Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодНачалаСлужения 1969 Дела oxd.49 => oxd.49 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
5
    Рукоположение
      протоиерей 
      1956 
    Служение
      Томск, Троицкая (бывшая единоверческая) церковь 
      протоиерей 
      Год начала 1956 
      Год окончания 1965 
      Позже служил в Томске.
      Когда о.Константин получил возможность перебраться в Томск и служить там в
      храме, к нему переехала жена с младшей дочкой Татьяной.
      По данным [2,С.442] служил в Троицкой церкви г.Томска в 1956–1965гг.,
      по данным [2,С.323] — в 1955–1965гг.
      В Томске продолжал свое служение, окруженный любовью и благоговейным отношением
      верующих.
      Это не нравилось власть имущим, о.Константин был одним из главных объектов
      для пропагандистских нападок в антирелигиозной кампании Хрущева 1950–1960-х гг.
      Он подвергался постоянной травле со стороны властей.
      Уполномоченный по делам религии так характеризует протоиерея Константина в отчете
      Томскому обкому партии:
         
      "Всесторонне развитый человек... С богословским образованием... способный придать
          красноречивость своим проповедям... Привлекает много верующих и неверующих
          на свои службы... В прошлом занимался активной антисоветской деятельностью...
          В целях подорвать умиление верующих проповедниками и их беспорочностью".

      Из воспоминаний дочери Татьяны:
         "Отец был для меня высшим авторитетом, хотя напрямую никогда не воспитывал.
          Он любил историю, литературу. Знал много стихов наизусть. Был хорошим
          рассказчиком и по вечерам рассказывал дочери рыцарские романы. Это,
          несомненно, повлияло на круг моего чтения и привило любовь к книгам.
          Самое главное — атмосфера в семье Шаховских и то, как родители относились
          к тому или иному событию. Дома все открыто обсуждалось и ничего не скрывалось,
          даже неприятности".

      Во времена хрущевских гонений на Церковь, появились священники-отреченцы, о
      которых широко рассказывалось в газетах. Священника Константина Шаховского
      вызвали в КГБ и предложили "снять" священный сан. Естественно, согласия
      не получили, но предупредили, что это решение отразится на семье и прежде всего,
      на судьбе дочери Татьяны. Дома отец Константин все рассказал.
      Вопрос "или-или" не рассматривался и не обсуждался, хотя понимали —
      будут неприятности.
      Действительно в местных газетах появился ряд клеветнических статей в адрес
      томского духовенства и лично в отношении о.Константина.
      Татьяну начали усиленно перевоспитывать в школе. Жена о.Константина приходила
      на прием к директору и откровенно задала вопрос — дадут ли дочери закончить
      школу, или лучше уехать. Несмотря на напряженную обстановку, Татьяна
      чувствовала себя героем, ведь она участвовала в противостоянии отца.
      После окончания школы Татьяна Шаховская, как дочь священнослужителя не смогла
      поступить в Томский университет, пришлось уехать в Эстонию.
      Из воспоминаний Владимира Андреевича Попова (в будущем митрофорного протоиерея,
      настоятеля Никольского храма в Любятове (Псков)):
         "С отцом Константином Шаховским я познакомился в 1961 году в городе Томске,
          где он жил после освобождения из спецпоселения.
          3 декабря 1960г. в областной газете "Красное Знамя" (Томск) появилась
          большая статья "Настоящее лицо о.Константина":
              "В среде томского духовенства имеются... прямые враги Советской власти,
               например, протоиерей Константин Яковлевич Шаховской... Бежав в детстве от
               народного гнева в буржуазную Эстонию, он долго лелеял ненависть к
               советскому народу. После нападения Германии на Советский Союз он вступил
               в антисоветскую Православную Миссию и, пользуясь саном священника,
               занимался сбором данных о советских партизанах для гестапо. Палач с руками
               по локоть в крови, он получил заслуженное наказание — десять лет
               исправительных лагерей, но и по сей день льет в своих проповедях
               антисоветский яд...
               ...На фактах его прошлой злобной антисоветской деятельности, как
               выходца из княжеского рода и главным образом, его предательской
               деятельности в период Отечественной войны, был показан верующим таким
               лицом, в котором сосредоточены самые большие пороки человека —
               предательство...".
          Хотя мне был тогда 21 год, я по опыту знал цену газетных "фактов" и
          захотел немедленно познакомиться с этим, как я решил, наверняка порядочным
          человеком. Советская действительность вызывала во мне отвращение.
          В огромном городе у меня было два единомышленника. Втроем мы издавали
          рукописный журнал, где помещали свои стихи и философские опусы. Владимир
          Соловьев, символисты, Николай Бердяев...
          Я пришел в старый двухэтажный дом в ограде Свято-Троицкой церкви, нашел
          квартиру отца Константина и, представившись, выпалил, что я (имярек) —
          такой же антисоветчик, как и он. Самое удивительное, что, несмотря на
          такое вступление, наше знакомство состоялось. Отец Константин был опытным
          зеком и с порога гнал многочисленных подсадных уток, досаждавших ему,
          а тут, несмотря на явную провокационность визитера, не только побеседовал
          со мной, но и предложил приходить еще.
          Стоит ли говорить, что меня очаровал мой новый знакомый.
          Это был высокий, необыкновенно стройный, уже седой мужчина с лицом,
          не слепленным кое-как, как все и повсюду, а выточенным тысячелетней волею
          породы. Рассказывая друзьям о моем визите, я восторженно перевирал, но не
          по существу, Пушкина: "Да Шуйские бояре, Шаховские, старинные природные
          князья, старинные, и Рюриковой крови!"
          Отец Константин оказался многосторонне сведущим человеком, и когда мы
          собирались втроем в его квартире, нескончаемые разговоры о литературе,
          лагерях, судьбе России затягивались далеко за полночь, пока, наконец,
          матушка Елизавета Петровна не выгоняла поздних гостей в третьем или
          четвертом часу ночи.
          Я стал все чаще бывать в его доме — и мало-помалу предо мной раскрывался
          образ редкостного по душевной красоте и благородству, в совершенном смысле
          этого слова, человека...".

      В 1965г. по категорическому требованию властей архиепископ Новосибирский
      Павел перевел о.Константина в восточносибирский город Канск
      Красноярский край, г.Канск 
      протоиерей 
      Год начала 1965 
      Год окончания 1966 
      В 1966г. о.Константин по состоянию здоровья вышел за штат
    Места проживания
      Эстонская ССР, г.Пярну 
      Год начала 1966 
      Год окончания 1969 
      О.Константин переехал в Эстонию в город Пярну, где работала врачом его старшая
      дочь Елена (род. в 1940г.).
      Однако и здесь он находился под надзором властей, которые не давали
      о.Константину регистрации.
      Лишь через несколько лет правящему митрополиту (будущему Патриарху)
      Алексию (Ридигеру) удалось назначить его на приход в деревне Яама недалеко
      от Пюхтицкого монастыря

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ