Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОкончанияЗаключения 1918
Дела ob4.04
    Феофан (Ильменский Сергей Петрович) 
    Фамилия  Ильменский 
    Год рождения 1867 
    День рождения 26 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Саратовская губ., Хвалынский у. (Саратовская о.), с.Окатная Маза (Акатная Маза) 
    епископ 
    Специальность  кандидат богословия 
    Сын псаломщика церкви с.Окатная Маза Хвалынского уезда Петра Ильменского и
    его жены Акилины (Анны?) Тимофеевны, урожденной Алексеевской.
    Очень рано лишился отца. После смерти отца в 1870-е годы переселился вместе
    с матерью в с.Содом, где в Казанской церкви села священником служил
    его дядя, младший брат матери, вдовый священник протоиерей Дмитрий Тимофеевич
    Алексеевский.
    Сергей рос на попечении матери, глубоко религиозной, кроткой и смиренной
    женщины и на попечении дяди, который заменил ему отца
    Родство Фотографии[1] [2] [3] [4] [5] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1894г.] [1894-1911гг.] [1911-1914гг.] [1914г.] [1914-1917гг.] [1917-1918гг.]
      Образование
        Саратовское духовное училище
        Год окончания 1882 
        Саратовская Духовная Семинария
        Год окончания 1888 
        В 1888г. по I разряду окончил Саратовскую Духовную Семинарию
        Казанская Духовная Академия
        Год поступления 1888 
        Год окончания 1892 
        кандидат богословия 
        В 1892г. окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия
        за сочинение "Филарет, архиепископ Черниговский, как проповедник"
      Служение
        Саратов, Саратовское епархиальное женское училище 
        Должность  преподаватель педагогики 
        Год начала 1892 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1894 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 10 
        В сентябре 1892г. назначен преподавателем педагогики Саратовского епархиального
        женского училища.
        Будучи преподавателем епархиального училища, он познакомился со своей будущей
        супругой, выпускницей училища девицей Олимпиадой Ивановной, дочерью священника
        Иоанно-Предтеченской церкви с.Новое Чирково Хвалынского уезда Ивана Александровича
        Леплейского (1836–22.10.1883).
        11 сентября 1894г. в Иоанно-Предтеченском соборе г.Вольска они обвенчались.
        15 сентября 1894г. управляющий Казанским учебным округом назначил Сергея Петровича
        вторым законоучителем Александро-Мариинского реального училища "с момента
        принятия им сана" и просил епископа Саратовского и Царицынского Николая (Налимова)
        рукоположить Сергея Петровича Ильменского во священника
      Рукоположение
        диакон 
        1894 
        День 5 
        Месяц 10 
        Место Саратов, Крестовая церковь Саратовского Архиерейского дома 
        Кто рукоположил епископ Саратовский и Царицынский Николай (Налимов) 
        [19 (ГА СО. Ф.135. Оп.1. Д.4328. Л.8–9.)]
        иерей 
        1894 
        День 7 
        Месяц 10 
        Место Саратов, Крестовая церковь Саратовского Архиерейского дома 
        Кто рукоположил епископ Саратовский и Царицынский Николай (Налимов) 
        Рукоположен во иерея 7 октября 1894г. с назначением сверхштатным священником
        Александро-Невского кафедрального собора и одновременно законоучителем Саратовского
        Александро-Мариинского реального училища [19 (СЕВ. 1917. N 5. С.167–168.)]
        [19 (ГА СО. Ф.135. Оп.1.Д.4328. ЛЛ.1,6,8–8об.,16–16об.)]
      Служение
        Саратов, Александро-Невский кафедральный собор 
        иерей 
        Должность  сверхштатный священник 
        Год начала 1894 
        День начала 7 
        Месяц начала 10 
        Имя о.Сергия Ильменского значится в расписании проповедей по кафедральному собору
        [19 (СЕВ. 1894. N 22. С.391.)].
        Саратовские епархиальные ведомости сохранили свидетельства об участии его
        в архиерейских богослужениях в соборе, начиная с 9 октября 1894г. [19 (СЕВ. 1894. N 21. С.974–975.)]
        Саратов, Алексиево-Сергиевская домовая училищная церковь Александро-Мариинского реального училища 
        иерей 
        Должность  законоучитель, настоятель (с 24.01.1895г.) 
        Год начала 1894 
        День начала 7 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1907 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 9 
        7 октября 1894г. назначен законоучителем Саратовского Александро-Мариинского
        реального училища.
        С 24 января 1895г. — настоятель Алексие-Сергиевской домовой училищной церкви.
        Церковь имела два престола: свт.митрополита Алексия Московского и св.прп.Сергия
        Радонежского.
        С 24 октября 1895г. — член Саратовского епархиального училищного совета.
        29 октября 1895г. в семье Ильменских родилась дочь Мария.
        С 20 сентября 1902г. — председатель Совета Саратовского епархиального училища
        Саратов, Марие-Магдалинская домовая институтская церковь Саратовского Мариинского Института благородных девиц 
        иерей 
        Должность  настоятель, законоучитель 
        Год начала 1907 
        День начала 1 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1911 
        День окончания 25 
        Месяц окончания 5 
        С 1 сентября 1907г. — законоучитель Саратовского Мариинского института благородных
        девиц, настоятель институтской церкви.
        С 15 мая 1909г. исполнял обязанности благочинного домовых церквей города Саратова.
        Являлся цензором проповедей.
        Иерей Сергий был активным деятелем саратовских православно-патриотических организаций.
        Весной 1909г. епархиальное издание опубликовало его общественно-церковную статью
        "Современный социализм перед Судом Слова Божия", в которой он писал:
           "В умалении вечных ценностей, в подмене их земными, материальными и заключается
            первая и основная ложь социализма. Никакими материальными благами, никаким
            физическим довольством невозможно восполнить пустоту, образующуюся изъятием
            души из жизни человечества отрицанием Бога, бессмертия души человеческой и
            будущей, вечной, загробной жизни".
        О.Сергий в своих статьях делился с согражданами своими мыслями и чувствами в
        связи с открытием в конце 1909г. в Саратове Николаевского Императорского
        Университета. Слово пастыря слышали и учащиеся Института благородных девиц, и
        прихожане Кафедрального собора [19 (Саратовский Духовный Вестник. 1910. N 1. С.14.)].
        Епархиальный журнал печатал его проповеди
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1896 
        День 30 
        Месяц 5 
        Кем награжден епископ Николай (Налимов) 
        Награжден "за ревностное служение Церкви Божией при честном поведении"
        скуфья 
        Год награждения 1899 
        Награжден "за службу по епархиальному ведомству"
        камилавка 
        Год награждения 1903 
        День 6 
        Месяц 5 
        Награжден "ко дню рождения Его Императорского Величества"
        наперсный крест 
        Год награждения 1905 
        День 6 
        Месяц 5 
        Кем награжден Св.Синодд 
        орден св.Анны III степени 
        Год награждения 1908 
        День 6 
        Месяц 5 
        Награжден "ко дню рождения Его Императорского Величества"
      Рукоположение
        протоиерей 
        1911 
        День 25 
        Месяц 5 
        Кто рукоположил епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганев) 
      Служение
        Саратов, Марие-Магдалинская домовая институтская церковь Саратовского Мариинского Института благородных девиц 
        протоиерей 
        Должность  настоятель, законоучитель, благочинный домовых церквей Саратова 
        Год начала 1911 
        День начала 25 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1914 
        С 4 сентября 1911г. исполнял должность редактора "Саратовского Духовного Вестника",
        которую ему предложил еще в августе 1909г. епископ Саратовский и Царицынский
        Гермоген (Долганев).
        Первое редакторское слово о.Сергия в епархиальном журнале было посвящено рассказу
        о паломничестве в сельцо Увек в день памяти усекновения Главы св.Иоанна Предтечи.
        О.Сергий Ильменский участвовал в архиерейских богослужениях.
        Из проповеди о.Сергия Ильменского 4 сентября 1911г. на молебне после Евангелия
        во время архиерейского служения у стен Саратовского кафедрального собора:
            "Современная интеллигенция удалилась от Церкви, да и детей своих уводит от нее.
             Посмотрите, сколько у нас учебных заведений, не имеющих при себе храмов Божиих!
             Вера ослабела, нравственность упала. Посмотрите на этот храм — главный
             в нашей епархии! Я хочу обратить ваше внимание не на одно только внешнее
             убожество и бедность украшений его, а на то пренебрежение, которым окружен он...".
        И далее на убийство в Киеве П.А.Столыпина он сказал:
            "От великой революции во Франции до недавней революции в Португалии замечаем
             мы одно и то же: страшную ненависть к религии. До сохранит же Господь твердую
             монархическую руку Помазанника, задерживающую действие тайны беззакония в
             Богохранимой державе нашей! Такая молитва особенно благоприятна в наши дни...
             Опять Иродиада беснуется, опять революционная гидра требует главы слуг
             Государевых". [1 (Соликамский Духовный Вестник. 1911. N 38/39. С.3–10.)].
        К 1913г. о.Сергий овдовел. Похоронил и остававшуюся на его попечении престарелую мать.
        Указом от 7 сентября 1913г. за N 4761 о.Сергий по прошению был зачислен в Братство
        Валаамского монастыря.
        Но тяжелые житейские заботы задерживали отъезд о.Сергия на Валаам.
        Весной 1914г. о.Сергий ездил в Петербург с хлопотами о выплате пенсии, чтобы
        обеспечить дочь.
        26 июня 1914г. от тяжелой болезни скончался воспитавший его дядя, протоиерей
        Дмитрий Тимофеевич Алексеевский. В те же дни его дочь Мария тяжко заболела,
        26 июня ей сделали операцию аппендицита (первую), а 14 июля — вторую [20].
        О.Сергий смог уехать на Валаам только в начале августа 1914г.
      Рукоположение
        иеромонах 
        Феофан 
        1914 
        День 14 
        Месяц 8 
        Место Выборгская губ., Спасо-Преображенский Валаамский монастырь 
        Кто рукоположил игумен Маврикий, настоятель Валаамского монастыря 
        Известия о начале войны были получены на Валааме в самый Ильин день 1914г.
        Утром следующего дня все состоявшие в запасе братья и послушники, причастившись,
        отправились на пристань, провожаемые всею братиею. Произошло прощание со всеми,
        уходившими на войну. Многие из этих воинов-иноков уже не вернулись,
        т.к. легли костьми на поле брани.
        14 августа 1914г., после отдания праздника Преображения Господня, —
        в предпразднество Успения Пресвятой Богородицы игумен Маврикий, настоятель
        Валаамского монастыря совершил пострижение протоиерея Сергия в монашество с именем
        Феофан.
        Радость праздников была тревожной. Война грозила неисчислимыми бедствиями отечеству
      Служение
        Выборгская губ. (Республика Карелия, о.Валаам), Спасо-Преображенский Валаамский монастырь 
        иеромонах 
        Год начала 1914 
        День начала 14 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1914 
        День окончания 14 
        Месяц окончания 9 
      Рукоположение
        архимандрит 
        1914 
        День 14 
        Месяц 9 
        Место Рождественский собор 8-го Финляндского стрелкового полка 
        Кто рукоположил викарный епископ Сердобольский Серафим (Лукьянов) 
        14 сентября 1914г. епископом Сердобольским Серафимом о.Феофан был возведен в сан
        архимандрита
      Служение
        Выборгская губ., Спасо-Преображенский Валаамский монастырь 
        архимандрит 
        Год начала 1914 
        День начала 14 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1914 
        Месяц окончания 9 
        Жить в Валаамской обители архимандриту Феофану пришлось совсем недолго.
        Он был призван в Саратовскую епархию на должность смотрителя Балашовского
        духовного училища.
        В том же сентябре 1914г. о.Феофан выехал с Валаама
        Саратовская губ., г.Балашов, Балашовское духовное училище 
        архимандрит 
        Должность  настоятель домовой училищной церкви св.Александра Невского, смотритель училища 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1915 
        Месяц окончания 9 
        С середины 1914г. Саратовскую кафедру занимал епископ Палладий (Добронравов),
        прибывший из Перми. Он много положил трудов для развития миссионерства на Урале.
        Вернувшись с Валаама, архимандрит Феофан открыл в Балашовском уезде миссионерские
        курсы, чтобы миряне имели возможность "научиться давать отчет в своем уповании,
        а в случае нужды — отпор врагам Церкви Православной".
        В апреле 1915г., после праздника Пасхи, его дочь Мария вышла замуж за помощника
        смотрителя Балашовского училища Прохора П.Даниленко.
        Осенью 1915г. училище посетил Владыка Палладий (Добронравов)
        Пермская губ., г.Соликамск, Соликамский Свято-Троицкий монастырь 
        архимандрит 
        Должность  настоятель 
        Год начала 1915 
        Месяц начала 9 
        В сентябре 1915г. архимандрит Феофан был назначен настоятелем Соликамского
        Свято-Троицкого монастыря
        Пермь, Пермская Духовная Семинария 
        архимандрит 
        Должность  ректор 
        Год начала 1916 
        День начала 10 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1917 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 2 
        10 сентября 1916г. архимандрит Феофан был назначен на должность ректора Пермской
        Духовной Семинарии. Прибыл в Пермь он 5 октября 1916г.
        Для питомцев семинарии всегда была открыта его квартира. Там собирался проповеднический
        кружок, учащиеся в домашней обстановке познавали азы миссионерского дела.
        Простота и сердечность, отеческая забота о нуждах своих учащихся стяжали
        архимандриту Феофану общую любовь, несмотря на короткое время его службы в семинарии
      Рукоположение
        епископ 
        1917 
        День 26 
        Месяц 2 
        Место Пермь, Спасо-Преображенский собор 
        Кто рукоположил епископ Пермский Андроник (Никольский), епископ Глазовский Павел (Поспелов), епископ Барнаульский Гавриил (Воеводин), епископ Петропавловский Мефодий (Красноперов), епископ Челябинский Серафим (Александров) 
        Определением Синода от 21 января 1917г. (Указом от 27 января) ректор Духовной
        Семинарии архимандрит Феофан (Ильменский) был определен епископом Соликамским
        "с тем, чтобы наречение и хиротония его во епископа были произведены в г.Перми"
        [Зв1 (Церковные ведомости. 1917. N 6. С.33.)].
        25 февраля 1917г. в Крестовой церкви Архиерейского дома состоялся чин наречения
        архимандрита Феофана во "епископа богоспасаемого града Соликамска".
        На следующий день, 26 февраля 1917г., в Спасо-Преображенском кафедральном соборе
        г.Перми была совершена его епископская хиротония при первенствующем епископе
        Пермском Андронике (Никольском) и при участии епископов Глазовского Павла (Поспелова),
        Барнаульского Гавриила (Воеводина) и др. [Зв1 (Пермские ЕВ. 1917. N 7–8. С.147–150.)]
        Епископ Феофан (Ильменский) был последним епископом, хиротония которого состоялась
        при Государе Николае II
      Служение
        Пермская епархия 
        епископ 
        Должность  епископ Соликамский, викарий Пермской епархии, в.у. Пермской епархией (03.07.1917-нач. авг.1917, 09.08.1917–13.12.1917, 26.01.1918–24.04.1918, с 22.06.1918г.) ) 
        Год начала 1917 
        День начала 26 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1918 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 10 
        Епископ Феофан прибыл в Соликамск 12 марта 1917г. на пароходе.
        Его канцелярия и резиденция разместилась в Свято-Троицком Соликамском мужском монастыре,
        где он находился на правах настоятеля.
        Обитель, являвшаяся резиденцией епископа Соликамского Феофана, была расположена
        в самом городе Соликамске, на правом берегу р.Усолки, в 12 верстах от пристани
        на Каме. Монастырских храмов было два: Троицкий собор с приделом Благовещения
        Пресвятой Богородицы и надвратная церковь в честь иконы "Всех скорбящих Радость"
        с верхним приделом во имя Вознесения Христа.
        Кафедральным храмом стал Троицкий собор на главной площади г.Соликамска.
        В подчинении викария были уезды епархии: Соликамский и Чердынский.
        В течение последующих пяти месяцев викарный епископ Феофан занимался объездом
        подведомственных ему приходов и совершением богослужений.
        В пределах Соликамского уезда он располагал бесплатной казенной тройкой лошадей.
        Приходы Чердынского уезда он вынужден был обходить пешком, т.к. Чердынская управа
        отказала епископу в предоставлении конного выезда.
        Для организации управления обширной церковной территории при викарии был создан
        пресвитерский совет из шести протоиереев.
        8 мая 1917г. состоялся съезд духовенства и мирян Соликамского городского
        благочиннического округа, который направил телеграмму Петроградскому Совету
        рабочих и солдатских депутатов с призывом:
            "Принять меры для поддержания авторитета власти немедленной посылкой
             на фронт делегатов для водворения надлежащей дисциплины в армии,
             для спасения родины".
        В телеграмме Председателю Совета министров князю Г.Е.Львову съезд выразил
        "готовность всеми силами содействовать всем мерам, направленным ко спасению
        отечества"
        [Зв1 (Бабкин М.А. Российское духовенство и свержение монархии в 1917г. С.343.)].
        С целью проведения намеченных Святейшим Синодом преобразований в жизни приходов
        намечалось провести съезд представителей духовенства и мирян по Соликамскому
        и Чердынскому уездам.
        С лета 1917г. Соликамский викарий активно помогал правящему архиерею епископу
        Пермскому Андронику в управлении епархией.
        7–8 июня 1917г. преосвященные епископы вместе совершили освящение в Белогорском
        Свято-Николаевском монастыре крупнейшего на Урале соборного Крестовоздвиженского
        храма, возведенного в память чудесного спасения от грозившей в Японии опасности
        Императору Николаю II. Сооружение этого храма продолжалось 15 лет.
        На церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек, в т.ч. около
        2.5 тысяч представителей духовенства.
        10 июня 1917г. епископ Андроник был избран членом Предсоборного Совета и
        27 июня 1917г. отбыл в Петроград.
        В связи с этим 3 июля 1917г. во временное управление Пермской епархией вступил
        викарий Соликамский Феофан [Зв1 (ПермЕВ. 1917. N 20–21. С.79.)].
        Осуществляя патриотическое общественное служение Церкви, епископ Феофан
        участвовал в проводах добровольческих дружин в действующую армию.
        Так, 8 июля 1917г. с паперти Пермского Спасо-Преображенского кафедрального
        собора он напутствовал женскую боевую дружину "Батальон смерти", численностью
        114 человек, отправлявшуюся на фронт.
        В начале августа 1917г. правящий архиерей епископ Андроник на короткое время
        возвращался в Пермь, но 9 августа 1917г. он вновь покинул кафедру, т.к. выехал
        в Москву на Поместный Собор. С этой же даты викарий Соликамский Феофан вновь
        вступил во временное управление Пермской епархией [Зв1 (ПермЕВ. 1917. N 24–25. С.95.)].
        13 декабря 1917г. епископ Андроник прибыл с первой сессии собора, и епископ
        Феофан вернулся в Соликамск.
        В сентябре-октябре епископ Феофан предпринял шаги по укреплению братии
        Белогорской обители и совершил несколько хиротоний белогорских иноков:
        иеродиаконы Афанасий (Одегов), Владимир (Жижин) и Иоанн (Новоселов)
        были им рукоположены в сан иеромонаха, а монахи Виссарион (Окулов) и
        Матфей (Банников) — в сан иеродиакона.
        4 февраля 1918г. епископ Феофан возглавил в Перми небывалый по многолюдству
        крестный ход, устроенный в связи с гонениями на Церковь.
        В третий раз викарий Соликамский временно управлял Пермской епархией в период
        отсутствия епископа Андроника в связи с его участием в работе второй сессии
        Собора (с отъезда епископа Андроника 26 января 1918г. в Москву до его возвращения
        в Пермь 24 апреля 1918г.).
        Епископ Феофан прибыл в Пермь и вступил в управление епархией в ночь
        на 1/14 февраля 1918г. [Зв1 (ПермЕВ. 1918. N 4–5. С.14.)].
        За несколько дней до того, 28 января 1918г. в Перми был опубликован декрет СНК
        "Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви", который вызвал
        всеобщее возмущение как юридическое основание для наступления на Церковь.
        Епископ Феофан твердо выступил в защиту веры.
        "Пермские Епархиальные ведомости" в те дни писали:
            "4/17 февраля в городе состоялся небывалый по многолюдству и одушевленности
             крестный ход, по поводу воздвигнутого гонения на Церковь.
             Были произнесены речи. Пелись пасхальные песнопения.
             Во главе — епископ Феофан. Порядок полный"
               [Зв1 (Пермские ЕВ. 1918. N 4–5. С.54.)].
        С хоругвями и иконами по оживленным центральным улицам прошло около трех тысяч
        человек. По свидетельству очевидцев, из толпы раздавались голоса:
            "Большевики хотят разрушить православную Церковь, отнять у нас духовное
             утешение, изгнать священников, запечатать храмы. Они безбожники!"
        Свою твердую нравственную позицию епископ Феофан проявил и в марте 1918г.
        в связи с событиями в Соликамске. В те дни по всему городу неизвестные
        расклеили воззвания, призывающие к активному выступлению против большевиков.
        Поскольку текст воззвания был отпечатан на оборотной стороне церковных документов,
        то подозрение в подстрекательстве пало на духовенство.
        4/17 марта 1918г. пастырское собрание городского духовенства во главе
        с благочинным градо-Соликамского округа постановило довести до сведения
        Соликамского Исполкома:
            "Духовенство находится вне политики и не участвует в каких бы то ни было
             акциях против власти, и посему с гневом отвергает провокаторское
             выступление со стороны темных личностей. Просит Совет принять уверение
             в лояльности отношений духовенства ко всем гражданам без различия
             партийности и служебного положения".
        Однако находившийся в Перми епископ Феофан призвал духовенство Соликамска
        честно стоять на высоте своего пастырского служения, не унижая его покорностью
        преступлениям власть предержащих:
            "Отцы и братие! С великой грустью прочитал я сей журнал пастырского
             собрания духовенства церквей г.Соликамска.
             Пастыри Церкви, служители "идеалам христианства" выражают "лояльность"
             всем гражданам без различия... в том числе и проявившимся среди нас,
             к глубокому сожалению, людям, отторгшимся от единства веры с нами,
             насильникам и грабителям, наполнившим город наш грабежами и убийствами...
             Куда пошли 500 тысяч, взятых у граждан г.Соликамска? Где хлеб, обещанный
             им?..
             Нет! Не так должны были вы ответить Комитету и населению на провокаторские
             обвинения 4 марта, расклеенные на улицах Соликамска. С негодованием
             отвергнув обвинение в том, что будто бы вы призывали к вооруженному
             восстанию против бандитов и избиению их, вы в то же время должны были,
             как пастыри, как соль земли, как свет мира, высказать свой нравственный
             суд насильникам и грабителям, выразить им свое негодование и порицание...
             Обращаюсь с сим призывом к иерейской совести всякого из вас.
             Не посрамите моей совести пред Вами, скорбящей "о вашем искушении
             от врага"".
        Епископ Феофан благословил благочинного вновь собрать пастырей и вынести новое
        суждение, что и было исполнено соликамским духовенством.
        По возвращении архиепископа Андроника со второй сессии Поместного Собора
        викарий Соликамский Феофан выбыл на свою кафедру, где власти начали конфискацию
        имущества Свято-Троицкого монастыря. Владыка выступил против захвата церковной
        собственности и призвал жителей Соликамска дать твердый отпор антихристианскому
        походу на Святую Церковь.
        Он послал резкий отказ на просьбу к монастырю волостного земельного отдела
        прислать планы сенокосных лугов для последующего их изъятия, заявив при этом:
            "Предстанет Страшному Суду Всемогущего Бога всякий, кто осмелится для чего-либо
             захватывать принадлежащие Церкви земельные угодья и какое-либо достояние
             Церкви Божией".
        В ночь на 17 июня 1918г. был заключен под стражу архиепископ Андроник.
        Будучи предупрежден о предстоящем аресте, он оставил письменное распоряжение
        викарию Соликамскому Феофану "вступить в управление епархией в случае его —
        архиепископа Андроника — насильственной смерти". В случае же кончины епископа
        Феофана предписывалось передать управление Вятскому епископу Никандру (Феноменову).
        Архиепископ Андроник был арестован и увезен в неизвестном направлении.
        В епархии о его судьбе долгое время не было известно.
        Согласно приказу архиепископа Андроника, отданному им заранее на случай ареста,
        были закрыты все церкви в Перми и Мотовилихе, прекращены богослужения и
        совершение таинств, кроме крещения младенцев и отпевания усопших.
        Стихийно собравшиеся на улицах жители требовали освобождения архиепископа
        Андроника и проклинали большевиков.
        Организованные же властями митинги рабочих обвиняли во всем духовенство и
        угрожали ему расправами.
        После зверского убийства большевиками Владыки Андроника в июне 1918г. епископ
        Феофан 22 июня 1918г. прибыл из Соликамска в Пермь и принял на себя управление епархией.
        Напуганные массовыми волнениями населения из-за убийства Владыки Андроника,
        большевики этому не препятствовали.
        Стремясь предотвратить открытое столкновение, 26 июня 1918г. епископ Феофан
        отменил "забастовку духовенства".
        Он продолжал управлять Пермской епархией, по-прежнему следуя высоким
        духовно-нравственным принципам. В этот период в России уже начиналась
        гражданская война, усиливалось противостояние власти и ее противников,
        из северных уездов стали поступать известия об арестах и казнях священников.
        Жертвами красного террора в 1918г. стали 19 священнослужителей Соликамского
        викариатства.
        1 августа 1918г., в канун Ильина дня епископ Феофан произнес слово
        по поводу ареста в с.Усолье Соликамского уезда священника Михаила Накарякова,
        а через несколько дней после убийства пастыря отслужил по нему панихиду,
        поминая погибшего как священномученика, и благословил его сына-диакона принять
        иерейский сан, — "идти за отцом".
        Получивший широкую огласку поступок епископа Феофана стал одним из поводов
        для будущей расправы с ним.
        Другим поводом стало назначение в сентябре 1918г. на место псаломщика одного
        из храмов епархии скрывавшегося от большевиков бывшего председателя Соликамской
        Земской управы Дмитрия Николаевича Антипина, ради спасения его жизни.
        Однако последнего опознали и задержали, отобрав при аресте документы, выданные
        епископом Феофаном
      Аресты
        Пермь 
        Год ареста 1918 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 10 
        Вскоре были арестованы помощники епископа Феофана — протоиерей Шестаков и
        секретарь Желателев. Опасаясь применения к ним репрессий, 17 октября 1918г.
        епископ Феофан по собственному почину лично отправился для объяснения
        в Пермскую ЧК, где был арестован и заключен под стражу в Пермский арестный дом
      Места заключения
        Пермь, арестный дом 
        Год начала 1918 
        День начала 17 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1918 
        День окончания 24 
        Месяц окончания 12 
    Кончина
      1918 
      День 24 
      Месяц 12 
      зверски замучен на льду р.Кама и утоплен 
      Место Пермь 
      В ночь на 24 декабря 1918г. владыка Феофан принял мученическую кончину,
      Расправа над Владыкой Феофаном произошла накануне занятия Перми Белой армией
      и отступления большевиков.
      В 30-градусный мороз Владыку привели на берег уже замерзшей реки Камы, раздели,
      сплели ему волосы и, продев через них жердь, стали медленно опускать его
      в прорубь, с тем чтобы спустя полминуты вновь поднять его над прорубью и вновь
      опустить. Это изощренное мучение продолжалось в течение 15–20 минут.
      Тело владыки Феофана покрылось льдом толщиной в два пальца,
      но он все еще оставался жив. Многочисленные свидетели видели весь этот ужас.
      После этого он был утоплен. Вместе с ним мученическую смерть приняли два священника
      и пятеро мирян.
      На следующий день большевики отступили, и в город вошли войска адмирала А.В.Колчака
    Канонизация
      1
        Священномученик епископ Феофан (Ильменский) 
        Дата 02/07/1998 
        Кем канонизирован Деяние архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия 
        Местночтимый святой Пермской епархии
        Дни памяти
          Старый стиль 11.12 
          Новый стиль 24.12 
          день мученической кончины (1918г.) 
      2
        Священномученик епископ Феофан (Ильменский) 
        Дата 20/08/2000 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Дни памяти
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Зимина Нина Павловна, исследователь
      Использованы материалы:
         Пермские ЕВ. 1917. N 20–21. С.79.;
         Церковные ведомости. 1917. N 6. С.33.;
         Пермские ЕВ. 1917. N 7–8. С.147–150.;
         Пермские ЕВ. 1918. N 4–5. С.54.;
         Марченко А., прот. Учреждение в Пермской епархии Соликамского викариатства. Божий промысел о свщмч. Феофане (Ильменском)// Материалы III краевых православных Феофановских чтений. Пермь, 2007. С.37–48.;
         Зимина Н.П. Соликамское викариатство / Православная энциклопедия (в печати).

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ