархии.
1916, 5 октября переименован в епископа Сарапульского
и Елабужского, викария Вятской епархии с предоставлением особых полномочий.
1917, 18/31 марта уволен на покой; назначен управляющим
на правах настоятеля, Свияжским Успенско-Богородицким монастырем Казанской
епархии.
1918, 11 марта арестован в г. Свияжске по обвинению
в контрреволюционных действиях.
1918, 15 марта оправдан Свияжским Ревтрибуналом.
1918, июль арестован в г. Свияжске по обвинению
в контрреволюционных действиях.
1918, 9 августа убит в г. Свияжске по приказу Л. Д. Троцкого.
15 марта 1918 г. в Ревтрибунале г. Свияжска
состоялся суд над епископом Амвросием. Владыка обвинялся в контрреволюционных
действиях произнесении проповедей во время всенародных
молений.
Из семи народных судей один оказался татарином
другой бывшим послушником Свияжского монастыря; обвинителем
выступил перс-магометанин; председателем Ревтрибунала был старообрядец
из волжских сел.
Главными свидетелями обвинения были уволенные епископом
Амвросием насельники Свияжской обители: иеродиакон Феодосий, монах
Серафим, монах Евфимий и иеродиакон Лазарь. В ходе расследования выяснилось,
что обвиняемый в контрреволюционности проповедей епископ молился за
воинов, умерших за царя при старом строе русской жизни
а по современным вопросам церковно-общественной жизни читал лишь воззвания
св. Патриарха Тихона.
Когда речь зашла о воззваниях Святейшего Патриарха,
обвинитель (перс-магометанин) обратился к председателю Ревтрибунала
с вопросом: Не понимаю, о каком Патриархе идет речь: разве в
России есть Патриарх? Заседание трибунала продолжалось с десяти
часов утра до восьми часов вечера; священники, горожане и крестьяне
свидетельствовали на суде в защиту своего архипастыря; в десять часов
вечера был вынесен оправдательный приговор (пять голосов против двух;
решительно высказался в защиту Владыки судья-татарин).
Впоследствии в Свияжском Успенско-Богородицком монастыре
и в Раифской Богородицкой пустыни чекисты и красноармейцы периодически
проводили обыски с целью поимки царских офицеров и изъятия церковных
ценностей.
Однажды при появлении красноармейцев в Раифской
пустыни ударили в набат; сбежались окрестные крестьяне и убили грабителей.
Власти возложили на Владыку ответственность за содеянное крестьянами
и заявили, что он будет расстрелян. После ареста епископа Амвросия
рабочие Алафузовского и Порохового заводов, организованные протоиереем
Николаем Троицким, пригрозили забастовкой, и Владыку отпустили на
поруки епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка).
После освобождения епископ Амвросий временно поселился
в Казанском Спасо-Преображенском монастыре, однако вскоре, несмотря
на уговоры, вернулся в г. Свияжск, где был сразу же арестован. Владыку
вывезли на ст. Тюрлема Московско-Казанской ж. д. и вывели в поле.
Через несколько часов келейник Владыки Иов нашел его тело, пронзенное
штыком, с вывернутыми в плечах, локтях и кистях руками. Тело епископа
Амвросия было похоронено на месте его мученической кончины. По другой
версии, Владыку Амвросия забили насмерть, тело утопили в Каме. * Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских
год 1918-й. Сб. 1. С. 101. * Митр. Мануил (Лемешевский). Т. 1. С. 173174. * Протопр. М. Польский. Ч. 1. С. 178; Ч. 2. С. 9799
277. * Состав Святейшего Синода на 1917 г. С. 230231. * Шумилов Е. От Палладия до Палладия // Сарапул. 1992.
2 июня.