Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодНачалаСлужения 1969 Дела oxd.49 => oxd.49 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
Служение
    Служение
    Томск, Троицкая (бывшая единоверческая) церковь 
    протоиерей 
    Год начала 1956 
    Год окончания 1965 
    Позже служил в Томске.
    Когда о.Константин получил возможность перебраться в Томск и служить там в
    храме, к нему переехала жена с младшей дочкой Татьяной.
    По данным [2,С.442] служил в Троицкой церкви г.Томска в 1956–1965гг.,
    по данным [2,С.323] — в 1955–1965гг.
    В Томске продолжал свое служение, окруженный любовью и благоговейным отношением
    верующих.
    Это не нравилось власть имущим, о.Константин был одним из главных объектов
    для пропагандистских нападок в антирелигиозной кампании Хрущева 1950–1960-х гг.
    Он подвергался постоянной травле со стороны властей.
    Уполномоченный по делам религии так характеризует протоиерея Константина в отчете
    Томскому обкому партии:
       
    "Всесторонне развитый человек... С богословским образованием... способный придать
        красноречивость своим проповедям... Привлекает много верующих и неверующих
        на свои службы... В прошлом занимался активной антисоветской деятельностью...
        В целях подорвать умиление верующих проповедниками и их беспорочностью".

    Из воспоминаний дочери Татьяны:
       "Отец был для меня высшим авторитетом, хотя напрямую никогда не воспитывал.
        Он любил историю, литературу. Знал много стихов наизусть. Был хорошим
        рассказчиком и по вечерам рассказывал дочери рыцарские романы. Это,
        несомненно, повлияло на круг моего чтения и привило любовь к книгам.
        Самое главное — атмосфера в семье Шаховских и то, как родители относились
        к тому или иному событию. Дома все открыто обсуждалось и ничего не скрывалось,
        даже неприятности".

    Во времена хрущевских гонений на Церковь, появились священники-отреченцы, о
    которых широко рассказывалось в газетах. Священника Константина Шаховского
    вызвали в КГБ и предложили "снять" священный сан. Естественно, согласия
    не получили, но предупредили, что это решение отразится на семье и прежде всего,
    на судьбе дочери Татьяны. Дома отец Константин все рассказал.
    Вопрос "или-или" не рассматривался и не обсуждался, хотя понимали —
    будут неприятности.
    Действительно в местных газетах появился ряд клеветнических статей в адрес
    томского духовенства и лично в отношении о.Константина.
    Татьяну начали усиленно перевоспитывать в школе. Жена о.Константина приходила
    на прием к директору и откровенно задала вопрос — дадут ли дочери закончить
    школу, или лучше уехать. Несмотря на напряженную обстановку, Татьяна
    чувствовала себя героем, ведь она участвовала в противостоянии отца.
    После окончания школы Татьяна Шаховская, как дочь священнослужителя не смогла
    поступить в Томский университет, пришлось уехать в Эстонию.
    Из воспоминаний Владимира Андреевича Попова (в будущем митрофорного протоиерея,
    настоятеля Никольского храма в Любятове (Псков)):
       "С отцом Константином Шаховским я познакомился в 1961 году в городе Томске,
        где он жил после освобождения из спецпоселения.
        3 декабря 1960г. в областной газете "Красное Знамя" (Томск) появилась
        большая статья "Настоящее лицо о.Константина":
            "В среде томского духовенства имеются... прямые враги Советской власти,
             например, протоиерей Константин Яковлевич Шаховской... Бежав в детстве от
             народного гнева в буржуазную Эстонию, он долго лелеял ненависть к
             советскому народу. После нападения Германии на Советский Союз он вступил
             в антисоветскую Православную Миссию и, пользуясь саном священника,
             занимался сбором данных о советских партизанах для гестапо. Палач с руками
             по локоть в крови, он получил заслуженное наказание — десять лет
             исправительных лагерей, но и по сей день льет в своих проповедях
             антисоветский яд...
             ...На фактах его прошлой злобной антисоветской деятельности, как
             выходца из княжеского рода и главным образом, его предательской
             деятельности в период Отечественной войны, был показан верующим таким
             лицом, в котором сосредоточены самые большие пороки человека —
             предательство...".
        Хотя мне был тогда 21 год, я по опыту знал цену газетных "фактов" и
        захотел немедленно познакомиться с этим, как я решил, наверняка порядочным
        человеком. Советская действительность вызывала во мне отвращение.
        В огромном городе у меня было два единомышленника. Втроем мы издавали
        рукописный журнал, где помещали свои стихи и философские опусы. Владимир
        Соловьев, символисты, Николай Бердяев...
        Я пришел в старый двухэтажный дом в ограде Свято-Троицкой церкви, нашел
        квартиру отца Константина и, представившись, выпалил, что я (имярек) —
        такой же антисоветчик, как и он. Самое удивительное, что, несмотря на
        такое вступление, наше знакомство состоялось. Отец Константин был опытным
        зеком и с порога гнал многочисленных подсадных уток, досаждавших ему,
        а тут, несмотря на явную провокационность визитера, не только побеседовал
        со мной, но и предложил приходить еще.
        Стоит ли говорить, что меня очаровал мой новый знакомый.
        Это был высокий, необыкновенно стройный, уже седой мужчина с лицом,
        не слепленным кое-как, как все и повсюду, а выточенным тысячелетней волею
        породы. Рассказывая друзьям о моем визите, я восторженно перевирал, но не
        по существу, Пушкина: "Да Шуйские бояре, Шаховские, старинные природные
        князья, старинные, и Рюриковой крови!"
        Отец Константин оказался многосторонне сведущим человеком, и когда мы
        собирались втроем в его квартире, нескончаемые разговоры о литературе,
        лагерях, судьбе России затягивались далеко за полночь, пока, наконец,
        матушка Елизавета Петровна не выгоняла поздних гостей в третьем или
        четвертом часу ночи.
        Я стал все чаще бывать в его доме — и мало-помалу предо мной раскрывался
        образ редкостного по душевной красоте и благородству, в совершенном смысле
        этого слова, человека...".

    В 1965г. по категорическому требованию властей архиепископ Новосибирский
    Павел перевел о.Константина в восточносибирский город Канск

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ